КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы системы. Этапы, содержание процесса развития и основные задачи системы
Этапы, содержание процесса развития и основные задачи системы а) Первичный выбор жизненного пути
б) Овладение профессией и социализация личности
в) Карьерный рост
а) Первичный выбор жизненного пути. Процесс развития и социализации личности начинается с правильного первичного выбора профессии молодыми людьми, их мотивации к получению современных знаний и непрерывному их пополнению, рациональному использованию особенностей стадий карьерного роста. При этом формируются личностные предпочтения и желания («Хочу») в достижение определенного социального статуса на основе первичного выбора и направленности молодого человека на подготовку условий для их реализации, которые создаются преимущественно в семье на основе анализа имеющего опыта.
Будущая трудовая деятельность каждого человека будет протекать в определенных условиях, к которым он должен быть всесторонне подготовлен. Общество через свои официальные институты (административные, экономические, идеологические, образовательные, здравоохранительные), а также через традиции и социальные установки должно обеспечивать возможность правильного профессионального выбора с учетом предрасположенности личности с ее оценкой («Могу»), достижения в короткие сроки необходимой профессиональной компетенции и сохранения длительной работоспособности. Эти условия зависят от состояния индивидуального здоровья, уровня жизнеобеспечения, образа жизни и общественного поведения, организационной культуры и состояния экологии. Важную роль в эффективной социализации личности может сыграть психологическая наука и практика, решая свои специальные проблемы в таких, например, сферах, как семья и брак, здоровый образ жизни, воспитание детей и сохранение здоровья, экологический менталитет. Однако важны не только физические возможности, но и готовность работоспособных людей к трудовой деятельности. В процессе воспитания должна формироваться потребность в общественно полезной трудовой деятельности. Мотивация, направленная на удовлетворение этой потребности, выражается в готовности к труду с учетом реальной потребности организации как будущего места практического приложения усилий человека в общественно полезном труде («Надо»). Таким образом, потребность и готовность к труду должны образовывать единый комплекс, поддерживаемый всей системой официальных и неофициальных морально-нравственных норм и императивов общества. Семья, различные институты общества, средства массовой информации призваны с детства преобразовывать естественную активность человека в потребность и мотивационно обусловленную готовность к трудовой деятельности.
Направленность человека на определенный вид трудовой деятельности является условием успешного формирования внутренних средств деятельности: знаний, умений и навыков. Для этого в процессе обучения используются различные методы приобретения теоретических знаний, практических навыков, тренировки. Профессиональная ориентация всегда осуществляется в обществе и далеко не всегда строго регламентирована. Наибольшую роль здесь играет семья и школа, а также непосредственное окружение. Семейные традиции, пример родителей и родственников, их рассказы о своей работе и профессии могут оказывать самое существенное влияние (как положительное, так и отрицательное) на отношение к труду и сам профессиональный выбор молодого человека. Для реализации готовности человека к трудовой деятельности требуется формирование направленности на определенный вид трудовой деятельности. Решение проблем профессиональной ориентации обусловлено социальным заказом, который отражает потребность общества в специалистах определенного профиля. В соответствии с этим в обществе организуются профессиональное просвещение, профессиональная пропаганда и агитация, создаются условия наибольшего благоприятствования для овладения требуемыми специальностями. Однако профориентация как социальное регулирование профессиональной направленности может быть эффективной только при учете интересов и индивидуально – психологических качеств каждого человека. Действительно, выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии. Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Поэтому решение проблем профессиональной ориентации, и особенно ее психологической составляющей, является наиважнейшим делом не только с точки зрения экономической значимости, но и в социальном плане, как утверждение гуманистической направленности развития и здоровья общества.
б) Овладение профессией и социализация личности. Успешное овладение большинством профессий возможно для всех практически здоровых людей. Психологические рекомендации по выбору профессии, разрабатываемые специалистами–психологами на основе психодиагностических исследований, в этих случаях направлены на выявление специальных способностей или отдельных наиболее развитых индивидуально–психологических качеств. Это дает возможность наилучшего согласования в системе “требования профессии – субъект труда” при найме работника в организацию на конкретную должность. Однако существуют профессии, отличающиеся чрезвычайно высоким уровнем ответственности, сложности, наличием экстремальных факторов и условий. Такого рода профессии предъявляют более строгие требования к определению профессиональной пригодности. Допуск к обучению и работе по таким профессиям осуществляется на основе профессионального отбора. При профессиональном отборе обычно учитываются состояние физического и психического здоровья, уровень знаний, возможности социальной адаптации, мотивация выбора профессии, социальная направленность личности, особенности характера, эмоциональная устойчивость, волевые качества, интеллектуальный потенциал и т.п. Главной задачей профессионального отбора, особенно при приеме на обучение профессиям особой группы, является исключение людей, не пригодных для надежного и безопасного осуществления деятельности, ибо они могут быть непосредственной причиной катастроф и аварий. В процессе профессионального отбора обычно выявляются и те люди, которые по всем своим индивидуально – психологическим качествам наиболее пригодны для успешного овладения профессией. При правильном выборе профессии и наличии теоретических знаний процесс овладения профессией обычно приносит чувство удовлетворенности, особенно при содействии представителей трудового коллектива (наставников) в сокращении сроков получения практических навыков и начала самостоятельной работы по полученной профессии.
Ошибки в выборе профессии могут оказать негативное влияние на процесс овладения профессией из-за разочарования после детального ознакомления работника с должностными обязанностями и социальной средой. Социализация личности в трудовой среде во многом зависит от влияния общественного мнения о престижности отраслей производственной деятельности, а не только торговли с целью получения личной прибыли, зачастую незаслуженной. Мировой опыт свидетельствует, что с нарастанием конкурентной среды престижность торговли заметно уступает перспективным творческим профессиям, а незаконное обогащение носит временный характер и, как правило, приводит к экономическим преступлениям и заслуженному общественному воздействию. Немаловажным фактором успешной социализации личности становится созданием обществом необходимых условий для адаптации молодых специалистов в рыночной среде, в том числе предоставление служебного жилья или льготного кредита, что влияет не только на закрепление кадров и успешную деловую карьеру, но и на поведение личности, ее работоспособность. Известно, что работоспособность человека обусловлена способностью к мобилизации и накоплению энергетических резервов организма и психики человека. Знание выявленных закономерностей позволит оптимизировать процесс роста работоспособности человека с учетом специфики деятельности. в) Карьерный рост. Соответствие личностных и профессиональных качеств человека избранной специальности выявляется специалистами кадровой службы достаточно быстро и для кандидатов в организацию желательно проводить ориентирование о возможностях карьерного роста еще на этапе найма на должность, что способствует совпадению его интересов с целями организации. В дальнейшем руководство организации должно внимательно следить за результатами труда, темпами наращивания потенциала и поведением перспективных работников, постепенно усложняя производственные задания и привлекая их к управлению производством. Начало работы по планированию деловой карьеры возможно после одного-двух лет успешной работы перспективных сотрудников в занимаемой должности. В отдельных случаях, связанных с явной одаренностью работников планирование и реализация деловой карьеры возможно и значительно раньше. Наряду с внутриорганизационным продвижением возможны процессы отбора наиболее активных работников в качестве кандидатов на должности в органы государственной или муниципальной власти или на выборные должности в общественные организации. При этом организация теряет выращенные кадры, но приобретает дополнительные связи с органами власти и общественностью. Наибольшие сложности для социализации личности в условиях рыночных отношений возникают при первичном трудоустройстве молодых людей, только получивших профессиональное образование, но еще не имеющих никакого практического опыта работы, да и обладающих минимумом накопленного жизненного опыта поведения в конкурентной среде.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |