Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы федеративного устройства




Конституционная характеристика Российской Федерации как федеративного государства- Согласно ст. I Конституции РФ Рос­сия является федеративным государством. Прежде чем дать ха­рактеристику федеративного устройства России., нужно рассмот­реть некоторые черты, характеризующие федерацию в целом.

Каждое государство имеет определенную форму государст­венного устройства. Государственное устройство — это территориальная или национально-территориальная организация го­сударства, форма государственных связей между государством в целом и его частями, их правовое положение и административ­но-территориальное деление.

Существует две формы государственного устройства: унитар­ная и федеративная. Унитарное государство — это единое госу­дарство, состоящее из административно-территориальных еди­ниц. Федеративное государство (федерация) — это союзное го­сударство, состоящее из двух и более государств, являющихся его членами-. Образование федеративного государства возмездно посредством объединения нескольких государств в союзное го-

188 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

сударство или выделения из состава единого государства не­скольких государств (государственных образований), взаимодействующих на основе федерализма.

Федерализм — это принцип взаимоотношений федеративно­го государства и его составных частей (субъектов), для которого характерна значительная децентрализация и определенная кон­ституцией самостоятельность субъектов федерации в осуществ­лении государственной власти.

Федерацию следует отличать от конфедерации. Федерация — союзное государство, понятие государственно-правовое. Конфе­дерация — союз государств, понятие международно-правовое. Федерация как форма государственной организации в настоя­щее время широко распространена, а конфедераций не сущест­вует, хотя в прошлом они встречались. Объяснение этой зако­номерной эволюции в том, что конфедерация значительно больше, чем федерация, обособляет объединенные в ней госу­дарства. Поэтому конфедерация является переходной формой, которая ведет либо к полному распаду союза, либо к федера­тивной форме государственного устройства.

В науке конституционного права предлагается классифика­ция существующих федераций по различным критериям.

Федерации принято подразделять на федерации, субъекты которых создаются по национальному принципу, с учетом рассе­ления на территории определенной национальности (в про­шлом ЧССР, СФРЮ), по территориальному принципу (США, ФРГ и др.), по национально-территориальному принципу (Рос­сийская Федерация).

С точки зрения способа создания федеративные государства делят на договорные и конституционные федерации. Договорными принято считать федерации, созданные на основе заключения договора двух и более суверенных государств о создании нового союзного государства. Примером может служить заключение Договора об образований СССР, подписанного 30 марта 1922 г. между РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР. Конституционными считают федерации, созданные в результате принятия конститу­ции или поправок к ней. Таковой является РСФСР, провозгла­шенная федерацией Конституцией РСФСР 1918 г.

По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов вы­деляют федерации на основе союза (СССР, США) и федерации на базе автономии (РСФСР, Бельгия, Австрия). В зависимости-от способа распределения и осуществления властных полномочий

§ 5, Конституционные основы федеративного устройства 189

бывают цетрализованные (РСФСР, Индии, Пакистан) и отно- стельно децентрализованные федерации (ФРГ, США).

Относительно новой является классификация федераций на симметричные и асимметричные. Симметричные федерации ха­рактеризуются тем, что субъекты федерации имеют одинаковое название и равный правовой статус. Асимметричные федерации имеют две разновидности; 1) федерация с относительной асимметрией, когда субъекты федерации имеют одинаковое наименование, но разный правовой статус (Индия); 2) федерация с абсолютной асимметрией, когда субъекты федерации имеют различные наименования и разный правовой статуе (Россий­ская Федерации),

Россия до октября 1917 г. была единым унитарным многона­циональным государством и оставалась таковой до начала 1918 г. Решениями III Всероссийского съезда Сонетом в январе 1918 г. она была провозглашена федерацией «на основе свобод­ного союза свободных нации».

РСФСР стала новым типом федерации, основанной па авто­номии. Ее субъектами Были автономные республики» автоном­ные области и национальные округа, переименованные в 1978 г, в автономные округа. При том территории, населенные рус­ским пародом, составляющим примерно 86% всего населении Российской Федерации, остались вне федеративных отноше­ний, оставаясь обычными административно- (территориальными единицами.

После распада СССР в 1991 г. процесс создания новой рос­сийской государственности был достаточно непоследователь­ным и эклектичным. Российская Федерация вобрала в себя об­ломки старой советской государственности в том виде, в каком они ей достались. Федеральная власть, бессильная диктовать свою политическую волю, была вынуждена идти на уступки ав­тономным образованиям. В 1990-1991 гг. верховные советы большинства автономных республик провозгласили себя суве­ренными государствами- Советы народных депутатов Адыгей­ской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской автономных областей приняли решение о преобразовании своих автономий в суверенные республики в составе России- Соответствующие изменения в их правовом статусе были зафиксированы в Кон- ституции РСФСР 1978 г.

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, рас­пределивший предметы ведения и полномочия между федераль

190 Глава 1. Основы конституционного строя Российской Федерации

ными органами государственной власти и органами государст­венной власти субъектов РФ. Федеративный договор признал бывшие административно-территориальные единицы (края, об­ласти, города Москву и Санкт-Петербург) субъектами РФ.

Дальнейшее развитие российского федерализма связано с принятием Конституции РФ 1993 г., которая в качестве субъек­тов РФ закрепила республики. края? области, города федераль­ного значения, автономную область, автономные округа.

Конституционно-правовая природа Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, будучи учрежденной конституцией, а не договором, она является конституционной. Федеративный договор 1992 г. был договором не об учреж­дении новой федерации, а о перераспределении полномочий между федеральными органами государственной масти и орга­нами государственной власти субъектов РФ. При этом полно­мочия перераспределялись от Российской Федерации к субъек­там, а не наоборот.

Конституционно-правовую природу Российской Федерации характеризуют ее принципы. Они закреплены в Конститу­ции РФ. Российская Федерация согласно ст. 5 состоит из респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, автоном­ной области, автономных округов — равноправных субъек­тов РФ. Изданной формулы вытекают семь принципов российского федерализма.

Во-первых, субъекты РФ многообразны, что определяет та­кой признак Российской Федерации, как ее асимметричность, обусловленную спецификой исторического развития Россий­ской Федерации.

Во-вторых, субъекты РФ созданы по национально-террито­риальному и территориальному принципам. РСФСР была первой федерацией, где была предпринята попытка создать субъекты по национальному принципу. Создание Федерации по чисто национальному принципу, где в субъектах проживала только одна национальность, практически неосуществимо, так как на одной и той же территории обычно проживают люди самых разных этносов и ни один из них не составляет абсолютного большинства. Так, из 21 республики в составе современной Российской Федерации только в девяти титульная нация со­ставляет абсолютное большинство: Дагестан, Ингушетия, Ка­бардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Чечня, Чувашия. По переписи населения 1989 г. в семи

§ 5. Конституционные основы федеративного устройства '191

автономных республиках титульная нация составляла мень­шинство: Карельская — 10%, Башкирская — 21,9%, Коми — 23,3%, Бурятская - 24,1%, Удмуртская - 30,8%, Мордов­ская — 32,5%, Якутская — 33,8%(.

В-третьих, субъекты РФ согласно ст. 5 Конституции РФ должны быть равноправны независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития. Однако даже формально-юридически субъекты РФ признать равноправными трудно. Так, республика именуется в ч. 2 ст. 5 Конституций РФ как государство, которое имеет свою конституцию и законодательство. Конституция республики мо­жет приниматься как законодательным (представительным) ор­ганом государственной власти субъекта РФ, так и референду­мом. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательст­во. Устав может приниматься только законодательным (пред­ставительным) органом государственной власти субъекта РФ. Кроме того, если к совместному ведению Российской Федера­ции и республик относится обеспечение соответствия Консти­туции РФ и федеральным законам конституций и законов рес­публик, то в отношении других субъектов РФ объектами кон­троля являются не только уставы и законы, но и другие нормативные правовые акты данных субъектов РФ.

В-четвертых, федеративное устройство Российской Федера­ции основано на принципе ее государственной целостности. Га­рантиями государственной целостности Российской Федерации являются:

— целостность и неприкосновенность ее территории;

— единство экономического пространства, предполагающее отсутствие таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и фи­нансовых средств;

— верховенство Конституция РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

— единое гражданство РФ;

— отсутствие у субъектов РФ права выхода из состава Феде­рации или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации.

' См.: Народы России: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тиитов. М., 1994. С. 33.

192Глава 1. Основы конституционного строя Российской Федерации

В-пятых, федеративное устройство Российской Федерации

основано на принципе единства системы государственной вла­сти. Государственная власть Российской Федерации реализует­ся через систему высших органов государственной власти Рос­сийской Федерации и органов государственной власти всех субъектов РФ. Единство системы органов государственной вла­сти в Российской Федерации обусловлено; единством источни­ка власти (российский многонациональный народ); единством принципов построения системы органов государственной вла­сти; единством целей деятельности системы органов государст­венной власти.

В-шестых, в основе федеративного устройства Российской Федерации лежит принцип разграничения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения и полномочия органов государственной вла­сти в Российской Федерации под разделяются: на исключитель­ную компетенцию федеральных органов государственной власти (ст. 71 Конституции РФ); совместную компетенцию федераль­ных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ); исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, определяемую по остаточному принципу и закрепляемую кон­ституциями и уставами субъектов РФ.

В-седьмых, федеративное устройство Российской Федера­ции основано на равноправии и самоопределении народов в Рос­сийской Федерации.

Равноправие народов Российской Федерации означает ра­венство их возможностей в развитии национальной культуры, самобытности, во всех сферах государственной, общественной, экономической и социальной жизни.

Самоопределение наций вытекает из их суверенитета, кото­рый означает право на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, свободное избрание формы своей национальной государствен­ности. Этот принцип закреплен международными докумен­тами.

Формой самоопределения народов в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя

§ 5. Конституционные основы федеративного устройства 193

к определенным этническим общностям, для еамттятптот решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной аВТОНОМИИ»).

Национально-культурная автономия основывается на сле­дующих принципах: свободное волеизъявление граждан ирй от­несении себя к определенной этнической общности; доброволь­ные самоорганизация и самоуправление; многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетание общественной инициативы с государственной под-' держкой; уважение языка* культуры, традиций и обычаев граж­дан различных этнических общностей; законность.

Особое внимание Конституция РФ уделяет гарантиям ко­ренных малочисленных народов в соответствии с общепри­знанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации {ст. 69).

Конституционная характеристика Российской Федерации как суверенного государства. Суверенитет — это верховенство и не­зависимость государства в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государ­ствами.

Верховенство государства означает его право в соответствии с волей народа нормативными правовыми актами определять основы конституционного строя, правового положения граж­дан, государственное устройство, систему, принципы организа­ции и деятельности органов государственной власти, местное самоуправление.

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных за­конов как выражение суверенитета Российской Федерации рас­пространяется на всю ее территорию. Он означает, что субъект РФ не может изменять установленные Конституцией РФ при­оритеты действия законов и иных федеральных нормативных правовых актов, ограничивать их применение» приостанавли­вать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, пра­вовых споров, не предусмотренные Конституцией РФ и феде­ральными законами.

Независимость государства означает, что оно самостоятельно, независимо в выборе средств и форм проведения своей

194 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

внутренней и внешней политики. Участвуя в межгосударственных объединениях, государство может передавать им часть сво­их полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и граж­данина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Суверенитет государства может быть внутренним и внеш­ним, которые являются сторонами одного и того же принципа государственного суверенитета. Государство, обладающее лить одним внутренним или одним внешним суверенитетом, являет­ся не суверенным государством, а либо протекторатом, либо конфедерацией государств, которая вообще не может рассмат­риваться как государство. Между обеими гранями суверенитета существует тесная связь. Так, государство, не имеющее права самостоятельно регулировать свои внешние сношения, тем са­мым лишается права регулировать положение иностранцев на своей собственной территории1.

«Передача Российской Федерацией части своих полномочий межгосударственным объединениям не равнозначна передаче части своего суверенитета. Суверенитет Российской Федерации не есть простая совокупность ее полномочий, это неотъемле­мое качество: присущее Российскому государству. Оно дейст­вительно «материализуется» в полномочиях Российской Феде­рации, но не тождественно им. Поэтому межгосударственному объединению может быть передана именно часть полномочий Российской Федерации, если это, в частности, не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, в том числе суверенитету Российской Федерации. Однако но­менклатура передаваемых полномочий не должна влечь утрату суверенитета государства»-.

Независимость как признак суверенитета государства прояв­ляется и в том, что все государства, будучи членами междуна­родного сообщества, равны между собой, имеют одинаковые права и обязанности. Проявлением этого признака суверените­та является также то, что границы между государствами могут изменяться только в соответствии с нормами международного права, мирным путем, по взаимному договору.

1См.: Левин И. Д. Суверенитет, СПб., 2003. С. 111—112.

2Конституция Российской Федерации: комментарий / под ред. В. В. Лазо­рева. М., 2004. С. 40.

.

§ 5. Конституционные основы федеративного устройства195

Сложной проблемой законодательства и науки конституци­онного права является определение суверенитета в федератив­ном государстве, которое состоит из двух и более государств или государственных образований.

Конституция: СССР 1924 г. закрепляла концепцию делимо­сти суверенитета. Согласно ее ст. 3 «суверенитет союзных рес­публик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетен­ции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осу­ществляет свою государственную власть самостоятельно; Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик». Гарантиями суверенитета союзной республики были: право свободного выхода из Союза, право вносить изменения в свою конституцию, запрет 'на изменение территории союзной республики без ее согласия.

Конституции РСФСР 1925, 1937, 1978 гг., закрепляя гаран­тии суверенитета РСФСР, не упоминали суверенитет автоном­ных образований в ее составе. Автономные образования, вхо­дившие в состав РСФСР, принято относить к. двум формам ав­тономии: политической и административной. Политической автономией была автономная республика — национально-госу­дарственное образование. К административной автономии от­носились автономная область и национальные (впоследствии — автономные) округа. Автономная республика имела свою кон­ституцию, учитывающую особенности автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР. Законы РСФСР обязательны на терри­тории автономной республики. В случае расхождения законов автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР. Перечисленные признаки свидетельствуют об отсутст­вии суверенитета у автономных образований в составе РСФСР.'

12 июня 1990 г. 1 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Деклара­ция провозгласила РСФСР как суверенное государство, создан­ное исторически объединившимися в нем народами. Суверени­тет РСФСР — естественное и необходимое условие существова­ния государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и п. 15 ст. 109 Конституции (Основного закона) РСФСР 1978 г. (рати­фикация и денонсация международных договоров) 12 декабря

196 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федераций

1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «О денонсации Договора об образовании СССР».

В условиях экономического и политического кризиса» нарастания сепаратизма автономные республики и четыре автоном­ные области я 1990-1991 гг. в одностороннем порядке провоз­гласили себя суверенными государствами в составе Российской Федерация IV Съезд народных депутатов Российской Федера­ции признал необходимых повысить правовой статуе всех авто­номных республик. В Конституции РСФСР 1978 г. было произ­ведено терминологическое изменение текста посредством ис­ключения слова «автономия».

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федераль­ными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Таким образом термин «суверенные» примени­тельно к республикам был подтвержден и важном источнике конституционного права.

При принятии этого решения господствовали политические доводы и рассуждения. С точки зрения теории права оно было несостоятельным. Откуда может быть суверенитет у автономно­го образования, которое никогда, ни до, ни после октября 1917 г,, им не обладало. При этом у большинства республик отсутствовала экономическая основа суверенитета, социальные потребности населении этих субъектов удовлетворялись и удов­летворяются и за счет дотации из федеральною бюджета.

Конституция РФ 1993 г;, принятая уже в других историче­ских условиях, условиях укрепления федеральной власти, тер­мин «суверенитет» использует применительно только к Рос­сийской Федерации. Носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - ее многонацио­нальный народ (ст. 3). являющийся основой государственного суверенитета страны. Суверенитет Российской Федерации в силу ст. 3 исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной вла­сти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета всех без исключения субъек­тов РФ.

Таким образом, республики по действующей Конститу­ции РФ не являются суверенными. Термин «суверенные» при-

§ 5. Конституционные основы федеративного устройства197

менительно к республикам ни в одной статье Конституции РФ

не используется.

Данное положение подтверждено в ряде решений Конститу­ционного Суда РФ. Например, в постановлении Конституци­онного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Рес­публики Алтай и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодатель­ных (представительных) и исполнительных органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации» отмечено, что субъекты РФ не обладают суверенитетом, который изна­чально принадлежит Российской Федерации в целом.

Признание за республиками суверенитета в условиях, когда все другие субъекты РФ им не обладают, нарушило бы консти­туционное равноправие субъектов РФ, сделало бы невозмож­ным его осуществление в принципе, поскольку субъект РФ, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством.

Следовательно, использование в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ применительно к установленному ею федеративному устройст­ву понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 г. — признание го­сударственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отра­жает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Конституционный Суд РФ отметил, что положения Федера­тивного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверени­тета Российской Федерации, ее конституционно-правового ста­туса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ-Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство государственной власти вы­ражается в том, что в пределах территории Российской Федера­ции не допускается иной власти, которая могла бы существо­вать наряду с ней или вне ее контроля. Гарантией этого явит­ся верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территорий Российской Федерации. Российская Федера-

198 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации*.

ция обеспечивает целостность и неприкосновенность территории. Будучи гарантом Конституции РФ, Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по ох-. ране территории Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ст. 80). Для охраны суверенитета Российской Федерации в случае агрессии против нее или непо­средственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на ее тер­ритории или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации к Государственной Думе (ст. 87).

В случае угрозы территориальной целостности и неприкос­новенности Российской Федерации, исходящей от субъекта РФ, возможна «федеральная интервенция» для преодоления этой уг­розы.

В интересах охраны суверенитета Российской Федерации Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению оборо­ны страны, государственной безопасности, реализации внеш­ней политики Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.