Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии социально-культурного программирования




Вопросы для самостоятельного изучения

1. Что представляют собой технологии социально-культурного прогнозирования и каково их содержание?

2. Определите этапы социально-культурного прогнозирования.

3. Охарактеризуйте модели, применяемые в социаль культурных технологиях моделирования.

Литература

1. Бестужев-Лада КБ. Основные этапы разработки прогнозов (к ком плексной методике социального прогнозирования) // Социолог, исследования 1982. №1.

2. Ванченко Т.П. Анализ структурных компонентов в постановке щоу-программ // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой дея­тельности: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М • МГУКИ, 2000.

3. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельно­сти: Сб. науч. трудов / Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.

4. Дудченко В.С. Инновационные технологии. М., 1997.

5. Кузицын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Учеб. пособие. Пермь: ПГИИК, 2002.

6. Социальное прогнозирование и моделирование. М., 1995.

7. Словарь-справочник по социальной работе. М.: Юрист, 1997.

8. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холо-стовой. М.: ИНФРА-М, 2002.

Технологии социально-культурного программирования с необ-опимостью предполагают четкую локализацию проблемы и выявле­ние ее динамики во времени и в настоящее время представляют собой важное звено решения социально значимых культурных проблем.

Программирование представляет собой одну из форм конкрети­зации научного предвидения в социально-культурной сфере и нахо­дится во взаимосвязи с прогнозными и проектными технологиями, планированием, управлением, целеполатанием.

Общим у этих технологий является то, что они занимаются раз­работкой перспектив будущей деятельности на определенный срок. Однако есть и существенные различия. Рассмотрим эти различия не­сколько подробнее.

Технологии прогнозирования разрабатывают прогнозы вероят­ных состояний какого-либо явления в будущем. Технологии проекти­рования разрабатывают прототип, прообраз предполагаемого или возможного состояния объекта.

Технологии планирования осуществляют разработку заранее намечаемого порядка реализации какой-либо программы, последова­тельность действий, объем предполагаемой работы, намеченной на определенный период с указанием целей, содержания, методов, сро­ков выполнения.

Планировать - значит разрабатывать общие цели, конкретизиро­вать и детализировать их в заданиях, которые необходимо выполнить в сравнительно короткий период времени, определять пути и средства Достижения их результативности. Технологии планирования предпо­лагают установление форм контроля за выполнением промежуточных и главных целей путем сопоставления плановых показателей с фак­тическим выполнением.

Стратегическое планирование лежит в основе программирова­ния и представляет собой детальный комплексный план для того, чтобы обеспечить осуществление направленных действий по дости­жению поставленных задач.

Современные технологии программирования вбирают в себя элементы диагностических, экспертных, прогнозных, проектных, а также организационно-управленческих технологий.

Мы будем понимать под социально-культурным программна ванием научно обоснованный процесс создания или перестрой» имеющейся социокультурной среды. Социально-культурные про граммы представляют собой совокупность организационных, хозяй ственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением и горизонтальными связями, согласованные по времени ресурсам и исполнителям.

Технологию работы над созданием конкретной культурно-досуговой программы как специфической формы социально-культурной деятельности мы подробно рассмотрим в параграфе, по­священном рассмотрению особенностей социально-культурного про­екта.

Социально-культурное программирование рассматривается се­годня как деятельный прорыв в те сферы культуры и досуга, где ярко выражены общественные потребности в социально значимых разра­ботках, где наличествует множество альтернативных подходов к ре­шению конкретных задач.

Первые попытки разработки и внедрения программного подхода в социально-культурную сферу были предприняты в нашей стране в; 20-30-х годах прошлого века. Особенно яркими и впечатляющими стали программы А.С. Макаренко по перевоспитанию подростков, совершивших правонарушения, силами коллектива несовершенно­летних колонии им. Ф.Э. Дзержинского и А.А. Шацкого, предложив­шего социально-культурную программу по развитию и формирова­нию личности ребенка, подростка, взрослого человека на уровне на-1 селенного пункта (территориальной общности).

Эти программы ставили своей задачей подчинить досуговую среду целостному процессу формирования личности и доказать, что социализация, воспитание и развитие личности (ребенка, подростка, взрослого человека) реально выполнимы и в рамках свободного вре­мени. Удивительно, насколько актуальны и злободневны для нынеш­ней ситуации проблемы обостренного внимания к человеку, макси­мального развития различных видов социальной помощи населению, просвещения, досуга, которые были подняты социально-культурными программами тех лет.

Исторически второй этап социально-культурного программиро­вания приходится на период «оттепели» в шестидесятые годы про­шлого века, когда возродился интерес к отечественной социологии, появились первые специалисты социологи, педагоги-организаторы

школьной работы, руководители подростковых клубов, ориенти-В анные на социально-педагогическую работу с детьми и населени­ем-

Новый импульс социально-культурное программирование полу-

ило на рубеже 70-80-х годов. В эти годы стала интенсивно созда-

аться сеть новых центров культуры и досуга: социально-культурные,

социально-педагогические, культурно-спортивные, физкультурно-

спортивные комплексы, а затем и молодежные культурные центры,

видеосалоны, аттракционы и т. п.

За это время в социально-культурном программировании был на­коплен значительный опыт разработки, развития и реализации про­граммных инициатив. Но их осуществление сдерживалось из-за идео­логических ограничений, финансово-ресурсной, кадровой, организа­ционной необеспеченности, негативных последствий административ­но-командного руководства, межведомственного управления, разоб­щенности различных социальных институтов (семьи, школы, учреж­дений культуры и досуга, общественных организаций и др.).

Нынешний период можно характеризовать как период необхо­димости активизации социально-культурных инициатив и предложе­ний, что обусловлено рядом важнейших факторов. И главный среди них - глубокий экономический и политический кризис, охвативший нашу страну с конца 80-х годов. Он резко обострил и без того напря­женную социальную ситуацию, намного увеличив социальную обез­доленность значительной части российского общества. Эти проблемы требуют коренного изменения социальной политики общества и го­сударства, принятия радикальных мер по оказанию социальной по­мощи и социальной защиты через рекреацию и самодеятельное твор­чество, обращение к духовным ценностям личности. И несмотря на наметившуюся стабильность общества и экономический рост, соци­альные проблемы по-прежнему злободневны и чрезвычайно важны.

Активное обращение к социально-культурному программирова­нию обусловлено также усилением социальных функций культуры, оказывающей интенсивное влияние на формирование социально зна­чимых идеалов (как со знаком «+», так и со знаком «-»), расширени­ем социально-культурной сферы, включающей в себя широкую сеть социокультурных институтов, совокупность культурных коммуника­ций, досуговую сферу и другие подсистемы.

Однако подобающего места социально-культурное программи рование после многих лет забвения пока еще не заняло. Этому есть объяснения.

Во-первых, достаточно хаотическое состояние наблюдается во всех сферах жизни страны после смены социальных ориентиров, что закономерно и объяснимо. Программирование же - удел стабильного общества.

Во-вторых, демократизация общественной жизни особенно ярко проявляется в сфере культуры: люди не желают больше быть объек­тами манипулирования, а потому отвергают всякое программирова­ние своей жизни, особенно в свободное время.

В-третьих, до сих пор ощущается нехватка профессионалов, ра­ботающих в социальной сфере и сфере досуга, слабо задействуются специалисты смежных научных отраслей (социологи, культурологи, педагоги, психологи).

В результате социально-культурное программирование часто остается оторванным от прочной социологической базы. Сбор и ана­лиз первичной социологической информации, диагностика, поиско­вое программирование, социальный эксперимент - все это элементы информационной деятельности программиста.

Имея дело с довольно сложной совокупностью объектов и явле­ний (образом жизни, быта, досуга людей, культурной средой, модой, стилем, поведением людей, содержанием и формами деятельности социально-культурных институтов), разработчики социально-культурных программ широко используют данные смежных наук, за­имствуя у них подходы, методы, средства, программы изучения и | создания социально-культурных объектов.

Важной технологической особенностью социально-культурного программирования является возможность проявления творческого начала не только со стороны разработчиков, организаторов-профессионалов, социальных работников, педагогов, менеджеров и других специалистов, но и со стороны населения.

Перечислим процедуры, которые необходимо пройти группе специалистов разрабатывающих социально-культурную программу:

1. Диагностика и экспертиза проблемной социокультурной си­туации, выявление источников и причин ее возникновения, путей разрешения, определение регионального потенциала в рамках того или иного вида социально-культурной деятельности, имеющихся ма­териальных, творческих и человеческих ресурсов.

2, Анализ социально-культурной ситуации на основе проведен-Й диагностики, формирование объективных представлений о си-ЦйИ, определение приоритетных направлений, которые должны финансироваться из бюджетных средств, целевых фондов и т. д. В нализ входит также описание основных компонентов программы, определение временных и организационных границ, сопоставление реальной и желаемой ситуации, определение социальных групп и ка­тегорий населения, вовлеченных в программу, их развернутая харак­теристика, обоснование выбора места реализации программы, норма­тивный и поисковый прогнозы.

3.Уточнение и формулирование проблем - для преодоления вы­явленных в ходе проведенного исследования недостатков и реализа­ция благоприятных возможностей, заложенных в ситуации.

4. На основании выявленного прогноза определение и уточнение целей и задач программы, разработка первоначальных идей.

5. Нахождение реальных вариантов решения поставленных це­лей и задач, путей разрешения проблемы.

6. Разработка проекта и создание соответствующей модели по оптимальным образцам, проведение расчетов по определению средств достижения проектного состояния, социальных последствий

проводимых преобразований.

7. Формирование целостной программы, определение последо­вательности и координации действий всех лиц, участвующих в ее осуществлении, условий, при которых программа может быть реали­зована, «стимулирующих механизмов», разработка подробного плана

деятельности, бизнес-плана.

8. Осуществление программы с поэтапным контролем и постоян­ным уточнением ситуации, реализация организационно-технических мероприятий и других действий управленческого характера.

При разработке и реализации социально-культурной программы происходит постоянный анализ получаемых результатов, корректи­руются методы и технологии влияния, уточняются формы и содержа­ние. Глубокий анализ итогов работы может стать начальным этапов Дальнейшей разработки следующей программы, которая может быть продолжением или развитием предыдущей.

Как необходимое звено в цепи «прогноз - проект - программа» социально-культурное программирование предполагает проблемный подход. Благодаря этому подходу проблемность выступает своеоб­разным принципом разработки программы. Именно из принципа про-блемности мы исходим при построении концепции программы, ее ло гики и структуры.

Программирование, как правило, начинается с экспертизы и ди агностики социально-культурных и личностных проблем и ситуаций и осуществляется параллельно с исследованием.

Социально-культурная программа, разработанная на основе проведенного исследования, имеет целью прямо или косвенно ре­шить проблемы социальной профилактики и оказать помощь отдель­ным категориям населения в социальной адаптации и реабилитации.

При определении цели программы технологу следует руково­дствоваться некоторыми правилами. Цели должны: -быть максимально достижимыми;

-быть очень конкретными и ранжированными по времени; -соответствовать характеру деятельности социальщ культурного института; -быть реальными. Обоснованность выбора цели социально-культурной программы находится в прямой зависимости от приоритетов общественного раз­вития. К таким приоритетам обычно относят следующие постулаты: преобладание личного начала над групповым; ориентация управлен­ческих процессов на поддержание высокого качества жизни; под­держка и развитие основных видов социально-культурных услуг для населения, гарантированных государством; включение органов мест­ного самоуправления в разработку и реализацию региональных про­грамм и др.

Обратимся к таблице классификации целей, предложенной ав­торским коллективом учебника «Технологии социальной работы» под ред. профессора Е.И. Холостовой, которыми могут руководство­ваться разработчики социально-культурных программ.

Однако при формулировании целей нередки типичные ошибки, которые допускают руководители и технологи социально-культурной сферы.

Работая над программными процедурами, технолог должен учи­тывать то, что программы многоаспектны и каждый аспект имеет свою модель, и все эти модели находятся в сложных взаимосвязях и взаимодействиях.

Первая модель - экономическая - в своей структуре содержит разделы: затраты, рентабельность, освоение капиталовложений, пла­нирование, эффективность.

Другая модель - гуманитарная - строится на множественности представлений о культуре, творчестве, истине, качестве искусства, Духовном развитии человека, закономерностях и взаимосвязях чело­века с окружающим миром.

Третья модель - управленческая - включает такие смыслообра-зующие структуры, как обеспеченность, контроль, централизация,

учет и отчетность.

В социально-культурном программировании применяются все

перечисленные модели в системе. Типичные ошибки при формулировании целей

Типичные ошибки Правильные действия *ц'
Весь объем задач не подразделяет­ся на главные и второстепенные. Смещается перспектива деятельно­сти Задачи ранжируются на главные~и~&гоп(Г"" степенные; внимание и ресурсы концен трируются на главных задачах
Представленная задача не соответ­ствует необходимому ресурсному обеспечению Задача приводится в соответствие с тре­бующимися материальными, организаци­онными, кадровыми ресурсами
Витиеватость формулирования за­дач, не способствующая точному пониманию исполнителями; неоп­равданное применение морально-эмоциональных оценок, политиче­ских деклараций Формулировка задач должна быть недвуТ смысленной, понятной для исполнителей и руководителей программы
Подробные советы и детализиро­ванные указания относительно способов выполнения задач, кото­рые могут меняться в связи с изме­нившимися условиями действий Опытные исполнители не нуждаются в подробных указаниях и мелочных сове­тах; в связи с меняющимися условиями и исполнители должны иметь свободу
Игнорируется кадровый вопрос, в программе не определен круг кон­кретных исполнителей и руководи­телей, несущих персональную от­ветственность Назначаются руководители программы в целом и отдельных ее этапов, определяет­ся точный круг исполнителей и руководи­телей
Не указывается срок исполнения программы в целом и ее этапов Устанавливаются сроки выполнения задач и достижения поставленной цели

Рассмотрим этапы формирования региональных программ соци­ального и культурного развития и их примерную структуру.

1.На первом, диагностическом этапе накапливается и анализи­руется информация о социально-политической, экономической и со­циально-культурной жизни региона.

Информацию целесообразно накапливать по следующим разде­лам:

-социальные и культурные особенности и проблемы региона, динамика его развития, доступность социально-культурных учрежде­ний и ценностей для людей, преобладание женского или мужского населения и др.;

-характеристика региона по возможностям создания условий для социокультурного развития личности и социальных групп, т.е.

тявление возможностей государственных институтов и обществен-

!Х формирований с целью последующей координации материаль-

ых и человеческих ресурсов, социально-культурных программ ре-

она и области, создания межведомственных программ по наиболее

актуальным для региона проблемам;

-творческий потенциал региона, квалификация специалистов социально-культурной сферы и смежных сфер деятельности, состав специалистов, способных качественно, организованно и содержа­тельно осуществить программу;

-характеристика различных социально-демографических групп населения региона, выделенных по критериям сходства или различия экономического, культурного, политического положения, социаль­ных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами, как престижные и значимые; выявление ведущей проблемы и нереализо­ванных потребностей у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт ре­гиона, в котором отражены состав населения, проблемы и потребно­сти приоритетных социальных групп.

По итогам первого этапа проектирования составляются два ос­новных документа: паспорт социально-культурного развития терри­тории и матрица анализа социокультурной жизни региона.

В паспорте находят отражение объективная информация как об инфраструктуре культуры в регионе, так и об использовании матери­альной базы, кадров, общественных движениях, т.е. о том потенциа­ле, который может быть использован в решении выявленных проблем

региона.

В матрице отражается динамика социально-культурной жизни региона: культурные приоритеты, динамические характеристики групп населения; ранжируются задачи культурного обслуживания по степени их востребованности.

2. Второй этап формирования социально-культурной программы - это разработка концепции и приоритетных направлений развития территории и осуществляется на базе результатов, полученных в ходе проведения информационно-аналитического этапа.

Основу разработки концепции составляют три вектора приори­тетных направлений:

а) жизненные проблемы и потребности социальной группы или

какой-либо категории населения; б) проблемы регионального характера в одной из сфер социал но-культурной деятельности (искусства, истории, культуры, экологи и т.п.), которые являются общими для различных групп населения целом;

в) осмысление как общих подходов к преодолению противоре чий и разрешению проблем, так и конкретных путей, т.е. управленче­ских действий, которые будут способствовать снятию выявленных противоречий и устранению диспропорций.

Приоритетные направления социально-культурной деятельности должны отражать одновременно и способы решения выявленных проблем определяемой социальной группы, и пути блокирования возможных источников социальной напряженности, и сферы потен­циальной деятельности населения.

Опыт разработки региональных программ социально-культурного развития различного уровня показывает, что на основе анализа исход­ной информации могут быть выявлены такие проблемы:

-ухудшение экологической обстановки; нарушение гармонии в отношениях человека и природы;

-усиление социальной напряженности (в связи с проблемами занятости населения, неуверенности в завтрашнем дне и др.);

-диспропорции в отношении численности коренного населения и мигрантов, в результате чего происходит размывание традицион­ных для региона видов культурной деятельности и утрачивается ис­торико-культурная самобытность территории;

-низкий уровень образования и культуры населения как следст­вие сокращения контактов с образцами подлинной культуры;

-обострение материальных проблем культуры как следствие ос­таточного принципа финансирования;

-отсутствие у населения выбора форм и содержания досуговой деятельности, отвечающих реальным потребностям и интересам;

-утрата исторически сложившихся наименований населенных пунктов и ландшафтных объектов как знаков культурного своеобра­зия поселения;

-разрушение традиционной народной культуры (традиций, ре­месел, промыслов, обрядов и др.).

Выявленные проблемы нуждаются в анализе причин, обуслов­ливающих низкую эффективность социально-культурной политики, приведшей к этим проблемам. Среди таких причин могут быть:

а) Причины организационно-управленческого характера:

-недостаточная поддержка работников культуры со стороны ор-

Н0з местной власти;

-несоответствие сложившейся системы управления культурой с овь возникающими социально-культурными ситуациями;

-«размытость» социального заказа (как со стороны органов вла­сти, учреждений и организаций, так и со стороны населения) на фор-МЬ1 социально-культурной деятельности;

-отсутствие координации и кооперации в деятельности учреж­дений культуры, спорта, образования;

-отсутствие концепций культурной политики региона и соот­ветственно программ социокультурного развития. б) Причины экономико-правового характера: -отсутствие реальных прав и самостоятельности отделов культу­ры, народного образования, социально-культурных институтов;

-слабая материально-техническая база социально-культурных

учреждений;

-трудности хозяйственно-экономического плана, обусловлен­ные низким уровнем экономической и юридической компетентности

кадров;

-низкая заработная плата работников социально-культурной

сферы;

-неготовность кадров работать в рыночных условиях, находить дополнительные источники финансирования деятельности учрежде­ний культуры.

в) Причины содержательного характера:

-сохраняющаяся ориентация учреждений на деятельность по организации досуга как средства идеологического воспитания, воз­действия «сверху» и т.п.;

-однообразие содержания и форм деятельности социально-культурных учреждений;

-неспособность работников эффективно действовать в условиях контрактно-договорной системы отношений, устанавливаемых в связи с реализацией конкретных социально-культурных программ;

-консерватизм и инертность коллективов социально-культурных учреждений, не успевающих оперативно реагировать на быстро меняющиеся запросы и моду в сфере досуга;

-ориентация на массовую культуру и массового посетителя, не-учет проблем и потребностей реальных людей, отдельных социаль­ных групп; -стандартизация деятельности социально-культурных

ний, ориентация на «вал», отрыв от местных условий и возмоги стей.

Выявленные причины низкой эффективности реализации куль турной политики вызывают необходимость поиска и определения пу тей и способов решения проблем по блокам и разработки конкретных предложений.

Следующая операция, с которой сталкивается технолог в работе над социально-культурной программой, - это формирование приори­тетных направлений культурной политики, выявление наиболее зна­чимых в социальном и личностном плане сфер и форм деятельности, требующих правовой, финансовой, организационной и других видов поддержки со стороны государства.

На основе данных, полученных в ходе проведенного анализа, возможна разработка концепции социокультурного развития региона, которая строится по следующей примерной схеме:

1. Развернутое описание проблемы (проблем) региона (города, района...) и характеристика их носителей (различных социальных групп).

2. Обоснование приоритетных направлений социокультурного развития.

3. Задачи культурной политики (по каждому из приоритетов). Наибольшую личностную и общественную значимость в совре-

менной культурной жизни имеют следующие направления социо­культурной деятельности:

-искусство (формирование художественной культуры населе­ния);

-история (историческая культура);

-нравственность (нравственная культура);

-экология (экологическая культура);

-здоровье (физическая и психическая культура);

-политика (политическая культура);

-труд (профессиональная культура).

Данные направления могут быть рассмотрены в качестве при­оритетов культурного развития. При разработке программы социаль­но-культурного, социально-экономического развития региона вклю­чаются направления по развитию различных форм социальной помо­щи отдельным группам населения, социальной профилактики, разви-

гп сети социально-культурных институтов, укреплению их матери-

Т#1° „ _.

ьНО_техническои базы, закреплению кадров и др.

3.Третий этап технологического процесса разработки социаль-0_культурной программы заключается в формировании заказа.

На этом этапе на основе общей концепции региональной куль­турной политики разрабатывается программа развития социокуль­турной жизни территории. Происходит «привязка» концепции к ре­альным возможностям территории - кадровым, экономическим, ма­териально-техническим и т.п.

В структуру программы могут входить такие разделы: -приоритетные направления социально-культурной деятельно­сти;

-проблемная ситуация региона;

-социальная база программы;

-цели и задачи социально-культурной деятельности; -виды и формы социально-культурной деятельности; -социально-культурная инфраструктура (совершенствование деятельности и перепрофилирование имеющихся, создание новых социально-культурных учреждений);

-кадровое обеспечение программы (система подготовки, повы­шения квалификации, переквалификация кадров);

-экономическое обоснование программы (расчет затрат, источ­ники финансирования, организационное обеспечение).

На этом этапе с целью привлечения широкой общественности к участию в разработке программы может быть объявлен специальный конкурс в соответствии с тематикой, отражающей приоритетные на­правления в концепции по развитию культурной политики региона.

Подведение итогов конкурса целесообразно поручить специаль­но созданной экспертной комиссии по разработанным критериям. (Подробно о работе экспертов см. в специальной главе учебного по­собия.)

4. Четвертый этап работы над социально-культурной програм­мой предполагает разработку видов деятельности по реализации тер­риториальной программы социально-культурного развития.

На этом этапе определяются заказчики и исполнители (управле­ния, отделы, комитеты по культуре, фонды развития культуры и ис­кусства, целевые фонды и конкретные исполнители, реализующие за­каз (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, социаль­ные центры и др.)). Между ними заключается система договоров по

выполнению социально-творческого заказа. Причем в договоре предусмотреть формулировку конечных результатов работы, которь должны иметь четко различимые качественные и количественные па раметры, систему мер, которые способствуют успеху.

Технологический процесс разработки социально-культурной программы можно представить в виде таблицы, отражающей после­довательность этапов ее формирования.

№ этапа Цель этапа Содержание деятель- «Выход» этапа
    ности  
  Изучение социокуль- Сбор, обработка, анализ а) Паспорт ^оциоГ
  турной ситуации в информации о социаль- культурного разви-
  регионе но-политической, эко- тия региона; б)
    номической и культур- Матрица анализа
    ной жизни территории социокультурной
      жизни
  Разработка концеп- Определение приори- Концепция социо-
  ции социально- тетных направлений культурной поли-
  культурного развития социокультурного раз- тики
  региона вития; характеристика  
    «проблемных» групп  
  Формирование заказа Определение заданий Региональная про-
  на разработку регио- на разработку програм- грамма социокуль-
  нальной и социокуль- мы развития культуры турного развития
  турной программ региона; разработка ус- региона по приори-
    ловий конкурса, экспер- тетам
    тиза  
,.4 Реализация террито- Определение этапов Система организа-
  риальной программы реализации программы. ционно-
    Заключение договоров управленческих,
    на реализацию про- инновационных
    граммы. центров управлен-
    Кадровое, право- ческой деятельно-
  • • -...г •:•'.;.•'. «:: •'••.-' вое, материально- сти, ее координа-
;.'.<1;. -:>'';-^:';'.-:а::/;й" • оа * техническое, финансо- ции. Договоры по
    вое, информационно- выполнению заказа
  .-,ч •.-.--,-• • ь.?«-..- методическое обеспе- Реальное измене-
    чение программ ние духовной жиз-
      ни региона



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.