Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды методов менеджмента




Структура и содержание темы

Цели и задачи изучения темы

Тема 4 Общенаучные методы теории управления

 

 

4.1 Цели и задачи изучения темы

4.2 Структура и содержание темы

4.2.1 Виды методов менеджмента

4.2.2 Административные методы управления

4.2.3 Экономические методы управления

4.2.4 Социально-психологические методы управления

4.2.5 Правовые методы управления

Цели:

- освоение сущности и взаимосвязей методов управления;

- освоение основных групп методов управления.

Задачи:

- рассмотреть особенности различных групп методов управления;

- усвоить сущность и содержание средств управляющих воздействий;

- приобретение навыков практического применения теоретических методов управления;

По изучении темы следует:

- знать сущность понятий «метод управления», «инструмент управления», «методология управления»;

- уметь отличать методы прямого воздействия от методов косвенного воздействия;

- выделять следующие компоненты, характеризующие содержание методологии управления: подходы, парадигмы, проблемы, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства и методы управления, а также ограничения.

 

 

 

Понятие метод буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.

Методы менеджмента – способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.[21]

Методы управления – это способы реализации функций менеджмента. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей.

Методы менеджмента служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на целеполагание и целереализацию. С другой стороны применение системы методов для выявления и решения новых проблем управления позволяет отследить тенденции их протекания и выработать наилучшие пути их решения.

Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, которая предусматривает системный и комплексный подходы к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д. Специфика управления накладывает свой отпечаток на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов.

Системный подход применяется в менеджменте как способ упорядочения управленческих проблем посредством структурирования информационных данных, определения целей решения, выбора вариантов, установления взаимосвязей и зависимостей элементов проблем, факторов и условий, определяющих успех их решения. Изучение проблем с точки зрения системного подхода позволяет выделить в них системные свойства такие как компоненты, связи, структура, взаимодействие, процесс, холизм и эмерджентные свойства, идентификация, окружение, концептуализм.[21]

Комплексный подход предполагает рассмотрение проблем управления в их связи и взимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих тот же круг проблем. По мнению многих специалистов, комплексный подход является важным условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой (организацией).

Системный поход в решении управленческих проблем – это способ видения объекта, его состояния, видения проблемы. Комплексный подход отражает специфическую форму интеграции и кооперации управленческой деятельности, многосторонности видения решения проблем организации.

Моделированием решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. В моделях отражается их представление свойств, взаимосвязей, структурных и функциональных параметров системы. Моделирование проводится в несколько этапов, на каждом из которых уточняется постановка задачи, разрабатывается модель, осуществляется ее теоретический или экспериментальный анализ на дееспособность и достоверность, при необходимости проводится корректировка с целью введения новых параметров, данных и пр.

Наиболее широкое распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Перечисленные модели позволяют решать множество управленческих проблем с применением экономико-математических методов.

Основы экономико-математических методов как нового научного направления были заложены российскими учеными В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем, В.В. Новожиловым, которые не только разработали методологию экономико-математического моделирования и методы количественных подходов к социально-экономическим процессам, но и распространению их практического применения. Экономико-математические методы применяют для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, формирования моделей межотраслевого баланса, программно-целевого планирования и т.д. Практикой доказано, что совместное применение экономико-математических методов и экспериментирования дает наиболее точные результаты, а, следовательно, и более гибкие решения.

Экспериментировани е (эксперимент) – это научно поставленный опыт, проводимый на базе разработанной специалистами методики с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления предприятием. Такой подход позволяет выделить ряд принципов, соблюдение которых обеспечивает получение высоких результатов деятельности. Это такие, например, принципы как целенаправленность эксперимента, «чистота» эксперимента или элиминирование влияния условий и факторов, искажающих его ход и результаты; методическая разработанность выделения, фиксирования, оценки результатов эксперимента. Перечисленные принципы называют видами обеспечения экспериментов. Они включают:

- научное и методологические обеспечение – это обоснование необходимости проведения эксперимента, формулирование целей, задач, гипотез, идей, условий проведения и пр.);

- организационное обеспечение – это выбор объектов эксперимента, контроль, разработка инструктивных материалов по порядку проведения эксперимента, его сроки, участники, распределение полномочий и ответственности и т.д.;

- методическое обеспечение – это разработка методических материалов по всем аспектам и этапам эксперимента (подготовки, проведения, анализа, оценки, принятие решений);

- кадровое и социальное обеспечение – специальная подготовка кадров, привлечение специалистов, проведение совещаний с участниками эксперимента;

- информационное и управленческое обеспечение – это представление об объеме, содержании информации, о возможностях механизации и автоматизации информационных процедур, а также о процессе управления экспериментом;

- экономическое обеспечение – определение условий финансирования и необходимых ресурсов, стимулирование участников экспериментов.

Выделяют три возможных результата управленческого эксперимента:

а) управленческое решение о принятии или об отрицательной оценке проверяемого нововведения;

б) формулировка, научное и практическое обоснование новых теоретических и методических положений науки управления;

в) развитие системы методов научного менеджмента, повышение их научной обоснованности.

Конкретно-исторический подход в решении управленческих проблем предполагает рассмотрение явлений в динамике. В развитии любого объекта можно выделить несколько стадий его жизненного цикла: проектирование, создание, прост, зрелость, затухание деятельности. Вероятно, цели. Проблемы управления на стадиях существенно различаются. Следовательно, выбор методов для решения проблем в стадийном разрезе, также специфичен. Поэтому при анализе проблем управления организацией важны такие параметры как время образования, основные события развития (роста, объединения, разукрупнения, приватизации т.д.).

Методы социологических исследований используются при решении проблем, связанных с кадрами, формированием кадровой политики, выявления заинтересованности и удовлетворенности работников организации. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях персонала, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры сложившемся под воздействием структурного состава кадров и других факторов. Применяют интервью, анкетные опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучения документов и факторов группового поведения и т.д.

Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания (приоритетов) функций управления и от сочетания (выбора) его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.

Методы управления входят составной частью в методологию, а более конкретно – в механизм управления.

Механизм – это совокупность средств и методов управления, это сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы. Если средства управления, его рычаги, инструменты представляют собой все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования), то методы – это способы приведения в действие, использования средств управления (а с ними и всего механизма управления).

Методология управления, менеджмента – это логическая схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения. Это еще и умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблем, и подсказывают пути их решения.

Выделяют следующие компоненты, характеризующие содержание методологии управления: подходы, парадигмы, проблемы, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства и методы управления, а также ограничения. Последние могут входить в ассортимент средств управления, равно как и любой другой компонент методологии может частично входить в состав других: слишком жесткие границы здесь непродуктивны.

Подход – наиболее принципиальный компонент методологии, определяющий выбор и использование остальных ее компонентов. Среди подходов в управлении особо выделяется системный подход. Весьма популярны в управлении программно-целевой и проектный подходы. В современном менеджменте можно говорить о маркетинговом подходе, ориентированном на потребителя. Можно говорить о кибернетическом, информационном, гуманистическом подходах – в таком случае заметен акцент на преимущественном использовании отдельных наук, типов ресурсов и соответствующей методологии в целом.

Парадигма – исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора соответствующих методов, господствующая в научном сообществе в течение определенного исторического периода и знаменующая собой определенный этап в развитии теории. В современной парадигме управления, несмотря на разнообразие конкретных формулировок, предпочтение отдается человеческой личности с учетом процессов глобализации и с акцентом на управление знаниями, на сетевые, партнерские взаимодействия.

Проблема в управленческой деятельности – это главное противоречие цели и ситуации (условий существования и развития системы), разрешение которого определит изменение ситуации в направлении принятой цели.

Приоритеты, как правило, характеризуют в управлении акцент на те или иные сферы, с которыми могут быть соотнесены результаты управляемой деятельности – сферы экономики, социальной жизни. Приоритеты могут означать последовательность решения проблем во времени, сосредоточение внимания и ресурсов на тех или иных объектах управления, благополучие и преобразование которых может быть наиболее существенным для функционирования и перспективного развития управляемой системы в целом.

Ориентиры – в управлении определяются в тех или иных сферах (прежде всего приоритетных) как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно измеряемые) объекты, позволяющие определиться относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотнесения с перспективой, т.е. прежде всего как стратегические или оперативные.

Критерии – в методологии управления – это мерила оценки, наиболее существенные, как правило, комплексные показатели, позволяющие определить, классифицировать, оценить те или иные аспекты управленческой деятельности. Критерии характеризуют, прежде всего, то или иное качество управления. Критерии обычно тесно взаимосвязаны с подходами.

Альтернативы представляют собой возможные (обычно взаимоисключающие, противопоставленные друг другу) варианты будущих ситуаций, роли, целей и действий организации, механизмов и процедур управления. Управление может иметь статус авторитетной профессиональной деятельности, только если перед управляющим существуют альтернативы, он видит их и профессионально осуществляет их выбор. Противоположность этому – управление по инструкциям, как строгое однозначное выполнение, трансляция «вниз» приказов вышестоящего начальства и т.п.

Процедуры выбора – это методики и технологии оценки альтернатив. Методология подсказывает (в том числе на базе применяемых подходов, критериев и т.п.), какие именно процедуры целесообразно задействовать. Здесь могут использоваться как логические, математические, так и интуитивные процедуры, привлекаться внутриорганизационные или внешние, в том числе независимые эксперты. Выделяются балльная процедура, ранжирование и др.

Средства управления – это его инструменты, рычаги. В любом случае это так или иначе оформленные, конкретизированные (условно говоря, материализованные) аспекты, компоненты функций управления, предполагающие использование конкретных методов управления.

Методы управления разнообразны и классифицируются по трем основным направлениям:

1 методы управления функциональными подсистемами;

2 методы выполнения функций менеджмента;

3 методы принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами связаны со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, производство. финансы, инновации, персонал и т.д.

В подсистеме «маркетинг» это методы:

- диагностики положения организации на рынке товаров и услуг;

- анализа возможностей организации на потенциальных рынках;

- определения динамики выпуска продукции с учетом стадии ее жизненного цикла;

- выявления потребностей в новых видах продукции и новых рынках сбыта;

- разработки маркетинговой концепции и т.д.

В подсистеме «персонал» - методы:

- анализ и формирование системы управления персоналом;

- планирование рабочей силы;

- организация труда персонала, его оплаты;

- управление деловой карьерой и т.д.

Управление подсистемой «Производство» требует применения множества методов:

- анализ надежности;

- контроль качества;

- факторный анализ;

- функциональный анализ;

- контроль использования труда, материалов, оборудования;

- изучения операций;

- программирования, планирования и контроля производства;

- учета расходов и т.д.

Методы управления, применяемые в различных функциональных подсистемах организации, связаны с выполнением функций менеджмента, которые составляют содержание процесса управления. Несмотря на специфичность каждой подсистемы, в ней обязательно осуществляются такие виды деятельности как нормирование, прогнозирование, планирование, организовывание, координация, контроль, мотивация, учет, анализ. Этот подход лежит в основе другого направления классификации методов управления. С этой позиции деление методов управления, различающихся способами воздействия на людей, проводят по следующим основным группам:

- экономические;

- административные (организационно-распорядительные);

- социально-психологические;

- правовые методы.

Административные методы базируются на власти, дисциплине, взысканиях и известен как метод «кнута».

Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как метод «пряника».

Социально-психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения.

Правовые методы создают основу для реализации вышеперечисленных, с правовой точкой зрения.

Методы управления являются важным элементом теории, которые обеспечивают реализацию этих видов деятельности, поэтому искусство руководителя состоит в правильном выборе методов для решения проблем с позиции внешней и внутренней среды.

И, наконец, третья группа – методы принятия управленческих решений. Это направление базируется на представлении процесса управления как совокупности процессов разрешения проблем. В этой группе выделяют следующие методы:

- методы постановки проблем;

- методы решения проблем;

- методы организации выполнения принятых решений.

В качестве примера первой подгруппы методов можно привести такие приемы, как сравнение, выделение «узких» мест и ведущих звеньев, декомпозиция целого на составные части, группировки. Примерами методов второй группы являются математическое описание изучаемых проблем, предусматривающее использование моделирования, корреляционного и дисперсионного анализов, теории массового обслуживания и дисперсионного анализов, линейного и динамического программирования и т.д. К третьей группе относят эвристические методы – творческое мышление, приемы аналогии, мозговой атаки, коллективного блокнота и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.