Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей




Лица, достигшие ко времени совершения преступления че­тырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответст­венности за убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение чело­века (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные дей­ствия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), гра­беж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения (ст. 166), умышлен­ное уничтожение или повреждение имущества при отягчаю­щих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрыв­чатых веществ и взрывчатых устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотроп­ных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспорт­ных средств или путей сообщения (ст. 267).

Ст. 20, ч. 2 УК РФ

Ст. 20, ч. 1 УК РФ Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко вре­мени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

В отдельных случаях, когда совершается достаточно се­рьезное преступление, общественная опасность которого осознается в более раннем возрасте, уголовной ответствен­ности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет.

УК (ст. 38) предусмотрены следующие виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;


 




д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается только при наличии у несовершен­нолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф определяется в размере от 10 до 500 минимальных окладов, в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 ч. Они заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 ч в день, а лицами в возра­сте от 15 до 16 лет — 3 ч в день.

Исправительным работам несовершеннолетние осуж­денные подвергаются на срок до 1 года.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим 16-летнего возраста к моменту вынесения су­дом приговора, на срок от 1 до 4 месяцев.

Лишению свободы несовершеннолетние осужденные под­вергаются на срок не свыше 10 лет; наказание отбывается:

• несовершеннолетними мужского пола, приговоренны­ми впервые к лишению свободы, а также несовершенно­летними женского пола — в воспитательных колониях об­щего режима;

• несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывав­шими наказание в виде лишения свободы, — в воспита­тельных колониях усиленного режима.

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступле­ние небольшой или средней тяжести, может быть освобож­ден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следую­щие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей, лиц, их заменяю­
щих, либо специализированного государственного органа;


в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требова­
ний к поведению.

К несовершеннолетнему могут быть применены одно­временно несколько принудительных мер воспитательно­го воздействия. Продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия, преду­смотренных пунктами «б» и «г» ч. 2 ст. 90, устанавлива­ется органом, назначающим эти меры.

В случае систематического неисполнения несовершен­нолетним принудительной меры воспитательного воздей­ствия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направ­ляются для привлечения несовершеннолетнего к уголов­ной ответственности.

Подросткам необходимо знать, где заканчивается дет­ская шалость и начинается уголовно наказуемое деяние. U. Возможно, ознакомившись с приведенными выше статья­ми УК, кто-то иначе посмотрит на действия своих товари­щей, да и сам сумеет вовремя остановиться, вспомнив, ка­кое наказание он может получить за свои проделки.

3.3. Защита от мошенников

Мошенничество есть лишение гражданина его имуще­ства или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Основные черты мошенников — гибкость мышления и поведения, позволяющие им быстро вживаться в любую роль, вести себя непринужденно и естественно. Чтобы с успехом обманывать других, мошенник должен прежде всего обмануть самого себя, сам должен поверить в собст­венный обман, полностью довериться собственной лжи. Мошенник верит в то, что он очень хитрый и умный че­ловек (хитрость и ум для него — одно и то же).

Настоящий мошенник изобретателен и предприимчив. Он владеет основами психологии, умеет вовремя выявить уязвимые стороны человека, знает, как и когда лучше воспользоваться слабостями жертвы, чтобы затем оказать


 




на нее мощное психологическое воздействие. Его дейст­вия расчетливы и точны. Он красноречив, коммуникабе­лен, способен устанавливать контакты с совершенно раз­ными людьми, подкупает своей непринужденностью, искренностью, скромностью, вежливостью. Он умеет обольстить и заинтересовать человека, целеустремлен, ак­куратен в одежде и словах. Его движения и жесты, как правило, энергичны и порывисты.

Мошенник всегда стремится к успеху. Из-за своего не­умения и нежелания проигрывать он бывает неуступчивым.

Закон выделяет 2 разновидности мошенничества:

а) хищение путем обмана;

б) хищение путем злоупотребления доверием.

Обман — это умышленное искажение действительного положения вещей, сознательная дезинформация будущей жертвы, преднамеренное введение ее в заблуждение отно­сительно определенных факторов, обстоятельств, событий с целью побудить жертву по собственной воле передать свое имущество мошеннику.

Злоупотребление доверием является наименее рас­пространенной формой совершения мошенничества. В этом случае преступник использует доверительные от­ношения, сложившиеся между ним и владельцем иму­щества.


Для совершения преступления мошенники используют различные приемы. Остановимся на некоторых из них.

Молодая москвичка, учащаяся ПТУ, была направлена на практику в большой универмаг. Стоя за прилавком, она обратила внимание на женщину в шикарной шубе. Неожиданно покупательница подошла к ней с просьбой достать духи, которых не было в продаже, а в обмен за услугу обещала помочь в приобретении такой же шубки, как у нее, но не дорого. Женщина предложила обменять­ся телефонами. Продавщица согласилась, но сколько по­том ни пыталась дозвониться, трубку никто не снимал. Неожиданно женщина позвонила сама, сказала, что вы­нуждена была уехать по делам. Узнав, что девушка до­стала нужные духи, она назначила встречу для обмена деньгами и покупками на станции метро. Девушка, со­бравшая нужную сумму буквально по крохам, взяла с со­бой подружку и поехала на встречу. Женщина пришла во­время, взяв духи, расплатилась за них, а потом отдала девушке шубку. Чтобы у той не было сомнений, она на­дорвала пакет и показала полу шубки, затем, забрав деньги и сославшись на спешное дело, уехала. Девушка, придя домой и развернув сверток, обнаружила в нем гору тряпья и кусочек меха, который она приняла за полу шубы.

Мошенничеством является изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных государственных ценных бумаг.

Вы собираетесь купить машину. Неожиданно к вам об­ращается человек и говорит, что может уступить вам совершенно новую машину по госцене и даже ниже. Ока­зывается, он случайно купил лотерейный билет, по ко­торому выиграл автомобиль, но он ему не нужен, он го­тов продать вам билет. Чтобы вы не сомневались, он ведет вас в ближайший Сбербанк, отдает билет контро­леру и просит проверить его по таблице. Его поздравля­ют с выигрышем, вы расплачиваетесь с ним за «счастли­вый» билетик и отдаете его для оформления выигрыша. Каково же ваше удивление, когда вместо машины- вы по­лучаете повестку в милицию, где вас долго расспрашива­ют, откуда у вас поддельный билет. Не нужно думать, что мошенник подменил билет, он с самого начала был


 




хорошей подделкой. Вас сбило с толку то, что в Сбербан­ке этого не заметили. Однако там и не проверяли его подлинность, а лишь сверили номер билета с номером в таблице выигрышей.

В последнее время распространенным видом мошенниче­ства стала покупка валюты с рук по более выгодному курсу. Например, вы стоите в очереди в обменном пункте, к вам подходит мужчина или женщина с предложением купить или продать валюту по более выгодному курсу. Вы принимаете предложение, даже не подумав о том, что разница между официальным курсом и предложен­ным вамвсего несколько копеек. Вы отходите в сто­рону, отдаете деньги. Неожиданно ваш. «кассир» подни­мает крик, что вы подсунули ему фальшивую купюру, тут же отдает вам все деньги обратно, а вы, чтобы не поднимать шума, спешите ретироваться. Когда вы, на­конец, останавливаетесь, оказывается, что в руках у вас лишь часть первоначальной суммы. Но даже если обмен состоится, вы, отойдя в сторону и пересчитав деньги, убедитесь, что вас обманули. Обнаружится, что вам подсунули так называемые «ломаные» купюры, т. е. сложенные пополам. Или другой вариант: вы покупаете валюту, вас просят просмотреть каждую купюру, что­бы, мол, без обмана, потом вы отдаете деньги, вам вру­чают валюту; тут неожиданно появляются люди в ка­муфляжной форме, которые начинают угрожать вашему «кассиру», а вы спешите побыстрее скрыться. Когда в бе­зопасном месте вы останавливаетесь, чтобы перевести дух и пересчитать деньги, оказывается, что у вас вмес­то 100-долларовых купюр купюры достоинством в 1 или 10 долларов. Спектакль с угрозами в адрес «кассира» был разыгран, чтобы заставить вас уйти подальше от мес­та совершения сделки.

Очень внимательны должны быть пассажиры отходя­щих поездов, так как есть особый вид мошенничества, распространенный на вокзалах.

Вы ожидаете поезда, у вас много вещей. Вы один (од­на), рядом с вами ждет этот же поезд мужчина (или женщина), с которым вы, постепенно разговорившись


и обменявшись стандартными фразами о политике, по­годе и ценах, знакомитесь. Неожиданно собеседник про­сит вас посмотреть за вещами, пока он отойдет в туа­лет или позвонить. Когда он возвращается, вы просите его о той же услуге. Вернувшись, вы не обнаружите не только своего собеседника, но и своих вещей. Такой вид мошенничества называется «воровство на доверии».

Еще пример: по вагонам идет женщина с грудным ре­бенком и просит разменять 150 руб. Кто-то отказыва­ется, но находится человек, который решает помочь мо­лодой мамаше. Он разменивает нужную сумму, получает взамен 150 руб. свернутыми или сложенными пополам, а когда разворачивает, то оказывается, что там всего 100 руб.

Будьте внимательны и осторожны с посторонними людьми, предлагающими свои услуги или сомнительные сделки. Мошенники могут вовлечь жертву в азартную иг­ру, дав ей пару раз выиграть, а потом обобрать до нитки.

Около ЦУМа стоял мужчина и через громкоговори­тель призывал всех принять участие в лотерее, где за рубль можно выиграть 250 долларов. Вокруг собирался народ, люди отдавали свои рубли в надежде на удачу. Со­стоялся первый тур, после которого из 5 участников ос­талось 4; им предложили застраховаться от проигрыша на 5 руб., и опять люди отдавали деньги; затем осталось 3 участника, которые застраховались на 10 руб.: двое ос­тавшихся разыгрывали между собой право забрать выиг­рыш, и начальная ставка была уже 15 руб. Вот и полу­чается, что игра далеко не столь дешевая, как это казалось на первый взгляд.

Чтобы не стать жертвой мошенника, запомните не­сколько рекомендаций.

• Никогда не принимайте предложения совершить сомни­тельную сделку, даже если она кажется очень выгодной.

• Покупая дефицитный товар с рук, назначайте встре­чу там, где вы сможете спокойно рассмотреть и приме­рить приобретаемую вещь.

• Покупая что-либо, прежде чем отдать деньги, еще раз посмотрите товар, расплатитесь, не выпуская его из рук.



в пререкания с ними в общественных местах или, тем па­че, в безлюдных закоулках не стоит. Их нужно стараться обходить стороной. Как правило, они действуют в одиноч­ку. С ними можно мирно сосуществовать, не отвечая на хамские замечания, не вступая в перепалки и избегая столкновений.

Уголовники-рецидивисты. Многие из них отбывали на­казание за изнасилования и убийства. Распознать их про­ще, чем тех, о ком говорилось выше. Речь этих людей все­гда изобилует жаргонными словами, значение которых не всегда понятно обычному человеку.

Одной из их отличительных черт (хотя и не обязательно) является татуировка.

Лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьяне­ния или похмельного синдрома. Такие люди вообще не отдают себе отчета в своих действиях и потому способны на любое преступление. Координация движений у них на­рушена или отсутствует вовсе.

Если молодая женщина подвергнется нападению одно­го из таких забулдыг, главное — не дать себя схватить, т. е. необходимо контролировать ситуацию на расстоя­нии, так как пьяные бывают очень цепкими. В каждом конкретном случае нужно правильно оценить противни­ка. Иногда пьяный может упасть просто от толчка или удара, но бывает, что лучше отказаться от таких дейст­вий и убежать.

Убегая, достаточно резко изменить направление дви­жения, чтобы преследователь потерял равновесие и от­стал от вас.

Как не стать жертвой насилия. Собираясь в гости, на вечеринку, в кафе, бар, на концерт, на какие-то массо­вые мероприятия или в места, не пользующиеся хорошей репутацией, не надевайте очень короткую юбку, не крась­те губы, веки, ресницы в немыслимые цвета. Это провоци­рует парней и мужчин, воспринимается ими как сигнал.

Не обольщайтесь приятной внешностью, вежливым об­ращением, изысканным поведением нового знакомого. Долгий взгляд в глаза незнакомого мужчины действует как призыв завязать разговор. Резко ответив после него


на «приставания», девушка выглядит не очень умно. Ведь часто мужчины считают, что она подала сигнал.

Или такая ситуация. Мужчина дает девушке понять, что хотел бы сойтись с ней поближе, чуть касаясь во вре­мя разговора ее локтя или колена. Если при этом она не отстраняется, он уже может взять ее за руку, за талию, погладить по спине, а то и пониже... Если после этого реакции с ее стороны не последует, он перейдет к более решительным действиям, и тогда уже возмущение и ре­шительный отпор могут вызвать агрессивную реакцию. Поэтому девушка должна уметь вовремя отстраняться от нежелательных ухаживаний.

Если вы позволяете платить за себя малознакомому мужчине, это также один из признаков того, что вы не возражаете против сближения. Не завязывайте знакомст­во с мужчинами, едва узнав их имя, не приглашайте их в свой дом, не соглашайтесь на приглашение в гости.

Помните, что, пригласив девушку в кафе, ресторан или на концерт, преподнеся ей подарок, некоторые мужчины часто считают ее обязанной пойти на близость. Поэтому решайте сами: соглашаться на приглашение или тактич­но отказаться, лишь попросив нового знакомого прово­дить вас до дома (не заходя в подъезд).

16-летняя девушка, возвращаясь вечером домой, прини­мает предложение незнакомца подвезти ее. Когда она са­дится в машину, водитель говорит, что ему нужно заехать к приятелю, который живет по пути, и что-то у него забрать. Подъехав к нужному дому, он предлагает пассажирке подняться вместе с ним, и та без колебаний соглашается, не задаваясь вопросом, зачем она идет в дом к незнакомым людям. В результате она подверглась групповому изнасилованию. Но что стоило ей отказать­ся от поездки, или хотя бы остаться в машине, или ожи­дать нового знакомого у подъезда? Это было бы гораздо безопаснее.

Почему не стоит девушке идти домой к незнакомому мужчине? Потому что она может там подвергнуться наси­лию. Каким бы джентльменом мужчина ни показался с первого взгляда, он может воспользоваться преимуще-


 




ством в физической силе. А если нет свидетелей, трудно доказать, что все произошло не по обоюдному согласию. Если даже на теле насильника останутся следы сопротив­ления (укусы, ссадины, царапины), он будет все отрицать и говорить, что все эти повреждения девушка нанесла ему в порыве страсти.

Если вы находитесь вдвоем с мужчиной (даже хорошо вам знакомым), будьте готовы к тому, что у него появит­ся желание близости с вами. Держите себя свободно, но не пытайтесь кокетничать с ним или дразнить, так как в ин­тимной обстановке он может принять ваше кокетство за приглашение к близости, а оказываемое сопротивление счесть наигранным.

Девушкам необходимо вести себя осмотрительно с моло­дыми людьми (особенно с малознакомыми), чтобы не спро­воцировать их на изнасилование. Даже хорошо воспитан­ному человеку с бурным темпераментом бывает трудно остановиться и не применить силу, если девушка все сдела­ла для того, чтобы не просто возбудить, а перевозбудить его.

Всегда помните о влиянии алкоголя. Под его действи­ем поведение мужчины меняется, а девушка может стать раскованной до такой степени, что пойдет на близкие от­ношения с человеком, к которому при других обстоятель­ствах и подойти бы не захотела.

Если вас пытаются принудить к близости, имейте в ви­ду, что, когда женщина сопротивляется, стремление муж­чины овладеть ею возрастает.

Если вам угрожает опасность, подумайте, не можете ли вы спастись бегством: к друзьям, знакомым или в такое место, где есть посторонние люди. Это все-таки гаранти­рует какую-то защиту. Часто ярко освещенные помеще­ния и улицы отпугивают насильника.

Используйте подручные средства самообороны. Отсту­пите в другую комнату, распахните дверь на лестничную площадку, кричите. Если мужчина, оставшись с вами наедине, запирает двери на ключ, попробуйте открыть их и при отказе сразу же зовите на помощь. Если путь к дверям отрезан, любым тяжелым предметом (стулом, вазой и т. п.) выбейте стекло в окне или выскочите на


балкон, привлекая просьбами о помощи внимание про­хожих и соседей.

Оказавшись наедине с насильником в безлюдном месте, попытайтесь вступить с ним в разговор. Готовясь к само­обороне и бегству, постарайтесь выиграть время, угово­рить его отказаться от своего намерения, предложить пой­ти в более подходящее для этого место, разжалобить его, сказав, что вы ждете здесь приятеля, что у вас месячные, беременность или вы больны. Разговаривайте громко, уве­ренно, побеждая этим свой страх.

Если женщина не хочет близости, она может затормо­зить половое влечение насильника. Как? Ему должно по­пасться на глаза что-нибудь очень отвратительное на ощупь, на вкус еще более мерзкое; звуки и запахи долж­ны быть кошмарными, а зрелище — отталкивающим.

При невозможности убежать или противостоять ору­жию, физическому превосходству насильника у вас имеет­ся еще возможность защитить себя, используя психофи­зиологические особенности мужчин в момент полового сношения и их уязвимые места. Попробуйте применить хитрость, заставить насильника поверить, что вы соглас­ны на близость с ним, усыпите его бдительность, а затем незамедлительно действуйте по выбранному вами вари­анту.

Если вы решили защищаться, то защищайтесь до кон­ца — на карту поставлена ваша жизнь и полумерами ее не спасти!

Район Ново-Косино. Две юные девушки 14 и 15 лет в 10 ч вечера знакомятся у коммерческой палатки с мужчинами вдвое старше себя и принимают приглаше­ние пройти с ними в общежитие, чтобы отметить зна­комство. Утром девушки пришли в отделение милиции с заявлением об изнасиловании. И опять та же ситуа­ция, что и в предыдущем примере. Жертвы не хотят сде­лать даже элементарный анализ ситуации. Ведь мужчи­ны, получившие согласие девушек, были уверены, что те отдают себе отчет в том, зачем их приглашают в столь позднее время. На следствии мужчины говорили, что они не принуждали их идти с ними, мол, девушки са-


 




ми приняли предложение и сами виноваты, что оказа­лись в подобной ситуации.

Насильники, которые хотят сорвать зло на женщи­нах, как правило, не поддаются на уговоры и просьбы. Чаще всего вступить с ними в контакт невозможно. На­до попытаться их ошеломить, отвлечь, привести в состо­яние шока.

Во-первых, как можно громче крикните «Убирайся!» или что-нибудь в этом духе. Это не только должно пора­зить агрессора, но и придаст силы вашим собственным действиям. Кроме того, крик может привлечь внимание окружающих, которые либо поднимут тревогу, либо сами придут вам на помощь. Не нужно стесняться кричать — молчание может стоить вам жизни. Выкрикнутое резкое слово или угроза в данном случае гораздо полезнее обык­новенного крика, поскольку конкретно выражает ваш протест и осуждение. Одновременно надо причинить про­тивнику неожиданную и резкую боль — это на мгновение остановит его. При этом боль должна быть именно острой, поскольку на тупую боль можно не обратить внимания.

Причинить ее вы можете любым из приводимых ниже способов:

• резко наступить каблуком на ногу противника;

• лягнуть его в голень;

• ударить коленом или ногой в пах;

• сильно укусить;

• нанести колющий удар по глазам.

В зависимости от обстоятельств возможны и другие действия.

Моментальная и ощутимая реакция на агрессию даст вам преимущество. Не забывайте: агрессоры очень' не любят, когда возникают какие-нибудь осложнения; если они решат, что вы можете явиться причиной каких бы то ни было неприятностей, то предпочтут отправиться восвояси.

Чтобы выиграть время для бегства, можно использо­вать в качестве средства самообороны скалку, бутылку, миску, штопор, сверло, пилку для ногтей, ключи, зонтик, карандаш, шариковую ручку. Эти предметы подходят для


нанесения ударов или уколов в глаза, нос, горло или пах нападающего. Зажженной сигаретой можно ткнуть в ли­цо или сунуть ее за пазуху противнику, туда же можно вылить содержимое рюмки или бокала. На улице в каче­стве средств самообороны целесообразно использовать землю, песок, камни, прут, палки, кирпич и т. д. Если все-таки насильник не останавливается, оказывайте физи­ческое сопротивление. При нападениях такого рода ак­тивный отпор может удвоить ваши шансы не быть изна­силованной и спасти свою жизнь.

Наиболее ощутимый результат дает воздействие на следующие части тела.

Волосы. Если за них сильно дернуть, болевое ощуще­ние возникает в любом месте головы, однако наибольший эффект даст рывок за волосы над бачками и вверху заты­лочной части.

Глаза. По глазам можно наносить колющие удары, можно надавливать, даже если они закрыты. При при­ближении к глазам любого предмета они инстинктивно закрываются, при этом голова обычно отдергивается на­зад. Если нападающий закрыл глаза, надавливайте на них до тех пор, пока он не отступит. Даже имитация ата­ки на глаза может вызвать у противника замешательст­во, что даст вам драгоценные секунды для бегства или

контратаки.

Нос. Удар в нос (прямой или поддевающий снизу) мо­жет быть весьма эффективным. Поддевающий удар про­изводится основанием ладони в область между носом и верхней губой. При правильном его проведении голова противника запрокидывается назад.

Уши. За уши следует либо резко тянуть, либо сильно по ним бить. Одновременным ударом обеими ладонями по ушам вы причините противнику ощутимую боль и лиши­те ориентации.

Челюсть. Боковой удар в челюсть приводит к потере

равновесия и/или сознания.

Горло. Удар в горло может вызвать затруднение дыха­ния. Сдавливать дыхательные пути противника обычно не рекомендуется, поскольку это только усилит его сопро-


 




тивляемость, желание высвободиться и таким образом усложнит ситуацию. Хорошо действует также удар в ада­мово яблоко.

Солнечное сплетение. Удар в это место может вызвать у противника затруднение дыхания. Наиболее эффекти­вен он, если нанесен кулаком, основанием ладони, а так­же локтем.

Пах. Удар в пах ошеломляет противника и выводит его из строя. Сами по себе яички особенно уязвимы — даже несильный удар причиняет острую боль, которая быстро распространяется на мышцы живота. Ухватиться за них часто мешают брюки, однако, если такая возможность представилась, сдавливание или выкручивание их вызы­вает мучительную боль.

Бедра. Эффективны захват, сжимание или выкручива­ние мягкой плоти с внутренней стороны бедра.

Голени. Обычный или скребущий удар по голеням но­гой причиняет жестокую боль.

Пальцы ног. Наступив противнику на ногу, вы времен­но обезоруживаете его и вынуждаете либо поднять, либо отдернуть поврежденную ногу, тем самым лишая его ус­тойчивости.

Помните, что главное оружие насильника — ваш страх, пассивность и безмолвие. Лишив его этих преиму­ществ, действуя активно и решительно, вы повысите свою безопасность.

Ваша задача — не бороться с насильником, который наверняка сильнее вас, а использовать любые действия, которые дадут вам возможность вырваться и убежать.

3.5. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях

Чем руководствуется уличный грабитель или насиль­ник при выборе жертвы? Установлено, что преступнику требуется в среднем 7 с для оценки потенциального объ­екта нападения (его моральной и физической подготовки, темперамента и других качеств). Преступник отмечает все: неуверенность взгляда, несмелость движений, вялую


осанку, физические недостатки, психическую подавлен­ность, утомление — все, что сыграет ему на руку.

Выделяют 2 категории людей: так называемую группу риска и тех, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Первых условно можно назвать хлю­пиками: они плохо физически организованы, расслаблены и не собраны. Вторые уверены в себе, как говорится, «ладно скроены, крепко сшиты», они смотрят и ступают

уверенно.

Какое поведение помогает избежать столкновения со злоумышленниками? Изучите приведенную ниже таблицу и постарайтесь изменить свое поведение так, чтобы не про­изводить впечатления робкого и застенчивого человека.

 

Группа риска Признаки неуязвимости
Торопливая, нервная улыбка Спокойная улыбка, уверенное выражение лица
Нервная поза Спокойная поза
Тихая, неуверенная речь Уверенный тон
Беспокойные движения рук Редкие, спокойные движения рук
Сгорбленная поза, вялая осанка Подтянутая и устойчивая поза
Нервный, бегающий взгляд Спокойный, прямой взгляд
Неуклюжесть походки (слишком размашистая или семенящая) Легкая, спортивная походка, бодрые, энергичные движения

Самозащита есть акт уверенности в себе, отказ принять «статус жертвы». Что толку от техники самообороны, ес­ли применить ее не хватает смелости!

Уверенность в себе — это стиль поведения, который по­могает нам четко и доходчиво выражать наши чувства и желания. Уверенное поведение, таким образом, не дает повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и чего

не хотите.

Рассмотрим типичную реакцию уверенного в себе чело­века на враждебные выпады и угрозы. Вот над какими фразами следует работать, произносить их убежденно и с соответствующими жестами: «А ну-ка не лезь ко мне», «Так я тебе и отдала мою сумку», «Прекратите сейчас же!», «Убирайтесь из моего дома вон!».


 




Существует техника тренировки уверенности в себе, по­лучившая название «заезженная пластинка». Вы упорно, решительным тоном повторяете какую-то фразу, в кото­рой заключено требование, отказ и т. д. Для эффективно­го применения этого метода необходимо заменять некоторые слова, сохраняя при этом общий смысл высказывания. Например: «Вы не смеете входить в мой дом!», «Так я вас и впустила!» или «Чего зря тут торчать, я не передумаю: в дом вы не войдете» и т. д. до тех пор, пока ваши слова не будут восприняты. Здесь главное — проявить упорство. Учитесь выражать свой гнев. Большинство неуверен­ных в себе людей слишком легко мирятся с поведением окружающих. Между тем вы не должны забывать, что у вас тоже должно быть свое мнение. Помните, что вы не обязаны делать то, что противоречит вашим желаниям. Своими уверенными действиями вы даете понять, что го­товы постоять за себя и вас никоим образом не следует воспринимать как потенциальную жертву.

Во многих случаях лучше брать инициативу в свои ру­ки и самим идти в наступление, а не ждать развития со­бытий, что может привести к еще большему усложнению ситуации.

Как правило, агрессоры выбирают в качестве жертв лю­дей робких, весь вид которых говорит о том, что они едва ли смогут оказать сопротивление. Быть сильным, смелым, уверенным в себе — к этому надо стремиться. Однако при возникновении угрозы насилия всегда предпочтительней уклониться от конфликта, нежели применять какие бы то ни было приемы физической самозащиты.

Многие конфликты и нападения происходят по вине самой жертвы, которая показывает всем своим видом, что она либо «созрела» (оказалась в неположенном месте и в неположенное время), либо податлива (слишком лег­кодоступна), либо беззащитна (пьяна, напугана, возбуж­дена, чересчур доверчива).

Что же предпринять, если конфликт неизбежен? Если есть возможность мирного разрешения конфликта, стоит попробовать снять напряжение, достигнуть взаимоприем­лемого решения или даже завладеть инициативой.


При этом следует: N

• говорить твердым, спокойным тоном;

• внимательно слушать и стараться, чтобы происходил постоянный обмен фразами;

• как можно быстрее уяснить себе, что именно агрессо­ру от вас нужно;

• предложить ему перейти в другое помещение, если что-то вызывает его раздражение;

• если возможно, вести переговоры сидя — это часто уменьшает напряжение;

• если ситуация позволяет, определить приемлемые рамки поведения, например сказать: «Мы продолжим разговор, но только сперва перестаньте кричать на меня и угрожать».

Не рекомендуется:

• кричать или говорить на повышенных тонах;

• уходить или поворачиваться к агрессору спиной, по­ка он разговаривает с вами;

• посягать на личное пространство агрессора;

• игнорировать агрессора, выказывать невнимание или пренебрежение к нему;

• обращаться с агрессором уничижительно или покро­вительственно;

• без необходимости спорить с ним или высказывать угрозы в его адрес;

• отдавать ему приказы типа «Замолчи!» или «Ну-ка сядь!»;

• жестикулировать — грозить пальцем, размахивать руками.

Следующий немаловажный фактор безопасности — способность сорвать планы нападающих. Сделать это можно при помощи неожиданных, нешаблонных дейст­вий, вызвав замешательство злоумышленников.

Если жертва оказывает сопротивление — будь то слово, физическое действие или то и другое одновременно, — фактор неожиданности обращается против преступника точно так же, как он должен был изначально сработать против жертвы.

Не замирайте, а используйте тот же важный прин-


 




цип — неожиданность. Приведем достаточно яркий при­мер неожиданных действий.

Это случилось в Италии. Неизвестный напал на по­казавшегося ему абсолютно безобидным тихого ста­ричка, когда тот выходил с почты, получив там свое месячное пособие. Грабитель попытался выхватить у пенсионера кошелек, но старичок недолго думая откусил ему палец. Обезумев от боли, грабитель бросился бежать, забыв о кошельке. В тот же день бандит лег в клинику, не подозревая, что дотошный старичок, хоть и сохранил свои деньги, решил не оставлять нападение без последст­вий и заявил в полицию. В больничную палату вскоре при­были карабинеры, предъявившие преступнику его палец.

Когда конфликт замять не удается, следует воспользо­ваться доступными и эффективными приемами самозащи­ты, попробовать смутить нападающего. Например, вы ро­няете деньги, агрессор наклоняется, чтобы подобрать их, и это дает вам необходимые мгновения для бегства. Если же убежать по какой-либо причине не представляется воз­можным, ударьте его в лицо ногой.

Можно сделать вид, будто вы видите за спиной напада­ющего милиционера. Если злоумышленник оглянется, вы выиграете драгоценное время для толчка или удара, что поможет вам убежать.

Можно сделать вид, что приближается кто-нибудь из ваших друзей. Сопроводив жест призывом о помощи, об­ращенным к воображаемым людям, вы можете воспользо­ваться растерянностью агрессора.

Другой вариант отвлекающей техники: вы убеждаете нападающего в том, что вот-вот уступите его требованиям и отдадите, скажем, кошелек, бумажник или магнито­фон, а сами, воспользовавшись его замешательством, на­несете удар по лицу, в пах или живот.

Если нет пути к отступлению перед превосходящими силами противника, сыграйте роль человека, имеющего мощную поддержку: вот-вот подойдут надежные защит­ники (отец, старший брат).

Например, войдя в подъезд, где разместилась пьяная компания, паренек кричит, оглянувшись назад: «Папа,


придержи Джека! Как бы он не порвал в подъезде пар­ней!»и быстро проходит мимо.

Если вас задерживают и дело идет к конфликту, попро­буйте сделать комплимент, отвлечь внимание нападаю­щих на них самих. Держитесь при этом с достоинством, не унижайтесь.

Девушка, которой ничего хорошего не стоит ожидать от подвыпивших парней в темном переулке, обращается к ним с просьбой: «Ребята, я вижу, вы не из робких! Про­водите меня вон до того дома. Я здесь живу».

Когда на вас нападает несколько человек, определите среди них лидера и разговаривайте с ним. Попытайтесь сыграть на его самолюбии.

В ситуации, когда преступник от вас чего-то требует, по­пробуйте предложить такие варианты выполнения его требо­ваний, чтобы выиграть время, изменить условия и соотно­шение сил в свою пользу. Попытайтесь вызвать сочувствие, жалость к себе. Скажите, что смертельно больны, что идете за лекарством для тяжелобольной мамы, что отец под след­ствием, а вам приходится заботиться о младших братьях.

Если вас похитили на машине, можно сказать, что кто-то из ваших близких видел и запомнил номер машины, внеш­ность похитителей. Известно, что по номеру машины (если она не краденая) ее хозяина можно найти очень быстро.

Таким способом обезопасила себя барнаульская девуш­ка Наташа, которая заявила незадачливому похитите­лю, что к автобусной остановке ее провожал брат, кото­рый имеет профессиональную память на номера машин: он таксист. И это подействовало.

Не допускайте проявлений уныния и апатии. Стреми­тесь быть бодрым, энергичным в движениях, речи, дейст­виях. Даже в тяжелой ситуации пытайтесь найти что-то хорошее, приятное или смешное. Злоумышленники пред­почитают не иметь дело с людьми энергичными, бодрыми, наделенными чувством юмора. Да и сам юмор нередко мо­жет помочь в экстремальной ситуации. В этом отношении характерен случай, произошедший с Юрием Никулиным.

Как-то поздно ночью Никулин возвращался из цирка. Неожиданно его задержали вооруженные грабители. Угро-


жая оружием, они потребовали денег. Никулин не расте­рялся: «Да вы что, мужики! Меня только что вон за тем углом ограбили! Догоняйте тех парней, у них все мои деньги!» В темноте они не разглядели Никулина и отпустили, не попросив автографа.

Старайтесь не выделяться среди окружающих излишней экстравагантностью, яркой и необычной одеждой, дороги­ми вещами и украшениями. Все это привлекает внимание не только законопослушных граждан, но и преступников.

Постарайтесь как можно лучше запомнить нападав­ших: их внешность, одежду, манеру двигаться. Обратите внимание на цвет глаз, шрамы, татуировки, родинки, де­фекты речи.

Стремитесь фиксировать свои ошибки, промахи в обес­печении личной безопасности, извлекайте уроки из пе­чального опыта других людей и старайтесь не допускать в дальнейшем подобных просчетов. Всегда будьте бди­тельны. Помните: быть бдительным и трусливым — не од­но и то же. Бдительность — это умение обращать вни­мание на то, что происходит вокруг. Осторожность и бдительность можно выработать в себе до такой степе­ни, что они станут второй натурой. Благодаря им вы бу­дете знать, как избежать неприятных ситуаций.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что называется преступлением? Как в соответствии с Уголовным кодексом подразделяются преступления?

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

3. Какие виды наказаний могут быть назначены несовер­шеннолетним преступникам?

4. Что вы понимаете под мошенничеством? Расскажите, ка­ким правилам надо следовать, чтобы не стать жертвой мо­шенников. Приведите примеры попыток совершения мошен­ничества против вас или ваших близких.

5. Расскажите о социальных группах, представляющих наи­большую опасность для девушек и женщин.

6. Перечислите, что не рекомендуется делать девушке (жен­щине), чтобы не спровоцировать в отношений себя насильст­венные действия.

7. Какими способами можно остановить или отвлечь насиль­ника?

8. Назовите части тела, наиболее уязвимые для боли.

9. Проанализируйте поведение известных вам преступников (по фильмам, книгам, из газет). Какие нравственные каче­ства для них характерны?

 

10. Какие признаки в поведении человека говорят о его уве­ренности и решительности? Дайте анализ собственных нрав­ственных качеств. Какими вашими нравственными качест­вами могут воспользоваться злоумышленники? Как можно помешать преступникам воспользоваться вашими положи­тельными качествами?

11. Что не рекомендуется делать, если вы подвергаетесь на­силию и агрессии?

12. Какие качества, с вашей точки зрения, снижают шансы человека на благополучный исход в случае насильственных действий по отношению к нему?

13. Какие качества надо развивать в себе, чтобы успешно противостоять злоумышленникам?

14. Проанализируйте безопасность вашей квартиры и опре­делите, что можно сделать, чтобы она стала недоступной для преступников.

Задание 5. Соблюдаете ли вы правила безопасного поведения:

• пользуетесь ли наиболее безопасными маршрутами для пе­ших прогулок, поездок в общественном транспорте;

• какие меры предосторожности вы предпринимаете в подъ­ездах многоэтажных домов;

• чувствуете ли вы себя уверенно, входя с незнакомым чело­веком в лифт;


 




 

Задание 6. Проиграйте с родителями или сверстниками раз­личные ситуации:

• к вам пристают незнакомые люди, требуя отдать вещи, уг­рожают, размахивают кулаками;

• вас просят «помочь» небольшой суммой какие-то пьяницы: «На бутылку не хватает!»;

• у вас вырывают сумку с вещами, причем нападающие дер­жат в руках крепкие палки и куски арматуры;

• вам предлагают войти в лифт подозрительные люди.

Задание 7. Проанализируйте, нет ли у вас качеств, которые снижают уровень вашей безопасности. Если есть, определи­те, какие из них следует преодолеть в первую очередь. Поду­майте, от чего надо отказаться для этого. Какие привычки следует у себя сформировать? Что конкретно для достиже­ния этой цели важно сделать в ближайшее время?

Задание 8. Представьте, что близкий вам человек (младший брат, одноклассник) не понимает, что его нравственные изъяны (лень, хвастливость, грубость, высокомерие, лжи­вость, скупость, необязательность, жадность, эгоизм) могут стать причиной беды. Подумайте, какие примеры из жизни можно привести, чтобы показать, как этими качествами пользуются злоумышленники. Подберите такие примеры, которые ваш слушатель воспринял бы как убедительные.

Задание 9. Вы проходите мимо машины. Вас просят подой­ти, рассказать о том, как доехать до рынка, магазина. Ваши действия в этой ситуации.

Задание 10. Проиграйте следующую ситуацию: на вас напал вооруженный грабитель. Действуйте так, чтобы уменьшить риск применения им оружия против вас.

Задание 11. Вы видите, как вооруженные преступники напа­ли на прохожего в темном переулке. Что вы предпримете в этом случае? Обсудите возможные варианты развития со­бытий с родителями, одноклассниками.

Задание 12. На вас совершено нападение, вы остались без ве­щей. Опишите внешность, речь, манеры поведения, одежду, телосложение, другие приметы преступников. Для начала потренируйтесь, описывая тех, кто сейчас находится рядом с вами, а затем дайте описание этих же людей, отвернувшись от них.


Раздел II


       
 
 
   


Глава 1. ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения

Под травматизмом принято понимать совокупность тр авм, возникших в определенной группе населения за ограничен­ный период времени. Он сопутствует человеку всегда, явля­ясь следствием взаимодействия людей с окружающей средой.

По частоте отдельные видь1^гравматизма в нашей стра­не распределяются так: бытовой, производственный, до­рожно-транспортный, уличный, сельскохозяйственный, спортивный, прочие виды.

Травмой называется нарушение анатомической целост­ности тканей или органов с расстройством их функций, обусловленное воздействием различных факторов окружа­ющей среды (механических, термических, химических, лучевых и др.).

Особую опасность представляют травмы в старшем школьном возрасте. В 7 из 10 случаев травматизма подро­стки получают травмы в быту, т. е. дома, в подъезде, во


дворе, на улице, занимаясь спортом и, наконец, в стенах школы.

Причины травматизма в старшем школьном возрасте раз­нообразны и во многих случаях связаны с ускоренным и на­пряженным ритмом жизни,, увеличением^численности, мощ­ности и скорости транспортнцх средств, с ростом_технической оснащенности нашего быта,/неправильной организацией ре­жима дня (учебы и отдыха), неумением обращаться с прибо­рами, оборудованием, аппаратурой, предметами, материала­ми и веществами — потенциальными источниками повышен­ной опасности. Все эти причины обусловлены особенностями вашего возраста — степенью умственного и физического раз­вития, отсутствием достаточного жизненного опыта, повы­шенной любознательностью, склонностью к шалостям.

Как же избежать травмы в нашей сегодняшней бурной, отличающейся повышенной опасностью жизни? Глав­ное — научиться безопасному поведению в травмоопас­ных ситуациях. Об этом и рассказывается в этой главе.

На схеме показаны наиболее характерные для подрост­ков вашего возраста травмы и повреждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.