Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители




Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в истории философии. Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века. Характеристика этого периода: 1. Становление и расцвет эпохи феодализма.2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианствостановится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви сталиодновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили вовсяком суде силу закона». 3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания.Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыриявлялись очагами культуры и науки. Это определило характер философии Средневековья: -движение философской мысли было пронизано проблемами религии;-церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления;-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом;-любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви;-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия – служанка богословия». Две тенденции в Средневековой философии: 1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире. Черты Средневековой философии.1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог. Главные принципы миропонимания: а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,поскольку сотворён Богом. б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познаниясмертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека. Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности. 2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибомаксима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чемподлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия). 3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживатьсяустановленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов. 4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика. Качества учителя: -виртуозное знание Священного Писания-знание правил формальной логики Аристотеля. Этапы Средневековой философии.1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец церкви») в истории философии определяется с 1-6 века. Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого определили развитие европейской философии. Характеристика этапа: -интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии;-философские элементы платонизма играют определяющую роль. Главные проблемы патристики:1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян). 3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град божий». 4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души. 5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог. 2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) – форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с 12 века). Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии. Характеристика этапа: 1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви).2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии. Главные проблемы схоластики: 1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии.2. Соотношение разума и веры. Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение. 3. Проблемы соотношения общего и единого. Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).

11. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

Ярким периодом высочайшего взлета философской мысли и гуманистического мировоззрения стала эпоха Возрождения.

В борьбе со средневековым теоцентризмом на первый план культуры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Теологическое презрение к земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностей человека и разума, стремления к земному счастью. Выясняя суть гуманизма, следует особенно подчеркнуть, что это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм. Именно самой личности предоставляется право решать что истинно, а что ложно. Гуманизм исходит из того, что человек находится в центре мира. Человек - венец творения, краса мира, в разуме своем подобен богу. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. К главным представителям ренессансного гуманизма относятся Пико делла Мирандола, Валла, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, отстаивавшие идею независимости и самостоятельности человеческой личности, ее высокое моральное достоинство.

Идеи наивысшей ценности и достоинства человека, идеалы свободы мысли и творчества являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы, характерной особенностью которой является натуралистический пантеизм. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, в котором на первый план выдвигается опыт, исследование природы, эксперимент, принцип математизации науки (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей). Д.Бруно и Н.Кузанский создали одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в 16 веке. Тезис Д.Бруно - “природа есть либо сам бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах” был направлен против христианского учения о сотворении богом мира. В натуралистическом пантеизме бог сохраняется в качестве духовного творческого начала, сливающегося с природой. По сути, природа не создана богом, а есть бесконечное начало, состоит из множества миров. В центре же мыслителей Возрождения было учение о красоте человека, о ее одухотворяющей силе.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени.

Согласно американскому медиевисту Линну Уайту антропоцентризм возник как результат двух исторических образований:

* модели cовременного Западного демократического государства, сложившейся посредством завоеваний и колонизации того, что сейчас называется развивающимся миром.

* иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле.

Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия. Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека.

 

12. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).. Для Бэкона основная задача философии состоит в познании природы из самой природы и критическом исследовании природы человеческого ума (критика “идолов”, “призраков”).

Чрезвычайно интересна и важна для понимания основных философских проблем эволюция классического британского эмпиризма. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для мыслителя, прежде всего чувства, чувственный эмпирический опыт. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте.

Для того, чтобы очитстить мышление от идолов(заблуждений) - непосредственное, опытное изучение природы, с помощью эмпирического метода: наблюдение, эксперименты и индукция.
1) накопление научного факта через эксперимент и наблюдение.
2) Обобщение собранных научных фактов, посредством индукции. Здесь раскрываются общие законы изучаемых явлений - аксиомы. На основе аксиом объясняются новые научные факты.
1. Осуществляется по средством опытов - накапливаем данные: плодоносные и светоносные. Плодоносные опыты - позвол получить результаты, имеющие непосредственное практическое значимость. Светоносные опыты - углубляют теоретическое представление. Нацеливают на глубинное исследование связей, явлений, законов и свойств. 2-ой наиболее ценным - без светоносных невозможны плодоносные. Прикладные и фундаментальные исследования. Фундаментальные - база.
2. Дальнейшая обработка научных фактов - путем составления особых систематезирующих перечней. Таблицы: присутсвия, отсутствия и степеней.
3. Обощение полученных научных фактов происходит путем индукции. Умозаключение - один признак в одном предмете - у остальных тот же признак. Индукция дает вероятностное знание -> ученый должен заниматься проблемой повышения вероятности индукции.
Процесс познания - индуктивная машина. Уже после смерти "новая Атлантида" - идеальная гос-во - главное в нем наука, научные открытия.

 

Локк Джон (1672-1704) развил теорию материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей - опыт. Идеи возникают вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания, направленного на состояние или деятельность души (идеи рефлексии). Телам присущи только количественные особенности. Первичные качества - величина, фигура, движение и покой. Вторичные - запахи, звуки, цвет, вкус не принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств. Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение - абстракция). Эти операции становятся предметом рефлексии, простые идеи преобразуются в сложные. Умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира). Наша задача знать не все, а то, что необходимо для поведения и практической деятельности. Государство - его цель есть сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть: законодательная; исполнительная; союзная – федеративная - судебная.

 

Гоббс. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" и дает их следующую классификацию(сигналы-звуки,метки-знаки для общения,естественные знаки-знаки природы,научный язык и т.д). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции. Методология Гоббса ориентирована на познание природы и общества, т.е.на то, что имеет свои истоки и свое развитие. Она исключает теологию,потому что о ее объекте нельзя ничего сказать; она исключает явления, не имеющие телесности, ибо к ним не применимо научное рассуждение; она исключает любые формы откровения, пророчества, астрологию, т.е. все то, что составляет предмет веры, а не науки.

 

13. Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

..Декарт (основоположником рационализма (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.)

-в основе бытия и познания лежит разум:"Я мыслю - следовательно, существую"(Последовательность рассуждений Декарта.

Давайте усомнимся во всем, чтобы найти неопровержимое >> я сомневаюсь, значит, я мыслю >> я мыслю, следовательно, я существую.

Мое существование доказано.)

-Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.

-все сотворенные субстанции делятся на 2 рода: материальные (вещи) и духовные (идеи)

-научный метод (применяемый в физике,математике почти не имеет применения в процессе познания.=> активно применив н.м., можно значительно продвинуть сам познавательный процесс)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.