Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория антикризисного управления предприятием 1 страница




Теория антикризисного управления предприятием

Маслюкова Екатерина Александровна

Юткина Ольга Владимировна

Минаева Елена Вячеславовна

Тематический план, рабочая программа, темы контрольных работ и методические указания по их выполнению

для студентов 2 и 4 курсов, специальности 080503

всех форм обучения

 

Подписано к печати:

Тираж:

Заказ №

 

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом вуза

в качестве учебного издания

 

 

БРЯНСК

ИЗДАТЕЛЬСТВО БГТУ

ББК 65.052

Романов В.Н. Теория антикризисного управления предприятием: учебно- метод. пособие / В.Н.Романов.– Брянск: БГТУ, 2008. –176 с.

 

 

ISBN 5-89838-294-1

 

 

Излагаются основные вопросы теории антикризисного управления предприятием, ориентирующие читателя на приобретение теоретических и практических знаний по предупреждению кризисных ситуаций на предприятии или устраняющие их причины.

Предназначено для студентов специальности 080503 «Антикризисное управление» всех форм обучения, а также может быть полезным аспирантам и преподавателям экономических специальностей вузов, слушателям курсов повышение квалификации, специалистам-практикам по антикризисному управлению и всем заинтересованным лицам.

 

 

Научный редактор В.М. Панченко к.т.н.,

зав. кафедрой «Экономика, организация производства, управление» БГТУ

 

 

Редактор Т.И. Королева

Компьютерный набор

 

 

Темплан 2007 г., п. 22

Подписано в печать 17.10.07 Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ. л. 10,29 Уч.-изд. л. 10,29 Тираж 140 экз. Заказ

 

Брянский государственный технический университет

241035, г. Брянск, Бульвар 50-летия Октября, 7, БГТУ, тел. 58-82-49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ г. Брянск, ул. Институтская, 1

ISBN 5-89838-294-1 Ó Брянский государственный

технический университет, 2007

 

Оглавление

 

Предисловие……………………………………………………………..

Введение………………………………………………………………….

 

ГЛАВА 1. Неплатежеспособность и банкротство предприятий

как предмет антикризисного управления………………….

 

1.1. Сущность неплатежеспособности и

банкротства предприятий………………………………….

1.2. Общие и специфические причины

неплатежеспособности и банкротства предприятий……..

1.3. Характеристика глубины банкротства……………………

1.4. Условия обеспечение платежеспособности

предприятий…………………………………………………

 

ГЛАВА 2. Основные черты антикризисного управления…………

 

2.1. Понятие антикризисного управления и его механизм…….

2.2. Управляемые и неуправляемые процессы.

Процесс антикризисного развития…………………………

2.3. Возможность, необходимость и

проблематика антикризисного развития…………………..

2.4. Признаки и особенности антикризисного управления……

2.5. Эффективность антикризисного управления………………

 

ГЛАВА 3. Государственное антикризисное регулирование…………..

 

3.1. Содержание государственного

антикризисного регулирования и его

институциональные механизмы…………………………

3.2. Виды государственного

антикризисного регулирования…………………………….

 

ГЛАВА 4. Диагностика состояния предприятия……………………

 

1.1. Взаимосвязь конкурентоспособности предприятия

и банкротства. Оценка конкурентоспособности…………………

1.2. Понятие и содержание диагностики

состояния предприятия…………………………………….

1.3. Основные варианты аналитической работы

на предприятии и этапы

диагностики кризиса……………………………..

1.4. Основные методы диагностирования банкротства………

1.5. Антикризисное управление на различных стадиях

жизненного цикла предприятия…………………………

 

ГЛАВА 5. Разработка стратегии по выводу

неплатежеспособного предприятия

из состояния кризиса…………………………………….

 

5.1. Предварительный выбор вариантов

финансового оздоровления предприятия.

Учет в стратегии финансовых трудностей

на разных стадиях банкротства……………………………

5.2. Понятие стратегических целей финансового

оздоровления предприятия

и принципы их формирования…………………………….

5.3. Комплексный характер разработки стратегии

финансового оздоровления.

Достигнутая финансовая позиция предприятия

как основа разработки стратегии………………………..

5.4. Структура и содержание плана

оздоровления неплатежеспособного предприятия……….

 

ГЛАВА 6. Формирование маркетинговой стратегии

в антикризисном управлении………………………….

 

6.1. Цели, функции, объекты и средства маркетинга

в антикризисном управлении…………………..

6.2. Направление формирования маркетинговой стратегии

в антикризисном управлении………………………………..

6.3. Классификация маркетинговых стратегий………………

6.4. Планирование ассортимента продукции,

ее товародвижение, сбыта, цен………………………….

6.5. Комплекс маркетинга в бизнес-плане

финансового оздоровления предприятия……………….

 

ГЛАВА 7. Финансовая политика в антикризисном управлении……..

 

7.1. Финансовая политика и основные принципы

ее формирования……………………………………………

7.2. Управление денежными потоками

7.3. Управление дебиторской и кредиторской задолженности………

7.4. Налоговое планирование в антикризисном управлении……

 

ГЛАВА 8. Антикризисная инвестиционная политика……………….

 

8.1. Инвестиции в антикризисном управлении………………..

8.2. Источники финансирования инвестиций………………….

8.3. Методы оценки инвестиционных проектов

 

ГЛАВА 9. Организационно-производственный менеджмент………..

 

9.1. Элементы (блоки) антикризисного

организационно-производственного менеджмента.

Организационные механизмы оздоровления………….

9.2. Научно-техническая политика в рамках

антикризисного управления производством……………

9.3. Реструктуризация ресурсов кризисного предприятия………

9.4. Оперативное управление как важнейший фактор

преодоления кризиса предприятия………………..

 

ГЛАВА 10. Основные направления политики управления

персоналом в условиях кризиса…………………………

 

10.1. Общая характеристики антикризисной политики

в управлении персонала……………………………………

10.2. Задачи кадровой политики

в условиях кризиса и направление их решения………….

10.3. Социально-психологические аспекты управления

персоналом в кризисных условиях……………………………

10.4. Организационные аспекты деятельности

арбитражного управления и членов его команды…………..

 

ГЛАВА 11. Международный опыт банкротства

и санации предприятий………………………..

 

11.1. Программы вывода американской экономики из кризиса…….

11.2. Антикризисная направленность реформ Л.Эрхарда……………

11.3. Содержание деятельности по выводу из кризиса

американской корпорации «Крайслер»…………………………..

11.4. Антикризисные аспекты регулирования в странах

с развитой рыночной экономикой……………………………


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В предпринимательской деятельности любого предприятия возможны наступления кризисных ситуаций, которые приводят к негативным социально-экономическим последствиям.

Специфические особенности поведения предприятий в кризисных условиях вызывают острую необходимость разработки теоретических и практических вопросов антикризисного управления на этапе развития рыночных отношений в России. Особое значение в этих условиях приобретает необходимость актуализации подготовки специалистов по антикризисному управлению востребованных на рынке труда.

Специальность «Антикризисное управление» дает комплекс знаний в области: антикризисного управления и финансового оздоровления предприятия, антикризисного менеджмента, финансового анализа и мониторинга деятельности предприятия, его диагностики и предупреждения неплатежеспособности и несостоятельности, правовых основ исполнения процедур банкротства и арбитражного процесса.

Обязательное изучение дисциплины «Теория антикризисного управления предприятия» студентами специальности «Антикризисное управление» определено требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.

Целью предлагаемого учебного пособия является ознакомление с основами антикризисного управления в соответствии с рабочей программой дисциплины «Теория антикризисного управления предприятием» студентов дневной и заочной формы обучения специальности 080503 – «Антикризисное управление».

Актуальной является задача сформировать у читателей профессиональные компетенции современных методов антикризисного управления предприятий, адекватных рыночной экономике, способствовать восприятию ими данного управления как систему необходимых знаний, позволяющих решать проблемы преодоления кризисных ситуаций на уровне хозяйствующего субъекта.

В соответствии с рабочей программой дисциплины излагаемый материал разделен на 11 глав, в которых предпринята попытка систематизированного рассмотрения различных аспектов теоретических и практических проблем антикризисного управления предприятием. В их числе вопросы сущности неплатежеспособности и банкротства предприятий, условий обеспечения платежеспособности, диагностики состояния предприятия, государственного антикризисного регулирования, разработки стратегии по выводу предприятий из кризиса, формирование маркетинговой, инвестиционной, кадровой и финансовой политики, анализа опыта антикризисного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой.

Излагаемый материал сопровождается соответствующими поясняющими иллюстрациями, что делает более успешной самостоятельную подготовку студентов. В конце каждой главы сделаны основные выводы и для закрепления материала даются контрольные вопросы.

При составлении учебного пособия были использованы работы отечественных авторов, специалистов в области антикризисного управления. Предлагаемый список литературы следует рассматривать, прежде всего, как рекомендацию автором тех источников, где читатель может найти более подробные сведения по излагаемым вопросам.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что в этом учебном пособии сконцентрирован не только личный опыт преподавания дисциплины «Теория антикризисного управления предприятием» в Брянском государственном техническом университете, но и рекомендации Учебно-методического объединения (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации в области антикризисного управления.

В настоящее время УМО объединяет 112 российских вузов на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Автор надеется, что используя знания в области теории и практики антикризисного управления предприятием, студенты смогут использовать изложенный учебный материал для аналитических исследований при подготовке курсовых и дипломных работ, а также в научных разработках по проблемам антикризисного управления.

Замечания по учебному пособию будут с благодарностью приняты по адресу: 241035, г. Брянск, бульвар 50-летия Октября, 7, кафедра «Экономика, организация производства, управления», к.э.н., доценту Романову В.Н.


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений в России, подготовка специалистов по специальности «Антикризисное управление» является особенно востребованной для различных сфер управления и бизнеса. Выпускники данной специальности находят свое применение на предприятиях различных отраслей народного хозяйства всех организационно-правовых форм, в финансово-кредитных организациях, консалтинговых, оценочных и экспертных фирмах, саморегулируемых организациях арбитражных управляющих и целого ряда других.

Разнообразный спектр востребованности выпускников специальности «Антикризисное управление» объективно требует дальнейшего повышения качества подготовки, прежде всего через организацию обучения будущих специалистов на основе компетентностного подхода. Как известно, под компетенцией принято понимать способность применять знания, умения, личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Основной проблемой антикризисного управления на современном этапе его развития является неоднозначность трактовки его предмета, что оставляет место для целого ряда нареканий в адрес антикризисного управления. Автор настоящего учебного пособия придерживается точки зрения, что предметом антикризисного управления как теоретической дисциплины является система отношений, возникающих по поводу экономического кризиса. Она изучает условия возникновения, сущность и формы проявления, и меры по ликвидации последствий кризисов на различных уровнях хозяйствования.

Антикризисное управление является теоретической дисциплиной, составляющей основания для других экономических дисциплин – теоретические основы реструктуризации, теория и практика финансового оздоровления предприятия, антикризисное управление кредитными организациями. Овладение антикризисным управлением необходимо специалистам прикладных экономических наук, руководителям и специалистам всех отраслей хозяйства.

Подготовка специалистов в области антикризисного управления должна в наибольшей степени реализовывать принцип быстрой и качественной адаптации выпускников данной специальности к требованиям современной рыночной экономики.

Эта потребность связана с необходимостью обеспечить подготовку специалистов, умеющих не только управлять несостоятельными организациями, но предвидеть рисковые и кризисные ситуации, разрабатывать программы стабилизации и финансового оздоровления и в конечном итоге должны быть востребованными на рынке труда.

Учебное пособие адресовано не только студентам, аспирантам и преподавателям, но и практикам – специалистам по антикризисному управлению и призвано оказать помощь при изучении проблем антикризисного управления, опыта применения теоретических разработок, а также в решении практических задач управления в условиях кризисных ситуаций и банкротства организаций (предприятий).

Автор убежден, что знание основ теории антикризисного управления предприятием будет способствовать развитию навыков принятия осознанных и взвешенных решений в кризисных ситуациях и позволит успешно решать стоящие задачи перед хозяйствующими субъектами.


 

ГЛАВА 1. НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ И БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ПРЕДМЕТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Проблема платежеспособности и банкротства предприятий, не исполняющих свои обязательства, является одной из актуальных проблем рыночной экономики.

Неплатежеспособность предприятий – это такое их финансовое состояние, при котором они не могут своевременно погашать свои финансовые обязательства. Ее сущность заключается в невозможности осуществления платежей, что становится выражением финансовой несостоятельности предприятий. Если неплатежеспособность отражает частичную неспособность выполнения финансовых обязательств предприятием, то несостоятельность – общую. Поэтому неплатежеспособность является частью понятия несостоятельность. Заключительным моментом несостоятельности является процесс банкротства, необходимый для разрешения противоречий и обеспечения интересов должников и кредиторов. Экономическая несостоятельность, зафиксированная юридически, является банкротством.

 

1.1. Сущность неплатежеспособности и банкротства предприятий

 

Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить продукцию, исполнить услугу и т.д.

Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называется кредитором. Кредитор имеет право требовать от должника исполнение обязательств, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Это предусмотрено законодательством. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом.

Обязательства предприятий могут быть подразделены на следующие группы:

· обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами различных уровней, платежам в Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного страхования (ФОМС), т.е. обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия;

· обязательства перед финансово - кредитной системой. Это обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме, либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора. Сюда входят обязательства перед компаниями по страхуемым рискам;

· обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями или предпринимателями, которые возникают в результате договора;

· обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.д.

 

Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки и исполнения.

Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникновению у контрагентов (участников сделки) рисков. Чем больше рисков создает предприятие контрагентам, чем чаще и длиннее оно задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и.т.д.

Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и.т.д.

Ненадежное исполнение обязательств свидетельствует:

· о необязательности как стиле взаимодействия с партнерами, если предприятие располагает ресурсами, достаточными для выполнения имеющихся обязательств;

· о дефиците или кризисе возможностей для исполнения обязательств.

Необязательность как стиль работы влечет за собой, как правило, отказ партнеров от взаимодействия, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами, но в конечном счете партнеры или кредиторы сохраняют надежду на погашение обязательств без особого ущерба.

Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в полной мере, т.е. не нанося ущерба, удовлетворить кредиторов, способно ли оно удовлетворить одних кредиторов в ущерб другим. Важно, способно ли предприятие удовлетворить без ущерба всех кредиторов в надлежащие сроки, платежеспособно ли оно.

Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнение со сбоями и срывами вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным, или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.

Очевидно, что неплатежеспособность есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации – от эпизодической до устойчивой, переходящей в хроническую неплатежеспособность.

Неплатежеспособность – недостаточность ликвидных активов для погашения в любой момент всех краткосрочных обязательств перед кредиторами. Основной ее параметр – коэффициент текущей ликвидности, т.е. отношение текущих (оборотных) активов и текущим обязательствам предприятия. Это – показатель достаточности оборотного капитала и стабильности финансового положения предприятия в текущий момент.

Неплатежеспособность может быть:

· эпизодической:

· устойчивой;

· хронической.

В конечном счете неплатежеспособное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:

· или дать предприятию некоторый контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление;

· или выдвинуть требования о ликвидации данного предприятия и продажи его имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов.

Цивилизованная процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами называется банкротством предприятия.

Банкротство наступает после признания данного факта арбитражным судом или после официального объявления должником о банкротстве при его добровольной ликвидации. Фактически предприятие можно считать банкротом лишь после установления факта его финансовой несостоятельности арбитражным судом. Кроме того, предприятие само может объявить о своем банкротстве официальным путем или и ликвидации, происходящей в процессе конкурсного производства. Целью такого производства является удовлетворение требований кредиторов предприятия и объявление этого предприятия свободным от всякой задолженности.

Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в Российской Федерации является необходимость структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных структур, производящих товары и услуги.

 

1.2. Общие и специфические причины неплатежеспособности и банкротства предприятий

 

Неплатежеспособность предприятий России объясняется объективными причинами. Действующий хозяйственный механизм (на начальном этапе) еще не был адаптирован к условиям рыночной экономики. Предприятия не были переориентированы на функционирование в новой хозяйственной системе, в корне отличающейся от прежней. В настоящее время в условиях жесткой рыночной конкуренции этот процесс продолжается по целому ряду предприятий.

Причины неплатежеспособности предприятия следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов:

· внешних – на них предприятие не может влиять вообще или влияние может быть слабым;

· внутренних – они зависят от организации работы самого предприятия.

К внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся:

· размер и структура потребностей населения;

· уровень доходов и накоплений населения, а следовательно, его покупательная способность (сюда же могут быть отнесены уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);

· политическая стабильность и направленность внутренней политики государства;

· развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товаров и его конкурентоспособность;

· уровень культуры, проявляющийся в привычках и нормах потребления, предпочтение одних товаров и отрицательном отношении к другим;

· конкуренция – наличие предприятий, производящих те же товары и оказывающих те же услуги.

Внутренние факторы, в общем виде, можно представить пятью группами:

· стратегия предприятия;

· принципы его деятельности;

· система руководства;

· ресурсы и их использование;

· качество и уровень маркетинга.

Кроме внешних и внутренних факторов можно выделить и специфические факторы, усиливающие кризисную ситуацию предприятия:

· неудовлетворительная постановка работы с рынком сбыта:

­ неспособность товара успешно конкурировать с другими товарами, находящимися на рынке;

­ несвоевременное обновление ассортимента товарной продукции;

· резкое повышение уровня издержек производства и сбыта товара, что может быть вызвано следующими причинами:

­ неэффективностью управления;

­ наличием чрезмерного штата работников;

­ неправильной маркетинговой стратегией (закупка слишком дорогих комплектующих, сбыт товаров далеко за пределами региона выпуска, необходимость оплачивать транспорт и др.);

­ расточительностью руководства предприятия;

­ отсутствием элементарной экономии (выброс тары, неиспользование отходов производства и др.);

· утрата уровня культуры производства, который включает:

­ квалифицированный состав персонала;

­ технологический уровень производства;

­ психологическую атмосферу управляющего персонала и всего коллектива предприятия, его уверенность в эффективной работе;

­ наличие стимулов труда у персонала предприятия;

· замедление темпов выручки, либо ее абсолютное снижение, которое наблюдается:

­ при затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или уменьшения потребности в ней;

­ в растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадежным покупателем или не свободно в выборе покупателя;

· опережающий темп прироста обязательств, который наблюдается в случаях, когда предприятие:

­ осуществляет неэффективные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки;

­ загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки;

­ не соизмеряет взятые на себя обязательства со своими возможностями.

В целом причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным:

1) отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству, по цене и т.д.);

2) неудовлетворительному финансовому руководству.

Заключительным этапом хронической неплатежеспособности предприятия является его банкротство.

 

1.3. Характеристика глубины банкротства

 

Банкротство является результатом развития кризисного состояния предприятия. В связи с этим целесообразно выделить следующие стадии банкротства предприятия:

· скрытая стадия банкротства;

· финансовая неустойчивость;

· явное банкротство.

1. Скрытая стадия банкротства. Она характеризуется в первую очередь снижением цены предприятия, которая определяется капитализацией прибыли по формуле

,

где Ц – ожидаемая цена предприятия;

Пож – ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов;

Сп – средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) предприятия (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заемный и акционерные капиталы).

Практика показывает, что если при снижении цены предприятия провести полный финансовый анализ его состояния, то станет очевидным ухудшение финансовой ситуации на предприятии. Таким образом, при снижении цены предприятия можно утверждать, что предприятие из стадии устойчивости (зрелости) переходит (или уже перешло) на стадию спада.

Скрытая стадия банкротства свидетельствует о наступающем финансовом кризисе. Необходимы срочные меры по выведению предприятия из наступающего кризиса, так как именно на этом этапе для ликвидации или уменьшения последствий кризиса понадобятся минимальные усилия и средства.

Представленный показатель цены предприятия не имеет отношения к продажным ценам предприятий – это коэффициент для внутреннего анализа. При его расчете не учитывается стоимость имущества, кадров, научно-технических заделов, необходимых для расчета продажной цены предприятия.

2. Финансовая неустойчивость. Она характеризуется первыми трудностями с наличными деньгами. На этой стадии проявляются некоторые ранние признаки банкротства: резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах. Нежелательными являются резкие изменения любых статей баланса в любом направлении.

Успешное и быстрое восстановление финансовой устойчивости еще возможно, однако достигаться это будет гораздо большими усилиями и средствами, чем на стадии скрытого банкротства.

3. Явное банкротство. Предприятие на этой стадии не может своевременно оплачивать долги и банкротство становится юридически очевидным.

Банкротство проявляется как несогласованность денежных потоков (притока и оттока денег), т.е. даже при видимых притоках денежных средств предприятие является неплатежеспособным. Оно переходит из стадии спада на кривой своего жизненного цикла на стадию умирания. Своевременным становится вопрос о начале арбитражного процесса о несостоятельности (банкротстве).

 

1.4. Условия обеспечения платежеспособности предприятий

 

Предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, создается для получения прибыли, т.е. привлекает капитал для осуществления своей деятельности и обеспечивает его прирост за счет получаемой чистой прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.