Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-управленческие технологии




Вопросы для самопроверки

1. Перечислите, в чем сходство и в чем различие между соци­ально-культурной программой и творческим проектом.

2. Назовите составные части творческого проекта и дайте им ха­рактеристику.

3. Охарактеризуйте роль замысла в творческом проекте и рас­кройте этапы работы над ним.

Литература

1. Азбука фандрайзинга//Артменеджмент. М., 2002. № 1,2.

2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.:

Изд-во Михайлова В. А., 2001.

3. Жданова Е.И. и др. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб. по­собие. М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования:

Учебное пособие. М.: МГИК, 1993.

5. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии: Программа курса для студентов специализаций кафедры менеджмента социально-культурной

деятельности. М.: МГУКИ, 2003.

6. Социокультурные проекты: Материалы Всероссийской конференции «Лидер культуры XXI века» (Москва, март, 2001 г.). М.: МГУКИ, 2001.

7. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельно­сти: Сб. науч. трудов/Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2000.; Вып. 2/Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.

8. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менедж­мент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.

Организационно-управленческие технологии играют значитель ную, если не сказать решающую роль в осуществлении задуманное социально-культурной программы, проекта, проведении диагноза или экспертизы. Это и понятно, поскольку организация и менеджмент яв­ляются условием успешности проведения большинства социально-культурных мероприятий.

Под термином «организация» философы (См.: Плахов З.Д. Со­циальные нормы, философские обоснования общей теории) подразу­мевают:

-структуру, т.е. качество деятельности организации, а также степень упорядоченности системы (количество учреждений, органи­заций) и ее соподчиненность;

-определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению определенного результата (организация как процесс);

-социальное учреждение, институт или их совокупность, при­званные обеспечить соответствующую их функциональным особен­ностям деятельность.

Если «организация» рассматривается как учреждение, то она представляет собой внутреннее взаимодействие, согласованность, со­подчиненность отдельных его частей в единое целое. В учреждении как организации происходит объединение сотрудников, включенных в единый процесс, для реализации главных целей на основе принятых правил и процедур.

Исследователи проблем культурно-досуговых и социально-культурных технологий (См.: Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности), рассматривая организацию социально-культурной деятельности как часть технологического процесса, при­вязывают ее к функциональным особенностям социально-культурной сферы, выделяя в организации:

-оптимальное упорядочение всех элементов технологического процесса в учреждениях социально-культурной сферы, их четкую взаимосвязь;

-рациональную структуру управления социально-культурной деятельностью;

-взаимодействие организаторов социально-культурных акций с посетителями.

Однако все не так просто, как предложено в представленной хеме. В ходе организации социально-культурной деятельности спе-щалистам приходится сталкиваться с многоцелевыми и многовари-антными ситуациями, требующими порой незамедлительного реше­ния, применения открытых новейших технических средств и иннова­ционных технологий, к которым должны быть готовы организаторы. Следует учитывать и то, что значительное число участников соци­ально-культурных акций, многочисленные и разножанровые творче­ские коллективы, работники культуры - организаторы мероприятий, различного рода управленцы требуют согласованности действий, управления ими из одного центра, владеющего всей информацией о подготовке и проведении мероприятия.

Вопросы организации социально-культурной деятельности вы­зывают определенный интерес еще и потому, что в ее ходе учредите­лям и организаторам приходится решать и еще ряд проблем.

С одной стороны, необходимо формализовать основные процес­сы деятельности, но так, чтобы эта формализация не являлась тормо­зом творчества, а с другой стороны, организаторы должны понимать, что социально-культурная деятельность невозможна без активной самодеятельности всех участников процесса. Именно поэтому А.Д. Жарков, рассматривая понятие «организация культурно-досуговой деятельности», видит в ней особый процесс. В нем пред­ставлена совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, где каждый этап, в свою очередь, включает в себя набор це­ленаправленных действий, которые также осуществляются в опреде­ленной последовательности.

В.З. Дуликов в учебном пособии «Организационный процесс в социокультурной сфере» рассматривает организацию социально-культурной деятельности как систему действий субъектов социально-культурного процесса, направленных на достижение определенного позитивного результата и как протекающий во времени процесс, ко­торый охватывает все стадии подготовки и проведения социально-культурного мероприятия.

Организация социально-культурной деятельности неотделима от управления ею, но они имеют в своей основе как общие, так и осо­бенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управ­ление, можно отметить общие цели достижения позитивного резуль­тата, а различает их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношении между специалистами, тогда

как организация основана как на взаимодействии между специал стами-организаторами, так и рядовыми участниками мероприятий и как подчеркивает В.З. Дуликов, организация представляет соб " взгляд на проблему изнутри, тогда как управление - это, как правил взгляд сверху. Управление деятельностью предполагает определени стратегических путей реализации общего плана, кадрового, матери­ального и финансового ресурса, тогда как процесс организации на­правлен на непосредственное осуществление поставленной цели.

Процесс организации деятельности решает задачи определения кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения постав­ленной цели; установления связи между участниками социокультур­ного процесса; координации их действий.

В организации как технологическом процессе, наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-культурной деятельности. Среди них В.З. Дуликов выделяет:

-ситуационный принцип, который проявляется в степени, ха­рактере и пределах организационного воздействия в зависимости от ситуации, собственно организации и самоорганизации;

-принцип партнерских отношений, проявляющийся в признании равноправия участников социокультурного процесса, основанных на субъектно-субъектных связях;

-принцип постоянного действия организационного фактора, ко­торый выражается в степени участия организатора в социокультур­ном процессе (активная фаза, фаза равноправного участника или фаза наблюдателя).

Понятие «управление» наиболее универсальное и применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или лич­ность с целью перевода их в новое качество на основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социокультурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго научных основах. Среди них краеугольными яв­ляются: систематичность, планомерность, целенаправленность взаи­модействия субъектов различных уровней (от министерства культуры до домов культуры, клубов и библиотек) в целях обеспечения социо­культурного воздействия на население, группу жителей микрорайона или каждого конкретного посетителя мероприятия.

Управление можно рассматривать в статике - как систему орга­низаций, представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, координации и кон-

оЛя за деятельностью социально-культурных учреждений на раз-йчных уровнях - федеральном, региональном или местном.

Органы управления социально-культурной сферой подкон­трольны Министерству культуры РФ, включая подведомственные

ему учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензиро­вание и аккредитацию государственных и негосударственных учреж­дений культуры, обосновывают целевые финансовые и другие затра­ты на нужды и развитие региональных учреждений культуры, разра­батывают нормативы их финансирования, формируют структуры этих учреждений, устанавливают порядок аттестации работников со­циально-культурной сферы и требований к их квалификации.

Важной функцией органов государственного управления являет­ся осуществление контроля за деятельностью подведомственных уч­реждений, исполнением государственного законодательства в области культуры, а также бюджетной и финансовой дисциплиной.

Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждением культуры: домом культуры регионального или местного подчинения руководит директор, который нанимается, может быть назначен или избран на эту должность в соответствии с уставом учреждения. Об­щее руководство учреждением может осуществляться и представи­тельным органом - советом учреждения культуры, который форми­руется в соответствии с уставом данного учреждения.

При формировании штата негосударственного учреждения культуры руководство им осуществляет его учредитель или попечи­тельский совет, утвержденный учредителем.

Определение штатного расписания и формирование штата уч­реждения зависят от содержания его деятельности, определенного ус­тавом, наличия финансовых возможностей, людских ресурсов.

Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения. В программах и проектах социально-культурной деятельности процесс управления - достаточно сложное дело, поскольку оно вби­рает в себя содержательную сторону деятельности, организацию и технологии. Содержание процесса управления определяется сущно­стью, целями и задачами, принципами, методами, функциями, специ­фикой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Организационная деятельность и технологические разра-ботки в отрасли определяются на базе содержательных основ и пон мания сущности управления, которая находит свое выражение в ел дующих основополагающих принципах:

-сочетание коллегиальности и единоначалия;

-сочетание в управлении государственных и общественных на­чал;

-научность, неразрывная связь теории и практики;

-плановость;

-системность и комплексность;

-эффективность, ориентация на получение положительных ко­нечных результатов.

В технологиях социально-культурной деятельности наиболее приемлем демократический стиль управления, который сочетает в се­бе коллегиальность и единоначалие, а также предполагает активное участие общественных организаций, участников социокультурного процесса, профессиональных работников социально-культурной сфе­ры.

Наибольшее распространение в социально-культурных техноло­гиях получила функциональная система управления, построенная ис­ходя из задач конкретного учреждения. В самом обобщенном виде ее можно представить так: дирекция учреждения культуры, маркетинго­вый сектор, художественно-творческая часть, хозяйственная часть, оформительские и творческие мастерские. В зависимости от задач, решаемых учреждением в целом, или конкретных социально-культурных форм система может расширяться, уточняться, дробить­ся. К примеру, режиссерско-постановочная группа творческого про­екта может включать в штатное расписание: продюсера, главного ре­жиссера, режиссера-постановщика, автора сценария, балетмейстера-постановщика, композитора, художника по костюмам, художника по свету, звукорежиссера, редактора, стилиста, директора проекта, ме­неджера, главного администратора, менеджера по связям с общест­венностью, коммерческого директора.

Успешная управленческая деятельность зависит от системного подхода к решению поставленных задач, который включает:

-планирование предстоящей работы, правильную постановку и ранжирование целей социально-культурного процесса по степени важности;

-четкую расстановку кадров, установление гармонических свя­зей между подсистемами и регулирование их, оперативность и коор-

между звеньями и направлениями социально-культурной

деятельности;

-налаживание системы оперативной информации внутри учре-ясдения и эффективной обратной связи с активистами и участниками

мероприятий;

-всесторонний и глубокий постоянный анализ деятельности,

своевременную помощь в предупреждении и ликвидации выявлен­ных недостатков;

-создание условий для внедрения новейших технологий, науч­ной организации труда в деятельность сотрудников учреждения и ак­тивистов;

-создание благоприятного психологического климата, условий

для успешной деятельности коллектива, корреляцию отношений и мотиваций внутри коллектива сотрудников и с участниками меро­приятий;

-стимулирование стремления сотрудников к постоянному по­вышению квалификации, профессиональному росту, творческой ак­тивности.

Организационно-управленческая система, широко применяемая

в социально-культурных технологиях, представляет собой достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанные стороны: функциональную, структурную, информа­ционную. Проекты крупномасштабных акций реализуются на осно­вании распоряжений городских властей, организацией охранных зон, и т.п. При этом предусматривается все сопутствующие элементы: схемы барьеров безопасности, образцы аккредитаций и пропусков и т.д. Значительную нагрузку несут рекламно-информационные служ­бы, изготавливающие рекламные ролики, афиши, рекламные растяж­ки, рекламные интервью в СМИ.

Каждый элемент системы существует, функционирует и разви­вается на основе решения определенных задач в целом, и в то же время элементы системы приобретают и новый опыт, и новые знания. Этот процесс характеризуется постоянной сменой состояний, изме­нениями связей между элементами системы, обусловленными целями и задачами, решаемыми на данном этапе.

Системный подход можно представить в виде следующей це­почки:

Цель




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.