Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В социально-культурных технологиях




Диагностика и методы исследования

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Вопросы для самопроверки

1. Что входит в понятие «профессиональная компетентность технолога СКД»?

2. Дайте характеристику менеджерской и технологической стороне деятельности технолога СКД. Как они между собой связаны?

3. Как вы понимаете профессиональное мастерство техноло­га СКД? Охарактеризуйте его уровни.

4. Как вы определите творческую направленность деятель­ности технолога СКД?

5. Перечислите профессиональные ценности и качества «иде­альной» личности модели технолога СКД и дайте им обоснование.

Литература

1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие. М: МГУКИ, 2003.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.

3. Новикова Г.Н. Особенности формирования творческих спо­собностей специалиста культурно-досуговой деятельности // Инно­вационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.

4. Касаткина С.А. Основы профессиональной деятельности ме­неджера социокультурной сферы: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2001.

5. Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учебное пособие. М.: МГУК, 1997.

6. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.

7. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., 1971.

 

 

глава 2. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Диагностика является необходимым условием и основой для разработки и использования социокультурных технологий. Она пред­ставляет собой процесс выявления и изучения признаков, характери­зующих современное состояние социокультурных процессов, усло­вий их функционирования для прогнозирования возможных или не­обходимых направлений дальнейшего развития, а также выработку рекомендаций для коррекции нежелательных тенденций и стимули­рования позитивных элементов ее развития.

Комплексные социокультурные исследования, применяемые при разработке СКТ, включают в себя изучение внешней макро- и микро­среды, интересов и потребностей населения и внутренней среды -оценку возможностей социокультурной сферы, в которой реализуется данная технология.

Внешняя макросреда, включающая комплекс условий организа­ции социально-культурной деятельности, отличается значительной подвижностью и, как правило, не подвластна активному воздействию со стороны отдельного учреждения культуры.

Основными элементами изучения внешней макросреды в социо­культурных исследованиях являются следующие факторы:

-демографические;

-природно-географические и экологические;

- экономические;

- научно-технические; -политические; -правовые; -культурные; -социальные.

Демографические факторы характеризуют состав населения ре­гиона, области, края, страны и включают такие показатели, как чис­ленность населения, его половозрастной состав, плотность населения, уровень и темпы рождаемости, смертность и старение, миграция, удельный вес городского и сельского населения, виды и типы семей

их жизненный уклад, представления населения о социокульту ситуации и т.п.

Природно-географические и экологические факторы обусдп ны климатическими и ресурсными условиями конкретного реги ' е~ рациональным пользованием и воспроизводством природных рес * сов. " ^

Экономические факторы определяются темпами экономическ го роста, уровнем экономического развития страны, уровнем занято сти населения, распределением доходов, жилищными условиями.

Научно-технические факторы обусловлены условиями развития научно-технического прогресса, развитием науки и техники, количе­ством ученых, изобретателей, объемами открытий и изобретений и т.п.

Политические факторы определяются политической стабильно­стью или нестабильностью общества, содержанием правительствен­ных программ, программ ведущих партий, характером идеологиче­ской направленности и форм регулирования экономической жизни и др.

Правовые факторы характеризуют правовые нормы, обеспечи­вают защиту прав и свобод населения, контроль за качеством жизни, охрану окружающей среды и т.п.

Культурные факторы обусловлены культурными запросами и интересами населения и соответствующим им отношением к услугам институтов социокультурной сферы. Они характеризуются образова­тельным уровнем, профессиональной принадлежностью, степенью приверженности к основным культурным ценностям, обычаями, от-1 ношением к мирозданию, обществу, к самим себе, религиозными представлениями, влияниям субкультурных факторов и референтных групп, жизненной позицией, стилем и образом жизни и т. п. иссле­дуемых групп населения.

Социальные факторы представляют собой характеристики от­дельных социальных слоев общества, распределение их по различ­ным социальным группам, степень полюсности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровень социальной стабильности или взрывоопасностй, характер социальных конфликтов и т.д.

Изучение внешней микросреды включает в сейя выделение тех групп организаций или отдельных лиц, которые имеют непосредст

тношение к повышению эффективности социокультурной

- участников социокультурных акции, зрителей; активистов, принимающих участие в деятельности учрежде-

ния; ~ 1

-.средств массовой информации;

-рекламных агентств;

-государственных учреждений: органов федеральной и местной власти, мэрии, префектуры, и др.;

-учреждений социально-культурной сферы, работающих во взаимодействии или являющихся конкурентами;

-общественных организаций: политических партий, различных фондов, ассоциаций, благотворительных обществ и т.п.;

-финансовых кругов: банковских и кредитных организаций, страховых и инвестиционных кампаний и др.

Следующий этап диагностических исследований (а он зачастую идет параллельно с предыдущим) заключается в определении соци­ально-психологических потребностей, мотивации, интересов населе­ния. Знания их специфики, содержательной направленности, кон­кретных проявлений являются предпосылкой успешной деятельности социально-культурных учреждений, поиска инновационных техноло­гий по удовлетворению и развитию культурных интересов и стиму­лирования социально значимых мотиваций.

Обратимся к некоторым теориям, положенным в основу изуче­ния мотивационно-потребностной сферы личности.

Американский маркетолог Аллен, изучавший потребительские мотивы покупательной способности населения, подразделяет их на два уровня. К первичному уровню он относит такие мотивы, которые направлены на утоление голода, жажды, обеспечение минимального Уюта, комфорта, избавление от боли и опасности, обеспечение благо­получия близких, получение одобрения со стороны окружающих, преодоление препятствий, любовь к игре. Вторичные мотивы вклю­чат в себя стремление к красоте, развитию вкуса, чистоплотность, вы-Г°ДУ, расчетливость, экономность, стремление к надежности в жизни и сохранению здоровья, образованность, информированность, удов­летворение любопытства и др.

Философы подходили к рассмотрению потребностей с более общей точки зрения.

Люди старшего поколения хорошо знакомы с марксис концепцией, основанной на материалистическом понимании разв ' °^ общества, а также на приоритете социально-исторических потреб **Я стей и отношений классов внутри общества. Объясняя значимо материальных факторов в обеспечении жизнедеятельности челове ^ как биологического вида, марксисты обосновали и роль социальнь 4 потребностей, возникающих внутри складывающихся экономически" и классовых отношений в условиях конкретного общества.

Однако круг потребностей человека не укладывается только в эти две группы, и марксисты, развивая теории социалистов-утопистов, также не сводят потребности только к ним. Отмечая зна­чимость и главенство материальных и следующих за ними социаль­ных потребностей, марксисты-материалисты выделяют потребности, возвышающие личность, или духовные потребности. Эти потребно­сти отличает то, что они - дважды опосредованная надстройка над материальным базисом. А если отделить идеологические потребности от социальных, - то и трижды.

Американский психолог А. Маслоу предлагает более расширен­ный вариант человеческих потребностей, располагая их по группам в порядке иерархической значимости - от более значимых, фундамен­тальных потребностей к менее насущным, поскольку человек, удов­летворяя чувства голода, жажды, секса, стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня.

Схема потребностей




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.