Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности рыночной экономики России




Содержание рынка, его сущность, структура и функции

Как известно, в нашей стране осуществляются экономические реформы, целью которых является формирование социально-ориентированных рыночных отношений. Спрашивается, а что такое рынок? В обыденном сознании под рынком подразумевается публичное место в городе или крупном населенном пункте, где выставляются товары для продажи. В современном развитом обществе рынок – это не обязательно какое-то место, где встречаются продавец и покупатель и осуществляют куплю-продажу. При наличии современных средств связи и транспорта продавец по заказу покупателя может реализовать свой товар даже не вступая в непосредственный контакт с покупателем. Поэтому в экономической науке под рынком понимается совокупность отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера затрат на их производство. Рынок выступает в качестве способа связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда.

В условиях товарного производства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свою рабочую силу, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Таким образом, современная рыночная экономика включает в себя целую систему рынков:

- рынок предметов потребления;

- рынок средств производства, в том числе сырьевой рынок;

- рынок труда (или рынок рабочей силы);

- рынок капитала и ценных бумаг;

- валютный рынок;

- рынок научно-технических разработок (или НОУ ХАУ) и тд.

Характеристика рынка может быть дана и в территориальном аспекте: можно выделить местный рынок, региональный, национальный (внутренний) и мировой рынок.

В общем виде под рынком мы подразумеваем всю совокупность многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления по законам спроса и предложения.

Спрос выступает на рынке как потребность в товарах, как покупательная способность потребителей. Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей, подлежащих удовлетворению, охватывает продукцию как I подразделение общественного производства (производство средств производства), так и II подразделение (производство предметов потребления). Спрос на товары народного потребления и платные услуги ограничиваются покупательной способностью населения, его денежными доходами, а спрос на средства производства (например, на зерноуборочные комбайны ДОН-1500) финансовыми ресурсами предприятия или предпринимателя.

Предложение представляет собой продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него.

Любой рынок, независимо от конкретного вида реализуемого товара базируется на 3-х основных элементах: - спросе и предложении; - цене; - конкуренции.

Цена – это та сумма денег, за которую продавец предлагает свой товар покупателю, а покупатель соглашается заплатить эту сумму за единицу товара. Цена и стоимость – это не одно и то же. Иногда на рынке продавцы излишне завышают цены на свой товар. А при большой нужде продают иногда дорогие вещи дешевле.

Конкуренция – это соперничество участников рыночных отношений за осуществление выгодной сделки на рынке. Осуществление нормальной реализации товаров требует наличия товарного запаса. Чтобы не было дефицита в товарах, предложение всегда должно превышать спрос. Только в этих условиях может быть действительный выбор товаров и действительная конкуренция товаропроизводителей, только в этом случае можно добиваться улучшения качества изделий, снижения себестоимости продукции.

Для характеристики рыночной экономики в общегосударственном масштабе ряд авторов предлагают необходимым учитывать принципы:

1. Свобода экономической, предпринимательской деятельности. Рынок – это экономика свободного предпринимательства. Любой человек, любой коллектив имеет право быть товаропроизводителем или посредником между ним и потребителем.

2. Рыночная экономика опирается на примате потребителя. Товар в рыночной экономике производится для реализации, а не для отчета. Рынок диктует производить то, что можно продать, что дает доход производителю, что удовлетворяет покупателя, а это обеспечивает эффективность производства и улучшение качества жизни населения.

3. Необходимость государственного регулирования рыночных отношений. Через государственное регулирование рыночной экономики решаются стратегические и тактические, региональные, национальные, демографические проблемы. Но преобладать должны регуляторы экономические. Государство достигает лучшего эффекта не тогда, когда просто запрещает или ограничивает что-то, а когда влияет на спрос и предложение преимущественно косвенными экономическими методами, воздействуя на интересы товаропроизводителей и потребителей.

Оценивая положительную роль рыночных отношений в развитии экономики страны многие экономисты усматривают, что рынок является регулятором (даже саморегулятором) общественного производства, что не надо иметь планирующих органов, через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства к структуре и объему общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. как утверждал А. Смит, стихийно решается вопрос, что и в каком количестве производить. Другие видят первостепенную ценность рынка в том, что он подчиняет производство интересам потребителя. Третьи утверждают, что рыночный механизм позволяет получать дополнительные доходы экономически активным слоям населения.

Существуют более конкретные обстоятельства, определяющие незаменимую общественную значимость рынка.

1. Во-первых такая значимость состоит в создании сильных материальных стимулов для развития непосредственного производства. Имеется виду что у рынка есть стимулирующая функция товаро-денежного обмена. Развитая рыночная экономика может усилить интерес к качественному производительному труду по многим линиям. Так, этому способствует большая самостоятельность, независимость и в то же время полная ответственность участников обмена, что заставляет их предъявлять более жесткие требования к сфере создания материальных благ. Далее, стимулирующая роль проявляется в том что дает возможность через куплю-продажу получать крупные прибыли. В третьих рыночную конкуренцию могут успешно выдержать лишь эффективно работающие предприятия. У предприятий усиливается восприимчивость к научно-техническому процессу экономному расходованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, организационным новшествам, росту квалификации своих работников. Все это, в конечном счете, приводит к подъему производительности труда, повышению эффективности производства. Развитый рынок создает новый тип работника – работника-предпринимателя, который не безразличен к результатам своей финансово-хозяйственной деятельности.

2. Во-вторых. Рынок полезен тем, что позволяет выявить действительные потребности людей в тех или иных товарах и услугах. Такова, можно сказать, информационная функция рынка. Она осуществляется через платежеспособный спрос населения. В самом деле, если данные товары покупаются, значит, они нужны людям.

В советское время мы считали, что потребность выясняется непосредственным образом, в плановом порядке, с помощью теоретических соображений и прямых расчетов. Однако такой способ себя не оправдал – отчасти из-за сложности расчетов, неточности, отчасти из-за многообразия и изменчивости самих потребностей, отчасти из-за некомпетентности и недобросовестности плановых работников. В итоге мы часто имели несмотря на плановое ведение хозяйства многочисленные диспропорции, сложности с удовлетворением потребительского спроса. Конечно нельзя идеализировать, что рынок определяет все потребности. Рынок высвечивает платежеспособный спрос. Сфера купли-продажи не только позволяет выяснить такие потребности, но и побуждает производство к их все более полному удовлетворению. То есть развитый рынок повертывает народное хозяйство в сторону важнейших интересов потребителя, делает в принципе невозможным диктат производителя. Однако это становится, по крайней мере при одном непременном условии – исключении монополизма в производстве и обращении.

3. В-третьих, рынок, развитое товарно-денежное обращение, выявляя и удовлетворяя индивидуальные и общественные потребности, способствует формированию рациональной структуры производства. В этом состоит регулирующая функция рынка. За долгие годы у нас накопилось множество глубоких хозяйственных диспропорций: резко отстает развитие АПК, легкой промышленности, сферы бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства, зато чрезмерно разрослись военно-промышленные комплексы, некоторые отрасли тяжелой промышленности. В результате наше производство развивалось в значительной мере ради производства, а не ради удовлетворения человеческих потребностей.

Обеспечить объективно необходимые соотношения в народном хозяйстве страны рынок может несколькими путями:

а) Посредством выявления и регулирования реальных платежеспособных потребностей в тех или иных товарах;

б) Через систему цен. Те отрасли и подотрасли, где сравнительно высокие цены на продукцию, дают более высокую прибыль и поэтому привлекают денежные, материальные и трудовые ресурсы, тем самым расширяют свое производство. Там же, где цены на конечные изделия сравнительно низкие, происходит обратный процесс;

в) Благодаря активной конкуренции. С одной стороны, состязательность внутри отраслей, если она обеспечивает обновление и широкий ассортимент продукции, способствует их жизнеспособности. С другой стороны, очень важную роль играет межотраслевая конкуренция, приводя к усилению или ослаблению различных хозяйственных сфер.

Регулирующая функция рынка имеет еще одно очень ценное последствие – она побуждает и производство и торговлю действовать оперативно, гибко. Однако регулирующая роль рыночных отношений нельзя идеализировать, преувеличивать. Дело в том, что требования сферы обращения нередко доходят до производителей с запозданием и это чревато с немалыми производственными и социальными потерями. Поэтому чисто рыночное регулирование производства и обращения целесообразно сочетать с научно обоснованным воздействием государственных и общественных органов через систему маркетинга.

4. В четвертых важная, позитивная сторона рынка заключается в том, что он позволяет достаточно верно определять действительную стоимость создаваемых материальных благ. Это можно назвать учетной функцией рынка. Мы уже отмечали, что стоимость товаров в принципе определяется вложенным трудом при их производстве. Но при этом играют роль не любые, не индивидуальные затраты, а лишь общественно-необходимые. Величину этой стоимости невозможно определить каким-либо прямым способом, в т.ч. и математическим, с использованием даже ЭВМ. Учет только затрат, т.е. использование затратного механизма привадит к необоснованному удорожанию товаров. Реально определить стоимость товара можно лишь через сопоставление данного товара с каким-то другим товаром, причем величина стоимости раскрывается только тогда, когда товар реализуется, покупается. В конечном счете, стоимость определяется покупателем через категорию ценности. Знание величины стоимости необходимо для государственного регулирования и прогнозирования народного хозяйства.

5. В пятых, рыночные отношения способны создать прочные хозяйственные связи между товаропроизводителями, между предприятиями, объединениями, а также между отраслями, сферами и подразделениями народного хозяйства. В более широком плане речь идет о соединении производства и распределение товаров с их потреблением через договорные отношения. В этом состоит объединительная функция рынка.

6. В шестых, развитые рыночные отношения обеспечивают включение страны в мировое хозяйство. А это имеет не только неоценимое экономическое, но и мироутверждающее культурное, гуманитарное значение. Тут дает о себе знать международная, планетарная функция рынка.

7. В седьмых, важная положительная черта развитого рынка состоит в том, что он служит одной из экономических основ демократизации нашего общества. Это можно считать демократизирующей функцией рынка.

Развитые рыночные, товаро-денежные отношения всегда отличаются экономической свободой, достаточно полной самостоятельностью их участников. Развитый рынок в целом обеспечивает экономическую свободу не только продавцам и покупателям как таковым, но и производителям, т.е. хозяйственная самостоятельность распространяется на большую часть населения.

Из рассмотрения основных функций рынка и обусловленных ими его важнейших позитивных сторон становится ясно, что он служит эффективным средством развития народного хозяйства страны, а на этой основе – средством подъема жизненного уровня населения. Однако к такому результату приведет только развитой товаро-денежный обмен. В нашей стране рынок сейчас лишь формируется. Этот процесс, по всей вероятности займет не одно десятилетие. Достаточно сказать, что современный рынок на западе складывался в течение веков.

Теневые стороны рыночной экономики.

Было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Пока в публикациях преобладает чрезмерно оптимистический подход, подчеркивается исключительно лишь положительные стороны рыночного механизма. Такой подход ошибочен теоретически и вреден с практической точки зрения. Рынок имеет и теневые стороны.

1. Любой рынок, даже наиболее развитый, в значительной степени связан со стихийностью, анархичностью. Подобное свойство порождено большой хозяйственной самостоятельностью, независимостью товаропроизводителей. Для них в принципе необязательны даже рекомендации и прогнозы со стороны государственных или общественных органов. Стихийность рынка в очень большой степени порождается интенсивной конкуренцией. Конкуренция систематически вызывает разорение мелких, нередко средних и крупных предприятий и тем еще более усиливает беспорядочность, неорганизованность сферы обращения. Анархичность рыночных отношений служит одной из непосредственных причин кризисов перепроизводства, периодически повторяющихся. Время от времени возникают различные структурные кризисы (энергетические, валютные, сырьевые и т.д.).

2. Рынок заключает в себе возможность нетрудовых доходов. В условиях рынка усиливается роль индивидуальных экономических интересов. Частный предприниматель ради приумножения своего богатства готов не только честно и упорно трудиться, но согласен идти и на разного рода махинации, скрытый обман даже на явно незаконные, преступные действия.

Способствует получению незаработанных доходов и допущения в рыночной экономике наемного труда. Предприниматель для того и нанимает работников, чтобы извлечь из их труда максимальные прибыли.

Есть еще одно обстоятельство, позволяющее получать нетрудовые доходы. Основная сфера предпринимательской деятельности составляет коммерческую тайну. Государственные ведомства, политические и общественные организации имеют возможность вникать в работу производственных предприятий, банков, торговых организаций лишь в ограниченной мере – главным образом только по уплате налогов и соблюдению экологических норм.

В обширной научной и художественной литературе раскрыты основные методы и пути получения нетрудовых доходов. Это – система участий, учредительство, биржевая игра, спекуляция земельными участками, уклонение от уплаты налогов и т.п. В конечном счете источником обогащения становится безвозмездное присвоение результатов труда широких слоев населения. Главным образом указанными способами создали свои огромные состояния мультимиллиардеры мира Морганы, Рокфеллеры, Дюпоны, Ротшильды и наши отечественные миллиардеры. Только очень наивный человек может считать, что источником таких богатств послужил их личный собственный труд.

3. Современный рынок порождает безработицу (причем массовую). В ходе интенсивного товаро-денежного обращения неизбежно в тех или иных размерах разорение целых фирм, банкротство предприятий.

4. Рыночные отношения значительно усиливают имущественное расселение населения. В рыночной экономике каждый действует на свой страх и риск, не рассчитывая на какую-либо помощь со стороны, в т.ч. и от государственных органов. Но способностью к эффективному индивидуальному предпринимательству обладает, как показывает практика многих стран, лишь небольшая часть населения – не более 10 процентов. Поэтому является ошибочным распространяющееся сейчас мнение, будто в рыночном хозяйстве может результативно участвовать каждый трудоспособный и неленивый человек. Это утверждение относится фактически лишь к этой упомянутой десятой доли населения. Остальную же 90 % населения ждет другая судьба. И дело не в том, что сюда входят глупые, бестолковые или ленивые личности – просто они по своему характеру, способностям, интересам, жизненным принципам не вписываются в коммерческую деятельность.

Рыночные отношения ведут к социальному расслоению общества на богатых и бедных. Разрыв в уровне доходов по России 10 % наиболее обеспеченных и 10 % наименее обеспеченных групп населения составлял еще в 1992 – 5,2 раза, в 2010 г. достиг уже 15,6 раза.

5. Развитие рыночных отношений связано с существенными нравственными издержками.

Активное товаро-денежное обращение формируется у его участников целый ряд положительных моральных качеств: инициативность, трудолюбие, смелость и др. В то же время у людей появляются и даже расцветают черты явно отрицательного характера: эгоизм, страсть к наживе, черствость и даже жестокость, узость интересов, пренебрежение к духовным ценностям. Сфера товаро-денежных отношений может служить благодатной почвой для самых разнообразных преступлений, вплоть до убийства. В современных странах с господством рыночной экономики широко распространены и незаконные сделки, и наркобизнес и коррупция, и рэкет, и физическое уничтожение конкурентов, и проституция и многие другие негативные явления. Об этом свидетельствуют данные о росте преступности за последние годы и в нашей стране, в связи с вхождением в рыночную экономику.

Основные пути преодоления недостатков рыночного механизма.

Таким образом, рынок (даже в его развитом, цивилизованном виде) нельзя понимать как нечто однозначно положительное, как некое чудодейственное средство от экономических и социальных бедствий.

Где же выход? С одной стороны, альтернативы рынку нет. С другой стороны, оказывается у рынка есть и негативные стороны. Выход, видимо, состоит не в свертывании товарно-денежных отношений, а напротив, в дальнейшем в более активном их развитии, но в развитии социально направленном, достаточно упорядоченном. Иначе говоря, речь идет о формировании регулируемого рынка.

Под регулированием понимается осознанное и волевое согласование, упорядочение товарно-денежных отношений. В сознательном регулировании со стороны государства объективно нуждаются любые социальные процессы: иначе в той или иной общественной сфере возникают анархия и хаос.

Однако имеются ли для регулирования реальная возможность?

Ведь рыночные отношения все же есть нечто объективное, возникшее не по усмотрению людей. Это разумеется так. Тем не менее, надо учесть, что в общественной жизни все объективные процессы могут осуществляться лишь через субъективную деятельность людей. Отсюда следует и реальная возможность регулирования рыночных отношений.

В мировой экономической литературе наиболее обстоятельно необходимость управления товарным производством показал Д. Кейнс. Его взгляды сейчас широко распространены среди зарубежных обществоведов. В том числе его безоговорочно поддерживают такие авторитеты как Д. Гэлбрейт, В. Леонтьев, П.Самуэльсон. Все они считают, что при этом главную регулирующую роль должны выполнять государство, соответствующие его органы, в т.ч. правоохранительные органы. П. Самуэльсон и В. Нардхаус, например, утверждают в своем учебнике по экономике, что в народном хозяйстве существенны обе стороны – рынок и государство, развивать общественное производство при отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой (Экономические науки, 1990 г. № 1, с.111).

Итак, рыночная экономика нуждается в регулировании. В первую очередь, необходимо рыночной экономике придать социальную направленность, обеспечить социальную защиту слабо защищенных категорий населения, государство должно принимать все меры для упрочнения позитивных аспектов рыночной экономики и нейтрализации или же минимизации его негативных последствий.

 

Экономическая реформа по формированию рыночных отношений в России реально осуществляется с 1992 года. Прошло с тех пор достаточно времени. Можно подвести некоторые итоги. В результате осуществления реформ удалось ликвидировать госмонополизм в экономике, элементы государственно-административного управления экономикой. Повысилась насыщенность потребительского рынка товарами, исчез всеобщий дефицит. Произошли заметные изменения в экономической психологии населения: снизилась социальное иждивенчество, развивается предпринимательство, зарождается система социального партнерства.

Но за годы реформ, особенно в «лихие» 90-е годы произошел обвал объема валового внутреннего продукта (ВВП) в 1998 г. к уровню 1991 г.- на 40%, промышленного производства – на 53,2%, производительность труда в промышленности составила 71,7%, в сельском хозяйстве (без учета продукции в личном подобном хозяйстве)-56,5%. Происходит примитивизация производства, особенно в сельскохозяйственном производстве, в фермерских, крестьянских хозяйствах преобладает ручной труд. Вследствие тяжелого инвестиционного кризиса устаревают основные факты во всех отраслях производства. Произошла резкая дифференциация населения по доходам. Захлестнула страну коррупция чиновников. Тяжелым бременем нависла безработица. За годы реформ проявились и другие негативы.

Но несмотря на имеющиеся недостатки, необходимо подчеркнуть: не может быть эффективной социально-ориентированной экономики без рынка. Рыночная экономика не может быть создана Указами Президента и Постановлениями Правительства. Она складывается в ходе естественной эволюции. Не существует рыночной экономики «вообще». Есть разнообразные модели рыночных отношений с учетом национальных традиций. Наиболее типичными являются 5 моделей:

1. Саксонская модель. Эта модель характеризуется большой экономической свободой предпринимателей, а государственное регулирование экономикой осуществляется преимущественно экономическими методами (США, Англия, Канада).

2. Западноевропейская модель. В этой модели используются умеренные методы регулирования рыночной экономики, наблюдается большая доля государственной собственности, используется индикативное планирование. Планирование здесь носит не директивный, обязательный характер, а целевой рекомендательно-стимулирующий характер, то есть по-существу применяется программирование. По этой модели развивается экономика Франции, Италии, Испании, Португалии.

3. Социально-ориентированная рыночная экономика на основе социального партнерства. В этой модели свободный рынок имеет подчеркнутую социальную направленность (Германия, Австрия, Голландия).

4. Скандинавская модель. Для этой модели характерна высокая социальная направленность и паритетность участия в экономике частного и государственного капитала, максимальная социальная защита нетрудоспособной части населения (Швеция, Норвегия, Дания).

5. Патерналистская модель. Здесь вековые традиции народа включаются в современный технико-технологический строй и способ производства с усиленным государственным регулированием, пожизненным наймом работников, причем целыми семьями (Япония).

За последние годы положительные результаты дает китайский эксперимент рыночной экономики, который называют еще социализмом с китайским лицом, а по существу лучше назвать это китайским госкапитализмом.

Анализ осуществленных мероприятий по проведению реформирования российской экономики в настоящее время позволяет извлекать определенные уроки, осмысление которых необходимо для процессов модернизации экономики и общества в дальнейшем.

К сожалению, при переходе к рынку в нашей стране был принят неприемлемый вариант: «шоковая терапия», государство в то время вообще выпустило из рук все бразды правления экономикой, в результате экономика страны оказалась на грани краха. За основу проводимых Гайдаром, Чубайсом и их единомышленниками экономических преобразований была взята саксонская неоклассическая, монетаристская модель регулирования. Значительно была ослаблена активная регулирующая роль государства в таких важных сферах, как доходы, оплата труда, занятость населения, социальная защита. В связи с либерализацией (отпуском из-под контроля государства) цен в январе 1992 г. и последующей инфляцией произошло обесценение сбережений населения.

Последующая борьба с инфляцией за счет искусственного снижения денежной массы в обороте, включая нерегулярную и не в полном объеме индексацию фиксированных доходов населения (минимальной заработной платы, оплаты труда работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, стипендий и т.д.), несвоевременную выплату заработной платы, привела к значительному снижению уровня жизни населения. Попытки выхода из кризиса, прежде всего, монетаристскими методами за счет снижения уровня жизни той части населения, которая находилась на среднем уровне, привели к тому, что значительная ее часть оказалась за чертой бедности.

Экономическая реформа, проводимая в переходный период в России, показала, что односторонняя неконсервативная саксонская модель и монетаристский подход явно недостаточны для многоотраслевой, многонациональной крупномасштабной экономики России. В настоящее время в стратегическом плане, государство должно, прежде всего, сконцентрировать свои усилия на придании рыночной экономике социальной направленности. Необходимо выработать четкую программу реализации экономической политики с учетом традиций и опыта народов России. Очевидно, мы должны ориентироваться не только на США, надо также использовать богатейший опыт развития рыночной экономики в странах Западной Европы, Скандинавии и даже Японии и Китая.

Многие современные страны, чья экономика относится к типу рыночных, имеют хозяйственный механизм, включающий в себя и традиции и элементы планирования, и централизованного регулирования. Американский экономист П. Самуэльсон отмечал, что современная рыночная экономика полагается в первую очередь на ценовую систему для своей организации, однако использует и многообразие правительственного вмешательства для того, чтобы справиться с макроэкономической нестабильностью и с недостатками рынка.

Каковы же должны быть главные направления макроэкономической политики реформ в России на современном этапе в той части, которая касается взаимодействия государства и рынка?

1. Россия, несмотря на долговременное использование экстенсивных методов хозяйствования, располагает огромным природным потенциалом. Так, по ресурсному потенциалу в расчете на душу населения она превосходит США в 2-2,5 раза, Германию – в 6, Японию в 18-20 раз. Это является свидетельством того, что в стране имеются условия для создания предпосылок выхода России на передовые позиции в мире. В этой связи необходимо сформировать экономико-правовой механизм защиты отечественных ресурсов и оценивать их в соответствии с критериями мирового рынка.

2. Особенность воспроизводственной структуры экономики России заключается в том, что экономика базировалась на сырьевых отраслях, и прежде всего ТЭК (топливно-энергетический комплекс), дававшего более 40% общего объема промышленного производства. Машиностроение на ⅔ своего объема было ориентировано на предприятия ВПК (военно-промышленный комплекс). На гражданские отрасли, на человека приходилось ⅓, в то время как в США на гражданский сектор приходится 60%. Наши производственные фонды (станки, оборудование, механизмы) устарели и в основной массе не представляют ценности в условиях рыночной экономики. Представляют привлекательность для мирового рынка в основном сырье, топливо. Поэтому необходимы глубокие структурные преобразования в экономике, необходимо более серьезно осуществить конверсию предприятий ВПК, переводить их на производство гражданской продукции. Эффективно-индустриальная структурная политика должна придать российской экономике современный облик, повысить ее конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках.

3. Серьезной государственной поддержки требуют дальнейшие преобразования отношений собственности на пути развития многоукладности и обретения каждой из форм реального хозяина. Приватизация сама по себе проблему демонополизации полностью не решает, поскольку зачастую происходит замена государственной монополии частной. Требуется всемерная поддержка со стороны государства в развитии малого и среднего бизнеса, причем не только в сфере коммерческой деятельности, а в первую очередь в производстве товаров народного потребления. Задача государства: ограничение нерыночных отношений с предпринимательством (сокращение бюджетных вливаний коммерческим банкам, акционерным компаниям). Крупные предприятия, особенно монополисты, могут адаптироваться к рыночной обстановке только на условиях самофинансирования.

4. Среди проблем, стоящих перед государством, одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции. В условиях инфляции усиливается социальная нестабильность в обществе. Быстрое обесценивание денег делает невыгодным долгосрочные вложения в развитие производства, его техническое перевооружение, что вызывает технологическое отставание страны, то есть высокая инфляция тормозит инвестиционный процесс. Темпы инфляции в России составили в 2008 году – 13,9%, в 2009 году – 8,8%, 2010 – 8,8%. По данным Всемирного банка по рейтингу инвестиционной привлекательности Россия пока занимает только 120-е место среди 183 стран мира, тогда как Белорусия – 58-е, Казахстан – 63-е место.

Важным инструментом в руках государства по сдерживанию инфляции и финансовой стабилизации является денежно-кредитная политика. Жесткая кредитно-финансовая политика государства должна проводиться в сочетании с мобилизацией внутренних источников накопления предприятий, прибыли, амортизации.

Основным направлением антиинфляционной политики государства является увеличение доходной части и снижение расходной части государственного бюджета. Для сокращения расходов необходимо предусматривать снижение затрат на управление, военные расходы, госбюджетные финансирования коммерческих организаций. Увеличение доходов может идти путем введения прогрессивной шкалы налогообложения на доходы граждан, увеличения налоговой ставки для лиц, имеющих сверхвысокие доходы, увеличение акцизов на алкогольную продукцию, табачные изделия, продукцию и украшения из драгоценных металлов и материалов, введения новых видов налога на имущество.

5. Главная проблема в проводимой экономической реформе в нашей стране – это необходимость усиления социальной направленности экономики. Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения, обеспечивающих возможности всем членам общества удовлетворение насущных потребностей, получения образования, поддержания здоровья. Если социальную политику рассматривать не только как следствие экономической ситуации, но и как важный фактор оздоровления экономики, то мы должны признать, что она должна быть четко регулируемой со стороны государства. В рыночной экономике роль государства сводится к тому, что для трудоспособной части населения государство должно обеспечить условия для того, чтобы эта часть населения смогла бы удовлетворить свои потребности без иждивенчества своим трудом, а нетрудоспособную часть населения (пенсионеров, инвалидов, детей и подростков, оставшихся без родителей) государство должно брать под свою защиту и обеспечить им достойную жизнь. С этой целью должны быть четко сформулированы и качественно определены социальные индикаторы, пределы, которые не могут быть нарушены: гарантированный прожиточный минимум, порог занятости, доля расходов на образование и здравоохранение в ВВП и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.