Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса




Динамика культуры проявляется в способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Можно выделить такие основные типы культурной динамики, как культурогенез (порождение новых культурных форм, интеграция их в социальную практику, а также формирование новых культурных систем), трансляция культурных традиций (обеспечение преемственности социального опыта и стабильности конкретных типов социальных систем), диффузия культуры (заимствование и освоение образцов иных культур), трансформация форм культуры (обновление, де­градация, распад), системная трансформация (глобальные преобразования самих культурных систем).

Культурная динамика основана на постоянном воспро­изводстве социальной нестабильности и изменчивости в ре­зультате взаимодействия общества и природы, развития специализированных сфер человеческой деятельности (нау­ка, техника, философия, религия, политика), взаимодей­ствия различных социальных слоев и институтов, поиска оптимальных форм управления обществом, взаимодей­ствия различных культур и языков культуры.

Развитие любой культуры невозможно без механизмов преемственности и сохранения традиций. Преемственность культуры - это связь между историческими периодами раз­вития культуры, художественными школами, направления­ми, стилями, индивидуальными творческими манерами. Сущность преемственности заключается в наследовании ху­дожественно-эстетических идей, творческих принципов, а также в сохранении формально-содержательных структур и элементов искусства, высших духовных достижений прош­лого. Механизмы преемственности опыта поколений, вре­мен и эпох обеспечивают сохранение культурных традиций.

Традиция (от лат. traditio - передача, предание) - способ бытия и воспроизводства элементов социального и куль­турного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Тра­диция характеризует связь настоящего и прошлого, высту­пая своего рода посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, при­емов и навыков деятельности. Противоречивость традиции проявляется в том, что она, с одной стороны, выглядит как консервация прошлого, символ отставания, отсталости и неизменности, с другой стороны, выступает как необходи­мое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия.

Культурная инновация - построение оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное раз­витие конкретного типа культуры. Инновация обеспечива­ет выработку моделей, адекватных меняющейся реальности социального поведения и мировоззренческих ориентации, а также оформление и трансляцию новых знаний о природ­ной и социальной среде, построение новых форм коммуни­кации и сфер профессиональной активности, включение новаторских культурных образцов в наличный культурный контекст. Основанием инноваций становятся как внутрен­ние, так и внешние факторы, связанные с постоянным вос­производством социальной нестабильности и изменчивос­ти в результате: взаимодействия общества и природы, раз­вития специализированных сфер человеческой деятельнос­ти (наука, техника, философия, религия, политика), взаи­модействия различных социальных слоев и институтов, по­иска оптимальных форм управления обществом, взаимо­действия различных культур и языков культуры.

Инновация является эффективной формой социокуль­турной коммуникации как плодотворное взаимодействие культурных форм, принадлежащих различным культур­ным пластам и сферам (от элитарных до маргинальных). Предпосылками инновации являются как творческие воз­можности человека, так и полиморфизм культуры, предос­тавляющей творцу набор «инструментов» - многообразных форм освоения, восприятия и описания мира. Суть иннова­ции, таким образом, заключается в создании новых куль­турных форм (паттернов) - универсальных клише, форма­тирующих человеческий опыт при помощи совокупности актуальных языков культуры. Инновация одновременно продолжает культурную традицию (источник концептуаль­ных и языковых средств для творческого поиска, а также совокупности «предпосылочного» знания) и проти­востоит ей, расширяя наличный культурный контекст.

С помощью понятия элитарной культуры обозначается специфическая сфера культуротворчества, связанная с про­фессиональным производством культурных текстов, при­обретающих впоследствии статус культурных канонов.

В западной культурологии оно первоначально служило для обозначения культурных пластов, диаметрально противо­положных по своему содержанию массовой культуре. В от­личие от присущих любым типам культуры сообществ но­сителей сакрального или эзотерического знания, элитарная культура XX-XXI вв. представляет собой сферу промышлен­ного производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различными формами мас­совой, локальной и маргинальной культуры. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная про­дукция рассчитана на неоднократное потребление и облада­ет принципиальной многозначностью содержания. Элитар­ная культура задает ведущие ориентиры актуального типа культуры в целом, определяя как присущий высокой куль­туре набор интеллектуальных игр, так и популярный набор низких жанров и их героев, воспроизводящих базисные архетипы коллективного бессознательного.

Массовая культура предназначена для обеспечения управляемого информационного потока, который целена­правленно строится как своеобразный «конвейер социально значимых текстов», призванных оптимально отвечать инте­ресам потребителя и создателя информационного продук­та. Массовая культура в современном обществе фактически занимает место «наивной» народной культуры. Демокра­тичная и простодушная, она выполняет свою главную мис­сию: восполнить несовершенство сложного и опасного ми­ра при помощи его мифологического псевдообъяснения. Абсолютно условный мир массовой культуры работает по отношению к своему потребителю в режиме психотерапев­та, великого утешителя. Разнообразные тексты массовой культуры (включая СМИ) выполняют роль регулятора об­щественных настроений и средства социального програм­мирования, формируя при помощи новейших технологий общественные настроения и массовые предпочтения. Нако­нец, массовая культура (к примеру, дамские романы и быто­вые телесериалы) служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствую­щую систему первичных ценностных предпочтений.

Для «мозаичной» развитой культуры характерно нали­чие разнообразных субкультур. Многообразие субкультур -отражение социальной разнородности общества, различ­ных видов социальной практики и соответствующих им ти­пов миропонимания. Известный американский социолог Роберт Кинг Мертон (р. 1910) считает, что к основным предпосылкам возникновения субкультур могут быть отне­сены следующие социально-психологические установки: инновация (согласие с целями общества, но отрицание со­циально признанных способов их достижения); ритуализм (отрицание целей общества, но согласие использовать соци­ально признанные средства); ретритизм (одновременное отвержение и целей, и средств общества - бродяги, нарко­маны и т. п.); бунт (тотальное отрицание, но ведущее к фор­мированию новых целей и средств, новой идеологии).

Субкультуры, различаясь по степени организованности и уровню конфликтности с общественным мнением и зако­ном (от роллер-клубов до маргиналов типа сатанистов или секс-меньшинств), существуют в рамках наличного типа культуры, не пытаясь его радикально преобразовать. Одна­ко именно присутствие в пространстве «большой» культу­ры многообразия локальных культур (выделяющихся по профессиональным, возрастным, религиозным, языковым и прочим признакам) обеспечивает ее способность дина­мично меняться, оперативно реагируя на сдвиги социаль­ной реальности.

Маргинальная культура - совокупность локальных куль­тур (субкультур), базисные принципы которых оценивают­ся с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные. Социокультурный статус марги­нальных субкультур определяется размещением субкультур на окраинах соответствующих культурных систем, частич­ным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. Объективными усло­виями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, пере­стройка и т. п.), изменения социальной структуры (появле­ние новых социальных групп или потеря ими прежнего ста­туса), различные формы взаимодействия культур (от воен­ных конфликтов до экономического сотрудничества и куль­турного обмена).

Различные формы маргинальной культуры служат свое­образной игровой площадкой новых языков культуры, тем полем, где в результате взаимопересечения официальных и маргинальных образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возника­ющих как результат неправильной, нестандартной (а зна­чит, спонтанной, неуправляемой) культурной коммуника­ции. Особенно заметным это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры - реального конкурента актуального культурного стандарта. Таким образом, происходит нега­тивная легимитизация маргинальной культуры в качестве существенного фактора динамики культуры.

Контркультура - это радикальная форма субкультурно­го движения, направленная на пересмотр базисных принци­пов актуального типа культуры. Выделяют следующие основные принципы контркультурной политики: острый конфликт с официальной культурой, демонтаж существую­щей системы ценностей; построение альтернативного куль­турного пространства; стремление к его максимальному расширению, в идеале - к полному господству в качестве нового культурного канона - культурной революции.

Как взаимодействуют между собой элитарная и низовая культуры?

Культурная инновация приобретает статус культурного события лишь в результате своего концептуального оформ­ления на уровне элитарной культуры, которая включает культурную инновацию в актуальный культурный контекст и адаптирует для массового сознания. Элитарная культура сохраняет способность влиять на реальное положение дел в современном обществе в значительной мере благодаря спо­собности работать с «низовым», культурным простран­ством.

В то же время происходящий переход от авторитарного, или «закрытого», к «открытому» {К. Поппер), или «мозаич­ному» (А. Моль), типу построения культурного простран­ства объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего центра и мятежной периферии. Последнее означает расширение диапазона приемлемости и трансформацию маргинальных культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся из широкого употребле­ния, в естественный компонент наличной культурной среды.

Наиболее значительная для культурной динамики фор­ма культурной коммуникации - взаимодействие, или диалог культур. Это понятие используется для обозначения суммы непосредственных отношений и связей, которые складыва­ются между различными культурами, а также суммы их ре­зультатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. Особое значение для процессов взаимодей­ствия культур приобретают изменения культурных форм социальной организации, набора областей деятельности, систем ценностей той и другой культуры, становление но­вых форм культурной активности, инновационных духов­ных ориентиров и моделей образа жизни под влиянием внешних импульсов.

Можно выделить следующие уровни взаимодействия культур:

этнический, характерный для отношений между ло­кальными этносами, историко-этнографическими, этно-конфессиональными социальными общностями;

межнациональный, основанный, прежде всего, на диа­логе различных государственно-политических струк­туры и политических элит;

цивилизационный, представляющий собой встречу принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества. Диалог куль­тур на этом уровне наиболее продуктивен с точки зре­ния культурно-инновационной деятельности (именно перекрестки культур Востока и Запада, искусства Ев­ропы и Африки, традиций античности и арабского мира становились очагами радикальных поворотов в истории).

В повседневной практике культурного диалога чаще все­го присутствуют процессы и отношения, характерные для всех трех уровней взаимодействия. В межкультурных свя­зях, особенно внутри многонационального государства, принимают одновременное участие как большие, так и ма­лые нации.

Способы, принципы и формы взаимодействия культур могут быть различными. В исторической практике извест­ны как мирные, добровольные способы взаимодействия культур (принципы взаимодействия нацелены на партнерс­кое, взаимовыгодное сотрудничество), так и принудитель­ные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания (доминирует стремление к односторонней выго­де, авторитарно-патерналистский подход).

Главной формой взаимодействия (диалога культур) яв­ляются международные отношения, включающие в себя следу­ющий набор механизмов их реализации: своеобразный кодекс международной дипломатии (официальные визиты, круг­лые столы, совместные комиссии и т. п.) и «третейский суд» (ООН, ЮНЕСКО, Международный суд и т. п.); система со­циальных институтов и механизмов внутри самих культур. Механизмами диалога культур могут стать смена курса на­циональной и культурной политики, реализуемая на уровне государства, а также радикальные изменения внутри от­дельных корпоративных структур и сфер деятельности, структур местного самоуправления, форм общественных объединений.

Диалог культур взаимообогащает их, обеспечивая разви­тие общечеловеческой системы культуры и в то же время обеспечивая углубленное понимание собственной культуры и ее ценностных оснований.

Как возникает глобальное коммуникационное пространство?

Активность информационных процессов к концу XX -началу XXI в. стала столь высокой, что возникает необходи­мость адаптации всей системы культуры к глобальному ин­формационному пространству. Изменяется традиционная система культурной коммуникации, в результате чего начи­нается разрушение локального характера культуры.

Формируется общее коммуникационное пространство, пронизывающее все культуры, имеющее общепринятые правила, нормы и стереотипы. Становление глобального коммуникационного пространства, несомненно, меняет ха­рактер диалога между отдельными локальными культура­ми. Глобальное коммуникационное пространство само созда­ет правила и способы диалога между культурами как необ­ходимые средства и условия межкультурного общения. Классическая эпоха локальных культур с ее завершен­ностью, стационарностью, наличием соответствующих культурных оппозиций {свой - чужой), пространственной отдаленностью друг от друга, своего рода иммунитетом к другой культуре, относительно замкнутой семиотической, языковой системой, жесткой рационально-теоретической парадигмой, с высоким статусом и верой в науку трансфор­мируется в современной ситуации в глобальное коммуника­ционное пространство.

В чем специфика современного коммуникационного пространства?

Современное коммуникационное пространство создает свои правила и способы общения, обеспечивая динамичное развитие культуры, теряющей стационарность и завершен­ность, разрывая границы между культурами и создавая предпосылки иного типа культурного единства. В общеми­ровом общении начинают господствовать интегративные языковые тенденции, расширяется поле общения, когда ди­алог осуществляется по принципу наиболее доступных, совпадающих смысловых структур, с общими стереотипа­ми, общими оценками, общими параметрами требуемого поведения. Общее коммуникационное поле увеличивает возможности диалога, одновременно упрощая его. При этом разнообразие локальных культур поглощается интег ративной суперкультурой. Становление глобального ком­муникационного пространства приводит к увеличению ско­рости разрушения старых ценностей, к сжатию временных рамок этого процесса (иногда этот процесс укладывается в рамки жизни одного человека или того меньше), не позво­ляя новым символам и знакам адаптироваться к традицион­ной знаковой системе ценностей. Нарушается также пропор­ция между высокой и низовой культурами. Низовая культу­ра становится массовой как по количеству вовлеченных в нее субъектов, так и по упрощению потребляемого продукта.

Типичным проявлением нового глобального коммуни­кационного пространства является поп-культура, не имею­щая фундаментального этнического, локально-культурного основания, которая хотя и уходит своими корнями в конк­ретную культуру, но сразу же отрывается от своих генети­ческих корней и становится общим глобальным достояни­ем. Низовая культура начинает выступать в виде официаль­ной культуры как ее «превращенная» форма. Образцы вы­сокой культуры в этих условиях могут стать столь тиражи­рованными, что сами превращаются в предмет массового, упрощенного потребления. Доминирование ценностей мас­совой культуры объективно способно разрушать ценности высокой культуры.

В этих условиях особенно важен внутрикультурный ди­алог между элитарной и низовой культурами, что дает им­пульс для развития культуры в целом и преодоления анти­гуманных по своему внутреннему содержанию проявлений массовой культуры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.