Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцентиль — это сотая доля объема измеренной совокупности, выраженная в процентах, которой соответствует определенное значение признака




1700-1750

860 1830 470-500

Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации.

В ЭРГОНОМИКЕ

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Такой тип восприятия выделяет как значение повторяющегося, устойчивого в архитектурном типе или некой архитектурно-дизайнерской системе, так и находит объяснение роли индивидуального при формировании уникальных образов, которые воспринимаются на фоне имеющихся и хранящихся знаний.

Когнитивная психология подтверждает правильность деления функционирования прототипа на «внешнюю» и «внутреннюю» форму.

Проблема образного восприятия архитектурно-дизайнерской среды является одной из центральных в архитектурной теории.

При этом именно «внешняя» форма функционирования прототипа содержит {рис. 132, 133, 134) в себе знания о закономерностях пространственного поведения людей, особенностях восприятия и умения пользоваться системами информационных знаков и т.д.

В то время как «внутренняя» форма {рис. 135, 136) содержит закономерности пространственной организации типа в виде устойчивых пространственных схем, форм, моделей и т.п., что и составляет «паттерн» с набором его устойчивых признаков.

 

 

Когнитивная психология открывает интересные возможности для осмысления развития архитектурно-дизайнерской среды, т.к. она ориентирована на привнесение научных подходов, связанных с человеком, и может открыть в развитии пространства новые ракурсы и понятия.

В полной мере это относится и к определению задач визуальной организации среды в целом, и ее элементов в отдельности.

 

Одно из главных понятий - анатомия человека, которая играет существенную роль в эргономических дизайнерских разработках, базирующаяся на антропометрических данных.

Немаловажную роль играет в дизайне соответствие материала форме. Конкретный, правильно выбранный материал дает почувствовать тектонику формы. Лаконичность формы ведет к цельности и положительному ее восприятию.

***Древние народы, как и народы всей Европы, вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут, ступня и т.д.).

Строители, архитекторы возводили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры самих построек были сомасштабны людям.

Художники и скульпторы, руководимые желанием получить простые средства для воспроизведения фигуры без непосредственного обращения к натуре, а также стремясь к созданию гармоничного образа человека, предлагали и пользовались системами пропорций — канонами.

В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции (вторая половина V века до н.э.),

за единицу принимались ширина ладони и голова, составлявшие 1/8 длины тела, а лицо — 1/10 и т.д.

Римский зодчий второй половины I века до н.э. Витрувий в учении о пропорциях принимал следующие соотношения частей тела: голова — 1/8, лицо — 1/10, расстояние от верха головы до сосков — 1/4 длины тела, размах рук равен высоте фигуры. Видоизмененный квадрат древних стал каноном Леонардо да Винчи (1452—1519).

По его канону фигура с приподнятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого — пупок.

Немецкий скульптор Готфрид Шадов (1764—1850) на основе морфологических исследований установил метрические данные и предложил систему пропорций мужской и женской фигур в зависимости от возраста.

С появлением метрической системы мер размеры строительных элементов, архитектурных деталей, сооружений в целом стали утрачивать живую связь с размерами человека.

Знаменитый французский архитектор Корбюзье — Шарль Эдуар Жаннере (1887—1965) — попытался вернуться к гармонизации рукотворной среды обитания на основе размеров человеческого тела. Он запатентовал и применял на практике систему пропорционирования, названную «Модулор».

Модулор представляет собой шкалу линейных размеров, отвечавших трем требованиям: они находятся в определенных пропорциональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизировать сооружение и его детали;

прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры;

выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изделий.

Корбюзье при этом пытался соединить достоинства традиционно идущей от человека английской системы линейных мер (фут, дюйм) и более абстрактной и универсальной метрической системы.

В современной практике предпочтение отдается антропометрическим характеристикам человека.

Антропометрия — (от греч. Antropos — человек и...метрия) -составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека); она является системой измерений человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела.

Антропометрические характеристики человека служат основой при нормировании функциональных параметров предметно-пространственной среды, создании ее объемно-пространственных структур.

Различают классические и эргономические антропометрические признаки.

Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологических характеристик различных групп населения,

а вторые — при проектировании изделий и организации труда.

1.2 SO

Пропорции фигуры человека: каноны Витрувия (а) и Леонардо да Винчи (6); пропорции мужской (в) и женской (г) фигур по Готфриду Шадову, «Модулор» Л. Корбюзье (д)

 

Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические.

Статические признаки определяются при неизменном положении человека.

Они включают размеры отдельных частей тела, а также габаритные, т.е. наибольшие, размеры в разных положениях и позах человека.

Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и т.п. (см. Проектирование рабочих мест).

Их значения, определяемые для разных полов и национальностей, приведены на рис. 12 и 13, а также в табл. 8 и табл. 9.

Рис. 12 (А). Антропометрические параметры взрослого человека (по Alvin R. TULey); данные сгруппированы

по трем перцентилям: верхнее значение — 95-й перцентиль,

среднее — 50-й перцентиль,

нижнее — 5-й перцентиль (90-е годы XX века)

 

75,5 69,0 61,5

Вес, кг

1790 роста 665 1540

 

Длина стопы 275

 

Рис. 12 (Б). Антропометрические параметры взрослого человека (по Alvin R. Tilley); данные сгруппированы по трем перцентилям:

верхнее значение — 95-й перцентиль, среднее — 50-й перцентиль,

нижнее — 5-й перцентиль (90-е годы XX века)

 

Рис. 13. Основные размеры тела взрослого человека (усредненные

Рис. 13. Основные размеры тела взрослого человека (усредненные значения)

 

Таблица 8. Антропометрические признаки русских мужчин (возраст 18—21 год)

Приведенные в таблицах данные основаны на измерениях начала 1990-х гг

Наименование признака Значения признаков мужчин, мм
5-й перцентиль 95-й перцентиль М
Длина: тела (рост) руки ноги плеча предплечья стопы   1 831 1 014 1 723 66,2 38,5 47,9 19,6 17,5 12,2
Высота над полом: глаз плеча локтя 1 326 1 700 1 530 1 145 1 597 1 428 1 074 62,9 61,9 43,3
Передняя досягаемость руки       45,6
Наибольший поперечный диаметр тела       28,7
Наибольший передне-задний диаметр тела       19,2
Высота над сиденьем: верхушечной точки плеча глаз локтя бедра       27,8 28,8 26,2 24,9 13,3
Высота верхушечной точки над полом в положении сидя 1 274 1 444 1 359 51,6
Высота колена над полом       27,2
Спинка сиденья — передняя поверхность туловища       17,8
Длина вытянутой вперед ноги 1 021 1 187 1 004 50,4
Наибольшая ширина таза с учетом мягких тканей       19,1
Наибольшая межлоктевая ширина       31,0
Спинка сиденья — колено       33,8

 

 

Динамические антропометрические признаки — это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве.

Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.)

Эти признаки используются при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т.п.

Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц, в которых приводятся среднее арифметическое значение признака М,

среднее квадратичное отклонение и значения признака, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям.

Площадь, ограниченная кривой нормального распределения значений признака, делится на 100 равных частей, или перцентилей, каждый из которых имеет свой порядковый номер.

Так, 5-й перцентиль ограничивает слева на кривой нормального распределения 5% численности людей с наименьшими значениями признака,

95-й перцентиль — 5% справа — численность людей с наибольшим значением признака, а 50-й соответствует среднему арифметическому значению признака М.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 3676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.