Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание




Последняя треть XX столетия и исследования последнего времени

Вторая треть XX века

- анализ возможностей и границ эмпирического обоснования научного знания;

- проблема теоретической нагруженности опыта;

- исследование контекстов психологии открытия и логики обоснования научных знаний;

- разработка проблематики роста знаний и метатеоретических структур науки и др.

- различных видов и форм научной рациональности, а также их изменением в эпохи кардинальных трансформаций науки и научных революций;

- познавательных и методологических возможностей истории науки, психологии научного творчества, социологии науки и других дисциплинарно и междисциплинарно ориентированных направлений ее изучения и исследования;

- широкого круга мировоззренческих, этических, социокультурных и аксиологических проблем науки и форм ее объективации в различных сферах жизнедеятельности современного общества (экономика, политика, культура и т.д.);

- методологических идей глобального эволюционизма, синергетики и принципов нелинейного мышления в современных научных исследованиях;

- перспектив и тенденций сближения предметных областей и методологических стандартов естественных и гуманитарных наук, рациональных и внерациональных факторов как стимулов и детерминант новейших исследовательских стратегий и ориентации в научном поиске.


1. Рациональность – отличительная особенность науки. Наука – это рациональный способ постижения мира. Она оперирует не чувственными образами, а развёрнутыми категориальными комплексами, апеллирует к рациональным структурам психики.

2. Что такое рациональность. Рациональность – это сугубо человеческий способ существования в мире, в основе которого лежит не адаптация, а преобразование мира, предполагающее постановку целей, нахождение способов их реализации, оценку полученных результатов. Рациональность предусматривает замещение объектов образами, оперирование ими, создание моделей того, что ещё не существует, реализацию этих моделей, в результате чего рождается нечто новое в человеческой жизни, несводимое к адаптации.

Рациональность – это один из способов приобщения человека к миру. Возможны и другие способы, например, через любовь к Богу или через единение с природой. Но в этих способах нет необходимости моделировать фрагменты реальности, затем проигрывать эти ситуации, получать новые знания и воплощать их в жизнь. Так, в традиционном обществе при освоении мира внимание обращено не к рациональным структурам психики, а происходит попытка вживления в этот мир, вчувствывание в него. В техногенном обществе интенция на умозрительное постижения мира с помощью рациональных приёмов. Вся структура техногенного общества нацелена на удержание и развитие рациональных позиций. Поэтому рациональность является величайшей ценностью техногенного общества.

3. Что такое научная рациональность (далее Н.р.). Всякое познание человеком мира рационально, но не всякое рациональное познание научно. Н.р. предполагает наличие некоторых определённых канонов, нормативов для: 1) описания и объяснения; 2) доказательства; 3) организации знания.

Н.р. предполагает, что мир упорядочен согласно некоторым законам и человек может проникнуть в эту упорядоченность. В основе этой идеи лежит принцип тождества бытия и мышления, возникший в античности. => Классическая наука ставит перед собой задачу изучения законов природы. В Китае, например, термин закон природы вообще не существовал т.к. согласно китайским философам: “для того чтобы законы выполнять их нужно понимать, а какое понимание может быть у деревьев, камней...”

4. Формы научной рациональности (структура). По мере развития техногенного общества Н.р. принимает различные формы. Приёмы и методы для описания, объяснения, доказательства и организации знания различны в:

– естествознании;

– гуманитарных науках;

– технознании;

– математике.

В связи с этим можно выделить соответствующие формы научной рациональности. В самом естествознании эти приёмы и методы также различаются, поэтому выделяют:

- Н.р. классической науки;

- Н.р. неклассической науки;

- Н.р. постнеклассической науки.

5. Паранаучное знание. Ценность Н.р. иногда подвергается сомнению в современном обществе и тогда возникает паранаучное знание. Приставка пара- значит “выход за пределы” => паранаучное = околонаучное. Паранаучное знание разделяют на три категории:

1) Преднаука или протонаука. Мир тут домысливается (теплород, флагистон и т.д.)

2) Девиантная наука – отклоняющаяся в своих нормах и методах от обычной науки. Квантовая механика в начале своего развития – это девиантная наука. Ещё пример – гелиобиология Чижевского (про влияние солнечной активности на явления на Земле).

3) Квазинаука (лженаука) – это не наука. Она аппелирует к архаическим системам психики. Такая наука стремится принять облик девиантной науки. Яркий пример – учение Лысенко, или новая хронология Фоменко.

За европейской цивилизацией закрепилось значение рационально организованной цивилизации, которой присущ дух целесообразного и прагматического решения возникающих проблем. Для того, чтобы раскрыть природу этой глобальной ориентации на устройство социальной действительности и принципы ее исторического изменения, необходимо ответить на вопрос о том, что представляет собой феномен рациональности как определенная характеристика мысли и действия. Обычно ее связывают с такими параметрами, как целесообразность, эффективность, ясность и определенность, законосообразность и др.

Очевидно, что в этом контексте рациональность должна интерпретироваться прежде всего как специфическая характеристика сознания, создающая необходимые предпосылки для достижения оптимальных и эффективных форм познания и преобразования действительности. Традиционно в классической философии такую характеристику сознания связывали с его способностью обеспечивать понятийно-дискурсивное и логически обоснованное отражение реальности. А сама эта способность объяснялась тем, что в структуре сознания, наряду с ощущениями, восприятиями, памятью, эмоциями, волей и другими компонентами, выделялось и рационально-логическое мышление, которое провозглашалось высшей познавательной способностью субъекта, обеспечивающей ему возможность целенаправленного, обобщенного и опосредованного познания действительности.

В современных интерпретациях структуры сознания довольно часто выделяют когнитивные и ментальные пласты или компоненты. Первый из них ответственен за реализацию рационально-понятийного отношения к миру и стремление достичь объективно истинного знания о нем. Второй - за субъективные переживания, оценочные суждения и регулятивы, а также эмоциональные контексты «жизни сознания» (вера, надежда, радость, тоска, справедливость и др.). Конечно, реально действующее сознание всегда характеризуется неразрывным единством когнитивного и ментального начал в его содержании, поэтому корректная интерпретация рациональности как фундаментальной способности сознания должна базироваться на учете этой диалектической его природы.

Таким образом, рациональность как неотъемлемая характеристика сознания человека может быть определена через фиксацию такой его способности, которая обеспечивает ему возможность обобщенного, опосредованного и сущностного отражения действительности, выраженного в вербально-понятийной форме. Наличие этой способности сознания позволяет человеку не только познавать глубинные и закономерные связи и отношения, но и обеспечивать возможность эффективной трансляции знания в культуре посредством передачи информации, представленной в форме знаково-семиотических конструкций, из одной социальной системы в другую.

В современной культуре именно такое формообразование, как наука, наиболее рельефно репрезентирует рациональную способность сознания. Поэтому сегодня чаще принято говорить о феномене именно научной рациональности и анализировать различные ее типы.

Понятие «научная рациональность»; также весьма аморфно по содержанию и полисемантично. Можно зафиксировать несколько смысловых аспектов его содержания:

1) характер и уровень упорядоченности исследуемых в науке систем, который фиксируется в форме идеальных объектов различной степени общности;

2) способ понятийно-дискурсивного описания и объяснения исследуемой реальности;

3) совокупность норм и методов научного исследования, которая фиксируется в определенном типе методологической рефлексии или стиле научного мышления.

Именно третий смысловой аспект термина «научная рациональность» стал наиболее популярным и востребованным в современной философско-методологической литературе. Выделяют разные модели или типы таким образом интерпретированной научной рациональности: индуктивистская (Р. Карнап); дедуктивная (Гемпель); сетчатая (Л.Лаудан); тематическая (Дж. Холтон) и др.

Одной из хорошо обоснованных и широко известных интерпретаций научной рациональности является разработанная в отечественной философии науки (Степин B.C., Швырев B.C., Гайденко П.П., Порус В.Н. и др.) историко-генетическая ее концепция, в рамках которой выделяется три исторических типа научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический. Каждый из них характерен для определённого исторического этапа существования науки, последовательно сменявших друг друга на протяжении четырех столетий развития техногенной цивилизации.

Если схематично представить структуру научной деятельности в форме взаимодействия субъекта, объекта, средств, а также целей и ценностей, регулирующих акты и процедуры этой деятельности, то на каждом из трех исторических этапов существования науки рациональность будет характеризоваться специфическим типом методологической рефлексии.

Классический тип научной рациональности предполагает акцент на предметной стороне познания и характеризует прежде всего его объектные параметры. Неклассическая рациональность требует такого типа методологической рефлексии, при котором необходим учет связей между знанием об объекте и знанием о средствах деятельности с ним, а также соответствующих познавательных процедурах. И, наконец постнеклассический тип рациональности существенно расширяет поле методологического анализа научной деятельности и требует учета соотнесенности получаемых знаний об исследуемом объекте не только с особенностями средств и операций познавательной деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами познания.

Естественно, такое расширение сферы методологической рефлексии приводит к существенным изменениям в понимании научной рациональности. Ее контуры трансформируются и включают в себя такие методологические ориентации, как нелинейность, неравновесность, эволюционный подход и др. Вследствие этих изменений научная рациональность начинает интерпретироваться как «открытая», «нежесткая», «мягкая», «нестрогая». Для ее характеристики все чаще используются метафорические конструкции вроде «ризомы», «дерева целей», «ветвящейся графики» и др.

Сегодня в философии науки сознание нередко трактуется как деятельность мышления, которая не сводится к сугубо рациональным процедурам, а предполагает наличие в его структуре таких состояний, которые позволяют квалифицировать его как рассеянное, сумеречное, нестрогое сознание.

В связи с этим наряду с научным познанием выделяют и ряд форм вненаучного познания, которое осуществляется по иным правилам и Нормам.

.Существуют различные классификации вненаучного познания и знания. Как правило, они строятся на основе историко-генетических и системно-функциональных критериев их дифференциации. Согласно первому критерию выделяют такие формы познавательной деятельности, которые возникли и оформились в культуре в период до становления и первичной социализации науки. К ним чаще всего относят: а) обыденно-практическое познание в котором фиксируется опыт повседневной жизни и обнаруживает себя логика «здравого смысла»; б) игровое познание, ориентированное на развитие креативных и коммуникационных способностей человека, реализующееся на основе условно принимаемых правил и целей, и имеющее обучающе-развивающий характер; в) различные формы _протонаучной познавательной деятельности, регулируемые посредством традиций и обычаев, и дающее рецептурное знание.

Второй критерий позволяет выделить и обосновать такие формы вненаучного знания и познания, как паранормальное, псевдонаучное, квазинаучное, антинаучное, девиантное и др.

К паранормальному знанию относят учения о тайных природных и психических силах и отношениях, которые реализуются за пределами известных науке физических способов взаимодействия. Например, ЭСВ - экстрансенсорное восприятие, телепатия, психокинез и др.

Псевдонаучное знание трактуется как форма интерпретации реально изучаемых наукой событий и явлений, но еще не получивших в ней адекватных объяснений в соответствии с принятыми в науке логико-методологическими стандартами и эталонами. Например, феномены внеземных цивилизаций, НЛО, Лох-Несское чудовище и др.

Девиантная наука или анормальное знание обычно определяются как такие познавательные и когнитивные структуры в науке, которые еще не получили всеобщего признания в научном сообществе и не одобрены в соответствии с доминирующими в нем парадигмальными образцами и методологическими стандартами. Например, релятивистская физика А.Эйнштейна, квантовая механика в период научной революции в конце XIX - начале XX века.

Эти и многие другие формы вненаучного познания и знания становятся возможными и приобретают определенное значение в современной культуре постольку, поскольку в структуре реального познавательного процесса, наряду с рационально-дискурсивными, существуют и различные внерациональные компоненты, такие, как интуиция, фантазия, творческое воображение, вера и др. Именно они позволяют трактовать процесс познания мира как не сводящийся только к научным формам его постижения, а включающий в себя и такие компоненты, которые вербально невыразимы и существенно раздвигают границы принятых в науке форм и типов рациональности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.