Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Всемирной торговой организации




Всемирная торговая организация — преемник ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговли создано в 1947 году – 45-ю государствами мира составляющими ведущую группу по экономическим показателям). Послевоенное устройство мира потребовало введения общих норм ведения международной торговли. Послевоенный мир нуждался в большей экономической интеграции ввиду необходимости построения новой экономической системы конкуренции на основах единства и взаимозависимости. Место расположения секретариата ВТО было определено из принципов независимости и нейтралитета страны базирования в городе Женева (Швейцария) которая все годы второй мировой войны сохраняла нейтралитет. Целью организации является регулирование торгово-политических отношений стран-участниц организации в сфере международной торговли. Главная задача ВТО — либерализация мировой торговли путем ее регулирования тарифными методами при последовательном сокращении импортных пошлин, а также устранение нетарифных барьеров и иных ограничений торговли. На современном этапе нормами и правилами ВТО регулируется свыше 90% всей мировой торговли. Как известно, в настоящее время членами ВТО являются 144 государства, включая подавляющее большинство стран третьего мира, в том числе 29 наименее развитых государств. Новые члены ВТО принимаются двумя третями голосов. В настоящее время более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО, в том числе Россия. Статус наблюдателя имеют так же МВФ, Мировой банк, ОЭСР, подразделения ООН.

Особенностью ВТО является то, что она образована вне системы ООН в отличие, например, от МВФ и Мирового банка. ВТО не имеет устава, а организована серией почти 20 соглашений, определяющих условия применения мер регулирования торговли товарами и услугами; движениями капиталов, связанных с этой торговлей; мер, касающихся защиты интеллектуальной собственности и разрешения торговых споров между участниками. При присоединении к ВТО переговоры ведутся не с каким-либо административным органом, учрежденным ВТО, а представляют собой двухсторонние переговоры с представителями стран, которые изъявили желание войти в рабочую группу по присоединению России к ВТО.

Бесконфликтность существования экономических интересов развитых стран в самом ВТО в современных условиях глобализации мировой экономики оценивается как сомнительная. Целый клубок острых разногласий существует между США, ЕС и Японией, вспыхивают время от времени торговые войны между развивающимися странами, растут протекционистские тенденции в мире и между региональными объединениями стран мира. Достаточно сказать, что за семь лет существования ВТО в ее рамках было инициировано 262 торговых спора разрешение которых длятся годами.

Сама государственная политика группы развитых стран направлена на увеличение разницы в мировой торговле между развивающимися и развитыми странами. Поучительные примеры в этой области нам дают главные проповедники фритредерства - Соединенные Штаты. Достаточно сказать, что в текущем году они пошли на два шага, имеющих серьезные последствия для международной торговли. Приняли закон о сельском хозяйстве, предусматривающий его серьезное субсидирование, а также ввели протекционистские пошлины на сталь, практически закрывающие доступ на свой рынок большинству иностранных поставщиков. Подобные примеры можно привести из торговой практики и других стран Запада.

Основные принципы применения мер регулирования торговли товарами и услугами, определенные соглашениями ВТО:

· режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Означает, что условия доступа на рынок, предоставляемые товарам и услугам одной страны, не могут быть хуже, чем условия такого доступа, предоставляемые товарам и услугам любой другой страны;

· национальный режим (НР). Означает, что условия, предоставляемые иностранным товарам и услугам, и их поставщикам на внутреннем рынке не могут быть хуже, чем условия, предоставляемые собственным товарам и услугам;

· транспарентность. Означает, что законодательство, касающееся применения мер регулирования торговли товарами и услугами, должно быть открытым, гласным и применяться справедливым образом.

Как считают сторонники присоединения России к ВТО, участие в этой организации дает стране множество преимуществ и конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

· Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

· Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

· Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Отрицательными сторонами вступления России в ВТО признаются:

· ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов

· Членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников

· Участие в ВТО – это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой

· Преследование коммерческих интересов в ВТО становится более приоритетной задачей, чем развитие

· Коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды

· Коммерческие интересы преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека

· ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными

· Маленькие страны в ВТО бессильны

· ВТО – это инструмент мощного лоббирования

· ВТО – недемократичная организация

И в первую очередь за счет постоянного снижения российских импортных пошлин до 15 - 19% и отмены количественных, в том числе сезонных, ограничений на импорт. Между тем большинство стран - участниц ВТО сегодня сохраняют высокий уровень ввозных пошлин (порядка 30%), а в случае необходимости вводят запретительные импортные пошлины и количественные ограничения (квоты, в том числе сезонные) на ввоз товаров и услуг, причем без консультаций с ВТО. Требования при вступлении 20 стран менее требовательны и болезненны для национальных экономик, ведущих переговоры о вступлении в ВТО. Но эти государства уже имеют статус стран с рыночной экономикой в Евросоюзе, США и других экономических блоках, что автоматически выводит их из-под двойных стандартов ВТО.

Членство в ВТО даст возможность защищать российских экспортеров на внешнем рынке от антидемпинговых исков. В России начнут действовать положения о защите иностранных инвесторов, о защите авторских прав, экономическая интеграция будет способствовать развитию международных отношений. Россия будет переживать экономический рост — на базе иностранных инвестиций будет развиваться отверточное производство и сборка.

В этой связи специалистами Российской академии наук по вопросам адаптации России к условиям участия в ВТО выделяются следующие адаптативные меры:

1. Срочная разработка и принятие научно-обоснованной промышленной (отраслевой) политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке и как матрицы для наших переговоров и условий вступления в ВТО. Без такой политики и данные переговоры, и дальнейшее участие России в ВТО будут идти во многом вслепую.

2. Достройка и ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта (без чего страна столкнется в ВТО с фактической асимметрией выгод и обязательств), в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их маркетинговой деятельности. Правила ВТО определяют разрешенные формы такой поддержки. То же касается мер поддержки нашего аграрного сектора.

3. Создание, на базе зарубежных аналогов, механизмов временной государственной поддержки предприятий и регионов, особо страдающих от резко возросшего импорта.

4. Создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и т.п.), без чего они не смогут эффективно использовать возможности ВТО в международной конкуренции.

5. Срочное начало подготовки в стране специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО, как для бизнеса, так и для госаппарата.

6. Налаживание систематизированного диалога между Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, Российской переговорной делегацией и консультативными механизмами бизнеса, созданными по проблемам присоединения и дальнейшего участия России в ВТО.

7. Определенное укрупнение и расширение круга полномочий отраслевых и территориальных деловых союзов, способных авторитетно представлять интересы отдельных слоев бизнеса перед российской властью.

8. Подключение к отстаиванию российской позиции в переговорном процессе с ВТО, наряду со специализированной переговорной делегацией, дипаппарата в столицах стран-членов ВТО и союзов российских деловых кругов в контактах с их партнерами за рубежом при эффективной координации всей этой деятельности.

9. Проведение регулярных консультаций по проблематике ВТО со странами-партнерами по СНГ.

10. Постоянный мониторинг не только отдельных дискриминационных мер со стороны наших основных внешнеторговых контрагентов, но и всех торговых барьеров, создаваемых политикой этих стран, публикация регулярных отчетов его результатов.

 

13.1.6. Россия в основном участвует в мировой экономике как сырьевой придаток стран развитого мира, что порождает инвестиционный голод в других отраслях промышленности

 

В итоге кризиса 1998г. и последующего оживления сложилась ситуация переконцентрации инвестиционных ресурсов в экспортных отраслях при остром их недостатке в отраслях, ориентированных на внутренний рынок.

Пока что страна следует традиции сырьевого придатка с перспективой понижения своей роли на рынках.

 

13.1.7. В условиях усиливающейся конкуренции на мировом рынке товаров готовой группы смена структуры экспорта в сторону товаров конечного передела без серьезного технического и технологического обновления в промышленности и поддержки государства практически невозможен

 

Россия затрачивает на науку меньше Японии в 9,3 раза, Германии – в 4,7 раза, Франции – 2,8 раза, США в 24 раза. Пессимистические прогнозы во многом связаны с тем, что нынешняя отечественная политика не учитывает императивов глобализации. В ее условиях факторы, обычно выдвигаемые в качестве важнейших предпосылок возрождения России - размеры территории, географическое положение, наличие больших запасов природных ресурсов, квалифицированная и непритязательная рабочая сила, - теряют свое значение.

На первый план выходят способность к технологическим, экономическим и социальным инновациям, умение эффективно действовать в транснациональной среде (а для этого необходимо не отторжение от нее, а понимание присущих ей закономерностей), интеллектуальная, экономическая и политическая свобода, готовность сотрудничать с ведущими государствами мира на основе присущих им ценностей.

Без этого даже относительно развитой научный потенциал страны оказывается неспособным сыграть роль локомотива, вытаскивающего Россию из кризиса. Собственность не играет той роли которая ей принадлежит в других национальных экономиках.

 

13.1.8. Воспроизводственные процессы, происходящие в условиях рыночной экономики, в России характеризуются высокой долей завозимых технологий и невостребованностью отечественных

 

Существующие сохранившиеся производственные комплексы достигают рентабельности лишь в составе олигархических группировок где сочетается добыча ресурсов, промежуточная переработка и выпуск конечной продукции. Подобные производства, как правило, пользуются заимствованными технологиями, не утруждаясь на научные собственные разработки. В свою очередь, конечная продукция подобных производств как правило реализуется на внутреннем рынке страны.

Межотраслевое перетекание капиталов происходит по принципу дополнения технологической цепочки уже успешно развивающихся добывающих отраслей экономики.

Производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 46 макротехнологий. Причем, приоритет по большинству из них, как и 80% наукоемкой продукции, принадлежит все тем же семи промышленно развитым странам. Так, на долю США приходится примерно 22 макротехнологии, Германии — 11, Японии — 8, Англии и Франции — по 3—4. А весь остальной мир может претендовать на авторство лишь по 2—3 макротехнологиям. Следует отметить, что, несмотря на растущий экспорт, Россия обладает лишь 2—3 макротехнологиями, конкурентными на мировом рынке наукоемкой продукции. Однако, по оценкам российских ученых, при целенаправленной политике уже в начале ХХI в. Россия может иметь таких макротехнологий по меньшей мере 10—12. Основанием для такого прогноза служат не только наши былые успехи, но пока еще существующий потенциал на таких направлениях, как авиакосмическая техника, атомная энергетика, вооружение и ряд других.

Глобализация интенсифицирует цивилизационное приближение России к современной Европе, однако существуют и отступления от намеченного пути в виде указанных выше отрицательных моментов интеграции в международное разделение труда.

Таким образом, реформирование экономики привело, в основном, к привязке добывающих отраслей к мировому рынку и упадку в обрабатывающей промышленности. Не достигнута основная цель реформ в обществе модернизация экономики и ускорения технического перевооружения промышленности, улучшения жизни рядовых граждан и гарантирование прав и свобод граждан страны. Вместо указанного выше Россия имеет дезинтеграцию единого хозяйства бывшего Советского Союза, еще большую зависимость возобновления технологий в обрабатывающей промышленности от развитых государств, почти полное подчинение экономики факторам внешнего рынка.

Таким образом, необходимо отметить следующие принципы и условия интеграции России в международное разделение труда:

Принципы:

1. Экономика страны находится на высоком уровне зависимости от получения валютной выручки с внешних рынков сырья и полупродуктов.

2. Закрепление сырьевой направленности развития экономики приводит к структурному перекосу в экономике и дальнейшему упадку в перерабатывающих отраслях промышленности.

3. Значительные валютные поступления в оплату за сырье делает импорт готовой продукции дешевым относительно отечественных товаров и приводит к усилению ценовой конкуренции на внутреннем рынке России.

Условия:

1. Россия является официальным наблюдателем Всемирной торговой организации.

2. В условиях усиливающейся конкуренции на мировом рынке товаров готовой группы смена структуры экспорта в сторону товаров конечного передела без серьезного технического и технологического обновления в промышленности и поддержки государства практически невозможен.

3. Воспроизводственные процессы, происходящие в условиях рыночной экономики, в России характеризуются высокой долей завозимых технологий и невостребованностью отечественных

Таким образом, товарная структура России не в полной мере соответствует тенденциям мировых рынков на увеличение высокотехнологичного экспорта. Вместе с тем, Россия должна интегрироваться в международный рынок высокотехнологичной и готовой продукции на основе отечественных научных и совместных с развитыми странами разработок. Смена указанных условий и принципов интеграции России в мировой рынок должно выступать основной целью государственной политики Российской Федерации. Преодоление сложившегося участия в международном разделении труда является настоятельной необходимостью для всего хозяйственного комплекса Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.