Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сервисной деятельности в России




Исторические предпосылки возникновения

Остановимся на исторических предпосылках возникновения сервисной деятельности в России в доиндустриальном, индустриальном и формирующемся постиндустриальном обществе.

1. В доиндустриальном обществе в условиях, когда в экономике господствовали натуральные отношения, и дворяне и крестьяне удовлетворяли свои бытовые нужды почти исключительно за счет домашнего хозяйства, именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг. Дворянскому классу оказывали свои услуги также и свободные, вольнонаемные специалисты в области бытового обслуживания (парикмахеры, модистки, ювелиры и т. п.), значительную часть которых составляли иностранцы.

В феодальный период одним из наиболее распространенных видов бытового обслуживания были услуги бань. Упоминания о них встречаются еще в летописях, относящихся к периоду древнерусского (Киевского государства).

Наиболее ранними видами специализированной услуговой деятельности были ремесленные занятия и торговля. В XVI в. на Руси появились первые ярмарки. Ярмарки,расположенные обычно на перекрестке водных путей и сухопутных трактов, нередко приобретали всероссийское значение. Самая большая известность выпала на долю нижегородцев: товары свозились сюда буквально со всей страны. Нижегородская ярмаркабыла царством пушнины, тканей, кожевенного сырья, изделий из кожи и металла, бакалейных товаров, чая, рыбы.

Ямская служба существовала в стране до постройки железных дорог. Долгое время она удовлетворяла потребности населения и государства, осуществляя перевозки людей и почты между разными регионами Европейской России, а также между Центром и Сибирью, Дальним Востоком. По размаху и функциональной эффективности в неблагоприятном климате эта служба была уникальным явлением в мире.

Дальнейшее развитие структуры бытового обслуживания связано с появлением фотографии. К началу 1870-х годов в Петербурге и Москве было уже несколько десятков фотографических ателье. Возрастает спрос на фотобумагу, аппараты и фотопринадлежности. В связи с этим в стране закладываются основы фотопромышленности.

Итак, исторически вырастая из процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная деятельность успешно интегрировалась в отношения рыночного обмена. Это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предпринимательскую активность на рынке услуг.

2. В индустриальном обществе (то есть зрелом капиталистическом и социалистическом) развитие сферы услуг происходило по двум направлениям:

1) скрытая роль служанки в домашнем хозяйстве переходит к женщине;

2) многочисленные услуги передаются мелким фирмам и независимым частным предпринимателям.

Создаются разнообразные приспособления, облегчающие домашний труд (стиральные машины, пылесосы, кухонные комбайны и т. п.), а также сеть предприятий, занятых их ремонтом и обслуживанием. Так, в СССР функционировала разветвленная сеть бытового обслуживания населения, занимавшаяся ремонтом одежды и обуви, бытовой техники, стиркой и т. п. Развивались бесплатные услуги образования и здравоохранения, оказывались туристические, некоторые информационные услуги, услуги учреждений культуры и искусства.

В СССР сфера сервисной деятельности была почти целиком монополизирована государством (частное предпринимательство запрещалось законом). В итоге действующая система обслуживания представляла собой крайне усредненный набор услуг, с трудом удовлетворяющий и половину реальных потребностей населения. Качество услуг далеко не всегда удовлетворяло потребителей. Тем не менее в советском обществе были созданы предпосылки для формирования и распространения современных форм сервиса и многих качеств современного быта.

3. В постиндустриальном обществе главным видом сервисной деятельности становится обработка информации и оказание новых видов услуг. Согласно прогнозам специалистов[2], высокими темпами будут развиваться услуги производителям, услуги в области образования и здравоохранения. Расширение постиндустриального сектора требует высокого образовательного уровня граждан. Современная сервисная деятельность включает такие понятия, как, например, менеджер и менеджмент. Это заставляет по-новому взглянуть и на организацию сервисной деятельности, и на сервис в целом, так как управление сервисным предприятием рассматривается как многофункциональная активность, нацеленная на прогнозирование и планирование его деятельности, организацию и руководство персоналом, учет и анализ материально-финансовых ресурсов, всесторонний контроль.

В настоящее время Россия значительно отстает от ведущих промышленно развитых стран по важнейшим экономическим показателям: национальному доходу на душу населения; величине заработной платы; производительности труда; эффективности производства (особенно в сельском хозяйстве) и т. п. Подчеркнем, что постиндустриальное общество пока еще находится в стадии становления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.