Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цикличность и кризисы как закономерность социально-экономического развития




Оформление инновационных проектов

Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год. Важное значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которые осуществляется финансирование; организация, в которой выполняется работа.

Далее следует содержание проекта.

Если проект представляется на конкурс, оформляется соответствующая заявка. Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта - общий объем финансирования в расчете на каждый год. Проведение работ осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием. Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия.

Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями.

Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Структура группы по проекту зависит от сложившейся ситуации. Если, проект не является сложным (модификация продукта), то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания.

Рабочие группы отвечают за выполнение своей части проекта. При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями: компетентность и опыт; наличие специальных знаний в проблемной области; возможность привлечения к работе; власть и авторитет в организации; отношение к делу; личный интерес и мотивация. Универсальной является процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п.

 

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением.

Фазы экономического кризиса:

1) спад – происходит сокращение объемов производства и деловой активности.

2) депрессия – от 1,5 года до 4 лет. Отличается неуверенностью и попытками приспособления к новым условиям. Растет безработица. Начинают сокращаться издержки, прекращается падение цен, товарные запасы начинают реализовываться, а также происходит обновление основного капитала;

3) оживление – фаза восстановления. Характеризуется подъемом цен, производства, капиталовложений. Снижается уровень безработицы, а заработная плата увеличивается.

4) подъем – активно возникают новые товары. Резко повышается курс акций, облигаций и других ценных бумаг. Однако в этой фазе начинает нарастать напряженность банковских балансов. Подъем экономики на новый уровень вместе с тем готовит ее к очередному периодическому кризису.

Виды циклов, предложенных различными учеными:

1) «длинные волны» Кондратьева, которым большинство ученых уделяет основное внимание. Их продолжительность в среднем 50 лет. Причиной являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;

2) циклы Кузнеца. Прод. примерно 20 лет. Отличаются сдвигами в воспроизводственной струк-ре производства, поэтому эти циклы часто еще называют воспроизводственными или строительными;

3) циклы Джаглера. Продолжительность – 7–11 лет. В основе лежат разнообразные взаимодействия денежно-кредитных факторов;

4) циклы Китчина. Прод. 3–5 лет. Возникают из-за динамики относительной величины запасов различных товарно-материальных ценностей на предприятиях.

Классификация кризисов предприятия.

1. Кризис стратегий – проявляется, когда инновационный потенциал развития предприятия существенно поврежден, уже нет возможности использовать его в дальнейшем длительное время и нет возможности создать новый потенциал. Причины: - упущенное технологическое развитие, ошибочная стратегия маркетинга, потеря управляемости компании.

2. Кризис результатов, или оперативный кризис – предприятие постоянно терпит убытки. В результате предприятие теряет собственный капитал, ощущается дефицит средств в обороте, увеличение доли заемных источников, нарушается оптимальное соотношение собственного и заемного капитала. Причины: неэффективный менеджмент, маркетинг.

3. Кризис ликвидности – возрастание долгов, убытки, дефицит платежеспособности. Причины: неэффективный менеджмент, маркетинг, злоупотребления, неплатежеспособность партнеров, общий спад в экономике, нерациональное вложение капитала.

4. Банкротство – крайнее проявление кризиса ликвидности: потеря ликвидности, платежеспособности, превышение обязательств над стоимостью имущества организации.

Причины кризисов:

Объективные — связаны с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации экономических систем

Субъективные — отражают ошибки в управлении

Природные — характеризуют экстремальные природно-климатические условия

Внешние — связаны с тенденциями макроэкономического развития

Внутренние — связаны с внутриорганизационными проблемами

Случайные — кризис как результат случайных явлений, процессов

Закономерные — регулярно повторяющиеся, устойчивые, прогнозируемые

виды кризиса развития организации:

-Кризис руководства. Чаще всего происходит при формировании организации и выхода ее на рынок. Причины -недостаточно фин.ресурсов и квалифицированных специалистов, разочарование людей, неблагоприятная рыночная конъюнктура.

-Кризис независимости. Происходит на стадии становления, когда организация находит свою нишу и начинает активно в нее внедряться. Причины: ограничение фин.ресурсов, недостаточно производственных мощностей, чрезмерная загрузка работников, высокая зависимость от рыночной конъюнктуры.

-Кризис контроля. Может возникать на стадии экспансии и координации. Причины: недостаточно ресурсов, переоценка своих сил, расширение масштаба деятельности, усложнение горизонтальных и вертикальных связей, появление другой фирмы.

- Кризис бюрократии. Возникает на стадии координации и бюрократии. Причины: сложность структуры, ослабление связи и управляемости, значительные непроизводственные издержки, рост формализма в отношении.

-Кризис исхода. Возникает на стадии кооперации и угасания. Причины: продажа бизнеса.

Кроме кризисов связ. с цикличностью развития организации, в процессе ее деятельности могут возникать другие кризисы, такие как: производство, маркетинг, снабжение, финансы, управление персоналом.

 

 

18. Система антикризисного управления организациями: сущность, цели, принципы и элементы.

Антикризисное управление – процесс применения различных мероприятий и решений, направленных на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основные кризисы организации: кризис неплатежеспособности, нерентабельность оказываемых товаров, работ, услуг (отсутствие прибыли, полученной на вложенный капитал), кадровый кризис и др.

Факторы, которые приводят к кризису:

1) внутренние – ошибки в производственной, финансовой, маркетинговой стратегии; нерациональное использование ресурсов; непрофессиональный менеджмент;

2) внешние – макроэкономическая нестабильность в стране; несбалансированная денежно-кредитная, валютная и бюджетно-налоговая политика; отставание в научно-техническом развитии; отсутствие конкуренции.

Направления антикризисного управления организацией:

- постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия;

- разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий;

- сокращение постоянных и переменных издержек;

- повышение производительности труда;

- привлечение средств учредителей; усиление мотивации персонала.

Антикризисная политика – генеральное направление деятельности руководства предприятия, совокупность принципов, методов и форм организационного поведения, направленных на сохранение, укрепление и улучшение финансового и технико-экономического состояния предприятия, на формирование механизма управления, способного своевременного реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка с учетом стратегии предприятия.

Стадии антикризисного управления:

1) стадия, предшествующая проведению процедур банкротства (досудебная санация);

2) стадия проведения процедур банкротства по решению хозяйственного суда.

Антикризисное управление характеризуется технологическими схемами, которые учитывают его специфику: дефицит времени; снижение управляемости; наличие конфликта интересов; высокую степень неопределенности и риска; сложное переплетение различных проблем; давление внешней среды; снижение КСП.

Этапы технологии антикризисного управления:

1. Определение цели разработки антикризисной программы – осуществляется собственниками и/или высшими менеджерами.

2. Создание антикризисной рабочей группы – может состоять как из сотрудников организации, так и из приглашенных специалистов.

3. Разработка антикризисной программы – сбор и анализ информации, определение направлений и способов достижения цели программы, выявление потребности в ресурсах, определение исполнителей и сроков выполнения.

4. Реализация антикризисной программы

5. Анализ хода выполнения и корректировка антикризисной программы

6. Создание и обеспечение работы системы мониторинга ситуации – обеспечивает предвидение возникновения кризисных ситуаций в будущем и предоставляет информацию для постановки целей разработки антикризисных программ.

Государственное антикризисное регулирование – это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования.

Инструменты ГАР:

- фискальная политика: регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения.

- кредитно-денежная политика: целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.

- варьирование нормы резервных требований: минимальные резервы – это вклады коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством. Изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут направить в кредитные операции. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, в период кризиса – снижает.

- социальная политика: направлена на управление социальным развитием, умножение и распределение материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

- инвестиционная политика: нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача – освобождение государства от функции основного инвестора и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику.

- внешнеэкономическая политика: предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, принятия соответствующих законов.

 

19. Институт банкротства и его роль в антикризисном управлении.

Банкротство - неплатежеспособность имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хоз.судом или правомерно объявленная должником, в порядке установленном в законодательстве.

Институт бан-ва выполняет две основные функции:

1. Поддержание рыночной конкурентной среды, посредством обеспечения расчетов, ответственность этих фирм перед кредиторами, вплоть до изъятия собственности и отчуждения бизнеса.

2. Страхование предпринимательских рисков, посредством ограничения ответственности должника величиной вложения в бизнес средств.

Различают следующие виды б-ва: реальное, техническое (сумма активов превосходит объем его фин.обязательств), умышленное ( преднамеренное создание или увеличение руководителем или собс­твенником предприятия его неплатежес­пособности; нанесение ими экономичес­кого ущерба предприятию в личных инте­ресах ), фиктивное (заведомо ложное), Ложное/корыстное ( преднамеренно пытается защититься от требований кредиторов ), преднамеренное ( Банкротство должника по вине его учре­дителей (участников) или иных лиц ), потенциальное ( значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) на конец отчетно­го периода будут превышать нормативные (нормативные значения – К3 более 0,85 для всех видов отраслей народ­ного хозяйства), несчастное (не по собств.вине), неосторожное (вследствии неэффект работы).

Jрганизация самостоятельно вправе подать заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве). Правом подачи заявления о банкротстве предприятия обладают так же кредиторы при наличии оснований, установленных законом.

Институциональное оформление антикризисного управления признано гарантировать одновременное соблюдение экономических интересов персонала предприятия, собственников (акционеров), кредиторов и государства. Ведущим белорусским институтом, осуществляю­щим процесс антикризисного регулирования, является Комитет сана­ции и банкротства при Министерстве экономики.

Основным законодательным актом в нашей стране, регламентиру­ющим деятельность предприятия в условиях экономического кризи­са, является Закон Республики Беларусь «Об экономической несос­тоятельности (банкротстве)».

Несостоятельность (банкротство) определяется как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом.

На основании заявления судья возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве). Процедуры применяемые к должнику: защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение или ликвидация.

Защитный период — одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом. вводится хозяйственным судом в течение трех месяцев с момента принятия им заявления о банкротстве. Назначается временный управляющий., который на основании анализа принимается решение об откры­тии конкурсного производства или прекращении производства по делу о банкротстве.

Конкурсное производство — одна из процедур банкротства, при­меняемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Общий срок конкурсного производства составляет двадцать два месяца. Назначается антикри­зисный управляющий, который выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом должника. Конкурсное производство включает в себя следующие процедуры: санацию, ликвидационное производство.

Санация – процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки. Санация вводится на срок до восемнадцати месяцев. В случае прекращения санации хозяйственный суд принимает решение о признании должника несостоятельным и об открытии ликвидационного производства.

Ликвидационное производство открывается при принятии хозяй­ственным судом решения об открытии ликвидационного производ­ства, которое подлежит немедленному исполнению. Срок ликвидационного производства не может превышать одно­го года. После вынесения хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника на торгах, если собранием или комитетом кре­диторов не установлен иной порядок продажи имущества.

Очередность удовлетворения требований кредиторов такова:

1. вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связан­ные с выплатой вознаграждения управляющему

2. в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью.

3. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору.

4. в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам;

После рассмотрения хозяйственным судом отчета управляющего о результатах проведения ликвидационного производства хозяйствен­ный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Данное решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликви­дации должника.

На любой стадии рассмотрения хозяйствен­ным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заклю­чить мировое соглашение. Единственное условие утверждения хозяйственным судом мирово­го соглашения — погашение должником задолженности перед кре­диторами первой и второй очереди.

Через институт (процедуры) банкротства предприятия можно:

– сменить «неудобного» генерального директора и (или) топ-менеджера;

– сменить учредителей; очистить предприятие от долгов; вывести имущество предприятия;

– сменить бизнес; сменить организационно-правовую структуру; сменить трудовой коллектив;

– провести полную проверку финансовой деятельнос­ти и активов.

Легальными признаками банкротства являются:

– неплатежеспособность; - имущественная недостаточность.

основными причинами банкротства являются – низкая эффективность механизмов адаптации субъектов предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

К причинам банкротства белорусских предприятий можно отнести: их крупные размеры, сложившиеся в условиях специализации и разделения труда в рамках СССР и СЭВ; технологическая и техническая отсталость и законсервированность многих предприятий страны; значительное сокращение расходов на оборону; негативное отношение государства к предпринимательству, замораживание приватизации и рынка ценных бумаг; управленческие традиции, образование и менталитет не собственника и творца, а наемного работника на службе у государства.

признание судом экономической несостоятельности означает проведение санации должника, а признание банкротства – его ликвидацию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.