Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интегрированный урок




ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИКУРСОВЫЕ СВЯЗИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Одной из форм нетрадиционной организации уроков является интеграция.

Рассмотрению и изучению проблемы интеграции в педагогическом процессе предшествовала проблема межпредметных связей, которая интересовала педагогов в еще далеком прошлом. Так, например, Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк — истории и географии. Необходимость межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н.К. Крупская.

В 50-е гг. некоторые педагогики за рубежом и в нашей стране для достижения целостности знания создают интегрированные учебные предметы. Так, в США возник интегрированный курс «Общественные науки», включающий элементы истории, географии, граждановедения. В Польше был создан интегрированный курс «Культура». По существу интегрированными предметами являются у нас обществоведение и природоведение.

В настоящее время важность и плодотворность осуществления связей между учебными предметами, а также необходимость создания и введения в программу школьного обучения новых интегрированных предметов не вызывает сомнений.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью - разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической: созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой — высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т. д.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:

- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

- конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, в целом, интеграция — теоретическое понятие, означающее связь отдельно дифференцированных частей в целое.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях, а также неотъемлемым элементом является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении учащимися основ наук.

Из всего вышесказанного вырисовывается картина интегрированного урока. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи интегрированного курса, т.е. представляющей собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован.

В принципе, таковым является любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Не случайно, поэтому понятие интегрированного урока так перекликается с понятием межпредметного.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составным звеном в иерархическую лестницу ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:

конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

создание на интегральной основе интегрированных тем, разделов, и, наконец, курсов.

Для успешного осуществления интеграции школьных предметов требуется полный пересмотр организации процесса обучения. Ведь в данном случае гораздо эффективнее проведение многочасовых занятий в методике погружения, нежели всем нам известная поурочная система.

Помимо этого, одним из обязательных и основных требований является повышение роли самостоятельности в работе учащихся, потому что интеграция и погружение неизбежно расширяют тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Все это в обязательном порядке усиливает нагрузку на учащихся. В этой связи каждый преподаватель должен иметь четкие представления об особенностях познавательных процессов и мышления. Это позволит в оптимальных условиях проводить уроки, добиваться высоких показателей эффективности процесса обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.