Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально-педагогическая культура преподавателя




В последнее десятилетие в педагогической науке наметилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности. Профессиональная культура педагога – это некоторая перспектива, которая доступна каждому специалисту, один из этапов восхождения человека к более высоким индивидуально-личностным, культурно-образовательным приобретениям. Так, С.Я.Батышев отмечает, что профессиональная культура есть ступень овладения широко понимаемой культурой. Когда человек не только осознает те материальные и духовные ценности, которые оставлены ему в наследство предыдущими поколениями, но и способен адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс, как собственного социума, так и цивилизации в целом.

Рассмотрим более подробно составляющие элементы профессионально-педагогической культуры. Профессия как сложившееся социокультурное явление обладает сложной структурой, включает:

- предмет, средства, результат деятельности;

- цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы.

Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению педагогических задач, т.е. развитым мышлением и сознанием.

Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, но специальных работ, посвященных теоретическому изучению данного феномена, очень мало.

В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства преподавателя она нашла свое отражение в работах: О.С. Анисимова, З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева, Н.В.Кузьминой, В.Г.Максимова, А.И.Мищенко, П.И.Решетникова, Г.Б. Скок, В.А. Сластенина, Г.И. Хозяинова, Е.Н.Шиянова, Н.Е.Щурковой и др.

Впервые проблемы педагогической культуры были поставлены А.В.Барабанщиковым. Он выделил следующие слагаемые педагогической культуры:

-педагогическая направленность личности;

-психолого-педагогическая эрудиция и интеллигентность;

-нравственная чистота;

-гармония рационального и эмоционального состояния личности;

-система профессионально-педагогических качеств;

-требовательность к себе;

-стремление к самосовершенствованию.

Многообразие к объяснению феномена педагогической культуры позволяет представить ее как интегральное качество личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективности педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности преподавателя и как цель профессионального самосовершенствования.

В нашем построении модели профессионально-педагогической культуры мы исходили из следующих методологических предпосылок:

-универсальная характеристика педагогической реальности проявляется в разных формах своего существования (педагогическая культура общества, школы, семьи, отдельной личности);

-интеграционная общая культура, специальным образом спроецированная в сферу педагогической деятельности;

-системное образование, избирательно взаимодействующее с социально-педагогической средой и обладающее интегративными свойствами целого;

-особенности формирования профессионально-педагогической культуры, обусловливающие индивидуально-творческими, психолого-физическими, возрастными характеристиками, опытом личности.

Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать модель профессионально- педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются

1. Аксиологический компонент культуры - совокупность педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в ценностный педагогический процесс на современном этапе развития школы.

2. Технологический компонент культуры - совокупность методов, средств, форм и приемов, техник и технологий педагогической деятельности преподавателя, способствующих повышению продуктивности работы учителя.

3. Этический компонент культуры - совокупность так называемых кодексов поведения, обеспечивающих нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности: педагогический этикет, характер деятельности учителя и отношений к учащимся, к коллегам по работе, совокупность специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.