Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки




Под наукой понимается:

- особым образом организованная специализированная деятельность человека;

- результат этой деятельности – особое знание о мире;

- социальный институт, благодаря которому возможны 1) и 2).

Наука играет важную роль в обществе, притягивает к себе внимание. И поэтому возникает задача оптимизации самой науки. При этом исследование науки характеризуется разнообразием форм

Со второй половины 19 – нач. 20 в. развиваются 3 основные стратегии исследования науки:

1) Дисциплинарное исследование науки (т.е. исследование науки в рамках ряда дисциплин, каждая из которых рассматривает определённые аспекты в науке: логика науки, психология науки, история науки, социология науки и др.);

2) Междисциплинарное исследование науки (науковедение);

3) Философско-методологическая стратегия. (осмысление феномена науки в ее исторической динамике и функционировании в современной социокультурной среде)

Дисциплинарное исследование науки включает в себя несколько дисциплин:

1. История науки. Это первая дисциплина, приступившая к изучению науки. Она оформилась к концу 19 в. История науки прошла ряд этапов:

1) Просто хронология событий, биографии учёных – преобладало до 30-х г. 20 в.

2) История идей, проблем, их развития и решения.

3) Социокультурный подход (оформился к концу 20 в.) – рассматривает, как наука развивается в обществе, пытается проследить образ науки в культуре. Этот подход разделяется на две ветви:

· Внутренняя история науки – настаивает на том, что наука развивается под влиянием внутренних источников и импульсов, в которых, так или иначе, проявляют себя социокультурные факторы (Поппер, Лакатос)

· Внешняя история науки – пытается проследить прямое влияние социокультурных факторов (Кун, Фейербах)

2. Социология науки. Интересуется тем, как функционирует наука как социальный институт. В связи с этим рассматривает проблемы: стимулирования научной деятельности; автономии науки; этики науки и т.д.

3. Логика науки. Изучает понятийный аппарат науки, как развивается и функционирует язык науки и т.д.

4. Психология научного творчества. Интересуется воображением, интуицией, мотивацией учёных. Рассматривает социально-психологические аспекты деятельности научных коллективов, специфика коммуникации, лидерство в науке.

3. Междисциплинарная стратегия рассматривает науку как целостное образование. Появляется в начале 20 в. в работах Вернадского, Тимирязева. В середине 20 в. в ней намечаются 3 основные направления:

· Аналитическое направление – пытается изучить структуру и динамику науки, совмещая логический и психологический аспекты.

· Наукометрия – статистические исследования информационных массивов науки. Занимается проблемой архивов, цитирования, приоритетов. Наука рассматривается как машина, которая может быть описана путем введения цифровых параметров.

· Нормативное направление – обращено к анализу науки как социального института, взаимодействия науки и общества. Изучает взаимодействие науки и власти, науки в бюрократической системе, проблемы государственного регулирования науки.

4. Философско-методологическая стратегия. Это приложение теории познания в различных её версиях к решению вопроса – что такое наука, какова её организация как знания, каковы её формы и методы, что представляет собой динамика научного знания.

Основное проблемное поле: структура научного знания; формы и методы научного познания; процессы динамики науки.

Философия по отношению к науке выступает как метазнание. Её интересует связка S‑O

наука

S’ – (S – O)

Фил и методолог

Фил науки появляется в первой половине 19 в. Первая версия в 30 гг. – позитивизм: Огюст Конт, первая попытка классификации наук. 60-70 гг. 19 в.- появляется проблема динамики науки: Спенсер и Миль под влиянием дарвинизма. Далее появляется неопозитивизм – рассматривает соотношение теоретического и эмпирического базиса науки (вопрос, когда физика вышла к освоению микромира). Неопозитивизм также ставит вопрос о структуре научного знания и анализа универсального языка науки (радикальный редукционизм и верификационизм. Фрег, Рассел, и члены венского кружка Рейгенбах. Затем фаллибилистская модель (фальсификационизм Поппера развитый в неорационализме Башляра)

 

Вторая половина 20 в. – появляется социокультурный подход или постпозитивизм: акцентирует внимание на факторах эволюции науки. (Кун, Тулмин, Фейерабент, Холтон)

В настоящее время – интегративные подходы. В них делается попытка объединить потоки информации не только из истории науки, языка науки, но и психологии и т.д. В качестве опорных точек выступают научные открытия. Это называется “кейс-стадис”.

Философия науки объединяет в себе несколько уровней анализа науки:

1. Анализ структуры науки, в разных формах ее бытия

2. Исследование основополагающих функций науки в различных социокультурных системах и особенностей ее существования в современном обществе

3. Изучение проблемы роста знаний и социодинамики науки в эпохи научных революций и в периоды «нормального» ее существования

4. Аксиологические проблемы науки, в рамках которых рассматриваются многочисленные вопросы взаимосвязи и диалога науки с обществом и различными компонентами культуры

Классификация проблем науки по историко-генетическому принципу:

Первая треть XX столетия:

- анализ проблемы причинности в физическом познании и обоснование сложной системы отношений между детерминизмом и индетерминизмом в современном естествознании;

- изучение динамических и статистических закономерностей, форм и способов их фиксации в структуре научного знания;

- исследование отношений и опосредовании между классической и квантово-релятивистской научными картинами мира и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.