Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии социально-культурного проектирования




Вопросы для самопроверки

1. Что такое социально-культурная программа и каковы ее це­ли?

2. Дайте характеристику основным этапам работы над социаль-

Н0_кулътурной программой.

3. Раскройте структурные составляющие социально-культурной

программы и дайте им характеристику.

4. Какие ошибки встречаются при формулировании целей соци­ально-культурного программирования и как их исправить?

Литература

1. Законы РФ «Основы законодательства Российской Федерации о куль­туре», «О национально-культурной политике», «О местном самоуправлении в

РФ».

2. БиржеюокГ.М., Марков А.П. Основы региональной политики и форми­рования культурно-досуговых программ. СПб., 1989.

3. Диагностика социокультурных процессов и концепции культурной по­литики (региональный аспект). Свердловск: Изд-во УрОАН, 1991.

4. Красшъников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования:

Учеб. пособие. М.: МГИК, 1993.

5. Марков А.П., БирженюкГ.М. Основы социокультурного проектирова­ния. - СПб., 1998.

6. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Хо-

лостовой. М.: ИНФРА-М, 2002.

Если социально-культурная программа представляет собой крупную форму социально-культурного технологического процесса, вбирающего в себя разнообразные виды и формы деятельности ре­гиона, города, района, то проект может быть выражен прежде в моде­ли какой-либо конкретной формы вне зависимости от ее масштаба. К примеру, это может быть международный проект конкурса «Мисс Вселенная», проект Московского музыкального фестиваля «Рождест­во в Москве», проект ежегодной церемонии вручения престижной премии тележурналистам ТЭФИ, концерта на Красной площади из­вестного тенора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в

парке культуры им. Горького, семейного вечера отдыха в доме кул туры, рекламный проект московских изданий «Обложка года», проек международной выставки современного искусства «Москва - рда риж», а также театральные, телевизионные, кино- шоу, музыкальные и др. проекты.

В перечисленных нами формах при их разработке и реализации широко применяется понятие «проект», «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо формы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд», рождение новых традиций - проект презентации эстрадной звезды на площади у концертного зала «Россия», новый взгляд на хорошо известные праздники (проект предновогодних и новогодних праздников «Вели­кий Устюг - родина Деда Мороза») и т.п.

Проект входит в социально-культурную программу как состав­ная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и сегодня является обязательным компонентом профессиональной дея­тельности специалиста социально-культурной сферы.

Процесс проектирования основывается на методологических принципах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы насе­ления, на которую он рассчитан; предполагает адекватный проблем­но-ситуационный подход в определении цели, благодаря чему обес­печивается эффективное воздействие на людей в тех или иных соци­альных ситуациях; ориентирован на междисциплинарное использова­ние взаимодополняющих методов и совместное сотрудничество, ко­ординацию и интеграцию усилий различных организаций; предпола­гает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функционировать.

Выбор методов проектной деятельности определяется такими условиями, как характер самого объекта проектирования (физический объект, форма межличностных отношений, возрождение традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе насе­ленного пункта, территориальной общности), социально-экономической и социально-культурной ситуацией и т.д. Широко применяются методы информационно-целевого анализа прессы, те­левизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов оп-

сов, рейтингов, выступлений отдельных возрастных, социальных, Р Офессиональных групп населения.

Благодаря применению разнообразных методик при разработке проекта специалист накапливает и углубляет знания об ареале и диф­ференциации культурного пространства, качестве и количестве различ-Нь1Х видов социокультурной деятельности населения, процессах взаи­модействия социальных общностей в решении текущих задач.

Однако проектные технологии имеют и ряд особенностей, ха­рактерных именно для этого вида творческой деятельности.

В энциклопедических словарях проект определяется как предва­рительный план, замысел. В данном параграфе мы также будем исхо­дить из этого постулата и рассматривать проект как творческий план, замысел конкретной художественной или художественно-публицистической формы.

Проект - это своеобразный ответ на «социальный заказ» обще­ства, отклик в художественной форме на то или иное социальное яв­ление - будь это празднование юбилея города («Петербургу - 300 лет»), страны или всего мира (международный проект «Миллениум -2000»), коллектива, личности, возрастной группы (проект областного праздника детского художественного творчества «Воздушные замки Заполярья»), историческое событие (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), общественно-политическая акция, националь­ный праздник и т.д.

Грамотно разработанный творческий проект поможет избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в не­предсказуемом мире конкуренции, поможет найти ответы на многие вопросы его разработки и реализации.

В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и

рыночные аспекты деятельности:

-во-первых, проект служит основанием предполагаемой творче­ской работы и дает оценку результатам деятельности за определен­ный период;

-во-вторых, проект становится документом, который определя­ет курс действий и формы управления ими, он выполняет как страте­гические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения; -в-третьих, проект в большинстве случаев может быть исполь­зован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощным инструментом нахождения путей финансирования-

-в-четвертых, проект обязательно рассматривается как доку­мент, открытый для различного рода нововведений (организацион­ных, информационных, технических, технологических, экономиче­ских и т.п.);

-в-пятых, проект может служить хорошей рекламой для пред­полагаемой акции, программы и в то же время стать своеобразной ви­зитной карточкой проектной организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно насыщенным;

-в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков ид­ти на риск и является развернутым документом, страхующим от не­удач;

-в-седьмых, проект является инструментом самообучения, по­скольку его разработка являет собой непрерывный процесс познания и самопознания.

В практике социально-культурной деятельности существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д.

В рамках одного региона могут разрабатываться как общая стра­тегическая программа оздоровления всей социально-культурной дея­тельности региона, конкретных учреждений культуры, так и отдель­ные проекты, для решения одной из проблем общей программы, ори­ентированные на разработку отдельной формы или конкретного но­вовведения. Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого ситуационного анализа, разработки и осуществления могут корректироваться и даже пересматриваться.

Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете об­щей стратегии социально-культурного развития страны в целом или конкретного региона и сочетает различные этапы, функции и резуль­таты деятельности, присущие разработке социокультурной програм­мы.

Как видно из предложенной схемы, работа над проектом, как и над социокультурной программой, начинается с решения трех функ­ций: целеполагания, диагностики и прогнозирования. Обосновывает­ся общая концепция предлагаемого проекта, определяются учредите­ли, место проведения, его стратегические преимущества, финансовые и организационно-правовые условия. При получении благоприятного прогноза на реализацию постав­ленной цели специалист приступает к собственно проектированию мо­дели (формы) предстоящей деятельности, выбору средств, способов, конкретных этапов достижения поставленной цели, определяя частные задачи, виды и формы оценки полученных результатов.

На этом этапе происходит детальная проработка идейно-тематического замысла конкретной формы, подготовка сценария в целом и отдельных его частей, определяется композиционное реше­ние предлагаемой формы, обосновывается ее жанр, художественный

образ.

На этом этапе вскрываются финансовые ресурсы, сроки возврата заемных средств (если в них возникает необходимость), ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Кроме того, указываются условия для потенциального инвестора или кредитора, возможности государ­ственной поддержки проекта, органов местного самоуправления, со-учредителей или партнеров, включая учреждение культуры, где про­ект может реализовываться. Обосновываются ключевые факторы ус­пеха: факторы выигрыша времени, полноценного или частичного из­менения выявленной проблемной ситуации. На данном этапе целесо­образно подготовить три возможных варианта реализации проекта-оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В этой части необходимо отразить потенциальные риски, возникающие при реализации проекта. Третий этап работы над творческим проектом, например, над постановкой спектакля, включает следующие проце­дуры.

Утверждение сценария
Утверждение бизнес-плана
Выбор сцениче­ской площадки, разработка ре­жиссерского сценария Создание эскизов декораций Создание эскизов костюмов Подбор и разработ­ка музыкального сопровождения
Подбор и утвер­ждение отдель­ных исполните­лей и коллекти­вов Согласование с техническими службами, утвер­ждение эскизов декораций и их технического ре­шения Утверждение эс­кизов костюмов и их исполнителей Работа в студиях звукозаписи над записью музыкаль­ного сопровожде­ния

После утверждения сценария и бизнес-плана начинается непо­средственная работа над организационно-управленческой стороной реализации проекта на практике. В этом этапе работы над проектом находят отражение формы и методы управления проектом, дается ха­рактеристика персонала, отвечающего за реализацию проекта (воз­раст, пол, образование, послужной список, квалификация), оценива­ется конъюнктура рынка, определяются организации и коллективы, заинтересованные в продвижении проекта, формируются группы и оргкомитеты. Кроме того, определяются ответственные за тот или иной участок работы, разрабатываются положения, условия отбора в форме конкурса и других видов кастинга как внутри проекта (для участников), так и вне (зрителей, посетителей).

В этом этапе проекта утверждаются творческие коллективы и отдельные исполнители, организаторы, принимающие участие в реа­лизации проекта, доказательно обосновывается использование раз-

личных технических средств: световой и сценической техники, ла­зерных установок, дыма, шумов, светового, цветового и музыкально­го оборудования, разрабатываются эскизы одежды сцены, ее художе­ственно-декорационного решения. С этой целью предлагаются маке­ты оформления, образцы тканей, эскизы костюмов, технические ха­рактеристики предлагаемой к использованию техники.

Финансово-экономическая часть проекта содержит в своей структуре развернутый бизнес-план с указанием стоимости всех ви­дов работ, по осуществлению проекта и конкретных источников фи­нансирования. Определяются пути возможной самоокупаемости по­становочных затрат, обосновываются штатное расписание и заработ­ная плата персонала, разрабатывается смета с подробным указанием статей доходов и расходов, отчислением на налоги и другими статья­ми.

Важное место отводится разработке режиссерского сценария, который является отправным пунктом для деятельности всех служб, задействованных при разработке проекта на данном этапе.

Следующий этап работы над проектом - это этап непосредст­венного производства, включающий аренду или покупку оборудова­ния, репетиционный период, производство декораций и костюмов, проведение рекламной кампании.

 

  юизводстваТвторичного финансирования про-
Этап непосредственного пр
Производство декорацион­ного оформления Производство рекви­зита и пошив костю­мов Запись музыкального оформления, шумов
Проведение рекламной кампании Организация и про­ведение репетиций Подбор, аренда, покупка технического оборудова­ния

На этом этапе разрабатываются и подписываются трудовые со­глашения, контракты, договоры, составленные в соответствии с трудо­вым законодательством Российской Федерации и обоснованно заклю­чаемые между организаторами (учредителями) и участниками проекта.

Промоутерская часть проекта включает в себя основные приемы информационной и рекламной деятельности, в ней обосновывается необходимость применения тех или иных приемов, разрабатываются (при необходимости) слоган, видеоклипы, видеоджинглы. Организу­ются и проводятся пресс-конференции, осуществляется поиск инфор-

мационных партнеров и спонсоров, разрабатываются стимулирующая система скидок на билеты, флаерсы, утверждаются эскизы афищц листовок, буклетов, используются рекламные формы и приемы, уси­ливающие и подогревающие интерес зрителей к проекту.

Заключительный этап работы над проектом, т.е. непосредствен­ная его реализация, включает завершение монтажных работ по оформлению и оборудованию сцены, монтажные и генеральные ре­петиции, премьеру, экспертные оценки деятельности по реализации проекта и анализ творческих и финансовых результатов. Схематично этот период можно представить в следующим образом.

Монтаж декорацион­ного оформления Монтаж свето­технического оборудова­ния Монтажные репетиции и генеральный прогон
ПРЕМЬЕРА  
Экспертиза и анализ творческих, педагогических и финансовых результатов
       

В этот период особую роль играет разработка режиссерско-постановочной документации, прежде всего монтажного листа, со­единяющего деятельность всех технических служб, задействованных в постановочной работе (рабочие сцены, звукооператоры, радисты, осветители, исполнители). Благодаря монтажному листу каждая служба согласованно и без каких-либо заминок и срывов включается в рабочий процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.