Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ ОБЩАЯ 9 страница




Дисциплинарная ответственность служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) предусмотрена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют та­кие уставы и положения. Этот вид дисциплинарной ответственности распространяется, например, на военнослужащих, служащих МВД, таможенных органов, органов и учреждений прокуратуры, на работ­ников железнодорожного транспорта, морского флота и ряда других отраслей и сфер государственной деятельности.

Ответственность по дисциплинарным уставам и положениям (ус­тавная ответственность) считается наиболее строгим видом дисцип­линарной ответственности служащих, потому что, во-первых, здесь нередко предусматривается возможность привлечения к дисциплинар­ной ответственности за совершенные за пределами службы, позорящие и дискредитирующие публичную власть, аморальные и административ­ные проступки; во-вторых, предусматриваются некоторые специфи­ческие меры дисциплинарных взысканий, например, лишение нагруд­ного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; в-третьих, за грубое нарушение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретного учреждения, но и из системы данной отрасли (из органов прокуратуры, МВД, таможенных органов и т. д.).

Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчиненно­сти распространяется на всех государственных и муниципальных слу­жащих, а также на не являющихся государственными или муници­пальными служащими руководителей и некоторых должностных лиц государственных и негосударственных организаций и учреждений.

Действующее федеральное и законодательство субъектов Феде­рации о государственной и муниципальной службе предусматривает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным либо муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться назначившим его на должность органом или руководителем одно из следующих дис­циплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение с государственной гражданской службы по строго установленным законом основаниям.

Совершивший должностной проступок государственный слу­жащий может быть временно (не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от испол­нения должностных обязанностей с сохранением денежного содер­жания. Отстранение служащего от исполнения должностных обязан­ностей в этом случае производится распоряжением принимавшего его на службу руководи геля.

Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внутрен­него трудового распорядка распространяется на всех других лиц, работающих в государственных органах или органах местного само­управления в целях технического обеспечения их деятельности, но не являющихся государственными или муниципальными служащими, а также на работников всех социально-культурных и иных учреждений и организаций любых форм собственности, не являющихся органами государственной власти или местного самоуправления.

Этот вид дисциплинарной ответственности выступает как средс­тво обеспечения трудовой дисциплины указанной категории слу­жащих, соблюдения ими трудового распорядка на предприятиях, в учреждениях, организациях, который определяется Правилами внут­реннего трудового распорядка, утверждаемыми в соответствии сост. 190 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) работодателем с учетом мнения пред­ставительного органа работников организации.

Порядок или процедура дисциплинарного производства едины для всех групп и категорий служащих. Основанием привлечения кдисциплинарной ответственности любого служащего служит дисцип­линарный проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее испол­нение обязанностей службы и (или) трудовой дисциплины.

Для привлечения любого служащего к дисциплинарной ответс­твенности требуется обязательное письменное его объяснение о при­чинах и обстоятельствах допущенного им нарушения должностных служебных обязанностей и предписаний. При этом при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершен­ного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшес­твующая работа и поведение привлекаемого к дисциплинарной от­ветственности служащего.

По действующему законодательству дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни служащего или пребывания его в отпуске. При этом в любых случаях взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или провер­ки финансово-хозяйственной деятельности — не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время произ­водства по уголовному делу (ст. 193 ТК РФ).

6.4.6. Основания и порядок прекращения служебных полномочий (увольнение со службы)

Законодательство предусматривает два рода оснований (фактов, имеющих юридическое значение) оставления должности, т. е. пре­кращения служебных полномочий. Одни исходят от самого служаще­го, порождаются его волей и желанием: увольнение по собственному желанию, выход на пенсию, поступление на учебу, призыв на воен­ную службу и другие основания, предусмотренные ТК РФ.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством о труде, увольнение государственного и муниципального служащего может быть осуществлено по инициативе государственного или му­ниципального органа в следующих случаях: 1) достижения им пре­дельного возраста, установленного для замещения государственной либо муниципальной должности государственной или муниципаль­ной службы соответственно; 2) прекращение гражданства Россий­ской Федерации; 3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного либо муниципального служа­щего действующим законодательством; 4) разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тай­ну; 5) в случае выявления предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих поступлению на государственную или муници­пальную службу и нахождению на ней (ограниченная дееспособ­ность, наличие судебного решения о запрещении занимать опреде­ленные должности и т. д.).

При прекращении государственной либо муниципальной службы в связи с выходом на пенсию служащий считается находящимся в от­ставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряда.

 

Контрольные вопросы

1. Приведите определение понятия служба.

2. Назовите характерные признаки служащего.

3. Назовите виды службы и служащих по действующему законодательству.

4. Приведите определение понятий: государственная служба, муниципальная служба, государственный служащий, муниципальный служащий, государственная гражданская служба и государственный гражданский служащий.

5. Назовите категории и группы должностей государственной гражданской и муниципальной службы.

6. Назовите основные разновидности государственных служащих

7. Дайте легальное и доктринальное определение понятию должностного лица. Сравните их.

8. Назовите способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.

9. Какие ограничения существуют при приёме на должности государственной гражданской службы?

10. Назовите сроки и охарактеризуйте порядок аттестации государственных и муниципальных служащих.

11. Какие меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих Вы знаете?

12. Назовите виды, основания, общий порядок реализации дисциплинарной ответственности государственных служащих за служебные (должностные) проступки.

13. Назовите основания и порядок прекращения служебных полномочий.

 

 

 

Раздел 7. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью.

В результате изучения раздела 7 студент должен

понимать сущность административно-правовой природы применяемых мер принуждения; особенности административного принуждения;содержание основных положений действующего административного законодательства, юридических фактов как необходимых предпосылок административно-правовых отношений, их субъектного состава, объектов и содержания, мер административного принуждения;

уметь разграничивать виды и меры административного принуждения; раскрывать сущность и особенности нормативных правовых норм, устанавливающих административную ответственность; давать толкование норм и квалифицированные консультации по вопросам российского административного законодательства;

владеть навыками применения норм административного принуждения и норм административной ответственности; применения нормы административного права и иных отраслей права, устанавливающих ответственность за правонарушения; юридической консультации граждан по вопросам, связанным с применением мер административного принуждения и административной ответственности; навыками реализации административного законодательства, его толкования и применения в точном соответствии с законом.

Тема 7.1. Понятие административного принуждения, его виды и особенность.

Административное принуждение как специфический метод охра­ны и защиты действующего в стране конституционного правопоряд­ка имеет ряд характерных отличительных признаков. По основаниям применения административное принуждение делится на принужде­ние в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при от­сутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и го­сударственной необходимости либо в общественно полезных и объ­ективно необходимых контрольно-профилактических целях.

Все разновидности административного принуждения применяют­ся различными органами исполнительной власти и их должностными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчинения, и этим административное принуждение отличается от служебно-дисциплинарного принуждения, связанного с применением различных и раз­нообразных мер дисциплинарной ответственности.

По своему содержанию и непосредственной цели их применения все предусмотренные ныне действующим законодательством меры административного принуждения можно разделить на пять видов: 1) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств (к административно-предупредительным мерам, применяемым в силу государственной и общественной не­обходимости, относятся, например, реквизиция, карантин, резерва­ция, установление режима запретных зон и закрытых территорий, различные ограничения и запрещения на осуществление опреде­ленных действий (по проведению демонстраций, уличных шест­вий и т. д.). Непосредственной целью осуществления уполномо­ченными на то органами исполнительной власти перечисленных и подобных им административно-предупредительных мер является государственная и общественная необходимость преодоления ка­ких-то мешающих нормальной жизнедеятельности общества осо­бых экстраординарных обстоятельств); 2) административные меры контрольно-предупредительного характера (к административным мерам контрольно-предупредительного характера относятся, на­пример, обязательная государственная регистрация (оружия, транс­портных средств, уставов общественных объединений и т. д.), все меры разрешительной системы, лицензирование различных видов производственно-хозяйственной и предпринимательской деятель­ности, квотирование экспорта и импорта определенного вида то­варов и продукции, досмотры транспортных средств, ручной клади и багажа пассажиров авиационного транспорта и др.); 3) меры ад­министративного пресечения и обеспечения производства по де­лам об административных правонарушениях (обе эти группы мер административного принуждения применяются при отсутствии правонарушений и, следовательно, к законопослушным гражданам и организациям, поэтому требуется особая осторожность, четкость и обходительность органов и должностных лиц государственной ис­полнительной власти с теми субъектами, к которым применяются эти меры).

К мерам административного пресечения правонарушений и обес­печения производства по делам об административных правонаруше­ниях относятся, например, прекращение работ и приостановление деятельности отдельных предприятий и организаций или их частей, применение специальных средств, оружия и физической силы ра­ботниками МВД, ФСБ, полиции и других силовых структур, меры административного надзора за некоторыми лицами, оцепление (бло­кирование) отдельных участков местности, домов, дворов и некото­рые другие аналогичные по своему предназначению меры, а также перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ[76] меры обеспечения производс­тва по делу об административном правонарушении: Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление (ст. 27.2); 2) административное задержание (ст. 27.3 —27.5); 3) протокол об административном задержании ст.27.4); 4) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу поме­щений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.7— 27.9);

4) изъятие вещей и документов (ст. 27.10—27.11); 5) отстране­ние от управления транспортным средством соответствующего вида и медицинское освидетельствование на состояние опья­нения (ст. 27.12); 6) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13 -27.13.1); 7) арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14); арест судна, доставленного в порт Российской Федерации (ст.27.14.1); 8) привод (ст. 27.15); 9) привод (ст. 27.15); 10) временный запрет деятельности (ст. 27.16); 11) залог за арестованное судно (ст.27.18); 12) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации (ст.27.19). Непосредственной це­лью применения всех мер административного пресечения и обеспе­чения производства по делам об административном правонарушении является предотвращение вредных последствий уже совершенного правонарушения или же пресечение в самом зародыше начинающе­гося правонарушения, недопущение его развития и превращения в более серьезное и тяжкое по своему содержанию и последствиям пра­вонарушение; административно-восстановительные меры; меры ад­министративных наказаний, применяемых за совершение админис­тративных правонарушений (к административно-восстановительным мерам относятся: возмещение причиненного административным пра­вонарушением материального ущерба, не превышающего половины минимального размера оплаты труда; снос самовольно возведенных строений и сооружений по решению муниципальных органов испол­нительной власти; административное выселение с санкции прокуро­ра лиц из самоуправно занятых ими жилых помещений).

Непосредственной целью применения любых административно-восстановительных мер является полное восстановление за счет ви­новного статус-кво (положения, существовавшего до пра­вонарушения) по решению полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Административные наказания, исчерпывающий перечень кото­рых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного прину­ждения тем, что применяются они как санкции за совершение кон­кретного административного проступка.

 

 

Тема 7.2. Административная ответственность: понятие, структура, субъекты

§7.2.1. Понятие и структура административной ответственности.

Административная ответственность - это предусмотренная за­конодательством правовая ответственность за совершенное адми­нистративное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.

Задачами законодательства об административных правонаруше­ниях (ст. 1.2 КоАП РФ) являются: во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения; окружающей среды; установлен­ного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности; во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных эко­номических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; в-третьих, пре­дупреждение административных правонарушений. Этот перечень объектов охраны и защиты возможно рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов адми­нистративных правонарушений.

Следует четко разграничивать понятия «установление» и «приме­нение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения. Установление административной ответственности - издание предусматривающих ее законов. Формой установления административной ответственности выступают только федеральные и субъектов Российской Федерации законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонару­шений и установлены административные санкции за их нарушение. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административной ответственности определя­ются в соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ и ст. 1.3 КоАП РФ. Формой применения административной ответственности являются, принимаемые уполномоченными на то государственны­ми органами исполнительной власти и их должностными лицами, индивидуальные (административные) правовые акты применения, установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим ад­министративное правонарушение.

Применение административной ответственности - это привлечение виновных в совершении административных правонарушений фи­зических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных на­казаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административ­ных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1-23.61).

В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, то есть принципы привлечения к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер ад­министративного принуждения (ст. 1.6).

Структура административной ответственности (как и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы: основание административной ответственности (юридическое, факти­ческое и процессуальное); правовые условия привлечения к админист­ративной ответственности, а также условия, исключающие ее; субъекты административной ответственности; санкции (административные нака­зания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.

§7.2.2. Основания и условия административной ответственности. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.

Существуют три тесно взаимосвязанных основания администра­тивной ответственности: юридическое, фактическое и процессуаль­ное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности - это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действую­щем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное со­ответствующим субъектом. Процессуальным основанием админист­ративной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершен­ном данным субъектом.

Административным правонарушением как фактическим основа­нием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следу­ющими обязательными признаками: во-первых, любое администра­тивное правонарушение - это деяние, то есть объективно выражен­ное действие или бездействие; во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объек­тов посягательств; в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (без­действии) физических и юридических лиц полностью исключает воз­можность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная от­ветственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим зако­нодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее все признаки административного правонарушения деяние может быть фактическим основанием административной ответс­твенности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее). Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или со­ответственно отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении ко­торого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ), давностные сроки привлечения к административ­ной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необ­ходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2,4.3 КоАП РФ), а по некоторым составам адми­нистративных правонарушений также причинная связь между проти­воправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщест­венным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общест­венных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассмат­ривается государством в качестве общественно опасного деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью администра­тивного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко. Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей (ст. 7.27 КоАП РФ).

Под составом административного правонарушения понимается уста­новленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным пра­вонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона адми­нистративного правонарушения.

Объект административного правонарушения - те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие). В науке административного права принято выде­лять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых со­относится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ. Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая—обозначени­ем области, отрасли или сферы государственного управления. Непо­средственные же объекты посягательства представлены в соответст­вующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения пред­ставляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездей­ствия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстанов­ку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает фи­зическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонаруши­тель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие).

Понятие субъекта административного правонарушения не равно­значно понятию субъекта административной ответственности. Субъ­ектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то кон­кретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица).

Субъективная сторона характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. А совершен­ным по неосторожности признается такое административное право­нарушение, где совершившее его лицо предвидело возможность на­ступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последст­вий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

 

§7.2.3. Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности чаще всего вы­ступают субъекты административного проступка, т. е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекае­мые за это к административной ответственности.

Личность правонарушителя индивидуальна, и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная их часть учитывается при правовой опенке содеянного. Оцениваются лишь юридически значимые при­знаки личности правонарушителя, которые принято разделять на две группы: во-первых, входящие в состав административного проступ­ка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния; во-вторых, особые свойст­ва субъекта административной ответственности, подлежащие обяза­тельному учету при определении формы, вида и размера наказания. Поэтому среди физических лиц в науке административного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъек­тов административной ответственности.

Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не яв­ляющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности, которая наступает в отноше­нии вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка, признаки гражданина как субъекта административной ответственности. Пре­дусмотренные же соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их не­сколько.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонару­шения на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федера­ции, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основа­ниях. Вопрос же об административной ответственности иностранно­го гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федераль­ными законами и международными договорами и совершившего на территории Российской Федерации административное правонару­шение, решается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.