Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация подготовки




Организация экстремальной подготовки включает меры на ведомственном, региональном и местном уровнях, а по содержанию — норма­тивно-правовые, управленческие, кадровые, образовательные, мето­дические, материально-технические и научно-исследовательские. Поуровневая организация предполагает:

• на ведомственном уровне: разработку министерствами, ведом­ствами, государственными комитетами нормативно-правовых актов по экстремальной подготовке своего личного состава; создание ве­домственных центров по руководству экстремальной подготовкой; введение в содержание первоначального, среднего и высшего ведом­ственного профессионального образования, а также в профессио­нальной подготовке персонала практических правоохранительных органов разделов, учебных дисциплин по экстремальной подготовке; ежегодную разработку программ и материалов по ее проведению; ма­териальное и научно-методическое обеспечение экстремальной под­готовки на местах, помощь в создании полигонов, учебных кабине­тов, тренажерных залов, их оснащении; специальную подготовку специалистов-педагогов по организации и проведению экстремаль­но-психологической подготовки; организацию специальной экстре­мальной подготовки руководящего, начальствующего, командного состава и руководителей занятий на сборах и курсах; организацию научных исследований ведомственных экстремальных проблем и разработку профессионализированных методик экстремальной под­готовки; осуществление непрерывного мониторинга реальной подготовленности и готовности всех категорий работников ведомства к действиям в экстремальных ситуациях;

• на региональном и местном уровне дублируется и конкретизиру­ется большинство мер федерального уровня, они дополняются ини­циативными мерами с использованием местных возможностей, а также с учетом специфики возможных экстремальных ситуаций; создается учебная база для экстремальной подготовки, подбираются и готовятся руководители занятий, комплектуются компетентные в психолого-педагогических вопросах сотрудники отделов профес­сиональной подготовки в региональных и местных управленческих структурах правоохранительных органов; планируются, проводятся и контролируются занятия; оценивается уровень экстремально-пси­хологической подготовленности персонала.

В практических органах годичная подготовка правильна, если не сводится к повторению одного и того же. Должны быть меры, поддерживающие достигнутый уровень экстремальной подготовлен­ности (с учетом текучести персонала и его обновления) и неуклон­но повышающие его.

К числу организационных форм обучения относятся традиционные: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, урок, экскурсия, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены и др. Большую роль, в сравнении с другими видами подготовки, играют практические занятия, тактические летучки, групповые упражне­ния, тренинги (тренировки), ролевые игры, психотехнические игры, учения, что объясняется повышенной практической направленно­стью экстремальной подготовки. Такая же повышенная практическая направленность придается и традиционным формам, а сами они в учебных планах занимают всего 5—30% учебного времени (причем большая доля его отводится семинарам).

Практические занятия, предназначенью для формирования у обу­чающихся навыков и умений, проводятся в аудиториях, лаборато­риях, учебных кабинетах, учебных городках, на полигонах, на мест­ности, в расположении предприятия, учреждения, производства. Практические занятия имеют разновидности и бывают подготовитель­ными, тренировочными, контрольными и показательными [189]. Первые проводятся в начале отработки какого-то практического действия, при этом значительная часть времени отводится на рассказ руково­дителя занятий, разъяснения, показ, ответы на вопросы обучаю­щихся. На тренировочных — обучающиеся в основном многократно повторяют упражнения для выработки автоматизма действий. Эта разновидность практических занятий именуется нередко сейчас тренингом (тренировкой). Групповое упражнение — форма практиче­ского обучения, при проведении которой у обучающихся формиру­ются умения оценивать обстановку, принимать решения, планиро­вать их выполнение. Тактико-специальные (-строевые) занятия служат для дальнейшего совершенствования навыков и умений обучаю­щихся, но главное — для слаживания работы звеньев, групп, отря­дов. Если описанные выше формы занятий служат интересам оди­ночной экстремальной подготовки, то эта — групповой. Игра — форма практического обучения, в которой разыгрываются действия в имитируемых экстремальных ситуациях взаимодействия. Она по­зволяет вырабатывать навыки, умения, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них, достигать слаженных действий групп. При проведении игр каж­дый обучаемый по заданию руководителя занятий выполняет функции определенного должностного лица, специалиста, партнера. Условия в основном задаются руководителем словесно (объявляется обстановка, а в дальнейшем ее изменения) и развиваются под влиянием дейст­вий обучающихся. На играх прорабатывается и ситуация противо­борства, для чего руководитель занятий специально готовит «ими­таторов» (одного человека или нескольких), которым предлагается играть роль «противника» (оппонента в споре, конфликте, преступ­ника, врага). Возможны и игры, в которых за всех против обучаю­щегося (-ихся) играет сам руководитель, выполняя разные роли, изображая звонящего по телефону, вступившего в пререкания строп­тивого гражданина, дерзко ведущего себя допрашиваемого и др. Осо­бый вид игр — психотехнические игры (см. ниже).

Учение — наиболее масштабная, максимально приближенная к реальности форма практического обучения. Оно имеет сходство с игрой, только все делается обучающимися не на словах и проводится не в обычной учебной аудитории, а на местности, полигонах, в обыч­ных зданиях.

Можно говорить о большей или меньшей теоретичности или практичности этих форм, но их все следует максимально приближать к практике жизни, профессии, преодолению возможных трудностей.

Подготовка и организация занятий в своей основе мало отлича­ется от того, что делается обычно в образовательных учреждениях и в профессиональной подготовке, проводимой в практических органах. Повышенное внимание уделяется только нескольким вопросам:

• подготовке средств имитации реальной экстремальной обста­новки;

• обеспечению мер безопасности;

• общему построению занятий по критериям их экстремально-педагогической и психологической эффективности. К числу таких критериев относятся:

экстремальная нацеленность (цели, задач, содержания, органи­зации и методики);

экстремальная плотность — насыщенность занятия учебными вопросами, упражнениями и условиями экстремального характера;

экстремальная реалистичность — степень приближенности мо­делируемых на занятиях условий и отрабатываемых действий к реаль­но-экстремальным;

экстремальная результативность — степень улучшения подго­товленности обучающихся к действиям в экстремальных условиях, по результатам занятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.