Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория антикризисного управления предприятием 3 страница




 

Потенциал управления/

эффективность

 

 
 


Потенциал управления

 


Эффективность

управления

 
 

 

 


Развитие управление

 
 


Простое Эффективное Сложное Новое качество

управление управление управление управление

 

Признаки и факторы развития
Развитие управления-изменения: Развитие предприятия-изменения:
· предприятия · персонала · технологии управления · потенциала · функций управления · целей · методологии · концепции · мотивации · технической вооруженности · эффективности · масштабов деятельности · структуры деятельности · продукции · технологии · ресурсов · производительности (эффективности) · величины прибыли · производственной мощности · имиджа · приращение капитала · положение на рынке

 

Рис. 4 Тенденция развития управления

 

Антикризисное управление, также как и любое другое, может быть менее или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления. Понимание их и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.

1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. В данном случае имеютсяв виду не только общий проффесионализм управления, который, безусловно, необходим, но и те проффесиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления.

В настоящее время уделяется большое внимание специализированной подготовке антикризисных управляющих, которые способны вывести предприятия из кризиса с наименьшими потерями.

Кроме того и при подготовке обычных менеджеров следует большое внимание уделять развитию их способностей к управлению в критических ситуациях. Антикризисное управление должно быть необходимым элементом любого управления – стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.

2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессах специальной подготовки. Его следует особо выделить в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать из них тех, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять предприятием в экстремальных ситуациях.

3. Методология разработки рискованных решений. Подобная методология должна быть создана и освоена, потому что в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.

4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Эти факторы не могут не влиять на эффективность антикризисного управления. Видение будущего, основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающего или проходящего кризиса.

5. Корпоративность. Этот фактор на предприятиях может проявляться в различной степени.

Корпоративность – это понимание и принятие всеми работниками целей предприятия, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм. Корпоративность является надежной опорой антикризисного управления, она не возникает сама по себе, а является результатом управления и элементом его цели, и, кроме того, средством в механизме управления.

6. Лидерство. Существует множество оттенков и модификаций лидерства, которое определяется не только личностью менеджера, но и сложившемся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившемся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью.

Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчения. Для этого необходимы поиск и проектирование лидерства.

7. Оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.

8. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возникает потребность в изменении стратегии управления и разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными, и от этого зависит антикризисное управление.

9. Человеческий фактор. Он в определенной мере отражает факторы корпоративности и лидерства, искусства управления. Однако необходимо иметь в виду, что в антикризисном управлении существует понятие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления.

10. Система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для своевременного его обнаружения и распознавания.

Оценить экономическую эффективность антикризисного управления в точных расчетных показателях трудно, но ее следует предполагать и видеть при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

 

Выводы к главе 2

 

· Антикризисное управление – это управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также удерживать функционирование предприятия в режиме выживания в данный период и выводить его из кризисного состояния с минимальными потерями.

· Антикризисное управление – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур.

· Антикризисное управление базируется на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с антикризисными процедурами.

· Целью антикризисного управления является разработка, и реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных путей, приводящих предприятие к кризисному состоянию.

· Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов изменить не возможно. Управляемые и неуправляемы процессы находятся в определенном соотношении.

· Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращение или преодоления кризиса, отвечающий целям предприятия и соответствующий объективным тенденциям его развития.

· Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания.

· Необходимость антикризисного управления отражает потребность преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий.

· Эффективность антикризисного управления – степень достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое относительно управляемые и неуправляемые процессы? Приведите примеры.

2. Что представляет собой антикризисное развитие?

3. Чем определяется возможность и необходимость антикризисного управления?

4. Каковы основные черты антикризисного управления?

5. Перечислите основные группы проблематики антикризисного управления и их содержание.

6. Какие факторы влияют на эффективность антикризисного управления?

7. В чем проявляется эффективность антикризисного управления?


ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИКРИЗИСНОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Антикризисное государственное регулирование – это воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Государственное регулирование направлено на преодоление сбоев в функционировании хозяйствующих субъектов и создание механизмов антикризисного управления на всех уровнях экономического управления.

Специфические черты российской экономики порождают определенные особенности содержания государственного антикризисного регулирования и на этой основе меры воздействия государства на преодоление кризисных ситуаций на макро- и микроуровнях.

 

3.1. Содержание государственного антикризисного регулирования и его институциональные механизмы

 

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредотачиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.

Центральная теоретическая проблема развития – баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

Государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т.п.

Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой государства, а эффективностью косвенного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

Эта функция государства реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом, а не каких-либо групп и элит. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью.

Во-первых, согласно гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная собственность передается предприятием на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления.

Во-вторых, это предприятия с государственной долей в уставном капитале. Они также являются объектами воздействия со стороны государства путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Этот фонд государственной собственности всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать.

В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию многих отраслей народного хозяйства.

Основные направления государственного антикризисного регулирования можно свести к следующим:

1. Совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

2. Осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов для оздоровления этих предприятий;

3. Принятие Правительством Российской Федерации мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

4. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;

5. Создание эффективно работающего института арбитражных и конкурсных управляющих.

Институт банкротства в России начал развиваться с Указа Президента от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке несостоятельных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур». Затем 19 ноября 1992 г. был принят Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)». Вторая редакция этого закона была принята в 1998 и третья редакция в 2002 г. (ФЗ №127 от 26 октября). В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается четвертая редакция Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», что свидетельствует о постоянном совершенствовании законодательства о банкротстве.

За отмеченный выше период постоянно совершенствовались органы государственной исполнительной власти, занимающиеся вопросами несостоятельности и банкротства.

В сентябре 1993 года при Госимуществе РФ было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН), которая в 1999 году была преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). В 2004 году ФСФО была ликвидирована и были созданы подразделения в территориальных управлениях Федеральной налоговой службы, занимающиеся вопросами урегулирования задолжностей и обеспечения процедур банкротства.

Основным органом, решающим вопросы несостоятельности (банкротства) является Арбитражный суд. Дело о признании должника банкротом может быть возбуждено на основании поступившего в Арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Участие государственных органов в отношениях в сфере банкротства осуществляется в двух основных формах:

1) государственное регулирование и контроль (публичная функция государства);

2) реализация полномочий кредитора (частная функция участника гражданских правоотношений).

Институциональные механизмы государственного антикризисного регулирования постоянно совершенствуется применительно к постоянно изменяющимся условиям современной рыночной экономики.

 

3.2. Виды государственного антикризисного регулирования

 

Вмешательство государства в экономику связано с нормативно-законодательной деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределением доходов.

1. Нормативно-законодательная деятельность.

Динамично развивающиеся экономические отношения между участниками данного процесса неизбежно приводят к изменению и совершенствованию отечественного законодательства. Примером этому служит законодательство о несостоятельности (банкротстве). За 15 лет существования в современной России института банкротства было принято три закона. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 года учитывал накопленный негативный опыт процедур банкротства, но не решает всех проблем, связанных с деятельностью предприятий. Это связано с тем, что почти каждое из них является сложной социально-экономической и технической системой, интегрирующей разнородные ресурсы и факторы.

Описание предприятия не исчерпывается его представлением ни как имущественного комплекса, ни как юридического лица, ни как товаропроизводителя, ни как источника спроса на факторы. Каждое из этих представлений отражает один из аспектов предприятия, но не отражает всего объекта в целом.

В связи с этим многообразная деятельность предприятий в настоящее время регламентируется множеством нормативных актов: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, законы «Об акционерных обществах», «О защите прав потребителей», «О несостоятельности (банкротстве) и др. Каждый из них ориентирован на один из аспектов деятельности и не учитывает остальных. При этом в каждом из нормативных актов допускается вариантность в выборе управленческих решений, но формально законный выбор сочетаний этих вариантов создает порой возможности для таких недобросовестных действий как захват собственности через банкротство, обман партнеров, нарушение прав работников и акционеров. В этих условиях ни одну системную проблему предприятий нельзя решить, внося изменения в каждый из актов по отдельности.

Становится все более очевидной необходимость принятия закона о предприятии, в котором были бы определены основы его деятельности как целостного и сбалансированного социально-экономического хозяйствующего субъекта российской экономики. В нем должны быть отражены все аспекты внутрипроизводственного управленческого рынка ресурсов, прав и ответственности, учтены требования демократизации внутрифирменного управления.

Анализ итогов проведенных реформ показывает, что выход из кризиса и успешное развитие экономики невозможно без глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Закон, нормативно-правовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей.

2. Финансовое регулирование.

Финансовое регулирование охватывает несколько специализированных областей:

· общественные финансы – специфическая область, в которой федеральные, региональные и местные органы власти и их представители, а также общественные организации в ходе своей деятельности оперируют с крупными суммами, поступающими из разных источников, распределяя их в соответствии с принятыми процедурами и бюджетами. Они обычно ориентированы на решение определенных социально-политических проблем, а не на получение прибыли;

· институциональные финансы – играют особую роль и функционируя имеют дело с огромными финансовыми средствами, что объясняется наличием в экономике страны банков, бирж, кредитных союзов, страховых компаний, пенсионных фондов и других типов финансовых институтов, которые стимулируют накопления, аккумулируют деньги в фонды, достаточные для инвестирования, кредитуют, страхуют, гарантируют, т.е. оказывают специфические финансовые услуги;

· международные финансы – область финансов, занимающаяся проблемами, которые возникают как только потоки денежных средств пересекают национальные границы: конвертирование валют, особенности коммерческого и налогового законодательства, налогообложение иностранных граждан, баланс внешней торговли, различия в структуре цен и т.д.;

· анализ финансовых инструментов и инвестиций – область, занимающаяся разработкой и совершенствованием методов финансового анализа, необходимого для оценки риска и прибыльности при вложении денег в акции, облигации и другие ценные бумаги;

· финансовый менеджмент – специфическая деятельность, связанная с изучением финансовых проблем, поиском источников дешевых фондов и возможностей прибыльного применения денег.

В целом финансовое регулирование можно представить как управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении физических лиц, предприятий или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. Финансовые ресурсы в стране аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями в рамках бюджетной политики.

3. Регулирование в сфере производства.

В рыночных условиях истинная мера экономического роста – это не столько темп роста внутреннего валового продукта (ВВП) сколько степень консолидации экономики.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. В сфере производства государство должно быть не только партнером бизнеса, а иметь собственную долгосрочную стратегию, которая создавала бы стимулы для экономической деятельности каждого отдельно взятого хозяйственного субъекта и основу которой составляли бы следующие принципы:

· обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;

· социально-экономическая направленность;

· сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

· создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;

· адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;

· система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

· обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития и предотвращения дальнейшего разрушения научно-производственного и интеллектуального потенциала;

· широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;

· развитие и содействие всеобщей мобилизации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.

Развитие промышленного производства, включая его структурную реорганизацию и перепрофилирование, становится невыполнимым без привлечения серьезных финансовых ресурсов на долговременной основе. Учитывая их ограниченность, возможен путь выделения основных видов товарного производства (в первую очередь наукоемкой продукции) и реформирование предприятий, участвующих в этом процессе, по всей технологической цепочке производства конечного продукта, т.е. задача становится межрегиональной и требует координации и взаимопомощи территорий.

Поиск новых форм функционирования и развития предприятий в условиях кризиса идет практически во всех регионах. Обобщение практики работы органов исполнительной власти и общественных формирований ученых и специалистов по антикризисному управлению в ряде регионов страны позволяет выявить основные этапы в разработке антикризисных программ на региональном уровне.

Такая работа обобщает теорию и практику антикризисного управления, приносит положительные результаты в организации управления собственностью, деятельности предприятий, решении социальных задач на местах.

4.Перераспределение дохода.

Социально-экономический кризис в России сопровождался массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. Из этого сектора в государственный бюджет поступает основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возрастает.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должны предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов.

Цель социального страхования – предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов – обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Задача борьбы с бедностью получает в настоящее время приоритет перед другими функциями государства. Улучшение состояния государственного бюджета служит основой проведения этой работы.

 

Выводы по главе 3

 

· Государственное регулирование направлено на преодоление сбоев в функционировании хозяйствующих субъектов и создание механизмов антикризисного управления на всех уровнях экономического управления.

· Государство осуществляет свои функции по управлению народным хозяйством через систему косвенных и непосредственных рычагов.

· Основные направления государственного антикризисного регулирования сводятся к совершенствованию законодательной базы о несостоятельности (банкротстве), осуществлению мер по оздоровлению жизнеспособных хозяйствующих субъектов, принятию мер на уровне Правительства Российской Федерации (по преодолению кризиса неплатежей), приватизации и добровольной ликвидации предприятий – должников, созданию эффективно работающего института арбитражных управляющих.

· Институт банкротства в России начал развиваться с Указа Президента РФ от 14 июля 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке несостоятельных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур».

· основными органами государственной исполнительной власти, занимавшимися вопросами несостоятельности и банкротства, последовательно были Федеральное управление России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) и Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО).

· Вмешательство государства в экономику связано с нормативно-законодательной деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределением доходов.

· Нормативно-законодательная деятельность государства связана с изданием законов и подзаконных актов, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

· Финансовое регулирование связано с управлением совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, финансовых структур, физических лиц, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

· Регулирование в сфере производства направлено на создание стимулов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения учета интересов всех участников деятельности в условиях рыночной экономики.

· Перераспределение доходов связано с социальной политикой государства, направленной на регулирование рыночных сил и предотвращения бедности.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какими факторами определяется необходимость государственного антикризисного регулирования?

2. В чем проявляется основное направление государственного регулирования?

3. Перечислите основные направления государственного антикризисного регулирования.

4. Перечислите основные органы государственной исполнительной власти, занимавшиеся вопросами неплатежеспособности и банкротства.

5. В каких двух основных формах осуществляется участие государственных органов в отношениях в сфере банкротства?

6. В каких сферах и каким образом государство осуществляет свои управленческие функции?

7. Назовите виды государственного регулирования кризисных ситуаций. Чем, по вашему мнению, обусловлена их типология?

8. Укажите механизм нормативно-законодательного регулирования кризисных ситуаций?

9. Почему промышленная политика рассматривается как вид государственного регулирования кризисных ситуаций?

10. Каковы основные направления финансового регулирования кризисных ситуаций?

11. Почему в условиях кризиса требуется усилие социальной ориентации государственного регулирования и каким образом оно достигается?


 

ГЛАВА 4. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Диагностика имеет цель определить и выделить наиболее существенные проблемы в производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации, установить причины их возникновения.

Для постановки диагноза состояния предприятия используются разнообразные методы финансирования анализа, позволяющие всесторонне рассмотреть и оценить различные стороны его деятельности.

Актуальность проблемы кризисного состояния или несостоятельности предприятия вызвала к жизни научные исследования в этой области.

Диагностика кризисной ситуации является наравне с методами ее преодоления незаменимой частью любой управленческой политики.

Она дает данные, которые можно будет использовать в будущих периодах, указывает на ошибки и недостатки существующей производственной и управленческой системы, выявляет причины возникновения кризисной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.