Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема образного восприятия в архитектуре




 

Тема мысленных образов в последнее время вызывает большой интерес у многих исследователей в области когнитивной психологии.

Основной вопрос в области когнитивной психологии — как информация хранится в памяти.

Некоторые утверждают, что составные части мысленных образов — это на самом деле образ, т.е. мы храним в памяти «изображенные» объекты.

Другие утверждают, что вся информация хранится в абстрактной форме и что когда мы субъективно ощущаем мысленный образ, на самом деле мы сперва вызываем из памяти абстрактную репрезентацию этого образа, а затем восстанавливаем из нее сам образ.

Есть те, кто полагает, что некоторая информация хранится в виде образов, а некоторая — в абстрактном виде.

Как это часто бывает: все знают, что такое образы, но их когнитивные свойства известны лишь приблизительно. Можно ли отличить образ, сконструированный в воображении, от того, который воспринимается в действительности?

 

Понятие«образ» является одной из центральных категорий в архитектуре.

Вся творческая деятельность архитектора ставит конечной целью создание ярких и запоминающихся средовых образов, которые бы интерпретировались у реципиента (горожанина, зрителя) во множественные картины, соответствующие определенному типу восприятия.

Разделяют творческий образ, существующий у автора, и множество образов у пользователей.

Эта множественность возникает сообразно личному багажу знаний, пристрастиям, целям нахождения человека в среде.

И чем избыточнее среда, тем больше «ключей» для активации того или иного образа у человека.

Под мысленным образом понимается представление в уме неприсутствующего объекта или события.

Исследования образов возродились в конце 1960-х годов.

Тема мысленных образов является также частью более широкой проблемы: как информация хранится в памяти и воспроизводится из нее. Можно утверждать, что зрительная информация кодируется в виде внутренней «картины» и реактивируется путем воспроизведения этой картины как при просмотре альбома.

С другой стороны, можно утверждать, что зрительная информация фильтруется, суммируется и хранится в виде абстрактных «высказываний» об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется ассоциированный с ним субъективный образ.

И наконец можно также утверждать, что некоторая информация хранится зрительно, а некоторая — в абстрактном виде, т.е. в памяти существуют несколько кодов.

Последняя версия называется гипотезой двойного кодирования.

 

Эти два кода — образный и вербальный (словесно) — могут перекрываться при обработке информации — с большим акцентом на том или на другом.

 

Например, знакомая и легко называемая картина может быть закодирована и образно, и вербально (словесно), но доступ к вербальному коду затруднен вследствие наличия дополнительной информации, — т.е. вербальный код возникает после активации образного.

 

Для архитектурно-дизайнерской деятельности «картина» фиксируется прежде всего образным кодом.

Вообще образный код, видимо, более подходит для конкретной, чем для абстрактной информации,

а вербальный код скорее пригоден для обработки абстрактной информации.

 

Это не означает, что все слова равно «абстрактны», а все картинки равно «конкретны»; некоторые зрительные стимулы — скажем, изображение горы, дерева и т.п. — лучше представлены в образных кодах, чем вербальных.

***Шепард полагает, что связь между мысленным образом и внешним объектом, вызвавшим этот образ, аналогична отношению между замком и ключом.

Физически замок и ключ различны, но на функциональном уровне между ними существует взаимно однозначное соответствие: только подлинный ключ откроет конкретный замок.

Функция этого объекта (как и ключа) — активировать нервный процесс.

Результаты исследований, проведенных группой Шепарда, представляют собой серьезный аргумент в пользу существования умственных образов, которые если не идентичны структурно реальному объекту, то как минимум связаны с ним функционально.***

 

Способность человека к воображению является мощным свойством памяти.

Но образы играют важную роль и в повседневной жизни, когда мы работаем и передвигаемся во внешней среде.

Людей и других земных существ объединяет общий трехмерный мир, и люди для выживания должны уметь пользоваться образами, чтобы перемещаться в пространстве и избегать вреда для себя.

 

Существует понятие «когнитивного картирования», которое означает общее знание пространства.

Ученые пришли к выводу, что при ориентации люди используют два типа информации — знание маршрута и топографическое знание.

Знание маршрута касается конкретных путей перемещения из одного места в другое, т.е. описание маршрута.

Топографическая информация относится к более глобальным отношениям между элементами среды, а один из способов формирования топографического знания — это изучение карты.

Для запоминания географической информации люди используют концептуальные стратегии.

Возможно в процессе когнитивного картирования человек создает даже более сложные формы или абстрактную информацию (см. рис. 130, 131).

Можно предположить, что географическая информация структурирована в памяти в виде абстрактных обобщений, а не в виде конкретных образов.

Картирование есть форма символьной репрезентации;

считается что когнитивные карты точно описывают физический, а иногда и концептуальный мир.

Большая часть нашей внутренней деятельности связана с использованием символов и манипулированием ими.

Превосходство графики в том, что она дает наибольшую информацию за кратчайшее время.

Есть предположение, что образ обладает пространственными свойствами, и что чем больше сканируемое расстояние, тем больше времени на это требуется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.