Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества




Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода.

Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике.

Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Основные стратегии исследования социальной реальности в философии.

22. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.


27. Техника как объект философской рефлексии: основные исследовательские программы.

Современная цивилизация, если отвлечься от ее внутреннего многообразия, может быть определена как техногенная. Модель общества (Белл, Бжезинский), которая предполагает его движение от традиционного к индустриальному и постиндустриальному (информационному), хоть и не раскрывает богатства истории, но четко обнаруживает роль науки и техники как ведущих детерминант современной жизни общества. Понятие «техногенная цивилизация» характеризует сегодня не только путь развития Запада, но и общую тенденцию развития всего человеческого общества, т.к. часть восточных народов перешли на рельсы индустриального или постиндустриального развития, многие страны пытаются в сжатые сроки модернизироваться.

Термин «техника» - (от греч. Tehne) 1) искусство, навык исполнения чего-либо, 2) артефакт (изготовленный челове­ком предмет инструментального назначения), 3) машина (хитроумное устройство, предназначенное для замещения рабочей силы человека, ее умножения, имеющее собствен­ную двигательную основу).

В историческом плане принято говорить о тех­нике как орудиях труда, машинах, механизированных и ав­томатизированных комплексах различного функциональ­ного назначения, информационных системах, совокупнос­ти коммуникаций (транспортных, промышленных, меди­цинских, образовательных, сервисных и др.).

Орудия труда являются непосредственным доказатель­ством происхождения человека посредством предметно-практической деятельности. Археологические находки, сде­ланные в Восточной Африке, позволяют говорить о том, что техника появилась в виде орудий труда два миллиона лет назад. Тем не менее, люди долго не осознавали искусственный характер продуктов, создаваемых их трудом, т.к. эффект от применения орудий труда они связывали с помощью богов В этом смысле вcя дpeвняя техника была магической. B античности появляется понятие «техника», которое обозначало все, что сделано руками - военная техника, игрушки, картины художников. Античные философы сравнивали процесс производства вещей по аналогии с их естественным возникновением в природе. Ремесленник (художник) выявлял в материале то, что заложил в природу творец. В 17 в. в эпоху научной революции и развития промышленного производства «техника» означает совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся, прежде всего, к производству орудий труда и машин. В 18-19 в.в. происходит скачок в развитии Т. - развилось крупное машинное производство, вытеснившее ремесленный труд. Развитие естествознания подготовило энергетическую революцию: возникают паровой (1776) и электрический двигатели (1867). Разнообразные последствия развития Т. в это время обращают на нее внимание теоретиков. В целом, в рамках классической философии, в силу ее созерцательности и невнимания к преобразовательной стороне человеческой активности, Т. не выделялась как самостоятельная социальная сила и самостоятельный объект исследования. Лишь на рубеже 19 и 20 в., когда происходит бурное развитие технических наук, возникает особое направление философской рефлексии - философия техники (Мэмфорд, Хайдеггер, Ясперс, Белл, Ортега-и-Гассетт, Тоффлер, Масуда и др.). Оно оформляется в контексте неклассической философии. В этих условиях возникла необходимость 1) философского осмысления на­учно-технического прогресса, изучения уже существовав­шей традиции рефлексии над конструктивными принципа­ми человеческой, в частности инженерной, деятельности, 2) определения ценностного статуса техники в системе культурных приоритетов общественного сознания, 3) раз­работки эффективных концепций инженерно-технического творчества.

Философия техники - одно из значимых направлений в составе философского знания, нацеленное на осмысление многоаспектного феномена техники, требующего междис­циплинарного подхода при системном исследовании техни­ки в историко-цивилизационном, культурологическом, ме­тодологическом, антропологическом, нравственно-эстети­ческом и аксиологическом контекстах.

Исходным методологическим основанием философии Т. выступает концепция технологического детерминизма», которая сформировалась еще в 19 в.(Сен-Симон, О.Конт, К.Маркс и др.). Исходные идеи: 1. Развитие Т. носит эмерджентный характер, т.е. не зависит от социального контекста. В марксизме Т. -нейтральный элемент в системе социальных отношений, но активен в преобразовании природы как элемент производительных сил. Эту идею в середине 20 в. развивают технократические концепции - индустриализма, постиндустриализма, информационного общества, которые утверждают, что техника не зависит от влияния извне, но, наоборот, обусловливает социальные и культурные изменения. 2. Развитие Т. понимается только прогрессивно. Весь социальный прогресс исчерпывается прогрессом Т.

Однако неодназначные социальные и культурные последствия развития техники и техносферы привели к возникновению на базе технологического детерминизма в 20 в. альтернативных социально-философских программ исследования и оценки Т.: техницизма, антитехницизма и синтетические программ. Техницизм выражается в ряде т.н. технократических концепций (индустриализм, постиндустриализм, теория информационного общества), которые некритически оценивают Т. только как прогрессивное и гуманную, считают, что препятствовать или вмешиваться в технический прогресс нерационально. Антитехницизм - направление в социально-философской мысли, которое отрицает возможность гуманистического влияния техники на человека. Развивается в контексте философии жизни, экзистенциализмом. Шпенглер и Ясперс считали, что Т. - один из ведущих факторов, способствовавших подчинению человека государственной машине. Ортега-и-Гассетт связывает с развитием Т. появление в 20 в. «массового», усредненного человека-потребителя. Современный антиТ. (варианты фениминизма, экологические концепции) выступает и в форме «технофобии» - это позиция крайней враждебности по отношению к роли техносферы в социальных отношениях: «техническая реальность» опирается на западный (мужской) тип активности, в нее заложено стремление переделать природу, подчинить ее, рационализировать жизнь; она вытесняет эмоционально-чувственные, игровые элементы человеческой личности. Возможные стратегии противостояния процессам крайней рационализации социальной жизни и «инструментализации» мышления и поведения формулируются в теории коммуникативной рациональности (Хабермас), «новой чувственности» (Маркузе) и др. В философии техники возникает и синтетическая программа, идея которой - необходимость гуманизации и гуманитаризшаии Г. Основные идеи: 1. Т. -одновременно и средство порабощения человека и детерминанта развития, сохранения жизни, поддержания ее на достойном уровне, объект человеческого творчества; 2. Невозможно сделать Т. нерепрессивной по отношению к человеку, ибо Т. - социальное следствие отношения к миру как к объекту потребления; 3. Гуманизация должна коснуться прежде всего не внешнего инструментария - Т., а самих основ человеческой культуры, мировоззрения, ставшего «технологическим»; необходимо изменить человеческие потребности - возродить «дух святой» (Мэмфорд).

В современной философской рефлексии природа Т. осмысливается во взаимосвязи тех аспектов, которые обнаруживаются по мере развития самой Т.

1) Прежде всего, Т. - артефакт (искусственное образование), создается человеком. Т. как артефакт функционирует и развивается по законам как естественной природы, так и социальной практической деятельности (как ее средство) и обнаруживает преимущества перед естественными объектами и силами. Она полностью соответствует целям человеческой деятельности, легко обслуживается, экономична, легко контролируется и управляется, долговременно используется. Технические системы образуют «техносферу» как мир созданных человеком искусственных систем, которые являются центральным элементом искусственной среды обитания человека. Развитие общества, в контексте обсуждаемой проблемы, выражалось прежде всего в прогрессе техносферы и ее преобразовательных возможностей. Современный мир - это технизированное пространство и время, отказаться от техносферы сегодня невозможно, что создает конфликт в системе «природа-общество», т.к. искусственная природа все более вытесняет естественную.

2) Т. является «инструментом», т.е. всегда используется (потребляется) как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность в силе, движении, энергии, защите. Инструментальная функция Т. заставляет отнести к ней как простые орудия, так и сложную Т. среду -современные здания или инженерные коммуникации. Возрастание потребностей ведет к росту техносферы, зависимость от которой все более усиливается. Человек начинает относиться к окружающему миру (к себе, лругим людям, обществу, природе и т.д.) потребительски - через призму отношения к Т., поскольку она выступает как «посредник» между человеком и природой..

3) - это особая реальность, противоположная природе, искусству, языку, человеку. С развитием Т. связывается определенный способ существования человека, становление техногенной цивилизации. Может оказаться, что она потребует от человека столь больших изменений в ценностях, образе жизни, самом биологическом субстрате человека (напр, использование искусственных органов уже сегодня), что изменит и саму цивилизацию. Фромм оценивал современную ориентацию на технику и техническое творчество как проявление саморазрушения культуры, проявление некрофилии.

4). Т. -объективная предпосылка человеческой деятельности. Эволюция Т. - от ручных орудий к ремесленно-мануфактурному производству, машинной технике, автоматизированным и компьютеризированным системам отражает процесс все более глубокого освоения природы. Т. - специфический способ использования сил и энергии природы, который постоянно прогрессивно развивался, составляя содержание научно-технического прогресса (НТП). С НТП сегодня связывается перспектива выживания человечества. НТП имеет 2 основные формы: революционную (быструю) и эволюционную (медленную).

Развитие Т. как элемента производительных сил общества включает 3 основных «революционных» скачка (3 революции): 1. неолитическая революция (14-8 тыс. до н.э.), содержанием которой было превращение мускульной силы в орудия труда через преобразование вещества;

2. промышленная революция 18 века - переход к крупному машинному производству за счет овладения энергией;

3. современная НТР (термин философа Дж. Бернала) - это революционный скачок в развитии ПС, коренной сдвиг в получении научных знаний и применении их в сфере производства и потребления. Это начало овладения и пользования информационными процессами.

НТР имеет 2 особенности: она началась с бурного развития науки и имеет комплексный характер, влияет на всю социальную жизнь. Суть НТР - в превращении науки в производительную силу общества. Наука и производство слились в единый комплекс, где каждый шаг в развитии науки ведет к появлению новых отраслей производства, материалов, технологий (исследование структуры ядра - атомная энергетика; генная инженерия -новые продукты питания, более производительные виды животных; кибернетика - автоматизированное производство).

НТР началась в 50-60 гг. 20 столетия и прошла 2 этапа: 1. 60- 70 гг. - итог: создание автоматизированных производственных процессов на основе развития теории систем и кибернетики; создание самоуправляемой техники (космические комплексы, заводы-роботы); 2. с конца 70-х гг. - компьютерная, информационная, микропроцессорная революция.

Наиболее фундаментальные направления последнего этапа: - информатизация и компьютеризация -процесс широкого вовлечения различных типов компьютерной техники во все сферы общественной практики (производство, управление, быт); - минимизация техники - воплощение все больших объемов научных знаний во все меньшие физические объемы техники (напр., нанотехника); - появление новых технологий. Появляются информационные технологии - интенсивные, наукоемкие (в быту, производстве, связи, образовании). В результате сфера производства знания развивается в 4 раза быстрее, чем материальное производство. Все более распространяются биотехнологии (кормовой белок, медицина, удобрения); лазерные технологии (медицина, шоу-бизнес, оптика, вооружение); космические технологии (медицина, биология); - _появление новых материалов с заданными свойствами - композиты, пластмассы, синтетические волокна.

Необходимость изменения отношения к Т. диктуется дальнейшим обострением последствий «техницистского» отношения к миру: прежде всего, утверждение и развитие техносферы рождает целый ряд проблем адаптации к ней: эволюция адаптационного механизма человека не успевает за развитием Т.; технические инновации опережают нравственный и интеллектуальный уровень массового потребителя (Интернет становится, например, средством криминальных действий); возрастание сложности современной Т. делает ее крайне неустойчивой, самым ненадежным элементом ее становится человек, который никогда не может быть исключен из системы «человек-Т.»; развитие Т. - одна из причин экологических проблем; Т. развитие обостряет социальные проблемы - занятости, социальной разобщенности, ведет к обезличиванию человека, культу потребительства; развитие Т. и науки не дают гарантий от развития неблагоприятных сценариев развития общества - наоборот, усиливают возможность становления т.н. тоталитарного технократического устройства в глобальных масштабах.

Философы в осмыслении техники прошли этап негатив­ной критики и предложили достаточно продуктивную и ин­тересную методологию коэволюционной трансформации всей существующей инженерной практики и технократи­ческого мировоззрения. Остается только надеяться на то, что происходящая модернизация окажется оперативной и намеченное приобретет статус социокультурной реальности.

Философско-кулътурологический контекст в отличие от методологического задает критический вектор анализа тех­ники, необходимость обоснования проектов социального переустройства и преодоления тупиковых стратегий техни­ко-технологического развития, отказа от приоритетов эко­номической выгоды, власти и могущества, удовлетворения утилитарных потребностей, возвышения духовных ценнос­тей, вопросов технического образования и воспи­тания, формирования условий социального консенсуса, обоснования проектов создания альтернативных культур, создающих обновленные ценности, установки и традиции семейной и личной жизни, мировоззрения, искусства, про­тивостоящие техническому хаосу и т. д.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.