Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование экстремальных ситуаций и факторов




Моделирование экстремальных ситуаций, их об­становки и условий играет важнейшее значение для эффективности экстремальной подготовки. Смоделировать — значит воспроизвести на заня­тиях максимально правдоподобно то, что будет, когда экстремальная ситуация возникнет фактически. Все воспроизве­сти, как правило, невозможно (например, смертельную опасность), а угрозы для здоровья и получения травм должны быть контролируемы и сведены к минимуму. Поэтому главное в моделировании угроз, опасностей, риска — не объективное, а субъективное, иллюзорное мо­делирование их. Например, перепрыгнуть через две линии, проведен­ные на земле на расстоянии двух метров друг от друга, сможет каж­дый. Но если между ними выкопать глубокую траншею, то некоторым обучающимся прыжок через нее станет страшным.

Есть два основных и взаимосвязанных пути моделирования экс­тремальных условий на занятиях. Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным, т.е. воспроизводство внешней картины их. Уже это позволяет обучающимся ощущать себя участ­никами реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается: выбором трудных условий места, времени, освещенности; имитацией предметов, явлений, факторов, свойственных экстремальным ситуациям; созданием препятствий в передвижениях; выполнением (проигрышем) действий с максимально возможным фактическим использованием техники, средств на­падения и защиты; усложнением задач, созданием помех, имитаци­ей противоборствующих сил и др. Второй путь — приближение внутренних условий, т.е. воспроизводство у обучающихся мыслей, представлений, побуждений, ориентации на правовые и моральные нормы поведения, чувств, опасений, напряжений, переживаний трудностей, боли, максимально приближенных к тем, которые могут быть у них в экстремальных ситуациях (воспроизводство «души» экс­тремальных ситуаций). Необходимо целенаправленное моделирова­ние таких трудностей. Например, умственная активность и трудности могут создаваться: реальным восприятием обучающимися сложных процессов и явлений, свойственных экстремальным ситуациям; по­становкой задач на идентификацию, осмысление воспринимаемого и его малозаметных, но существенных деталей; созданием ситуаций и постановкой задач, требующих активного и адекватного мышления и проявления его различных свойств; созданием обстановки пере­грузки или нехватки информации для понимания происходящего и принятия решений; побуждением к анализу психологических и пе­дагогических особенностей ситуаций; созданием обстановки, тре­бующей глубокого и разностороннего анализа, и др. Чувства и пе­реживания, близкие к реальным, можно вызывать у обучающихся: повышением ответственности за решение поставленной учебной за­дачи; моделированием ситуаций риска, опасности, неизвестности, внезапности, новизны; подготовкой мест занятий с признаками ус­ловий, объектов и явлений, обладающих силой эмоционального воз­действия (высота, возможность возникновения боли, вид «трупов» — муляжей, «кровь» (краска) на земле, жар огня, удушливая атмосфера, неприятные запахи, раздражающие звуки и др.); лимитированием времени на выполнение упражнений и быстрым темпом; длитель­ными нагрузками и пр.

Все действия, навыки, умения, которые сотруднику надо будет выполнять в экстремальных ситуациях, должны доводиться до безупреч­ного выполнения в условиях моделирования таких ситуаций на занятиях. Моделирование должно осуществляться избирательно, применитель­но к осуществляемой экстремальной подготовке, задачам конкрет­ного занятия, с учетом особенностей компонентов экстремальной подготовленности, формируемых у обучающихся, и их индивидуаль­ных особенностей.

Моделируя и усложняя учебную обстановку, надо использовать во взаимосвязи «внешнее» и «внутреннее» моделирование, двигаться от простого к сложному, но обязательно доходить в конце до заня­тий с предельно сложными условиями. В исследованиях известного военного психолога М.П. Коробейникова поучительно показана опасность расхождения между условиями, в которых шло обучение, и теми экстремальными условиями, в которых реально придется действовать обучавшимся (рис. 11.4). Молодые солдаты обучались стрельбе из винтовки, выполняя при каждом упражнении по 10 вы­стрелов. Менялся, приближаясь к экстремальному, всего лишь один фактор (можно представить, что было бы, если бы менялся весь комплекс факторов, отличающих спокойную стрельбу в тире от стрельбы в боевой обстановке): сокращалось время на упражнение.

 

Рис. 11.4. Изменение успешности стрельбы из винтовки с усложнением условий (по М.П. Коробейникову)

Время в начале не ограничивалось, и обучающиеся не спеша, старательно делали каждый выстрел. Результаты постепенно росли. После 10 упражнений время ограничили 30 с. Первая же стрельба была сорвана, но, упражняясь в таких условиях, солдаты вновь стали улучшать результаты. После 10 стрельб время еще сократили, и вновь наблюдалась та же картина: первая стрельба в таких условиях — срыв, затем опять результаты стали расти. Этот эксперимент отра­жает общую закономерность: каждое действие, навык, умение про­явятся успешно только в тех условиях, в которых они формировались, а при их расхождении будет срыв. Упрощенчество и условности в обучении «закладывают мину замедленного действия», которая «взо­рвется» в экстремальной ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.