Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режим работы и условия труда в магазине




Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распреде­ление товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам.

При этом следует также учитывать необходимость соз­дания оптимального режима труда и отдыха торговых ра­ботников, предоставления им пятидневной рабочей неде­ли, составления удобного графика выхода на работу.

Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигают путем разработ­ки рациональных графиков выхода на работу.

Они должны основываться на соблюдении предусмот­ренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичного чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции.

Графики должны соответствовать изменению покупа­тельских потоков в различные часы дня и дни недели.

Графики выхода на работу работников магазина разра­батывают исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц.

Согласованные с профсоюзным комитетом и утвер­жденные администрацией графики выхода на работу до­водят до сведения работников магазина за две недели до их введения. В последующем их доводят до сведения ра­ботников не позднее нем за три дня до начала следующего месяца. В них указывают время начала и окончания рабо­ты, время перерыва на обед и отдых, выходные дни.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федера­ции норма рабочего времени для каждой из категорий рабо­тающих определяется путем установления продолжительности рабочей недели, на основе которой определяется продолжи­тельность ежедневной работы, время начала и окончания ра­боты, режимы использования рабочего времени.

Границы рабочего времени определяются действующим законодательством и закрепляются правилами внутренне­го трудового распорядка организации, трудовым догово­ром, графиками сменности и т. п.

В рабочее время включаются периоды выполнения ос­новных и подготовительно-заключительных работ, преду­смотренных технологией и организацией труда. Не вклю­чается в рабочее время то время, которое затрачивается на переодевание перед началом и по окончании рабочего дня, а также обеденный перерыв.

Трудовым кодексом Российской Федерации в качестве исходной установлена норма продолжительности рабочего времени в течение календарной недели (в часах). Продол­жительность рабочего времени за день, месяц, квартал, год является производной и исчисляется расчетным путем ис­ходя из продолжительности рабочей недели, рабочего дня и количества рабочих дней в определенном календарном периоде.

В зависимости от продолжительности, трудовое законо­дательство различает следующие виды рабочего времени:

• рабочее время нормальной продолжительности;

• сокращенное рабочее время;

• неполное рабочее время.

Нормальная продолжительность рабочего времени ра­ботников предприятий, организаций независимо от их формы собственности не может превышать 40 часов в не­делю.

Сокращенное рабочее время устанавливается:

- для работников в возрасте до 16 лет — 24 часа в неделю;

- для работников, являющихся инвалидами I или II груп­пы — 35 часов в неделю;

- для работников в возрасте от 16 до 18 лет — 36 часов в неделю;

- для работников в возрасте до 18 лет, являющихся уча­щимися общеобразовательных учреждений, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, — не более 12 часов в неделю для лиц в возрасте до 16 лет, не более 18 часов в неделю для лиц в возрасте от 16 до 18 лет.

Неполное рабочее время может устанавливаться по со­глашению между работником и работодателем при приеме на работу или в течение действия трудового договора. В обязательном порядке такой режим должен быть предос­тавлен по просьбе беременной женщины, одного из роди­телей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом се­мьи в соответствии с медицинским показанием.

Администрацией магазина совместно с соответствую­щим выборным профсоюзным органом с учетом специфи­ки работы, мнения трудового коллектива может устанав­ливаться пяти- или шестидневная рабочая неделя с за­креплением данного положения в правилах внутреннего трудового распорядка или графика сменности с соблюде­нием установленной продолжительности рабочей недели.

Время начала и окончания ежедневной работы (смены) предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности в соответствии с за­конодательством. Правилами внутреннего трудового рас­порядка в магазине также может предусматриваться при­менение многосменного режима работы. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации на тех работах, где это необходимо вследствие особого харак­тера труда, а также при производстве работ, интенсив­ность которых неодинакова в течение рабочего дня (сме­ны), рабочий день может быть разделен на части, но с таким расчетом, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Разделение рабочего дня с определением его частей про­изводится работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.

Совершенствование организации труда в магазине не­разрывно связано с улучшением условий труда работ­ников, которые в значительной мере определяют их рабо­тоспособность и утомляемость. Добиться улучшения усло­вий труда можно внедрением средств механизации тяже­лых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиени­ческих, бытовых и эстетических условий труда, обеспече­нием охраны труда и строгим соблюдением техники безо­пасности.

Улучшению условий труда работников магазина во многом способствует широкое применение тары-обору­дования для доставки товаров в розничную торговую сеть, внедрение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и внутри магазинного перемещения това­ров, механизация операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычислительных операций.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других по­мещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в хо­лодный период года должна быть в пределах 17-22°С, в теплый период— не превышать 28°С. Согласно санитар­ным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный — не более 0,3 м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных забо­леваний работников магазина. Система вентиляции и ото­пления должна предусматривать равномерное распределе­ние воздуха в помещениях магазина. Относительная влаж­ность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С).

Особые требования предъявляются к освещению мага­зинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интен­сивным, но неослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фа­совщиков, продавцов гастрономических товаров, контро­леров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интен­сивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать 10мг/м3. Снизить концен­трацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.

Неблагоприятное воздействие на организм человека ока­зывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает от­рицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повы­шению качества обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических усло­вий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми по­мещениями.

На производительность труда работников магазина, ка­чество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе.

Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом за­висит от характера и стиля руководства коллективом ма­газина.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.