КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление ассортиментом товаров и ассортиментная политика предприятия
Понятие и классификация ассортимента товаров В составе количественных характеристик товаров одной из важнейших является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Под ассортиментом товаров принято понимать набор товаров, объединенный и формируемый по определенному или совокупности признаков. Этимологическая трактовка понятия «ассортимент» состоит в следующем: ассортимент (от франц. assortment — от assorti — подобранный) набор (подбор) товаров по различным видам, наименованиям и назначению [Словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 988, С. 59]. А в БСЭ, [т. 2, С. 329] определяется: 1) ассортимент п родукции — состав и соотношение отдельных видов изделий в выпуске продукции предприятия, отрасли производства или в какой-либо группе товаров; 2) в торговом предприятии — подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к ассортименту. Одновременно с понятием ассортимента в экономике, коммерции и товароведении применяется понятие «номенклатура». Эти понятия по смыслу близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении понятий: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение — для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения. Говорят, понятие номенклатуры (продукции) применяется главным образом в сфере производства, для обозначения количества наименований производимой продукции, а понятие ассортимента (товаров)— главным образом в торговле и товароведении.
Многообразие ассортимента потребительских товаров упорядочивается с помощью его классификации, включающей деление на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей. По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый. Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемых изготовителем с учетом его производственных возможностей. Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной организации. Например, в торговый ассортимент любого кондитерского магазина входят товары, изготавливаемые многими кондитерскими предприятиями, хлебозаводами, предприятиями общественного питания. В торговый ассортимент магазина электро- электронно- и радиотехнической аппаратуры могут входить изделия, выпускаемые фирмами «Филипс», «Панасоник», «Сони», «LG», «Горизонт» и др. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный. Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях. Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Такой ассортимент присущ оптовым базам, розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом.
Групповой ассортимент — выбор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, плодовоовощные, молочные, обувные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха — социального. Видовой ассортимент — набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента. Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной степени нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, моделями одежды, обуви, современной косметикой, коллекцией марочных вин и др. Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся однородными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Так, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок. Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента, например, в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, в продовольственном магазине — мыло, спички, хозяйственные товары.
Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами. По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. Рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Формирование рационального ассортимента требует большого учета факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменение рационального ассортимента. Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом при ограниченных затратах для потребителя либо при минимальных затратах на их проектирование, производство и доведение до потребителя при требуемом (приемлемом) эффекте (результате) для потребителя. В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным. Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца. Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности. Учебный ассортимент — перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей. Ассортимент товаров характеризуется определенной совокупностью свойств и показателей. Свойство ассортимента — специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. Состав свойств и показателей ассортимента включает: широту, полноту, устойчивость, новизну, структуру, ассортиментный минимум, рациональность, гармоничность. Они могут быть действительными и базовыми. Их содержание и порядок расчета подробно рассматриваются в дисциплинах товароведного цикла и в сжатом виде приведены в табл. 1. Таблица 1 Состав свойств и показателей ассортимента товаров
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента и его развитие в соответствии с конъюнктурой рынка и стратегическими целями организации. Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющая удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации. При формировании ассортимента учитываются практически все виды активности организации, направленные на отбор продукции для производства и последующей их реализации, а также приведение характеристики продукции в соответствии с требованиями и возможностями потребителей. Развитие ассортимента осуществляется не на основе его расширения (сужения), а углубления и прореживания отдельных продуктовых линий. Формирование ассортимента не может абстрагироваться от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации. Ассортиментная политика — это цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Цель организации в области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Для этого должны быть решены следующие основные задачи: § установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах; § определены основные показатели ассортимента и проведен анализ его рациональности; § выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента; § оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/ или реализации отдельных товаров; § определены основные направления формирования ассортимента. Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Это направления, краткая характеристика которых приведена в табл.2. Выбор того или иного направления формирования ассортимента требует знания влияющих на него факторов. При этом различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента. Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность. Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента, в свою очередь зависит от сегмента рынка потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей). Рентабельность производства и реализации определяется затратами производства и обращения, на величину которых значительное влияние оказывают внешние (государственные меры по поддержке отечественных предприятий, налоговая политика и др.) и внутренние факторы (уровень технологических процессов, экономия ресурсов и др.). Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса (ФОССТИС), материально-техническая база торговой организации. Табл. 2 Характеристика основных направлений в области формирования ассортимента
Важную роль в управлении ассортиментом и формировании ассортиментной политики предприятия играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента. Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ, СТО) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется «Классификация и ассортимент», или «Ассортимент», или «Виды». Кроме того, в ряде нормативных документов приводится краткая характеристика видов и разновидностей товаров. Наряду со стандартами различного уровня ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют предприятия-изготовители или торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных, качественных и стоимостных характеристиках товаров. За рубежом широко распространены каталоги, которые разрабатываются на государственном и фирменном уровнях. В нашей стране также проводится работа по созданию Единого государственного каталога, после выпуска которого появится технологический документ, содержащий полный ассортимент российских товаров, который может быть в качестве базового показателя широты. В настоящее время в России уже выпущен ряд изданий, содержащих перечни отечественных товаров по различным отраслям народного хозяйства.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |