КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вредные и токсичные отходы 2 страница
6. Данилов-Данильян В. И. и др. Окружающая среда между про 7. Игнатов В. Г., Кокин А. В. Природоресурсное управление экологической безопасностью. Ростов н/Д: Изд-во РКИ, 1997. 8. Лосев К. С. и др. Проблемы экологии в России. М.: Федеральный экологический фонд, 1993. 9. Лукин Ю. Ф. История, Экология, Экономика в меняющейся России: взгляд из Архангельска. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2001.
10. Никоноров А. М., Хоружая Т. А. Экология: Учеб. М., 2000. 11. Павлова Е. И., Буралев Ю. В. Экология транспорта. М.: Транспорт, 1998. 12. Протасова В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды. М.: ВНИИС, 1997. 13. Сборник материалов по управлению окружающей средой. М.: ВНИИС, 1998. 14. Серов Г. П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. М.: Осень-89, 1998. 15. Хоружая Т. А. Методы оценки экологической безопасности. М.: Экспертное бюро, 1998. 16. Экология и безопасность жизнедеятельности. М.: 17. Экология, охрана природы, экологическая безопасность. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 18. Экологический энциклопедический словарь. М.: Ноосфера, 1999. 19. Нормативно-правовые документы: Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. Федеральный закон «О рациональной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ. Ш! М чШ"!*5П,ф. ''- ««4Mi«".<^r»' Заключение
*Ш»?! ** W~ • - f;M У»-Ц';/ч] ■>«-; Заключение Разработка и реализация концепции социально-экономического развития региона дает возможность стабилизировать экономику любого российского региона и создает условия для устойчивого ее роста в долгосрочной перспективе. При этом опыт ряда регионов показывает, что на стадии разработки такой концепции основополагающими должны быть: • реальная оценка экономической ситуации и характера сложившихся тенденций; • определение необходимости и принципов построения программы регионального развития, ее целей и приоритетов на среднесрочную перспективу; • установление в среднесрочной перспективе важнейших этапов реализации курса развития региона; • согласование мер, включенных в концепцию, с другими элементами социально-экономической политики региона; • устойчивое, гибкое и надежное управление регионом, которое должно внедряться в общественное сознание, в региональные законы, постановления, приказы, в повседневную практику органов регионального управления и в конечном итоге в реальную жизнь регионов. В современных условиях региональное управление должно учитывать основные особенности региональных экономических систем, к которым можно отнести: низкий уровень использования производственного потенциала (имеющихся возможностей и трудовых ресурсов); усилившийся дисбаланс между секторами экономики; ограниченные возможности поддержания стабилизации в регионе; сокращение качественного потенциала для технического обновления производства выпускаемой продукции, в том числе кадрового потенциала; перераспределение финансовых ресурсов; диспропорции в финансовой сфере, устойчивые финансовые дефициты в реальном секторе и у государства.
В связи с этим значительно возросли требования к планированию, организации и контролю в системе регионального управления. Опыт ряда регионов, как указывают Н. В. Федоров, Л. П. Кураков в своей монографии «Прогнозирование социаль- но-экономического развития регионов Российской Федерации»1, что большинство проблем социально-экономического развития республики порождено слабостью системы контроля со стороны как государственных органов власти, так и общественных институтов. Основными управленческими проблемами в регионе являются: неэффективность работы контролирующих органов республики; несоблюдение сроков исполнения документов министерствами и ведомствами республики; невыполнение разработанных и утвержденных региональных программ; неудовлетворительное положение с соблюдением законов и др. В сложившихся условиях региональные органы власти должны стремиться к созданию стройной системы управления регионом с четким разделением труда и взаимодействием ступеней создаваемой системы управления при наличии партнерства субъектов по вертикали и горизонтали. В отношении регионального управления необходимо отметить, что в России никогда ранее региональные органы власти не разрешали практически и в таких объемах вопросы экономики, бюджета, социальные вопросы, топливно-энергетические проблемы и др. Управленческая нагрузка на региональные органы власти в ближайшие годы еще более увеличится. Это связано прежде всего с тем, что происходит процесс смещения реального центра тяжести экономического реформирования на региональный уровень. И здесь следует отметить возрастающую роль прогнозирования и программирования регионального развития, когда при разработке общероссийских прогнозов выделяется региональный аспект, что в конечном итоге позволяет субъектам РФ иметь необходимые ориентиры, определять основные тенденции, примерные количественно-качественные параметры социально-экономического развития региона. Однако при разработке краткосрочных и долгосрочных прогнозов должны отражаться не только вопросы совершенствования региональной экономической, но и региональной социальной политики, в том числе политики и в сфере занятости, обеспечения экологической безопасности, в области международных отношений, связей субъектов РФ, повышения уровня жизни населения.
Усложнение регионального управления связано также с тем, что основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития являются государственные ре- 1 М.: Пресс-сервис, 1998. С. 398. Заключение
гиональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и инвестиционных проектов. Вместе с тем государство в современной сложной финансовой и экономической ситуации не может взять на себя прямой контроль за всеми аспектами развития регионов, что требует переноса части управленческих функций на региональное управление. Это в значительной мере связано с тем, что одним из источников функционирования региональных программ должны стать собственные средства регионов и привлеченные средства отечественных и иностранных инвесторов. Таким образом, в современных условиях государственное регулирование регионального развития должно осуществляться на различных уровнях управления — федеральном, межрегиональном, региональном и местном, а это требует как развития теории регионального управления, так и подготовки кадров, которые способны реализовывать управленческие решения с наибольшей эффективностью для регионов. S Глоссарий Акватория — ограниченная часть водной поверхности Земли. Анализ риска — научный метод прогнозирования опасностей, сложные процессы разработки стратегии безопасного развития общества, региона, предприятия. Анклав — обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (например, свободные или оффшорные экономические зоны). Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Аудит системы управления охраной окружающей среды — систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия (или несоответствия) системы управления окружающей средой критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также сообщение руководству результатов, полученных в ходе этого процесса.
Аудит экологический — см. Экологический аудит. Аэротория — часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной частью территории или акватории. Безопасность экологическая — 1) способность противостоять угрозам жизни, здоровью, благополучию, основным правам человека, источникам жизнеобеспечения, ресурсам, социальному порядку; 2) состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, их последствий. Воздействие на окружающую среду — любое отрицательное или положительное изменение окружающей среды, полностью или частично являющейся результатом деятельности организации, изготовления продукции или оказания услуг. Глобальная экология — совокупность экологических процессов и современных тенденций развития биосферы на глобальном уровне, а также взаимосвязей с экономикой стран, имеющих раз- Глоссарий Глоссарий
личное социальное устройство и различный уровень развития. Ориентирована на урегулирование взаимоотношений человечества как биологического вида с окружающей средой с целью ее сохранения в пределах всей биосферы. Государственное регулирование АПК — экономическое воздействие государства на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственного сырья и агропромышленной продукции, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение товаропроизводителей. Еврорегион — регион, включающий в себя территории сопредельных европейских государств. Зона оффшорная — см. Оффшорная зона. Зона свободного предпринимательства (ЗСП) — локальная территория, в пределах которой устанавливается льготный режим для предпринимателей в целях активизации экономической деятельности, уменьшения безработицы, увеличения доходов населения. Зона свободного предпринимательства региональная (локальная зона) — зона свободного предпринимательства, создаваемая органами законодательной и исполнительной власти заинтересованного субъекта (региона) РФ на ограниченном участке данного субъекта РФ. Зона свободной торговли (ЗСТ) — определенная зона, которая специализируется на операциях по приему, складированию и обработке импортных товаров (упаковка, маркировка, контроль качества, доработка и т. п.) для их сбыта на внутреннем рынке. Зона технико-внедренческая — см. Технико-внедренческая зона. Зона экономического развития (ЗЭР) — участок или участки территории региона, на которых действует льготное налогообложение хозяйственной деятельности лиц — резидентов зоны, направленной на реализацию планов развития зоны. Зона экспортного производства —свободная таможенная зона производственного типа, участники которой вывозят за пределы территории РФ более 50% товаров собственного производства, относящихся к продукции отраслей обрабатывающей промышленности и отвечающих критериям происхождения товаров с территории указанной зоны. Иными словами — это зона, охватывающая ограниченный участок таможенной территории России, в пределах которой вводится льготный (по сравнению с общим) режим хозяйственной деятельности для предприятий, вывозящих за пределы страны продукцию собственного производства, к которой относятся товары, в конечной стоимости которых величина стоимости, добавленной на территории зоны, составляет определенный размер. Качество окружающей природной среды региона — совокупность показателей, характеризующих состояние окружающей среды (атмосферный воздух, вода, почва). Комплексность хозяйства региона — сбалансированное, пропорциональное, согласованное развитие производительных сил региона. Эффект комплексности складывается из эффекта агломерации, проистекающего из концентрации нескольких предприятий в одном пункте, эффекта межотраслевого сочетания, социально-экономического эффекта, связанного с концентрацией населения. Комплексность регионального хозяйства подразумевает такую взаимосвязь между его элементами, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция — специализация региона, не наблюдается существенных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов. Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть доля продукции внутрирегионального производства, потребляемая в регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Компоненты природной среды — земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Конкурсные торги — способ выдачи заказов на поставку товаров, закупки услуг или сдачу подрядов на производство конкретных работ по заранее объявленным в специальном документе условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участников торгов с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для их организатора. Контроль состояния природной среды — совокупность мероприятий по проверке соответствия показателей ее качества установленным нормам и требованиям. Концепция системы регионального маркетинга — концепция ориентации любой деятельности в регионе на эффективное удовлетворение потребностей потребителей. Локальная зона свободного предпринимательства — см. Зона свободного предпринимательства региональная. Глоссарий Глоссарий
Локальная СЭЗ — участок (или участки) территории, в пределах которого (которых) применяется специальный режим стимулирования хозяйственной деятельности. Локальная социально-жилищная СЭЗ — локальная СЭЗ, предназначенная для создания жилищных комплексов, строительства зданий, улучшения качества жилья и направленная на решение жилищной проблемы региона (зоны). Локальная СЭЗ экспортного и/или импортозамещающего производства — локальная СЭЗ, ориентированная преимущественно на выпуск товаров потребительского или производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внешних рынках и предназначенных как на экспорт, так и для внутреннего рынка. Локальные торгово-выставочные СЭЗ — локальные СЭЗ, предназначенные для активизации внешнеэкономических и межрегиональных связей региона (зоны). Локальные туристско-рекреационные СЭЗ — локальные СЭЗ, предназначенные для развития курортно-туристической инфраструктуры на территории региона (зоны). Маркетинг — систематизированный процесс, направленный на определение, прогнозирование и удовлетворение потребностей клиентов и при этом ориентированный на получение прибыли. Маркетинговая информационная система (МИС) — совокупность процедур и методов периодического проведения планового анализа и представление информации для принятия маркетинговых решений. Включает систему управления маркетингом, систему маркетинговой информации, систему обеспечения. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) — комплексная система наблюдений, оценки и прогноза наблюдений за состоянием окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Мониторинг окружающей среды региона — долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения. Общая экология — учение об основных закономерностях и принципах взаимодействия биотической и абиотической компонент экосистем. Изучает законы формирования структуры, функционирования, эволюции экосистем на основе анализа целостных свойств экосистемы, таких как продуктивность, круговорот вещества и энергии, устойчивость. Окружающая природная сфера — это естественная сфера обитания и деятельности человека и других животных организмов, включающая литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу и околоземное космическое пространство. Окружающая среда (природная среда) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов: воздух, вода, земля, природные ресурсы, флора, фауна, человек и их взаимодействие. Оффшорная зона — зона, где иностранные компании свободно регистрируются (основная деятельность их происходит в других странах). При этом они подчиняются местному законодательству. Охрана окружающей среды — деятельность различных органов и лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Охрана окружающей среды региона — система государственных, региональных, общественных и других мер, направленных на сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов и улучшение состояния природной среды. Периферия — «остальная» часть пространства, дополняющая центр, ядро региона. Предотвращение загрязнения — использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избежать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и могут включать вторичное использование ресурсов, изменение процесса, механизм управления, эффективное использование ресурсов и замену материалов. Предпринимательская зона (ПЗ) — территория в депрессивных районах, созданная для проведения политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса путем предоставления предпринимателям (мелким и средним) большой свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Природная среда — см. Окружающая среда. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значения. Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта, региона в будущем, об альтернативных путях и сферах его осуществления. Глоссарий Глоссарий
Регион — 1) под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой; 2) определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов; 3) часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации. Регион мира — территория, имеющая наднациональные институты координации и/или управления (регион ЕС, регион СНГ, АТЭС). Регион однородный (гомогенный) — регион, не имеющий больших внутренних различий по существенным критериям (природные условия, плотность населения, доходы на душу населения и т. п.) Регион узловой — см. Узловой регион. Региональная политика — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, экологическим и социальным развитием страны в региональном аспекте. Региональный маркетинг (РМ) — идея, философия, требующая ориентации на потребности целевых групп покупателей услуг территории. Региональный рынок — территориальная организация сферы обращения, где происходит согласование интересов и взаимодействие субъектов региональной экономики, а также созданы условия для кругооборота материально-сырьевых, товарных, трудовых, инвестиционных и информационных ресурсов. Резидент зоны экономического развития — российское или иностранное юридическое лицо, заключившее в соответствии с действующим законодательством договор с администрацией региона о ведении хозяйственной деятельности на территории зоны, направленной на реализацию планов ее развития. Резидент локальной СЭЗ — юридическое лицо любой организационно-правовой формы и любой формы собственности либо физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятель- ностью без образования юридического лица; зарегистрированное в установленном порядке на территории зоны; осуществляющее хозяйственную деятельность на территории данной зоны; победившее в конкурсе инициативных заявок на создание локальных СЭЗ; заключившее с администрацией региона (города, области, республики) договор о ведении хозяйственной деятельности на территории локальной СЭЗ. Риск экологический — см. Экологический риск. Свободная таможенная зона — зона, охватывающая ограниченный участок таможенной территории страны, в пределах которой вводится льготный (по сравнению с общим) режим внешнеэкономической деятельности путем применения таможенных налоговых и других льгот. Свободная экономическая зона (СЭЗ) — особая территория, которая предназначена служить местом вложения прямых иностранных инвестиций. Свободный порт — территория порта, предназначенная для беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей для развития в первую очередь внутреннего рынка, а затем для содействия выхода и на внешний рынок. Система управления окружающей средой — часть общей системы административного управления, которая включает организационную культуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа результатов и поддержания экологической политики. Система управления регионом — совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели управления. Специализация — сосредоточение на данной территории производства тех товаров и услуг, для которых именно здесь имеются благоприятные природные и социально-экономические условия, важнейший признак региона. Специализация позволяет определить место региона в хозяйственном комплексе страны по ряду экономических показателей. Структура службы маркетинга — состав звеньев и ступеней управления маркетингом, их соподчиненность и взаимосвязь. Территория — ограниченная часть твердой поверхности Земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Технико-внедренческая зона — разновидность специальных зон, которая отличается высокой концентрацией исследователь- Глоссарий Глоссарий
ских, проектных, научно-производственных фирм на компактной территории. Узловой регион — регион, имеющий один или несколько узлов (центров), которые связывают остальную часть пространства. Управляемость — важный признак целостности региона, предполагает наличие определенных структур управления, сознательно воздействующих на процессы, протекающие в регионе. К ним относятся органы по территориальному планированию, статистике, финансам, административному управлению и др. Целевая комплексная программа создания локальной СЭЗ — набор взаимосвязанных по срокам и ресурсам мероприятий, направленных на достижение поставленной цели (целей) развития этой зоны. Целевая программа развития СЭЗ — согласованный и увязанный между собой по ресурсам, исполнителям и срокам проведения комплекс разнообразных мероприятий, реализуемый при поддержке государства для достижения целей создания и функционирования СЭЗ. Целостность региона — рациональное использование территориальных ресурсов, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутри межрайонных производственно-технических и технологических связей. В пределах региона, как правило, в определенной степени завершаются все фазы воспроизводства, возникают особые региональные формы проявления экономических отношений, появляются на этой основе специфические по отношению к хозяйству всей страны и общие для населения региона цели и интересы. Социальный аспект целостности подразумевает наличие особого сообщества людей с определенным образом жизни, традициями и т. д. Центр — объект (группа объектов), который по отношению к остальному пространству выполняет какую-то важную функцию (административную, финансовую и т. п.). Экологическая безопасность — см. Безопасность экологическая. Экологическая экспертиза — мероприятия, направленные на предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |