Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вредные и токсичные отходы 2 страница




6. Данилов-Данильян В. И. и др. Окружающая среда между про­
шлым и будущим: мир и Россия. М., 1994.

7. Игнатов В. Г., Кокин А. В. Природоресурсное управление экологической безопасностью. Ростов н/Д: Изд-во РКИ, 1997.

8. Лосев К. С. и др. Проблемы экологии в России. М.: Феде­ральный экологический фонд, 1993.

9. Лукин Ю. Ф. История, Экология, Экономика в меняющей­ся России: взгляд из Архангельска. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2001.

 

10. Никоноров А. М., Хоружая Т. А. Экология: Учеб. М., 2000.

11. Павлова Е. И., Буралев Ю. В. Экология транспорта. М.: Транспорт, 1998.

12. Протасова В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды. М.: ВНИИС, 1997.

13. Сборник материалов по управлению окружающей средой. М.: ВНИИС, 1998.

14. Серов Г. П. Правовое регулирование экологической безо­пасности при осуществлении промышленной и иных видов дея­тельности. М.: Осень-89, 1998.

15. Хоружая Т. А. Методы оценки экологической безопасно­сти. М.: Экспертное бюро, 1998.

16. Экология и безопасность жизнедеятельности. М.:
ЮНИТИ - ДЖАНА, 2000.

17. Экология, охрана природы, экологическая безопасность. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

18. Экологический энциклопедический словарь. М.: Ноосфе­ра, 1999.

19. Нормативно-правовые документы:

Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ.

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

Федеральный закон «О рациональной безопасности населе­ния» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ.


Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 ян­варя 2002 г. № 7-ФЗ.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 но­ября 1995 г. № 174-ФЗ.


Ш! М чШ"!*5П,ф. ''- ««4Mi«".<^r»'


Заключение



 


*Ш»?! ** W~ • - f;M У»-Ц';/ч] ■>«-;

Заключение

Разработка и реализация концепции социально-экономиче­ского развития региона дает возможность стабилизировать эко­номику любого российского региона и создает условия для ус­тойчивого ее роста в долгосрочной перспективе. При этом опыт ряда регионов показывает, что на стадии разработки такой кон­цепции основополагающими должны быть:

• реальная оценка экономической ситуации и характера сло­жившихся тенденций;

• определение необходимости и принципов построения про­граммы регионального развития, ее целей и приоритетов на сред­несрочную перспективу;

• установление в среднесрочной перспективе важнейших эта­пов реализации курса развития региона;

• согласование мер, включенных в концепцию, с другими элементами социально-экономической политики региона;

• устойчивое, гибкое и надежное управление регионом, кото­рое должно внедряться в общественное сознание, в региональ­ные законы, постановления, приказы, в повседневную практику органов регионального управления и в конечном итоге в реаль­ную жизнь регионов.

В современных условиях региональное управление должно учитывать основные особенности региональных экономических систем, к которым можно отнести: низкий уровень использова­ния производственного потенциала (имеющихся возможностей и трудовых ресурсов); усилившийся дисбаланс между секторами экономики; ограниченные возможности поддержания стабилиза­ции в регионе; сокращение качественного потенциала для техни­ческого обновления производства выпускаемой продукции, в том числе кадрового потенциала; перераспределение финансовых ре­сурсов; диспропорции в финансовой сфере, устойчивые финан­совые дефициты в реальном секторе и у государства.

В связи с этим значительно возросли требования к планиро­ванию, организации и контролю в системе регионального управ­ления. Опыт ряда регионов, как указывают Н. В. Федоров, Л. П. Кураков в своей монографии «Прогнозирование социаль-


но-экономического развития регионов Российской Федерации»1, что большинство проблем социально-экономического развития республики порождено слабостью системы контроля со стороны как государственных органов власти, так и общественных инсти­тутов.

Основными управленческими проблемами в регионе являют­ся: неэффективность работы контролирующих органов республи­ки; несоблюдение сроков исполнения документов министерства­ми и ведомствами республики; невыполнение разработанных и утвержденных региональных программ; неудовлетворительное положение с соблюдением законов и др.

В сложившихся условиях региональные органы власти долж­ны стремиться к созданию стройной системы управления регио­ном с четким разделением труда и взаимодействием ступеней создаваемой системы управления при наличии партнерства субъ­ектов по вертикали и горизонтали. В отношении регионального управления необходимо отметить, что в России никогда ранее региональные органы власти не разрешали практически и в таких объемах вопросы экономики, бюджета, социальные вопросы, то­пливно-энергетические проблемы и др.

Управленческая нагрузка на региональные органы власти в ближайшие годы еще более увеличится. Это связано прежде все­го с тем, что происходит процесс смещения реального центра тя­жести экономического реформирования на региональный уро­вень.

И здесь следует отметить возрастающую роль прогнозирования и программирования регионального развития, когда при разра­ботке общероссийских прогнозов выделяется региональный ас­пект, что в конечном итоге позволяет субъектам РФ иметь необхо­димые ориентиры, определять основные тенденции, примерные количественно-качественные параметры социально-экономиче­ского развития региона. Однако при разработке краткосрочных и долгосрочных прогнозов должны отражаться не только вопросы совершенствования региональной экономической, но и регио­нальной социальной политики, в том числе политики и в сфере занятости, обеспечения экологической безопасности, в области международных отношений, связей субъектов РФ, повышения уровня жизни населения.

Усложнение регионального управления связано также с тем, что основными формами прямого участия государства в регули­ровании регионального развития являются государственные ре-

1 М.: Пресс-сервис, 1998. С. 398.



Заключение


 


гиональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и инвестици­онных проектов. Вместе с тем государство в современной слож­ной финансовой и экономической ситуации не может взять на себя прямой контроль за всеми аспектами развития регионов, что требует переноса части управленческих функций на регио­нальное управление. Это в значительной мере связано с тем, что одним из источников функционирования региональных про­грамм должны стать собственные средства регионов и привле­ченные средства отечественных и иностранных инвесторов.

Таким образом, в современных условиях государственное ре­гулирование регионального развития должно осуществляться на различных уровнях управления — федеральном, межрегиональ­ном, региональном и местном, а это требует как развития теории регионального управления, так и подготовки кадров, которые способны реализовывать управленческие решения с наибольшей эффективностью для регионов.

S


Глоссарий

Акватория — ограниченная часть водной поверхности Земли.

Анализ риска — научный метод прогнозирования опасностей, сложные процессы разработки стратегии безопасного развития общества, региона, предприятия.

Анклав — обособленный участок территории, который по от­ношению к окружающей его территории отличается специфиче­скими условиями (например, свободные или оффшорные эконо­мические зоны).

Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Аудит системы управления охраной окружающей среды — систе­матический документально оформленный процесс проверки объ­ективно получаемых и оцениваемых данных для определения со­ответствия (или несоответствия) системы управления окружаю­щей средой критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также сообщение руководству результа­тов, полученных в ходе этого процесса.

Аудит экологический — см. Экологический аудит.

Аэротория — часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной частью территории или акватории.

Безопасность экологическая — 1) способность противостоять угрозам жизни, здоровью, благополучию, основным правам чело­века, источникам жизнеобеспечения, ресурсам, социальному по­рядку; 2) состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздейст­вия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, их последствий.

Воздействие на окружающую среду — любое отрицательное или положительное изменение окружающей среды, полностью или частично являющейся результатом деятельности организации, изготовления продукции или оказания услуг.

Глобальная экология — совокупность экологических процес­сов и современных тенденций развития биосферы на глобальном уровне, а также взаимосвязей с экономикой стран, имеющих раз-



Глоссарий


Глоссарий



 


личное социальное устройство и различный уровень развития. Ориентирована на урегулирование взаимоотношений человечест­ва как биологического вида с окружающей средой с целью ее со­хранения в пределах всей биосферы.

Государственное регулирование АПК — экономическое воздей­ствие государства на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственного сырья и агропромышленной продукции, а также на производственно-техническое обслуживание и матери­ально-техническое обеспечение товаропроизводителей.

Еврорегион — регион, включающий в себя территории сопре­дельных европейских государств.

Зона оффшорная — см. Оффшорная зона.

Зона свободного предпринимательства (ЗСП) — локальная тер­ритория, в пределах которой устанавливается льготный режим для предпринимателей в целях активизации экономической дея­тельности, уменьшения безработицы, увеличения доходов насе­ления.

Зона свободного предпринимательства региональная (локальная зона)зона свободного предпринимательства, создаваемая орга­нами законодательной и исполнительной власти заинтересован­ного субъекта (региона) РФ на ограниченном участке данного субъекта РФ.

Зона свободной торговли (ЗСТ) — определенная зона, которая специализируется на операциях по приему, складированию и об­работке импортных товаров (упаковка, маркировка, контроль ка­чества, доработка и т. п.) для их сбыта на внутреннем рынке.

Зона технико-внедренческая — см. Технико-внедренческая зона.

Зона экономического развития (ЗЭР) — участок или участки территории региона, на которых действует льготное налогообло­жение хозяйственной деятельности лиц — резидентов зоны, на­правленной на реализацию планов развития зоны.

Зона экспортного производства —свободная таможенная зона производственного типа, участники которой вывозят за пределы территории РФ более 50% товаров собственного производства, относящихся к продукции отраслей обрабатывающей промыш­ленности и отвечающих критериям происхождения товаров с тер­ритории указанной зоны. Иными словами — это зона, охваты­вающая ограниченный участок таможенной территории России, в пределах которой вводится льготный (по сравнению с общим) ре­жим хозяйственной деятельности для предприятий, вывозящих за пределы страны продукцию собственного производства, к кото­рой относятся товары, в конечной стоимости которых величина


стоимости, добавленной на территории зоны, составляет опреде­ленный размер.

Качество окружающей природной среды региона — совокуп­ность показателей, характеризующих состояние окружающей среды (атмосферный воздух, вода, почва).

Комплексность хозяйства региона — сбалансированное, про­порциональное, согласованное развитие производительных сил региона. Эффект комплексности складывается из эффекта агло­мерации, проистекающего из концентрации нескольких пред­приятий в одном пункте, эффекта межотраслевого сочетания, со­циально-экономического эффекта, связанного с концентрацией населения. Комплексность регионального хозяйства подразуме­вает такую взаимосвязь между его элементами, когда эффектив­но выполняется основная народнохозяйственная функция — специализация региона, не наблюдается существенных внутри­региональных диспропорций и сохраняется способность регио­на осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводст­во на основе имеющихся ресурсов. Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть доля продукции внутрире­гионального производства, потребляемая в регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов.

Компоненты природной среды — земля, недра, почва, поверх­ностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, иные организмы, а также озоновый слой атмо­сферы и околоземное космическое пространство, обеспечиваю­щие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Конкурсные торги — способ выдачи заказов на поставку това­ров, закупки услуг или сдачу подрядов на производство конкрет­ных работ по заранее объявленным в специальном документе ус­ловиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участни­ков торгов с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для их организатора.

Контроль состояния природной среды — совокупность меро­приятий по проверке соответствия показателей ее качества уста­новленным нормам и требованиям.

Концепция системы регионального маркетинга — концепция ориентации любой деятельности в регионе на эффективное удов­летворение потребностей потребителей.

Локальная зона свободного предпринимательства — см. Зона свободного предпринимательства региональная.



Глоссарий


Глоссарий



 


Локальная СЭЗ — участок (или участки) территории, в преде­лах которого (которых) применяется специальный режим стиму­лирования хозяйственной деятельности.

Локальная социально-жилищная СЭЗлокальная СЭЗ, пред­назначенная для создания жилищных комплексов, строительства зданий, улучшения качества жилья и направленная на решение жилищной проблемы региона (зоны).

Локальная СЭЗ экспортного и/или импортозамещающего произ­водствалокальная СЭЗ, ориентированная преимущественно на выпуск товаров потребительского или производственного назна­чения, конкурентоспособных на мировом и внешних рынках и предназначенных как на экспорт, так и для внутреннего рынка.

Локальные торгово-выставочные СЭЗлокальные СЭЗ, пред­назначенные для активизации внешнеэкономических и межре­гиональных связей региона (зоны).

Локальные туристско-рекреационные СЭЗ — локальные СЭЗ, предназначенные для развития курортно-туристической инфра­структуры на территории региона (зоны).

Маркетинг — систематизированный процесс, направленный на определение, прогнозирование и удовлетворение потребно­стей клиентов и при этом ориентированный на получение при­были.

Маркетинговая информационная система (МИС) — совокуп­ность процедур и методов периодического проведения планового анализа и представление информации для принятия маркетинго­вых решений. Включает систему управления маркетингом, систе­му маркетинговой информации, систему обеспечения.

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) — комплексная система наблюдений, оценки и прогноза наблюде­ний за состоянием окружающей среды под воздействием природ­ных и антропогенных факторов.

Мониторинг окружающей среды региона — долгосрочные на­блюдения за состоянием окружающей природной среды, ее за­грязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния природной среды и ее загряз­нения.

Общая экология — учение об основных закономерностях и принципах взаимодействия биотической и абиотической компо­нент экосистем. Изучает законы формирования структуры, функ­ционирования, эволюции экосистем на основе анализа целост­ных свойств экосистемы, таких как продуктивность, круговорот вещества и энергии, устойчивость.


Окружающая природная сфера — это естественная сфера оби­тания и деятельности человека и других животных организмов, включающая литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу и околоземное космическое пространство.

Окружающая среда (природная среда) — совокупность компо­нентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов: воздух, вода, земля, природные ресурсы, флора, фауна, человек и их взаимодействие.

Оффшорная зона — зона, где иностранные компании свобод­но регистрируются (основная деятельность их происходит в дру­гих странах). При этом они подчиняются местному законода­тельству.

Охрана окружающей среды — деятельность различных органов и лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природ­ных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйст­венной и иной деятельности на окружающую среду и ликвида­цию ее последствий.

Охрана окружающей среды региона — система государствен­ных, региональных, общественных и других мер, направленных на сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов и улучшение состояния природной среды.

Периферия — «остальная» часть пространства, дополняющая центр, ядро региона.

Предотвращение загрязнения — использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые по­зволяют избежать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и могут включать вторичное использование ресурсов, изме­нение процесса, механизм управления, эффективное использова­ние ресурсов и замену материалов.

Предпринимательская зона (ПЗ) — территория в депрессивных районах, созданная для проведения политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса путем предоставления предпринимателям (мелким и средним) большой свободы дея­тельности и значительных финансовых льгот.

Природная среда — см. Окружающая среда.

Природно-антропогенный объект — природный объект, изме­ненный в результате хозяйственной и иной деятельности, или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природ­ного объекта и имеющий рекреационное и защитное значения.

Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных со­стояниях объекта, региона в будущем, об альтернативных путях и сферах его осуществления.



Глоссарий


Глоссарий



 


Регион — 1) под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, глав­ным образом, характерной направленностью развития произво­дительных сил на основе сочетания комплекса природных ре­сурсов с соответствующей сложившейся и перспективной мате­риально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой; 2) определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некото­рой целостностью составляющих ее элементов; 3) часть террито­рии Российской Федерации, обладающая общностью природ­ных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Россий­ской Федерации.

Регион мира — территория, имеющая наднациональные ин­ституты координации и/или управления (регион ЕС, регион СНГ, АТЭС).

Регион однородный (гомогенный) — регион, не имеющий боль­ших внутренних различий по существенным критериям (природ­ные условия, плотность населения, доходы на душу населения и т. п.)

Регион узловой — см. Узловой регион.

Региональная политика — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, экологическим и социальным развитием страны в региональном аспекте.

Региональный маркетинг (РМ) — идея, философия, требующая ориентации на потребности целевых групп покупателей услуг территории.

Региональный рынок — территориальная организация сферы обращения, где происходит согласование интересов и взаимодей­ствие субъектов региональной экономики, а также созданы усло­вия для кругооборота материально-сырьевых, товарных, трудо­вых, инвестиционных и информационных ресурсов.

Резидент зоны экономического развития — российское или иностранное юридическое лицо, заключившее в соответствии с действующим законодательством договор с администрацией ре­гиона о ведении хозяйственной деятельности на территории зо­ны, направленной на реализацию планов ее развития.

Резидент локальной СЭЗ — юридическое лицо любой органи­зационно-правовой формы и любой формы собственности либо физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятель-


ностью без образования юридического лица; зарегистрированное в установленном порядке на территории зоны; осуществляющее хозяйственную деятельность на территории данной зоны; побе­дившее в конкурсе инициативных заявок на создание локальных СЭЗ; заключившее с администрацией региона (города, области, республики) договор о ведении хозяйственной деятельности на территории локальной СЭЗ.

Риск экологический — см. Экологический риск.

Свободная таможенная зона — зона, охватывающая ограничен­ный участок таможенной территории страны, в пределах которой вводится льготный (по сравнению с общим) режим внешнеэко­номической деятельности путем применения таможенных нало­говых и других льгот.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) — особая территория, которая предназначена служить местом вложения прямых ино­странных инвестиций.

Свободный порт — территория порта, предназначенная для беспошлинного складирования товаров на период поиска поку­пателей для развития в первую очередь внутреннего рынка, а за­тем для содействия выхода и на внешний рынок.

Система управления окружающей средой — часть общей систе­мы административного управления, которая включает организа­ционную культуру, планирование, ответственность, методы, про­цедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, вне­дрения, реализации, анализа результатов и поддержания экологической политики.

Система управления регионом — совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятель­ность, направленную на достижение цели управления.

Специализация — сосредоточение на данной территории про­изводства тех товаров и услуг, для которых именно здесь имеют­ся благоприятные природные и социально-экономические усло­вия, важнейший признак региона. Специализация позволяет оп­ределить место региона в хозяйственном комплексе страны по ряду экономических показателей.

Структура службы маркетинга — состав звеньев и ступеней управления маркетингом, их соподчиненность и взаимосвязь.

Территория — ограниченная часть твердой поверхности Земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками.

Технико-внедренческая зона — разновидность специальных зон, которая отличается высокой концентрацией исследователь-



Глоссарий


Глоссарий



 


ских, проектных, научно-производственных фирм на компакт­ной территории.

Узловой регион — регион, имеющий один или несколько узлов (центров), которые связывают остальную часть пространства.

Управляемость — важный признак целостности региона, пред­полагает наличие определенных структур управления, сознатель­но воздействующих на процессы, протекающие в регионе. К ним относятся органы по территориальному планированию, статисти­ке, финансам, административному управлению и др.

Целевая комплексная программа создания локальной СЭЗ — на­бор взаимосвязанных по срокам и ресурсам мероприятий, на­правленных на достижение поставленной цели (целей) развития этой зоны.

Целевая программа развития СЭЗ — согласованный и увязан­ный между собой по ресурсам, исполнителям и срокам проведе­ния комплекс разнообразных мероприятий, реализуемый при поддержке государства для достижения целей создания и функ­ционирования СЭЗ.

Целостность региона — рациональное использование террито­риальных ресурсов, пропорциональное сочетание различных от­раслей, формирование устойчивых внутри межрайонных произ­водственно-технических и технологических связей. В пределах региона, как правило, в определенной степени завершаются все фазы воспроизводства, возникают особые региональные формы проявления экономических отношений, появляются на этой ос­нове специфические по отношению к хозяйству всей страны и общие для населения региона цели и интересы. Социальный ас­пект целостности подразумевает наличие особого сообщества людей с определенным образом жизни, традициями и т. д.

Центр — объект (группа объектов), который по отношению к остальному пространству выполняет какую-то важную функцию (административную, финансовую и т. п.).

Экологическая безопасность — см. Безопасность экологическая.

Экологическая экспертиза — мероприятия, направленные на предупреждение негативных последствий хозяйственной деятель­ности, проверка соответствия намечаемой деятельности требова­ниям экологической безопасности общества и рационального ис­пользования природных ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.