Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Децентрализованные государственные доходы




Классификация государственных и местных доходов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ

 

 

Государственные доходы – это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов. [415] Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории. Государственные и муниципальные доходы поступают в распоряжение Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Они зачисляются в бюджеты всех уровней и внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных и муниципальных предприятий. При этом в последние годы сформировалась тенденция консолидирования доходов всех уровней в бюджетах с последующим выделением их государственным и муниципальным предприятиям. Это позволяет более качественно осуществлять финансовый контроль, не допустить нецелевого использования государственных средств.

Существует несколько видов классификации государственных и муниципальных доходов:

По социально-экономическому признаку:

· от государственного или муниципального имущества и угодий;

· от предприятий и организаций различных форм собственности;

· от иностранных предприятий и организаций;

· от личных доходов граждан.

По территориальному уровню:

· федеральные;

· доходы субъектов Федерации;

· местные доходы.

В соответствии с бюджетной классификацией:

· налоговые доходы;

· неналоговые доходы;

· безвозмездные и безвозвратные перечисления;

· доходы целевых бюджетных фондов.

По методам аккумуляции:

· обязательные платежи;

· добровольные платежи.

По порядку образования и использования:

· централизованные доходы – сосредоточены в бюджетах и внебюджетных фондах. Они отнесены к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов РФ, муниципальной казне;[416]

· децентрализованные доходы – денежные средства, которые принадлежат государственным (муниципальным) организациям, находятся в их распоряжении и используются ими самостоятельно на различные цели, которые ставятся вышестоящим начальством. Эти средства принадлежат организациям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.[417]

Безвозмездные и безвозвратные перечисления, неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов были подробно рассмотрены в раз­деле II «Бюджетное право». Децентрализованные доходы будут рассмотрены в рамках данной главы. Налоговым доходам будет посвящена большая часть материала данного раздела.

 

Децентрализованные государственные доходы – это доходы предприятий и организаций, которые полностью или частично принадлежат государству и финансовые ресурсы которых можно использовать для решения социальных или экономических задач, стоящих перед государством (муниципальным образованием).

Финансы предприятий являются источником большей части всех финансовых ресурсов страны. Говоря о финансах предприятий нельзя разделять государственные и негосударственные предприятия, поскольку в условиях рыночной экономики они действуют в абсолютно одинаковом режиме. Единственная разница между государственными и негосударст­венными предприятиями заключается в порядке распределения прибыли и определении функций предприятия. Необходимо разделять коммерческие предприятия и некоммерческие организации, которые иным образом используют свои финансы. Коммерческие предприятия и организации имеют основной целью получение прибыли. В качестве дополнительных целей можно выделить развитие производства и социальные (благотворительные) программы.

Общая схема функционирования финансов любого предприятия выглядит следующим образом (рис. 17). Все получаемые предприятием денежные и материальные средства называются выручкой от производства и реализации. В первую очередь из нее вычитаются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Все, что осталось, называется доходами. Из доходов вычитаются расходы, связанные с производством и реализацией, к которым относятся – материальные расходы, оплата труда, расходы на амортизацию средств производства, налоги и сборы, уплаченные в бюджет, и прочие расходы. Кроме того из доходов вычитаются внереализационные доходы. Все, что осталось, называется прибылью. Из прибыли уплачивается налог на прибыль. Все, что осталось у предприятия после уплаты налога на прибыль, может быть им истрачено по собственному усмотрению. Часть средств может быть направлена на развитие производства. Другая часть средств может быть использована для выплаты дивидендов или осуществления непроизводственных расходов – социальные или благотворительные программы. Если предприятие негосударственное, то порядок развития предприятия и использование его чистой прибыли определяют его акционеры. С государством они вступают в правоотношения только по линии уплаты налогов и сборов.

ВЫРУЧКА ОТ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ
НДС и акцизы ДОХОДЫ
Расходы, связанные с производством и реализацией Внереализационные расходы ПРИБЫЛЬ
Материальные расходы Оплата труда Амортизация средств производства Налоги и сборы в бюджет Прочие расходы Налог на прибыль ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
Развитие производства Выплата дивидендов Использование на непроизводственные цели

Рис. 17. Порядок образования финансов предприятия

На государственных (муниципальных) коммерческих предприятиях государство (муниципальное образование) определяет, кроме всего прочего, стратегию развития и регулирует работу предприятия для обеспечения социальных нужд. Так, практически все предприятия городской электроэнергетики, водоснабжения, теплоснабжения, организации общественного транспорта являются муниципальными унитарными предприятиями, и муниципалитет определяет их общий порядок функционирования. На уровне субъектов Федерации и федеральном уровне государство также определяет порядок функционирования унитарных предприятий. Все это закрепляется в уставе предприятия. Если государство не полноправный владелец, а совладелец, то оно участвует в распределении прибыли и может влиять на стратегию предприятия, но не полностью.

Все государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).[418] К числу предприятий оперативного управления относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские предприятия Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федераль­ной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ и т.п. Предприятия, не связанные с обороной и безопасностью, как правило, основаны на правиле хозяйственного ведения.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, самостоятельно распоряжаются полученной прибылью. Эту прибыль они могут распределять по собственному усмотрению, в рамках, установленных государством (муниципалитетом) и уставом предприятия.[419]

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свою прибыль согласно порядку, установленному собственником их имущества, т.е. государством.[420] При этом прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие.[421] В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия. После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.