Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность спроса и факторы его определяющие




ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ТЕОРИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

3.1. Сущность спроса и факторы его определяющие

3.2. Сущность предложения и факторы его определяющие

3.3. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

3.4. Эластичность спроса и предложения

 

Важнейшими инструментами рыночной экономики являются спрос и предложение. В экономической теории спросом (D) называется количество товаров и услуг (Q), которое потребители хотят и могут приобрести при данном уровне цен (Р) в определенный промежуток времени.

Каждый может убедиться в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено больше единиц этого товара. Рыночный спрос на какой либо товар представляет собой суммарный спрос всех потребителей на этот товар. Действует закон спроса: При прочих равных условиях при повышении цены на какой либо товар величина спроса на него падает, и наоборот. D = f (Р) < 0.

Между ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь прослеживается на рис. 1 и называется кривой спроса.

P D   P1   P2     0 2   Количество товара, ед.  
Q2
Q1
Q

 


Рисунок 3.1 - Кривая спроса

Количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает от Р1 до Р2 , количество возрастает от Q1 до Q2 и наоборот, когда цена возрастает, количество уменьшается

Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает как при изменении цен на товары изменяется реальный доход потребителя и его спрос.При повышении реального дохода люди отказываются от товаров для бедных: одежды «сэконд-хэнд», дешёвых макарон, варёных колбас и т.д. В то же время они увеличивают потребление бытовой техники, модной одежды, деликатесов и т.п. При снижении цены на мясо в 2 раза, на свой постоянный доход можно купить его в два раза больше. Если сохранить потребление мяса на прежнем уровне, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительные товары. Понижение цены товара позволило расширить объём спроса. В этом заключается смысл эффекта дохода.

Эффект замещения возникает если цена какого-либо товара повышается, потребитель будет стараться заменить его другими товарами. Например, если цена на кофе возрастёт, его можно будет заменить более дешёвым напитком – чаем. Тогда спрос на чай возрастёт, т.е. в случае взаимозаменяемых товаров (товаров – субститутов) наблюдается однонаправленное изменение цены и спроса. Если товары взаимодополняющие друг друга (товары-комплементы) - имеет место разнонаправленное изменение цены и спроса. Например, в сезон варки варенья повышение цены на ягоды снизит спрос на сахар.

Эффект дохода и эффект замещения взаимодействуют друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные сигареты будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов будет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких сигарет. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

В экономической теории существуют описание таких ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на товар. Одна из таких ситуаций называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р.Гиффена (1837-1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - увеличивается (как в случае с картофелем).

Другую ситуацию можно назвать эффектом сноба. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все». С другой стороны (эффект Веблена), спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений для демонстративного потребления (бриллианты, антиквариат) Цена в этом случае представляет собой основное потребительское качество товара, поэтому чем она выше, тем больше объём спроса.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

— при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями, например если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос);

— при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары.

Кроме цены на спрос могут влиять и другие факторы – неценовые.

1. Уровень доходов -при росте доходов спрос на качественные («нормальные» товары) повыша­ется, при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая ).

Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зави­симость обратная).

2. Ёмкость рынка -количество покупателей, поло-возрастные характеристики, предпочтения потребителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.