Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сибирская тема в российской периодике




Постепенно в российском обществе меняется отношение к Сибири. Еще в екатерининскую эпоху возникает первый интерес к сибирской теме (так, сама Екатерина II пишет пьесу о Ермаке «Шаман сибирский»). По случаю учреждения Тобольского наместничества в 1782 году П.А. Словцов, будучи учеником духовной семинарии, выступает со своей одой «К Сибири». В оде создается образ Сибири – прекрасной азиатской царевны, богатой и величественной. Вопрос о приоритете европейского и азиатского здесь снимается христианской ценностью: кротость сердца важнее европейского «чванливого» ума. Сумароков намекает на события французской революции, которые являются свидетельством гордости духа, ведущей к нарушению религиозных основ, человеческому «падению»:

 

Что значит самый просвещенный ум?

Подобен дерзновенну исполину,

Он зыблет истину, как паутину,

И, разодрав священный занавес,

Бросает молнии против небес.

Ей-богу! там жить лучше, где повязкой

Глаза завешены – не видят вдаль,

Где маракуют часослов с указкой,

Не зная, кто таков Руссо, Рейналь.

 

Далее Словцов рисует благословенную страну, благополучную, огромную, с избытком земель, с довольными крестьянами. «Панегирические» элементы в литературе начала века, превознесение огромных сибирских пространств, природы, ресурсов станут неотъемлемой частью восприятия «отдаленного края». Именно в эпоху романтизма, в начале XIX века, Сибирь приобрела свой специфический ореол: она стала восприниматься как дикий край с могучей северной природой, край господства стихийных сил, необузданной мощи, решительных и дерзких характеров, необычайной экзотики. При этом новая тенденция в романтической поэзии и в среде исследователей, любителей русской словесности, заставляет писателей и ученых изучать фольклор, проводить этнографическое исследование Сибири, обусловливает также вниманию к местному колориту, использование в произведениях диалектизмов, местных оборотов, топонимов и пр. Как писал Н.М. Ядринцев, формируется целый класс «панегиристов» Сибири, склонных приукрашать ее величие, воспевать и прославлять, оставляя без внимания социально-экономические проблемы. В начале века поэты-романтики обращаются к фигуре Ермака, который становится знаковым, ключевым образом в осмыслении Сибири. В этом смысле, как в оде юного П.А. Словцова, так и в поэме «Войнаровский» Рылеева Ермак уже включен в культурный локус Сибири. В романтической литературе формируется «сибирская экзотика»[30] – она является частной разновидностью восточной экзотики. Ее элементами являются образы «уральских и киргизских пленников», «прекрасных буряток и тунгусок» (красавицы-туземки), сибирских разбойников и беглецов и пр. Тобольский поэт П.П. Ершов, вошедший в историю литературы на волне интереса к национальному колориту (поэма «Конек-Горбунок», 1834), создает «сибирскую» поэму «Сузге» (1837), в которой главным персонажем также является прекрасная и таинственная татарская царица, проявляющая силу характера в трагический обстоятельствах. Интерес писателя к исследованию края проявится и в период, когда он становится цензором и фактически первым редактором «Тобольских губернских ведомостей». Краеведческая тематика определит лицо издания в первые годы его существования.

«Сибирская тема» выходит на страницы столичной прессы. Впервые на страницах таких видных журналов, как «Московский телеграф», «Телескоп», «Отечественные записки» постоянно публикуются материалы, посвященные Сибири. Н.П. Паршукова[31] отмечает, что правительственные и официозные издания («Русский вестник», «Московский вестник», «Северная пчела») также помещали их, но гораздо реже, чем демократические, и освещение сибирской действительности было более поверхностным: преобладала информация о незначительных фактах, описательность и фактологичность. Основное содержание материалов в «Московском телеграфе», «Телескопе», «Отечественных записках»: путевые заметки и дневники, отчеты о научных экспедициях, содержавшие данные о географии и климатических условиях Сибири, о природных богатствах, и рецензии на них. Большое место заняли статьи и очерки о колонизации Сибири, этнографические зарисовки о ее коренном населении, была отражена тема золотоискательства, объяснявшаяся возникшей в 30–40-е гг. XIX в. «золотой лихорадкой», т.е. сибирские материалы, как в фокусе, отражали реалии России того времени. Паршукова обращает внимание на различный уровень интереса, проявленного редакциями журналов к Сибири и ее регионам. Так, «Телескоп», на страницах которого сибирские материалы появлялись эпизодически, основное внимание уделил Восточной Сибири и Российско-американской компании. В свою очередь Н.А. Полевой, редактор «Московского телеграфа» (уроженец Иркутска), интересующийся Восточной Сибирью, печатал работы сибирского исследователя и просветителя П.А. Словцова о Тобольске.

Итак, литературным органом, активно пишущим о Сибири, становится журнал Н.А. Полевого «Московский телеграф» (1825–1834 гг.). Выходец из среды иркутского купечества, автор ряда произведений о Сибири, Полевой отстаивает на страницах журнала идею свободного капиталистического развития России, требует самых широких прав для буржуазии, в том числе и для сибирской. Уже в первой рецензии 1828 г. на «Письма из Сибири» Словцова он отмечает[32]: «Сибирь, столь мало и столь неверно описываемая доныне, является здесь в картине верной, снятой в природе человеком опытным, умеющим замечать и близко знающим предмет своих замечаний». В своем издании он выступает в роли пропагандиста Сибири, ее культуры: «Сибирь, золотое дно для предков наших и для нас, может быть золотым дном и для наблюдательного путешественника. И там Историк, Географ, Поэт найдут для себя много работы». Полевой постоянно подчеркивает в произведениях своих земляков достоверность, документальность, видит в них источник «известий об отечестве нашем, из коих можно было бы составить порядочное описание России», призывает «дорожить и материалами, ибо они уже степень к возведению прекрасного здания». Воспоминания о Сибири воодушевляли Полевого и тогда, когда он создавал свою повесть «Сохатый» (1830 г.), полную романтического пафоса и громкого восхваления Сибири – «золотого дна». Повесть произвела сильное впечатление на читателей. Разбивая традиционные представления о Сибири как стране мрака и безлюдья, Полевой показал ее в светлых, радостных тонах, воспел ее природу, раскрыл в повседневном быту сибиряков высокие человеческие чувства и благородные отношения.

Но наиболее глубокие и содержательные материалы о Сибири в 30–40-е гг. XIX в., по мнению Паршуковой, публиковались в «Отечественных записках», которые получили всеобщее признание в образованных кругах русского общества и стали самым авторитетным и наиболее популярным русским журналом. Среди авторов, писавших о Сибири, отмечаются сибиряки, хорошо знавшие свой край, занимавшиеся его историей: П.А. Словцов, П.И. Небольсин, С.И. Гуляев, а также известные и малоизвестные путешественники: Ф. Врангель, Г.Е. Щуровский, Ф. Белявский, англичанин Кохрен и др. Таким образом, ценность сибирских материалов, помещенных на страницах русских изданий 30–40-х гг. XIX в., заключается в непосредственности наблюдений и впечатлений «по горячим следам событий», в том, что они позволяют полнее понять роль Сибири в общественной жизни России того времени, а также содержат довольно обширную информацию по тем или иным конкретно-историческим вопросам[33].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.