КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модульно-блочное планирование по отраслям права в школе
Обществознание и сопряженные с ним социальные учебные дисциплины всегда занимали особое место в общеобразовательных программах любого государства. Ведь именно содержание этих предметов помогает учащимся освоить культурно-историческую традицию родного народа (общества), интегрироваться в государственную целостность, идентифицировать себя как граждан страны. В последние несколько лет, когда говорят об образовании, часто делают акцент на его гуманизацию. Этот многообразный процесс подразумевает, в частности, расширение и углубление гуманитарных знаний у учащихся. В связи с этим появляются все новые и новые учебные программы гуманитарных курсов. Изучение обществознания в старших классах, по какой схеме бы оно не осуществлялось, предполагает знакомство школьников с основными проблемами социальной (социально-политической) философии. Без этого трудно представить себе осмысленное усвоение материала о возникновении и развитии общества, о государстве и праве, о взаимоотношениях личности и власти, индивида и социума. В 1997 г. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации выпустило сборник примерных программ по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. В сборнике опубликованы различные варианты программ по обществознанию,основам философии, политологии и социологии. Основные задачи курсов: - познакомить учащихся с основными достижениями общественной мысли; - сформировать целостное представление об основных социально-философских моделях и понятиях, их исторической трансформации; - помочь учащимся понять современное общество и роль человека в его развитии;
- выработать умение самостоятельно ориентироваться в политической реальности, через призму истории социально-философской мысли видеть противоречия социального развития и пути их разрешения, способствовать социализации молодых людей). Изучение модульного (элективного) курса «Основы философии» призвано: - познакомить учащихся с комплексом понятий и терминов: аксиология, антропология, абсолютный дух, антиномин, атрибуты, бессознательное, бытие, антропогенез, биосоциальность человека, время, возможность, гносеология, государство, диалектика, деятельность, единое, знание социальное и гуманитарное, закономерность, закон, истина, иррационализм, идеализм, идеология, идеалы, искусство, индукция, категорический императив, культура, категории, количество и качество, личность, материя, мировоззрение, методология, мораль, менталитет, материализм, наука, необходимость, общество, познание и многие другие. В ходе изучения курса школьники учатся: - сопоставлять и сравнивать различные направления общественной мысли (даосизм и конфуцианство, брахманизм и буддизм, эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм, иррационализм и рационализм); институты духовной жизни общества (науку, религию, искусство и философию); методы и категории познания (содержание и форму, субъект и объект, существование и сущность); интерпретировать и давать оценки философским проблемам: антропологический кризис конца ХХ в., истина и ее критерии, мораль и ее происхождение, динамизм и целостность мира, цивилизация и культура (на примере современных цивилизаций); характеризовать философские учения и направления. В основу курса положен ряд принципов: Принцип фундаментальности означает, что философское образование способствует творческому объединению естественно-научных и гуманитарных знаний, закладывает основы для непрерывного образования.
Принцип ценности связан со спецификой философского анализа, а именно выработкой жизненной ориентации, одобрением или неодобрением различных фактов социальной действительности. Гуманистический принцип — это ориентация философского знания на человека. Уникальность и неповторимость философии в том, что она ставит и пытается дать свои ответы на коренные вопросы личного существования (сущность человека, его свобода и ответственность, смысл жизни, счастье, идеалы. Принцип диалогизма предполагает использование внутреннего диалога как средства раскрытия новых смыслов, а также диалоговых форм межличностных отношений, создающих условия для всестороннего соучастия в жизни другого человека. Курс «Основы философии» разработан для учащихся 10-х и 11-х классов средней (68 ч. на два года) и инновационной (136 ч. на два года) школы. Планирование курса является примерным и открытым, что дает возможность каждому педагогу выстраивать курс по индивидуальной логике. Программа по политологии составлена на основе существующих учебников и учебных пособий для учащихся Х-ХI классов общеобразовательных школ. Автор рассматривает лекционно-семинарскую систему как наиболее подходящую для формирования политического знания и мировоззрения учащихся старших классов, развития у них культуры речи, политического кругозора, навыков подготовки к обучению в вузах. Курс рассчитан на проведение двухчасовых занятий один раз в неделю в течение полугода с итоговым зачетом (всего 34 ч.). Задания к семинару предлагаются учащимся непосредственно при проведении лекции по теме, к семинару-практикуму — на предыдущем семинаре, так как подготовка к нему занимает более длительное время. Вопросы к семинарам могут быть предложены и в качестве тем рефератов, а также вынесены на итоговый зачет. Последний может проводится в любых формах — устной, письменной, в виде собеседования. По итогам изучения данного курса может быть проведено и тестирование. Тематическое планирование курса «Политология»
Гражданское общество в России отличается многообразием подходов. Выделяют предметный, институциональный, системный и др. подходы. Сегодня учителям предлагаются различные курсы и концепции. Назовем наиболее известных авторов, работающих в этой области: Н.Воскресенская, В.Мушинский, А.Никитин, Я.Соколов и др. Основные методические инновации в изучении курса «Граждановедение» связаны с применением активных и интерактивных методов обучения. Суть их состоит в том, что учебный процесс организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, работа с документами и различными источниками информации, учебные мозговые штурмы, разнообразные творческие работы и др. Методика изучения модульных курсов построена на органичном сочетании традиционных и инновационных форм и методов обучения. Программы по истории и обществознанию образовательных учреждений фиксируют содержание определенного уровня и направленности. Их многообразие является результатом процесса дифференциации в обучении истории и обществознанию. Под дифференциацией обучения понимается создание относительно стабильных или временных учебных групп, различающихся по тем или иным признакам (содержание, уровень учебных требований, интересы, форма обучения и т.п.), для более полного учета индивидуальных запросов учащихся, развития их интересов и способностей, достижения целей образования. Дифференциацию по уровню учебных требований и успешности обучения называют уровневой. Она выражается в том, что, обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различных уровнях. В случае же дифференциации по содержанию мы имеем дело с другим ее видом – профильной дифференциацией, предполагающей обучение разных групп учащихся по программам, отличающихся глубиной изложения материала, объемом сведений и другими качествами. Следует отметить, что уровневая дифференциация доминирует в настоящее время на основной ступени, а профильная – на старшей ступени общего образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: · обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; · создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; · способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; · расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариативного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |