Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурные технологии как открытая инновационная система




Вопросы для самопроверки

1.Что входит в понятие «организационно-управленческие те нологии»?

2. Что входит в систему управления социально-культурной дея тельностью? Дайте характеристику ее звеньям.

3. Охарактеризуйте этапы управленческой деятельности по реа­лизации социально-культурного проекта и сравните их с организа­торской деятельностью. В чем их сходство и отличие?

4. Что такое «организационно-корпоративная культура» и какую функцию она выполняет при осуществлении проекта?

5. Какие формы работы со спонсорами вы знаете? Есть ли отли­чие в работе с ними?

Литература

1. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003.

2. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. по­собие. М.: МГУКИ, 1996.

3. Жданова Е.И., Иванов С.В., КротоваН.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1997.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое об-во России, 1998.

5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001.

6. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М., 1995.

7. Новаторов В. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992.

8. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менедж­мент: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003.

9.Бодунген А. На пути к успешному фандрайзингу. М., 1995.

Инновационные социально-культурные технологии вызваны к жизни стремительными изменениями, происходящими в обществе, формированием нового социального мышления, требованиями ско­рейшей адаптации социально-культурной деятельности к изменяю­щимся условиям труда и формам проведения досуга, меняющимися

^алиями окружающего мира, а также тенденциями грядущих изме­нений.

И если в недалеком прошлом изменения проходили достаточно

медленно, то развитие современной науки и техники значительно увеличивает как скорость изменений, так и их количество. Растет и число областей, в которых происходят изменения, а высокий уровень современных технологий позволяет любые изменения совершать до­вольно быстро.

Глубина изменений и скорость их внедрения становятся важным показателем в характеристике уровня развития общества. А уровень благосостояния людей во многих странах измеряется сегодня количе­ством инноваций и степенью их применения. И если раньше общест­во в целом и отдельные его системы довольствовались новшествами, носителями которых были энтузиасты-одиночки, то сегодня измене­ния и нововведения требуют нового, планомерного, организованного, массового общественного отношения.

Проблемы нововведений занимают умы многих ученых в раз­личных отраслях знаний, они становятся востребованными экономи­ческими, политическими, управленческими и другими структурами государства и общества. Эти процессы стимулируют интерес ученых и практиков к разработке и внедрению нововведений в различных сферах деятельности, поскольку их внедрение является основным пу­тем повышения эффективности, развития и прогресса.

Развитие социокультурной сферы, с одной стороны, является следствием и результатом развития общества, а с другой - сама со­циокультурная сфера оказывает опосредованное влияние на развитие общества, способствуя ускорению или замедлению этого процесса. Изменения в общественном развитии являются определяющими для изменения внутри социально-культурной сферы, а изменения в со­циокультурной сфере, в свою очередь, создают предпосылки для по­следующих изменений в общественном развитии.

Именно поэтому в развитии социокультурной сферы различных стран имеются как сходные тенденции, так и большие различия.

Рассматривая взаимосвязь изменений, происходящих в обществе и образовательных системах, С.А. Смирнов (Педагогика, педагогиче­ские системы, технологии. - М.: Академия, 2000) вычленяет два на­правления происходящих изменений. Одно связано с пониманием первоочередной необходимости внешних изменений, обусловленных совершенствованием общественных отношений, улучшением эконо-мического положения образовательных учреждений. Представител данной точки зрения полагают, что в этом случае не требуются ради кальные изменения в совершенствовании профессионального мастеп ства специалиста, методиках, содержании воспитательного процесса

Другое направление базируется на необходимости внутренней перестройки образовательной системы, способной усовершенство­вать всю систему через осуществление изменений в организации формах, методах, средствах.

Однако эти точки зрения не отражают очевидного, т.е. взаимо­связи изменений, происходящих в какой-либо социально-культурной системе, с другими видами общественной деятельности и изменения­ми, происходящими в обществе. Эти две области не только тесно свя­заны между собой, но активно взаимодействуют друг с другом и обу­славливают взаимное развитие.

Особенно ярко эта тенденция проявляется в социокультурных технологиях, сочетающих в себе внешнюю (общественную) и внут­реннюю (педагогика досуга) стороны преобразования. Эти процессы идут навстречу друг другу, активно взаимодействуют и обуславлива­ют взаимное развитие.

Изменение социально-политического управления обществом влечет за собой изменение форм действия в экономической и финан­совой сфере, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влия­ние на изменения в общественных отношениях, содержании, струк­туре, финансировании, строительстве социально-культурной сферы. Современные процессы демократизации и гуманизации в обществен­ном развитии находят отражение в формировании нового концепту­ального подхода к выбору социально-культурных преобразований, поиску приоритетных целей и задач, их формулировке, определению новых форм и направлений деятельности.

Уходят в прошлое целые направления социально-культурной деятельности, активно развиваются направления, находившиеся ра­нее в зачаточном состоянии. Проследим эти изменения на конкрет­ном примере развития и расстановки акцентов в социальной сфере.

Тенденции изменения содержания, структуры ярко проявляются в строительстве социальной сферы современной России, где с разру­шением старой идеологии, развалом СССР, уничтожением экономи­ки, ведением чеченской войны появились миллионы безработных, больных, изувеченных войной, потерявших социальные ориентиры,

обездоленных людей. Возникла целая армия социально отверженных, беспризорных детей, людей без определенного места жительства.

В социально-культурной сфере как ответ на острые социальные

проблемы возникла насущная необходимость выстраивания новых для России форм социальной поддержки, помощи как по возрастным (дети, подростки, молодежь, пенсионеры и др.), так и по социальным (военные, инженеры, служащие, квалифицированные рабочие и др.) признакам. Появились и активно развиваются формы социальной адаптации и реабилитации для больных, инвалидов детства и став­ших инвалидами в результате войны, несчастных случаев, различных травм. Возникли центры по управлению безработицей и переподго­товке людей, потерявших работу, к новым профессиям и новым ви-

дам деятельности и т.д.

Внутренние изменения и нововведения в социокультурной сфе­ре проходят на разных уровнях: методологическом, управленческом, на уровне инструментария, которые формируют работники социо­культурной сферы, через изменение концептуальной основы, ме­неджмента, средств, методов, форм, условий деятельности.

Эти изменения становятся частью инноваций технологического характера и складываются на основе социальных, политических, эко­номических изменений. К примеру, в возникающих социальных цен­трах, ориентированных на работу с социально незащищенными слоя­ми населения, необходимы иные подходы к выбору социально-педагогического инструментария (форм, средств и методов) социаль­но-культурной деятельности, чем в обычных социально-культурных учреждениях. Их деятельность должна быть направлена на оказание психологической помощи людям, потерявшим ориентиры в жизни, помощи им в освоении новых профессий.

Открывающиеся в современной России ночные клубы, казино, фитнес-центры, боулинги и др. учреждения ориентированы на груп­пы населения, относящиеся к среднему классу и имеющие значитель­ные доходы. В деятельности такого типа учреждений преобладают развлекательные, релаксационные формы, способствующие форми­рованию имиджа состоятельного, зажиточного человека.

Взаимосвязь внешних и внутренних процессов в приведенных нами примерах очевидна. В нововведениях, применяемых в техноло­гиях социально-культурной деятельности, отражаются как назрев­шие, острые социальные проблемы, направленные на развитие обще­ства, так и проблемы, связанные с формированием отдельной лично-сти, изменением ее социального статуса, социально-культурных п оритетов в необходимом (тому или иному классу и обществу в цел \ направлении.

Именно поэтому процессы, происходящие в обществе, застав ляют специалистов-технологов, работающих в социокультурной сфе ре, находиться в постоянном поиске новых идей, форм, средств и ме тодов работы с населением, организационно-управленческих дейст­вий, проводить анализ и переоценку своей деятельности, уточнять ее цели и задачи.

В первом параграфе нашего учебника мы дали определение тех­нологиям социально-культурной деятельности, рассматривая их как «своеобразную педагогическую систему, ориентируемую на орга­низацию деятельности в сфере досуга, представляющую собой сово­купность последовательных, алгоритмических, организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инстру­ментальных и методологических средств, превращающих культур­ные ценности в целенаправленное социальное взаимодействие».

Инновации самым непосредственным образом затрагивает всю технологическую систему, изменяя не только инструментарий в зави­симости от состояния социальной, экономической, научной и техни­ческой составляющей развития общества. Эти изменения касаются и организационно-управленческих процессов, и профессиональной подготовки специалистов, и глубинных методологических основ со­циально-культурной сферы, являясь одновременно результатом и эф­фективным средством преобразования самого общества и его соци­ально-культурной сферы, влияя на обновление всего технологическо­го процесса.

Анализ состояния практики и литературных источников позво­ляет нам сделать выводы о том, что технологии социально-культурной деятельности представляют собой открытую, самоорга­низующуюся (синергетическую) систему, способную к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перма­нентному преобразованию.

Эта система развивается за счет изменений, происходящих во внешней и внутренней социально-культурной среде, детерминиро­ванных внешними обстоятельствами политического, социально-экономического и социально-культурного происхождения. В то же время и сама технологическая система социально-культурной дея­тельности детерминирует эти обстоятельства.

Российские и зарубежные источники, рассматривающие про­блемы инновации, часто используют термины «инновация», «новше­ство», «нововведение». В одном случае эти термины рассматривают­ся как синонимы, в другом их различают по смысловой нагрузке.

Такое разночтение объясняется английским происхождением слова «инновация», которое переводится как «введение новаций». если обратиться к «Новейшему словарю иностранных слов и выра­жений», то в нем слово «новация» трактуется как нечто новое, нов­шество, а «инновация» как нововведение.

Словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова понятие «новшество» объясняет как новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление, а «нововведение» рассматривается как новое правило, вновь установленный порядок.

«Новейший философский словарь» вводит в речевой оборот термин «инновация», тем самым «социализируя» сам термин и его трактовку, понимая инновацию как явление культуры, которого не было на предшествующих стадиях.

Другое смысловое значение термина «инновация» связано с яв­лениями изменения деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов или содержания самой деятельности. В этом случае понятие «нововведение» заменяется терминами «инновацион­ная деятельность» и «инновационные процессы».

Обратимся к определениям терминов «новация», «новшество», «инновация», данным известными российскими и зарубежными уче­ными, отдельными школами и направлениями в области управления и

образования.

Известный американский менеджер Э. Роджерс определяет но­вовведение как идею, метод или объект, воспринимаемые в качестве нового явления. И. Прелаки, рассматривая нововведения в организа­циях, дифференцирует термины «нововведение» и «инновационный процесс». Нововведение он увязывает с деятельностью организаций и называет им любое изменение, способствующее развитию, росту и повышению эффективности работы данной организации. Инноваци­онным процессом И. Прелаки называет «...процесс возникновения, разработки и реализации нововведения». (Роджерс Э. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1980; Прелаки И. Но­вовведения в организациях: Пер. со словац. - М.: Экономика, 1981).

Отечественные ученые определяют термин «нововведение» как «...комплексный процесс создания, распространения и использования

нового средства (новшества) для новой или для лучшего удовлет рения уже известной общественной потребности» (И.В. Лапин)- и как «...результат деятельности по обновлению, преобразованию пг> дыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов дпу гими, либо дополнению к уже имеющимся, новыми» (Д.И. Кокурин) (Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Со­циальные факторы нововведений в организационных системах: Тп конф. Май 1979 г. - М.:1980. С. 9-15; Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001).

И.Т. Балабанов рассматривает термины «новация», «новшество» и «инновация» с позиций дифференцированного подхода в системе управления. Новацию он рассматривает как «новшество, которого не было раньше», под инновацией понимает «...материализованный ре­зультат, полученный от вложения капитала в новую технику или тех­нологию, в новые формы организации производства, труда, обслужи­вания и управления, включая новые формы контроля, методов плани­рования, анализа и т.п.». (Балабанов И.Т. Инновационный менедж­мент: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2000).

Ю.П. Морозов, уточняя понятие «инновация», полагает, что ин­новацией становится не всякая новация, а лишь такая новация, кото­рая с момента принятия к распространению приобретает новое каче­ство... «Под инновациями в широком смысле понимается прибыль­ное использование новаций...», - утверждает он. Инновационный процесс понимается автором как последовательность в проведении работ от зарождения идеи, создания и распространения новации до ее использования. (Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000).

Р.А. Фатхутдинов не только дифференцирует понятия «новше­ство», «инновация» и «инновационный процесс», но и дает им опре­деления.

«Новшество» - он определяет как идею, продукт, оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению его эффективности».

«Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, соци­ального, экологического, научно-технического или другого вида эф­фекта».

«...разработка инновации, ее создание, внедрение и диффузия... относятся к инновационной деятельности как процессу» (Фатхутди-нов Р.А. Инновационный менеджмент как система повышения кон­курентоспособности/ /Управление персоналом. 2000. № 1. С 29-39).

Известный педагог, ученый, экспериментатор Ю.К. Бабанский отметил, что в науке за последнее время появилось новое и важное направление - теория новаций и инновационных процессов, положе­ния которых напрямую связаны с деятельностью педагога. Сопостав­ляя понятия «новация», «новаторство» и «прожектерство» он подчер­кивает их диаметрально противоположные функции. В новаторстве он видит обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику вперед и опирающуюся в той или иной мере на известные теории, психологию, теорию развития коллективной активности, концепцию гуманистического сотрудничества и др.

Анализ рассмотренных нами ранее терминов позволяет сделать некоторые обобщающие выводы: новация представляет собой на­чальную стадию процесса получения новшества как принципиально иного, невиданного ранее явления. Этим явлением может быть не только новая форма деятельности, но и приметный ее элемент, мето­дический прием, который способен изменить содержание.

Реализация цепочки новация - новшество в практической дея­тельности невозможна без третьего звена - инновации - действий, способствующих трансформированию новации (новое, небывалое) в

явление.

Таким образом, три звена: новация - инновация - новшество

(нововведение как синоним новшества) представляют собой закон­ченный цикл получения социокультурного новшества.

При этом под социокультурной новацией понимается идея, мо­дель, способная реализоваться в социокультурную технологию, мето­дику, услугу; а также действия по организации, регулированию, сти­мулированию и реализации новации. Социокультурное новшество представляет собой продукт инновационной деятельности (иннова­ции) в виде социокультурной технологии, методики, услуги.

Основоположник инновационной теории И. Шумпетер разделил нововведения на базисные и вторичные (Шумпетер И. Теория эконо­мического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982).

Рассматривая технологические инновации, И.Т. Балабанов вь делил в них два типа: продуктную инновацию, охватывающую деист вия по внедрению новых или усовершенствованных продуктов процессную инновацию, охватывающую действия по освоению но­вых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. Кроме того, основываясь на целевом классификационном признаке, он подразделяет инновации на кризисные и инновации раз­вития (Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие СПб.: Питер, 2000).

А.И. Пригожий, исходя из характера нововведений, предлагает их классификацию по следующим основаниям: тип новшества, ме­ханизм осуществления новшества, особенности инновационного про­цесса.

По типу новшества нововведения подразделяются на:

- материально-технические нововведения;

-социальные нововведения, причем социальные нововведения являются многокритериальными.

По характеру нововведения подразделяются на:

-продуктные;

-обеспечивающие.

По инновационному потенциалу нововведения подразделяются на:

-радикальные;

-базовые.

Кроме того, А.И. Пригожий различает инновации как по типу (объем, цель, социальные последствия), так и по объему (точечные, системные, стратегические).

Развивая идею объединения инноваций по классификационным признакам, Ю.П. Морозов подразделяет их на три группы: продукт­ные инновации - объединяющие изменения в продукции; технологиче­ские - изменения в средствах и методах производства; нетехнологи­ческие - изменения в организационных формах хозяйственной дея­тельности (Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. посо­бие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 446 с.).

Библиотечные инновации имеют ярко выраженную гуманисти­ческую человекоцентристскую направленность и переносят акцент с производственной специфики на социокультурную модельность. Она также включает содержательные, технологические и управленческие элементы, которые по-разному варьируются в структурировании

(классификации) инновации. Но все они явно или имплицитно на­правлены на конечный результат - повышение уровня информацион-но-культурного обслуживания населения, повышение социальной ро­ли библиотеки.

Существует несколько вариантов типологии библиотечных ин­новаций. Среди них можно отметить типологию, предложенную И.М. Сусловой, подразделяющую библиотечные новации на три группы: продуктные (новые товары или услуги), технологические (новая тех­ника, технологии), управленческие (новые методы управления, новые формы использования аппарата управления) (Суслова И.М. Научный статус менеджмента // Библиотека. 1999. № 11. С. 34-37); к перечис­ленным выше группам инноваций С.А. Басов прибавляет четвертую -«социальные инновации» (Басов С.А. Информационные сообщения: об учред. конф. Ленингр. библ. об-ва, 19 мая 1989 г.//Науч. и техн. б-

ки. 1989. № 8. С. 30).

Несколько иной взгляд на типологию библиотечных инноваций предлагает Н.А. Толканкж, классифицируя инновации по содержа­нию и целям:

-предметно-целевые (направлены на разработку и внедрение

новых библиотечных услуг);

-технико-технологические (направлены на разработку и вне­дрение новых средств и технологий для более эффективного удовле­творения новых или прежних читательских потребностей);

-организационно-управленческие (направлены на разработку и применение новых организационных структур и методов управления

трудовым коллективом);

-социально-экономические (направлены на разработку и при­менение экономических механизмов функционирования библиотеч­ных учреждений);

-комплексные (представляющие собой органическое единство двух, трех или всех указанных выше видов) (Толканюк Н.А. Иннова­ционные процессы в библиотечном деле: теория и методика: Авто-реф. дис... канд. пед. наук: 05 25 02 - М.: МГИК, 1994. 16 с.).

Чуприна Н.Т. предложила еще один взгляд на классификацию библиотечных инноваций с учетом связи библиотеки с внешней сре­дой и на базе уточненного смыслового значения определений'.

-организационные (направлены на установление внешних ком­муникаций библиотеки, адаптацию во внешней среде, формирование

 

региональной библиотечной политики, изменение структуры библи теки);

-маркетинговые (ориентированы на расширение ассортимент услуг, появление принципиально новых услуг, продвижение их в со общество);

-методико-технологические (связаны с разработкой и использо­ванием новых методик внутренней работы библиотеки, библиотеч­ных услуг, техники и технологии);

-управленческие (направлены на непрерывное профессиональ­ное образование сотрудников библиотеки и реализацию творческого потенциала каждого) (Чуприна Н.Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиоте-ки//Науч. техн. б-ки. 2003. № 9. С. 4-16, 14-15).

Рассмотрим далее, как понятия «инновация», «инновационные технологии», «инновационные методы» рассматриваются в педагоги­ке, науке наиболее близкой социально-культурной сфере, а также как происходит объединение инноваций по классификационным призна­кам.

«Профессиональная педагогика» дает следующее определение сущности инноваций: «Инновации - представляют собой комплекс­ный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техни­ки, технологии, педагогики, научных исследований» (Профессио­нальная педагогика. - М., 1997. С. 497). Однако инновации, как мы рассматривали выше, это не только средства, но прежде всего - это и идеи, и процессы, и средства, и формы, и методы, и результаты, взя­тые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. (Подласный И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - С. 181).

Российская педагогическая энциклопедия данный термин не ос­вещает. Словарь профессионального образования, рассматривая тер­мин «инновация», дает достаточно разноплановые комментарии. Рас­смотрим некоторые из них.

Инновация-модернизация понимается авторами словаря как один из основных типов инновационных подходов к обучению, как модер­низация учебного процесса, направленная на достижение гарантиро­ванных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ори­ентации. И далее идет уточнение понятия: «Лежащий в их (инноваци-

ях-модернизациях) технологический подход к обучению нацелен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование спо­собов действий по образцу и ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение». Инновация - трансформация - преобра­зовывает традиционный учебный процесс, направлена на обеспече­ние его исследовательского характера и организацию учебно-познавательной поисковой деятельности. При этом поисковый под­ход к обучению предлагает прежде всего формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний и их применение в но­вых условиях, а таксисе формирование опыта творческой деятельно­сти в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

Инновационная деятельность преподавателя трактуется как включение преподавателя в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и вос­питания учащихся, создание в образовательном пространстве опреде­ленной инновационной среды. Современной профессиональной шко­лой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной преподавательской деятельности.

Инновационные процессы рассматриваются как управляемые процессы создания, восприятия, оценки и применения педагогиче­ским сообществом педагогических новшеств в единстве.

Инновационные технологии в профессиональном образовании понимаются как технологии, ориентированные на формирование сис­темного творческого технического мышления учащихся и их способ­ности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих производственных задач.

Инновационный урок - занятие, имеющее нестандартную, нетра­диционную, гибкую вариативную структуру и ориентированное на повышение интереса учащихся обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.

Социально-культурные инновационные технологии при сопос­тавлении их с педагогическими технологиями имеют ряд особенно­стей. К таким особенностям можно отнести:

-технологии социально-культурной деятельности представляют собой результат коллективного творчества;

-эффект от инноваций, применяемых в социально-культурных технологиях, не приносит быстрой результативности, не всегда имеет ярко выраженный конкретный характер;

 

-применение инноваций в социально-культурных технологи обусловлено внешней средой и необходимостью внутренних измен ний;

-инновации социально-культурных технологий обладают шир0 кой сферой применения.

Поскольку социально-культурные инновационные технологии разнообразны по содержанию, сферам деятельности, масштабу ис­пользования, объему нововведений, для удобства рассмотрения их можно объединить в следующие группы.

Группа технологий, объединенных по уровню и объему социаль­но-культурных нововведений: технологии с инновациями глобального характера, направленные на решение общечеловеческих социокуль­турных проблем, инновационные технологии с региональными или локальными нововведениями.

Группа инновационных технологий, объединенных по сферам социально-культурной деятельности: технологии с нововведениями, присущими сфере досуга, народной, художественной культуре, обра­зования, социальной защиты и реабилитации, различным социально-культурным структурам и институтам.

Группа технологий по масштабу использования нововведений объединяет в себе единичные социально-культурные инновации, ко­торые осуществляются на одном объекте, и диффузные, распростра­няемые на несколько или многие объекты.

Группа инновационных технологий, объединенных по сферам общественной жизни, соединяет более многообразные виды иннова­ций, присущих различным социальным сферам: социальные, полити­ческие, экономические инновационные технологии, инновационные технологии в духовно-нравственной и культурной сферах.

Инновационный технологический процесс базируется на дея­тельности по использованию научных знаний и практического опыта с целью получения нового или совершенствования уже существую­щего социально-культурного обслуживания населения.

Этот процесс состоит из нескольких эволюционно-исследователъских фаз:

-анализа предстоящего нововведения, включающей в себя такие действия, как поиск и обозначение проблем, их идентификация и ак­туализация. На этой фазе происходит отбор и оценка предполагаемых нововведений, а также принимается решение об их целесообразности;

-разработки нововведения, определяющей цели и направлен­ность нововведения, устанавливается потребность в их внедрении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в ходе разработ­ки нововведения, происходит сбор и обработка необходимой инфор­мации, анализ альтернативных решений. На этом этапе соединяются в единое целое все компоненты нововведения, проводится «привязка» нововведения к реальным условиям, решаются процедурные вопро­сы, оговаривается форма описания способов использования нововве­дения;

-развития нововведения, включающей апробирование нововве­дения, проверку его адекватности реальным задачам, доработку или переработку (в зависимости от необходимости);

-оценки, которая является заключительным этапом нововведе­ния и исходным пунктом дальнейшего его распространения и вне­дрения. На этой фазе происходит оценка произведенных затрат, эф­фективности и, в случае достигнутых позитивных результатов, реша­ется вопрос дальнейшего использования инновации;

-распространения и внедрения, включающей подготовку мате­риалов по распространению нововведения.

Перечисленные фазы (этапы) работы над нововведениями - от возникновения до внедрения в практику - представляют собой инно­вационный цикл, на продолжительность которого влияют факторы, вызывающие его торможение. Среди них можно выделить группу факторов социально-экономического характера: дефицит финансиро­вания, нехватка высокопрофессиональных кадров, распространение безработицы, низкий уровень жизни населения.

Вторую группу торможения составляют факторы психологиче­ского характера, обусловленные наличием разнообразных барьеров мировоззренческого или информационного плана. К этой группе можно отнести консерватизм мышления работников социально-культурной сферы, отсутствие у них инициативы и творческого под­хода в решении возникающих в ходе профессиональной деятельности

проблем.

С целью преодоления факторов, сдерживающих процесс вне­дрения инноваций в практику, разрабатываются специальные про­граммы, обеспечивающие позитивное восприятие нововведений.

Одним из механизмов, ослабляющих факторы торможения ин­новаций, является стимулирование творчества работников. Для это­го-создаются условия, поддерживающие творческую атмосферу учреждении;

-поощряется инновационная деятельность молодых специали стов;

-проводятся регулярные конкурсы инноваций;

-оказывается материальная и моральная поддержка творческих работников.

Инновационные социально-культурные технологии направлены на качественные изменения в различных сферах социально-культурной деятельности, на формирование альтернативных систем и отношений, и при их разработке технологу-исследователю необходи­мо руководствоваться следующими базовыми принципами.

1. Ориентироваться на обновление и трансформацию организа­ции, ее связей с внешней средой.

2. Определять стратегические цели организации и работать на пределе возможного.

3. Проводить серии инновационных семинаров, организовывая их по принципу «пульсирующего инновирования», с небольшими пе­рерывами между сериями и интенсивным взаимодействием консуль­тантов и слушателей семинаров.

4. Анализировать и проводить оценку результатов предшест­вующих инноваций, стимулировать мотивации к дальнейшим пози­тивным изменениям - так называемый принцип «кумулятивной мо­тивации».

5. Интегративно формировать реальную стратегию деятельности с учетом результатов каждого этапа работы и их соотнесением с кон­цепцией обновленного развития.

6. Проводить изменения в учреждении, организации и содержа­нии их деятельности за счет изменения отношения сотрудников к но­вовведениям, выращивать «инновационное ядро» коллектива, готово­го выполнять роли и задачи носителя и локомотива нововведений.

Современный этап социально-экономического развития общест­ва все еще характеризуется нестабильностью и недостаточной разви­тостью системы социально-культурного обслуживания населения, и умение применять инновации в различных сферах деятельности спо­собно изменить ситуацию стагнации. Именно поэтому большое зна­чение для работников социально-культурной сферы приобретают теоретические и практические знания инновационных технологий и

необходимость быть открытыми к изменениям, диктуемым меняю­щейся ситуацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.