Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эк-ка капитализма у В. Зомбарта




Вернет Зомбарт известен как представитель новой истор-ой школы нем политэкономии. Работа «Совр-й капитализм» (1902) приносит Зомбарту широкую известность. Явл-ся одним из лучших историков стан-я капитал-ой эк-ки. Считается даже, что именно благодаря Зомбарту термин «капитализм» получил расспрос-е в научном сооб-ве.

Связывал рожд-е капитализма с деят-тью западноевр-х и южноевр-х народов. Зомбарт связывал возн-е капитализма с появлением капитал-го предпринимательского духа, кот-й возн-т благодаря оплодотворению «предприн-м духом» «мещанского духа.

«Предпр-ий дух», слагается из жажды денег и предприимчивости, характеризуясь грандиозностью инициатив, опирающихся на насилие, героизмом, авантюризмом, страстью к приключениям и т. д.

«Мещанский дух», умеющий «считать и копить», предп-т склонность к прилежанию, умеренности, трудолюбию, благоразумию, деловитости и т. д. Наиб рельефным воплощением «мещанского духа» считал бухгалтерию, а наиб адекватной персонификацией — Б. Франклина.

Полемизировал с М.Вебером, полагая неверным выведение капитализма из протест-й этики и связывая его генезис с множеством разл-х соц-х и псих-х факторов. К возн-ю капитализма причастны, согласно Зомбарту, также факторы как фил-я, религия, нравственность, переселения народов (евреев и др.), колонизация, открытие месторождений золота и серебра, техника и т. д.

Выделял раннекапиталистическую эпоху, длившуюся до кон 18 в., еще стесненную связями с докапиталистической эпохой и отчасти ориентированную на произ-во ради удовл-я потр-тей, и зрелый капитализм, подчиненный произ-ву ради прибыли.

Согласно Зомбарту, «капитал-й дух» расцвел поначалу в Италии и Голландии, наибольшей же степени разв-я он достиг в совр-х США.

Капитализм возник вместе со сменой ментальности, установок людей, кот-е перестают следовать заданным традицией образцам, порывают с общинами, действуют на свой страх и риск, стремясь к индивидуальному обогащению. Он писал, что если прежние о-ва следовали вековечным образцам, то капитал-й мир живет конкурентной борьбой, ему присуще «творческое разрушение».

Переворот в мире ценностей привел к тому, что гордыня и алчность стали не грехами, а достоинствами.

Зомбарт писал, что начинателями «капитал-ой рев-ции» были маргиналы, не находившие себя места в прежних иерархиях, остававшиеся на краю соц-й жизни: как религ-е меньшинства, так и всякого рода хищники в челов-м обличии – работорговцы, пираты и т.д. К маргиналам отн-сь, напр, загнанные в гетто евреи. Он подчеркивал 3 черты психологии евреев, кот-е сыграли свою роль в рожд-и «капитал-го Ч», а именно «преобладание воли, эгоизма и абстрактный склад их ума».

Одна из работ Зомбарта, «Роскошь и капитализм», начинается в провокационного заявления: «капитализм создала европейская самка», в ее любовью к нарядам и сладенькому, она способствовала тому, что рядом с военным произв-вом появл-ся мануфактуры, выпускающие кружева, сахар, шоколад и другие товары, потребляемые сначала почти исключительно придворными дамами, а затем распространившимися среди провинциальных барышень, а потом и среди жен и дочерей буржуа.

След этап разв-я капитализма закл-ся в том, что менталитет homo capitalisticus распространяется от маргиналов к более широким слоям. Люди разных стран и культур не в равной степени одарены теми свойствами, кот-е потреб-сь новой сис-ме отн-й. В этом связи он писал о «специфическом таланте немцев к капитализму»: «Романские народы созд-ли капитализм, германцы же заимствовали его от них и развили его в более высокие формы, значительно обогнав при этом своих учителей».

Зомбарт связывает это с такими чертами псих-и, кот-е сложились под влиянием религ-ой этики.

Капитализму способ-т талант специализации, «способ-ть быть дробным Ч» - при содействии выдержки и дисциплины это дает «виртуозных частичных людей», примером кот-х явл-ся методичные нем ученые и техники, инженеры и рабочие, занимающие свое место в сис-ме разд-я труда и функц-щие в этой сис-ме подобно маленькому колесику в механизме.

Но именно то, что капитализм разв-ся в сторону механизации, все большего разд-я труда, порождающего «частичных людей», было для Зомбарта знаком того, что «поздний капитализм» обречен и сменится иной соц-й сис-мой.

- С социол-ой т зр большой интерес предс-т работа Зомбрата «Пролетариат». Задача этой книги, как характ-л ее сам Зомбарт, состоит в том, чтобы дать социол-ий портрет пролетариата, изучив «склад пролетарской психики».

Зомбарт опред-л пролетариат как соц-й класс неймущих, наемных рабочих, вынужденных продавать свою раб силу. К кон 19 в. этот класс составлял до 70 % населения Германии и становился самым многочисленным клас­сом.

Характ-ки пролетариата:

- Пролетариат явл-ся типичным представителем город-го населения. У него нет дома — он переезжает с места на место в завис-ти от спроса на раб силу. Раз у него нет своего места, до­ма, родины, куда бы возвращались его мысли и воспоминания, то у него нет нежных, сентиментальных чувств, его окружение случайно и безразлично. Так пролетарий теряет свойственную Ч естеств-ть, связь с окр-щим его миром при­роды.

- Пролетариат не имеет своих соц-х корней. Для пролетариата нет национальностей.

В отличие от крестьянина, у него нет родины и в соц-м смысле — если в деревне все жители связаны общ-м мнением, обычая­ми, традициями, то у пролетария нет о-ва соседей, нет общих традиций, у него нет даже родни, поскольку семья стан-ся малочисленной.

Все это отнимает чувство безоп-ти и включенности в соц-е окружение. Если раньше семья была основой общности, то у пролетария нет и семьи в настоящем смысле — рабочий образ жизни раз­рушает семью, так как продолжительный труд отнимает воз­мож-ть проводить время в семье, воспитывать детей. Про­фессионализация женского труда лишает возм-ти женщи­ну выполнять роль домохозяйки, значит, нет и совместного хоз-ва, и уже вырастают «дети улицы». Детский труд также исключает подрастающее поколение из семьи, в ней уже нет никакого авторитета, есть лишь чувство слабой экон-ой зав-ти, кот-е исчезает в 16— 17 лет. Вследствие жилищной нужды рабочий не видит возм-ти отдохнуть в семье, поэтому он бежит в кабак. Так нару­шаются и нравс-ть, и нормальные семейные отн-я.

- Для пролетариата изм-ся, в отличие от тра­д-х классов, хар-р труда и труд-х общностей. По­стоянная перемена места работы и технические усовершенство­вания в усл-ях разд-я труда не дают рабочему чувства профессии и проф-ой общности (если, напр, ра­ботник изготавливает лишь шляпки для гвоздей).

Машинное произв-во делает труд простым, безличным, рабочий не заинтересован в рез-те труда. Если раньше экон-ие общности имели опред-ые этич-е отн-я— цеховая орг-ция связывала в единый союз и масте­ров, и подмастерьев, их жизнь имела строго опред-ые нравст-ые правила в отн-и друг друга, то пролетар­ские усл-я не знают никакой этики, единственная связь — это дог-р по поводу вознаграждения; капиталист имеет право вы­бросить рабочего на улицу в любой момент.

- У пролетария нет никакой собст-ти, а это оз­начает, что нет ничего, чем бы он дорожил. В рез-те все это ведет к тому, что жизнь пролета­рия становится убогой, серой, в ней нет связи с природой, собственностью, соц-ми и профес-ми союзами.

Какова же психика пролетария? Это — ду­х и нравс-ое банкротство, гибель и запущенность ду­х-й жизни, никакие этич-е нормы не сдерживают отн-е Ч к человеку. Это цинизм, нахальство, грубость, отсутствие веры в высшие ценности.

Ho пролетариат приобретает нек-е новые черты. он свободен от традиций и обычаев, ему лег­ко воспр-ть все новое, он свободен от предрассудков.

- В отличие от крестьянина, жизнь кот-го имеет в основе инстинкт, жизнь пролетария более рациональна. Работа с техникой требует большего напряж-я мыслительной деят-ти. Отсюда возникает тяга рабочего к образ-ю.

- Рационализм связан с ростом инди­видуализма— рабочий более ответствен за свою судьбу, он не чувствует заботы общины о себе, он одинок.

Вместе с тем капитализм исп-т массовый труд, пролетарий сливается с об­щей массой, у него есть чувство принадл-ти к толпе. Эта общность основана лишь на «общем убожестве», где нет действительно ничего реально общего.

Но это чувство толпы ведет к тому, что толпа стан-ся «новым богом» пролетария; отсюда возн-т классовое самосозн-е, солид-ть, подчиненность вождям.

Изнуряющий труд, разв-е рацион-го восприятия ми­ра— все это созд-т почву для недовольства, рабочий начинает искать причину своего положения во внешнем соц-м по­рядке. Кроме того, отсут-е личной жизни, удовл-я в труде толкает его еще больше в политику. Соединяясь с другими представителями массы, он рассчитывает на введение нового соц-го строя и на насаждение дик­татуры масс. Полуобразованность пролетариата и его ради­кальность, отсутствие почтения к чему-либо традиционному, расширяют почву догматизма. Именно здесь арена для спаси­телей, демагогов, фантазеров, оказывающих влияние на мас­сы. Так возн-т социализм, заключал Зомбарт.

Зобмарт также пытался обосновать синтез нем-го национализма и «социалистических» идей. Полагал, что на смену либеральному буржуазному об-ву придет строй, кот-й будут характ-ть плановость хоз-ва, корпоративизм, иерархичность, сословность, подчинение индивида государству, милитаризм. Эк-ка, из которой должен быть вытеснен «еврейский капитал-й дух» с присущими ему спекулятивностью и паразитизмом, будет подчинена удовл-ю нац-потр-тей. Одним из заветных мечтаний Зомбарта было объединение русс и нем народа, «рус-й души» и «нем-го духа», которые, на его взгляд, явл-ся носителями возвышенных потенций челов-а, которые могли бы переустроить мир.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.