Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение и жизни деятельность моллюсков




Лабораторная работа №5

Цель работы: изучить строение и жизнедеятельность моллюсков, найти черты сходства и отличия в строении брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Объекты и оборудование: живые катушки, ампулярии, дрейсены в банках с водой; ахатины и виноградные улитки в садках с листьями салата; набор раковин моллюсков (прудовиков, катушек, ахатин, рапан, ципрей, беззубок, перловиц, шаровок, гребешков, мидий, устриц), коллекция "Раковины моллюсков"; влажные препараты: "Внутреннее строение брюхоногого моллюска", "Внутреннее строение двустворчатого моллюска"; ломтик свежего огурца, корка апельсина (лист алоэ); концентрированный раствор соляной кислоты; пипетка, ручная лупа, стеклянная палочка, перочинный нож, кусок стекла.

Ход работы:

1. Достаньте из садков и банок живых моллюсков. Рассмотрите их внешний вид. Отметьте черты сходства и отличия.

2. Понаблюдайте за передвижением брюхоногих моллюсков (ампулярий, ахатин, виноградных улиток). Найдите у моллюсков голову с щупальцами, глаза, раковину и мускулистую ногу (рис. 1). Обратите внимание на сокращение мышц ноги. С помощью лупы рассмотрите opгaны чувств моллюска. Прикоснитесь к голове ползущего моллюска стеклянной палочкой. Как он реагирует на раздражение? Объясните в чем состоит значение такой реакции.

3. Пустите ахатину или виноградную улитку ползти по стеклу. Обратите внимание на оставляемый моллюском след. Из чего он состоит? Проведите на стекле перед моллюском полоску соком ломтика огурца. Как улитка реагирует на это? Другую полоску проведите коркой апельсина или листом алоэ. Какую реакцию проявляет моллюск в этом случае? Поставьте перед моллюском в качестве преграды лезвие ножа (рис. 2). Объясните за счет чего моллюск способен преодолеть это препятствие?

4. В коллекции или в наборе раковин найдите крупные экземпляры раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Используя рис. 3, найдите у раковин брюхоногих моллюсков устье, завитки и вершину. Используя рис. 4, найдите у раковин двустворчатых моллюсков передний и задний концы, спинную и брюшную стороны. Какое значение имеет раковина для жизни моллюска?

5. По концентрическим слоям годичных приростов на наружной стороне раковин двустворчатых моллюсков определите приблизительный их возраст. С помощью лезвия ножа соскоблите наружный окрашенный органический слой. Какой по цвет у слой раковины расположен под ним? С помощью пипетки аккуратно нанесите на раковину каплю соляной кислоты. Пронаблюдайте химическую реакцию, показывающую присутствие в составе раковины неорганического вещества - извести.

6. Рассмотрите влажный препарат "Внутреннее строение брюхоногого моллюска". Используя рис. 5 и указатели на препарате, найдите мантию, органы пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и половой систем брюхоногого моллюска.

7. Рассмотрите влажный препарат "Внутреннее строение двустворчатого моллюска". Используя рис. 6 и указатели на препарате, найдите мантию, органы пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и половой систем двустворчатого моллюска.

8. Сравните внешнее и внутреннее строение брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Результаты сравнения оформите в виде таблицы.

Общие признаки Особенности строения
Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.