Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир искусства и специфика эстетического отношения человека к действительности




Искусство принадлежит к числу древнейших форм освоения действительности. Основу его составляет эстетическое отношение человека к миру (от греч.ESTETRICOS – чувствующий, чувственный). Это отношение выражено в таких категориях и оценках, как “ красивое”, “возвышенное”, “ трагическое”, “ безобразное”, уродливое”, “гармоничное”, и др.

Первоначально эстетическое отношение имело адаптационно-приспособительный и утилитарно-прикладной характер. До сих пор эстетическое отношение и деятельность имеют универсальный характер, пронизывают труд, быт, отдых и т.д. По мере исторического, социального, культурного развития эстетическое отношение человека к миру оформляется в такой социальный феномен, как искусство. В искусстве эстетическое обособляется от других социальных отношений.

Искусство, как термин, имеет два значения: в широком смысле искусствовысший уровень мастерства, умения; в узком – это творческая деятельность, которая ориентирована на создание художественных произведений.

Сфера художественного творчества исторически складывается в особую подсистему культуры, художественную культуру, которая обретает имманентные законы развития, становится относительно обособленной сферой.

Анализ процесса изменения сферы искусства позволяет выявить несколько моделей трансформации, которые различаются способом включения новых элементов (художественных произведений) в сферу устоявшегося художественного опыта, традиций.

Классическая модель искусства – XYIII-XIX в.в. – опиралась на нормативный характер связи между элементами художественного опыта (соответствие соответствующему стилю, школе и т.д.).Искусство XX в. меняется в соответствии с другой моделью: между элементами художественного опыта преобладают коммуникативные связи. Искусство все в большей степени становится сложной системой дискурсов (систем знаков): классических, модернистских и постмодернистских; музыкальных, пластических, изобразительных и др.; народных и профессиональных, массовых и элитарных, демократических и тоталитарных.

Искусство – сфера культуры, ориентированная, прежде всего, на эмоционально-чувственную сферу человека. Художественные идеалы воплощают высшие социальные ценности. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности со специфическим арсеналом средств и способов искусства обеспечивают необыкновенную силу воздействия на человека, его чувства, идейно-ценностный строй личности.

Искусство, как сфера культуры, выполняет задачу культурного самоопределения личности, социальных общностей; транслирует художественный опыт поколений, воспроизводит организацию эстетического отношения человека к миру.

Религия как форма духовности.

Религия – одна из наиболее древних форм духовности в культуре. Религия (от лат. religare – связь, связывать) – совокупность взглядов, обрядов, культов, воплощающих важнейшие социальные ценности; центром их является вера в существование сверхъестественного существа – бога (или богов).

Религиозное отношение к миру возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с абсолютом. Существует целый ряд подходов, объясняющих сущность и происхождение религии, которые выдвинули И. Кант, Ф. Гегель, У. Джемс, Ф. Шлейермахер, Э. Дюркгейм, З. Фрейд, Ф. Ницше и др.

Религия, как и мифологическое сознание, обладает образным строем мышления, обращается к эмоционально-чувственной сфере человека. Спецификой религиозного сознания является удвоение реальности в двух проекциях: на мир сакральный (священный) и профанический (собственно “мир”), а также на мир естественный и сверхъестественный. Конституирование Бога в качестве Абсолюта дало ценностную точку отсчета для формулировки основных этических норм, ценностей, в виде декалога в христианстве, основных заповедей мусульманства, восьмеричного пути совершенствования в буддизме.

Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. И культово-обрядная практика религии, и религиозная мораль способствуют организации внутреннего духовного мира человека.

В философии религии и религиоведении выделяют следующие этапы исторической эволюции религии: этап естественной религии, этап религии закона, этап религии искупления. Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное сознание, культы и организации. Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом: магический и умилоствительный культ. Церковь (от греч.- божий дом) – тип религиозной организации, возникший исторически как механизм организации связей религиозных объединений как со светскими организациями, так и отношений внутри этих объединений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.