Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры. Основные направления философского анализа культуры




Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) вошел в сферу европейской мысли лишь во второй половине XVIII в., хотя представления о культуре обнаруживаются на разных этапах как европейской истории, так и за ее пределами. В воспитанности эллины видели свое главное отличие от «некультурных варваров» (в китайской традиции - это жень, в индийской - дхарма). В историческом развитии понятие культуры наполнялось различными смыслами - от возделывания человеком земли, процессов и результатов возделывания материалов природы в различных ремеслах до процессов воспитания и обучения человека и обозначения этим термином всего искусственно созданного, сотворенного в противоположность естественному, природному. Начав активно использоваться со второй половины XVIII в., в философской традиции обозначились различные исследования проблематики культуры: культура представала как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного человечества; как разви­тие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс че­ловечества, что характерно для представителей немецкого классического идеализма и романтизма. Следующая линия философского анализа культуры связана с исследованием особенностей культуры в различных типах общества, ее системы ценностей и норм (представителями неокантиан­ства - Г. Риккерт, Э. Кассирер), в дальнейшем исследование специфики локальных культур и их ценностей было продолжено Н.Я. Данилевским, П. Сорокиным, А. Тойнби, О. Шпенглером. Расширение спектра изучения культуры в конце XIX - первой половине XX в. было связано с развити­ем культурной антропологии (Тайлор, Боас) социальной антропологии и структурного функционализма (Малиновс­кий, Мертон, Парсонс), структурной антропологии и струк­турализма (Леви-Строс, Фуко, Барт), неофрейдизма, постмо­дернизма и т. д.

Пространство культуры включает:

«сотворенную» человеком среду обитания, возникающую благодаря человеческой деятельности и включающую в себя продукты этой деятельности;

систему исторически развивающихся социокультурных (надбиологических) программ человеческой деятельности, поведения и общения, образующих соци­альный опыт человечества и обеспечивающих вос­производство, трансляцию и генерирование новых форм человеческой активности;

систему динамичных знаковых систем и языков культуры, созданных людьми с целью фиксации и транс­ляции социально значимой информации;

систему социальных ценностей, норм и регулятивов, обеспечивающих воспроизводство сценариев соци­альной деятельности и создание ее новых образцов;

мир «возделанных» социокультурной средой личностей, чье сознание, поведение и деятельность мотиви­руются и регулируются социальными нормами и потребностями;

мир «упорядоченных» коллективов людей, объеди­ненных общими ориентациями, проблемами и опы­том совместной жизнедеятельности.

Таким образом, составными элементами культуры являются различные культурные системы как результат «опредмечивания» творческих идей и созидания материальных и духовных ценностей, а также программы социальной активности, деятельности, поведения и общения, обеспечивающие многообразие человеческих отношений по поводу создания, трансляции и потребления культурных продуктов.

Каждая локальная культура воплощает специфический набор способов социальной практики, активности, коммуникации и поведенческих образов тех немногих конкретно-исторических сообществ, демонстрируя тем самым, что «культуры вообще», в принципе, быть не может.

Основные подходы к осмыслению феномена культуры

В настоящее время насчитываются сотни определений культуры - в зависимости от того или иного аспекта рас­смотрения. Не вдаваясь в подробный анализ, отметим лишь основные подходы к осмыслению феномена культуры, что дает нам возможность рассмотреть связь культуры и цивилизации.

Деятельностный подход - подход, в рамках которого культура выступает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, как своего рода «социальный ген» жизнедеятельности людей, механизм адаптации и основа творческой активности человека. (Каган, Жданов, Давидович, Маркарян)

Аксиологический (ценностный) – (особо популярен в 60 – 70 гг) подход, связанный с выделением мира ценностей в бытии человека. Культура выступает в данном случае как совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей и смыслов, значимых для человека.

В контексте философии культуры аксиология изучает механизмы порождения и культурно-исторические тенден­ции динамики ценностей, многообразие конкретных форм их воплощения в различных областях социальной практики. Ценности, наряду с нормами, образцами, идеалами слу­жат важнейшими регуляторами деятельности культурных систем. (Карпов, Зворыкин, Францев, Баллер, Злобин, Межуев).

Структурно-Семиотический подход к культуре заключается в ее способности выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. передачи закрепленной знаками совокупности деятельностных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование (по биологическим программам не передаются), человек их усваивает в процессе обучения, воспитания, трудовой деятель­ности и т. д.

Семиотический подход к исследованию культуры офор­мился в 1960-1970-е гг. в рамках двух основных школ семиотических исследований: московско-тартуской (Лотман, Успенский, Иванов) и французской (Тодоров, Барт, Кристе-ва). Семиотика как наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой (лингвистической и нелинг­вистической) коммуникации рассматривает культуру как сложноорганизованную динамичную совокупность знаковых систем. Функционирование культуры в рамках такого подхода обеспечивает полифоничное взаимодействие налич­ных языков культуры - вторичных моделирующих систем, возникающих на базе первичных естественных языков.

Результатом семиотического подхода является выявление принципиального «многоголосия» культуры и ее знаковых систем как обязательного условия функционирования культуры. Основной принцип семиотики - ни одна культура не может существовать при наличии лишь одного семиотического канала - способствовал более глубокому изучению культурной динамики в ее целостности и противоречивости, анализу форм взаимодействия, взаимовлияния и возможностей, диалогу различных семиотических систем.

Социологический подход -подход, представляющий культуру как социальный институт, который определяет роли и нормы поведения людей в различных подсистемах культуры (материальной, духовной, политической), в конкретной системе общественных отношений.

Гуманитарный подход - подход, который выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека как субъекта культуры.

Психоаналитический подход - подход, ориентированный на изучение психологических оснований индивидуального и коллективного культуротворчества. Основное внимание при этом обращается на роль бессознательных импульсов в поведении людей, как это следует из основополагающей установки Фрейда. Психоаналитический подход исходит из идеи существования единого в смысловом содержании пси­хического пространства, связующего воедино и первичные психические реакции древнейшего человека и духовный опыт современного человека. Общность скрытых мотива­ции социального действия и индивидуальных поступков подтверждают, согласно психоанализу, содержательное и образное сходство древних мифов, личностных фантазий, снов, невротического феномена и художественного творче­ства. В каждом неординарном фрагменте культурного мира человека психоаналитический подход видит скрытое присутствие бессознательного, воплощает в причудливых превращенных формах запретные для культуры тайные течения человеческого бытия.

Постструктуралистский подход - это философско-методологический подход к осмыслению культурной деятельности и интерпретации текстов культуры, сложившийся в 1970-1990-х гг. на основе критического пересмотра теории и практики структурно-семотических исследований. Постструктурализм (поздний Р. Барт и Ю. Кристева во Фран­ции, У. Эко в Италии) в процессе своего становления был тесно связан с леворадикальными «антибуржуазными» те­чениями в литературе и политике. Выражением утопически свободной, открытой семиотической деятельности при таком подходе явилось новое понятие «текст», лишенное иерархической структуры «означающее/означаемое» и об­ладающее внутренней множественностью и безличностью. Опираясь на концепцию диалога Бахтина, Кристева выдви­нула понятие «интертекстуальности» - принципиально не­ограниченного континуума знаковой деятельности, где раз­ные высказывания, коды, тексты сообщаются между собой даже в отсутствие прямых исторически фиксируемых кон­тактов.

Постструктурализм тесно связан как со структурализ­мом, так и с постмодернизмом: относимые к постструктура­лизму авторы Деррида, Делёз, Бодрийяр считаются ведущи­ми представителями постмодернизма.

Игровая парадигма культуры заключается в актуализа­ции игрового компонента в культуре. Игра в данном случае рассматривается как разновидность физической и интел­лектуальной деятельности, обеспечивающая возможность самореализации, хотя и не имеющая прямой практической целесообразности. Введенная в широкий философско-куль-турологический оборот после классической работы И. Хёй-зинги «Ноmmo ludens» (1938), игровая концепция культуры стремилась выявить глубинные архаичные основания, на­выки и ценности, специфику человеческого существования. Любая инновация в культуре, с этой точки зрения, первона­чально возникает как своеобразная игра смыслами и значе­ниями, как осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей динамики. Игра в культуре трактуется как форма человеческого суще­ствования человеческой свободы (Сартр), высшая власть, доступная в полной мере лишь элите (Ортега-и-Гассет), са­моценная деятельность, вовлекающая индивида в свою ор­биту как превосходящая его действительность. Высшая цен­ность игры в культуре - не в результате, а в самом игровом процессе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.