Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная политика государства




Выбор приоритетных направлений исследований и разработок

Не всякая, на первый взгляд, хорошая или даже «гениальная» инновационная идея может быть реализована. Возможность реализации идеи зависит от многих факторов. Среди них – квалификация, навыки работы в выбранной области деятельности, организаторские способности, практическая направленность проекта, доступные ресурсы – вот лишь небольшая часть того, что определяет возможность реализации инновационной идеи.

Как показывает практика, отсутствие финансовых средств на разработку инновационных продуктов является одним из наиболее серьезных препятствий для предприятий, стремящихся работать в инновационной сфере. Поэтому, выбирая конкретные направления инновационной деятельности, особенно в сфере научно-технических разработок, предпринимателю необходимо быть в курсе приоритетов в области научно-технической политики, осуществляемой нашим государством.

Финансирование работ и инновационных программ может быть направлено не только на углубление исследований в области высоких технологий и эффективных товаров, но и на повышение внутрикорпоративной эффективности, усиление эффекта синергизма.

Перспективные инновационные темы могут представляться для утверждения на общем собрании акционеров в виде:

- самостоятельной программы корпоративных исследований;

- подпрограмм в составе корпоративной инновационной программы, сформированной на базе нескольких научно-технических программ;

- подпрограмм в составе корпоративной целевой программы.

Как правило, корпоративная инновационная программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.

Руководство программой осуществляет корпоративный инновационный центр, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. КИЦ также организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Наибольшее влияние на инновационные отношения, прежде всего, оказывает экономическая политика государства в инновационной сфере, его инновационная политика.

Она определяет особую группу целей и задач в системе государственного регулирования, связанных с активизацией инновационных отношений в стране. В качестве самостоятельного элемента государственной экономической политики такая политика выделилась сравнительно недавно – во второй половине ХХ в. в связи с осознанием значения инновационных отношений как инструмента научно-технического развития на микроэкономическом уровне.

Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и избранной концепцией государственного регулирования, акцентом либо на силу рынка, либо на силу власти. Признание в качестве панацеи какого-то одного из указанных подходов не продуктивно и для теории, и для практики. Наиболее позитивным, на взгляд автора, является коммуникативно-синергетический подход к обеспечению воздействия субъективных факторов на инновационные процессы. При этом целесообразно преобладание прямых, властных методов воздействия на экономические процессы в периоды экономического спада, а на стадиях подъема экономики – косвенных, рыночных методов. Но это не должно исключать синергии их с другими методами, тем более отказа от них.

Прямые методы регулирования инновационных отношений государством состоят в непосредственном участии госинститутов в качестве субъектов различного рода сделок на особом «государственном» рынке. Государственный рынок инноваций рассматривается как экономический механизм, опосредующий отношения между государством, выступающим преимущественно в роли заказчика, фирмами и предприятиями, являющимися инновационными подрядчиками. Такие методы предполагают регулирование инновационных отношений преимущественно в административной и целевой формах.

Первая означает прямое дотационное финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами, принимаемыми для содействия инновациям. В силу ограниченности средств государственного бюджета при этом неизбежны жесткая избирательность поддержки инновационных проектов, жесткая конкуренция между организациями за получение необходимых средств. Результатом такого соперничества является, как правило, относительно рациональный выбор приоритетных инновационных идей. Поддержание динамичной конкуренции на государственном рынке инновационных идей достигается путем создания экспертной системы отбора проектов.

Вторая форма характеризуется широкомасштабностью государственного влияния на всех этапах реализации инновационного проекта – от момента авансирования денежных средств на реализацию инновационной идеи до спроса на нововведение. Такая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование на основе государственных целевых программ поддержки нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из важнейших элементов системы контрактных отношений, определяемых договором между заказчиком и подрядчиком. Условия такого договора охватывают сроки начала и завершения работ, вопросы разделения труда между исполнителями, взаимные обязательства, экономические санкции и т. д. Государственные контракты реализуются преимущественно посредством фиксированных цен или возмещения издержек производства – способами, различающимися между собой по степени ответственности исполнителя и по форме получения прибыли.

Контракты с использованием фиксированных цен предусматривают ответственность подрядчика за все издержки производства и убытки, что позволяет государству контролировать расходование денежных средств и поощрять исполнителей к эффективному их использованию. Однако этот вариант сложно осуществлять в условиях сильной инфляции. Специалисты в связи с этим отмечают возможность использования промежуточных вариантов материально стимулирующих контрактов, предусматривающих различную степень материальной ответственности исполнителей государственного заказа за издержки при его выполнении. Поощрения или экономические санкции зависят в каждом конкретном случае от степени коммерческого риска и научно-технической неопределенности проекта.

Государственный контракт представляет собой субъективный внешний фактор воздействия на инновационные отношения, являясь инструментом государственной политики. С другой стороны, контрактная система является следствием рыночных отношений, ассоциируется с прибылью, получаемой на вложенный капитал, в т. ч. с прибылью как результатом монопольного положения на рынке. Монопольное положение производителя чаще всего является следствием концентрации и централизации капитала на основе нововведений.

В целом при данной форме конкуренция за государственный заказ является следствием государственной инновационной политики. Интенсивность конкурентной борьбы на государственном рынке нововведений вызывается конкретными преимуществами государственного контракта по сравнению с другими формами деловых соглашений. Во-первых, государственный контракт обеспечивает получение необходимой финансовой, материальной, информационной, законодательной поддержки в процессе реализации инновационного проекта, что дает организации возможность быть на уровне современных достижений НТП, удерживать лидерство в отрасли. Во-вторых, государство обеспечивает спрос на создаваемое новшество, позволяя тем самым свести к минимуму коммерческий риск, связанный с неопределенностью потребительского поведения. В-третьих, государство является самым надежным заказчиком новшества. В-четвертых, государственный заказ способствует рекламе предприятия и его продукции.

Контрактная форма финансирования выгодна и государству в большей степени, чем дотационное финансирование, поскольку предусматривает большую экономическую ответственность подрядчика за результаты реализации проекта. Благодаря разнообразию форм используемых контрактных соглашений государство получает возможность не только активизировать инновационную деятельность отдельных предприятий, но и стимулировать развитие их кооперации. В настоящее время в рамках большинства правительственных программ в западных странах предусмотрены меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Это способствует обеспечению перспективной направленности, научной новизне промышленных инноваций, что труднее достигается при реализации нововведений в промышленных компаниях, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.

Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, предполагают стимулирование инновационных процессов преимущественно путем создания благоприятного климата для новаторской деятельности. Решающую роль в этой связи играет политика либерализации налогового и амортизационного процессов, их законодательного регулирования. Венгерский экономист Б. Санто отмечал: «Если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25 %, то он почти не влияет на новые предпринимательские инициативы, но если налог начинает превышать 25 %, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50 % от прибыли, то склонность к инновациям и связанными с ним капвложениями практически исчезает».

Расходы на проведение НИОКР могут способствовать снижению налогооблагаемого дохода и, следовательно, общей суммы налогов, так что при прочих равных условиях предприятия отдают предпочтение расходованию денежных средств на нововведения. Политика ускоренной амортизации позволяет предприятиям в короткие сроки окупить основной капитал. Как правило, этот механизм действует в соответствии с принципом дифференциации норм амортизационных отчислений по отраслям, предусматривающим льготные нормативы для «пионерных» фирм в целях стимулирования ускоренного накопления средств на ключевых направлениях производства. В результате на макроуровне экономики происходит ускорение движения по циклу Жюглара и, как следствие, активизация инвестирования в радикальные инновационные процессы.

В то же время необходимость ограничения негативных последствий жесткой международной конкуренции при реализации нововведений обусловливает и изменения в торгово-валютной политике государства, вплоть до принятия протекционистских мер в отношениях между отечественными и иностранными фирмами.

Особое значение в системе косвенных мер государственной инновационной политики имеет и законодательство по интеллектуальной собственности (патентное и лицензионное право, законы о промышленных образцах). Четкое правовое регулирование интеллектуальной собственности создает экономическую заинтересованность и в генерации инновационной идеи, и в реализации новшества, позволяя получать «инновационную ренту» – своего рода «квазиренту», плату за обладание редким благом, что благоприятно сказывается и на активности научной работы в стране, и инновационном использовании ее результатов.

Создание социальной инфраструктуры также способствует созданию благоприятных внешних условий для развития инновационных отношений, обмена информацией, быстрой оборачиваемости рискового капитала.

Обобщая исследование государственной инновационной политики, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, государственная инновационная политика как форма обеспечения использования объективных факторов развития экономики оказывает благоприятное влияние на все экономические процессы в обществе, поскольку стимулирует инновационную активность организаций. Эффективность мер инновационной политики непосредственно определяется степенью их адекватности существующим в стране объективным экономическим факторам.

Во-вторых, как составная часть системы государственного регулирования экономики инновационная политика использует единые для всей экономической политики методы воздействия, в силу чего ее результативность обусловливается коммуникацией и синергией всех составляющих государственного экономического курса.

В-третьих, целенаправленное воздействие на инновационную стратегию организаций оказывают государственные программы, способствующие активной реализации нововведений на различных этапах развития системы и разными методами, в частности путем законодательной и материальной поддержки развития науки, подготовки научных и инженерных кадров, эффективно работающих систем экспертного отбора инновационных проектов, заказов, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР, стимулирования кооперации промышленных компаний, университетов и т. д.

В-четвертых, как выразитель общенациональных интересов государство способствует перспективной направленности инновационной политики, стимулируя радикальные нововведения.

Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» предусмотрена государственная поддержка инновационной деятельности», которая будет осуществляться в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

В соответствии с федеральным законом государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:

· предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных
платежей;

· образовательных услуг;

· информационной поддержки;

· консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации;

· формирование спроса на инновационную продукцию;

· финансовое обеспечение (в т. ч. субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

· реализация целевых программ, подпрограмм;

· поддержка экспорта;

· обеспечение инфраструктуры;

· другие формы, не противоречащие законодательству РФ.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности определяет Правительство РФ.

При оценке эффективности государственной поддержки будет учитываться высокорисковый характер инновационной деятельности, неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь, в том числе, потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационный проект.

 

Задание по главе

Продолжается формирование инновационного проекта.

7. ОПИСАНИЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА И ТЕХНОЛОГИЙ.

7.1. Описание продукта.

Назначение и область применения продукта (приводится описание продукта проекта, основных технико-экономических показателей и конкурентных преимуществ, дается краткая характеристика области и условий его применения, дается описание ожиданий потребителей продукции проекта).

7.2. Описание аналогов.

Приводится краткое описание ближайших аналогов продукта с указанием производителя.

7.3. Сравнительный анализ характеристик продукции, требования к продукции.

Приводится обоснование корректности выбора аналогов для сравнения, подтверждение того, что выбраны наилучшие на текущий момент.

7.4. Данные об используемых и внедряемых технологиях.

Данный раздел должен содержать описание технологий, разрабатываемых или используемых в ходе реализации проекта, их места и роли в технологической (производственной) цепочке. Необходимо привести документальные подтверждения существования практической технологии и возможности ее реализации в проекте. Каким образом данная технология влияет на создание, на свойство продукции или услуги. В случае разработки оборудования необходимо представить описание этого оборудования с подробным обоснованием того, каковы конкретно области применимости, а также технические характеристики оборудования.

Описание основных технико-экономических результатов проекта (эксплуатационные характеристики, конкурентные преимущества), которые могут быть получены благодаря использованию данной технологии с указанием конкретных количественных оценок.

Краткое описание альтернативных вариантов решения задач и продуктов заменителей (субститутов).

7.5. Описание производственного процесса.

Приводится описание цикла производства, технологической цепочки и его ключевых этапов, используемых технологий на различных этапах производств, т. е. описание процесса изготовления изделия (продукции), в т. ч. приводится перечень и краткое описание технологических операций (переделов), раскрываются имеющиеся технологические возможности производства продукции, указываются технические требования к применяемым в разрабатываемом изделии новым материалам, которые разработаны (разрабатываются) другими организациями (технические требования могут быть приведены в приложении); указывается, какие технологии (изделия, компоненты) будут разработаны для достижения целей проекта сторонними разработчиками (закуплены у производителя). Описание дается с указанием разработчика, параметров (технические характеристики, режимы работы) привлекаемых технологий, а также условий покупки (лицензирования, разработки).

7.6. Описание системы менеджмента качества.

В данный раздел следует включить: характеристики изготавливаемой продукции с нормируемыми параметрами; требования к средствам измерений и методикам выполнения измерений; описание технологического оборудования с встроенными системами измерений.

7.7. Описание сырья, комплектующих и их поставщиков.

Описание используемого сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих; основных поставщиков, а также приводятся затраты на сырье, материалы или комплектующие и затраты на транспортировку (если это необходимо).

8. МАРКЕТИНГ ПРОЕКТА.

8.1. Современное состояние рынка продукции:

- характеристика отечественного рынка;

- характеристика зарубежного рынка (можно разделить на рынки СНГ, ЕС, АТР, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока и Африки, Австралии);

- размер целевого рынка, сегменты, потенциальные потребители;

- барьеры для выхода на конкретные рынки.

8.2. Продажа продукции:

- формы и способы организации продаж продукции (каналы
дистрибуции);

- способы организации рынка;

- факторы, влияющие на рынок;

- рекламная политика, методы стимулирования сбыта и PR-мероприятия.

8.3. Оценка рынков товаров-заменителей (аналогов).

8.4. Планирование маркетинговой деятельности.

8.4.1. План рекламы и PR-деятельности.

8.4.2. Стратегия продвижения продукции.

8.4.3. Стратегия развития продаж продукции.

8.5. Основные конкуренты:

- описание компаний конкурентов, анализ их деятельности;

- резюме конкурентных преимуществ продукции, таблицы сравнительного анализа.

8.6. Анализ внешней и внутренней среды проекта, проведение SWOT-анализа.

После проведения SWOT-анализа необходимо составить общий организационный график работ, он может быть в виде сетевого графика или таблицы.

9. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 


Контрольные вопросы

1. В чем состоит мотивация создания, продажи и покупки инноваций?

2. Как производится оценка инновационного потенциала организации?

3. Какие методики оценки инновационного потенциала существуют?

4. Как проводится анализ спроса на нововведения?

5. Чем обусловлена конкуренция в области инновационной деятельности?

6. Как осуществляется «фронтирование» рынка в инновационном бизнесе?

7. Что включает в себя понятие «стратегический инновационный маркетинг»?

8. Что включает в себя понятие «оперативный инновационный маркетинг»?

9. Что такое «компоненты маркетинга»?

10. Что такое инновационный потенциал предприятия?

11. Что такое инновационный климат предприятия?

12. Как проводится STEP-анализ?

13. Как проводится SWOT-анализ? Каковы условия его применения?

14. В чем заключается специфика организации продаж инновационной продукции?

15. Как разрабатывается инновационная стратегия предприятия?

16. Какие методы выбора инновационной стратегии существуют?

17. Как осуществляется выбор приоритетных направлений исследований и разработок?

18. Что включает в себя понятие инновационная политика государства?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.