Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список первоисточников по курсу общей педагогики




II. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНОВ (ЗАЧЕТОВ) ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Планирование воспитательной работы классным руководителем

Основные направления работы классного руководителя

Специфика работы классного руководителя, его основные функции и обязанности

Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закрепленном за ним классе. Основная задача классного руководителяскоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс. На средней и старшей ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность классного руководителя введена также в средних специальных учебных заведениях. В малокомплектные школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции классного руководителя осуществляет воспитатель.

До 1917 года в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских - классные дамы, осуществлявшие надзор за поведением учащихся. Была введена также должность помощника классного наставника - классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т. д.).

С 1918г. воспитательная работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитательные комиссии для координации их работы, направленной на развитие политического сознания. Для внеурочной и внеклассной работы с каждой учебной группой выделялись отдельные учителя, но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, различной отчетностью и не имели времени вести полноценную воспитательную работу. Самоустранение их от времени вести полноценную воспитательную работу. Самоустранение их от задач воспитания или же прямой диктат по отношению к детскому коллективу привели к ликвидации института классного наставничества. Началась кампания по внедрению в школу ученического самоуправления. Однако к середине 20-х гг. кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им педагогической помощи. В 1931 г. была утверждена инструкция о групповодах. В их обязанности входила работа с отдельными учащимися или с группой, с родителями, другими учителями по проблемам организации учебно-воспитательного процесса. В 1934 г. с переименованием групп в классы утверждена должность классного руководителя. В разные исторические периоды задачи классного руководителя отражали идейно-политические направления государственной идеологии.

из 134

В конце 80-х гг., в связи с изменением социокультурных приоритетов существенные изменения претерпели место и роль классного руководителя в системе воспитания учащихся. В центре его внимания находится личность воспитанника, его экология и развитие. Коллектив учащихся мыслится как благоприятная среда для каждого ученика. Педагог-воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции:

§ организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам);

§ воспитательную (формирование личности и коллектива);

§ коммуникативную (организация общения);

§ координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

§ коррекционную (преобразование, изменение личности);

§ экологическую (защита ребенка от неблагоприятных воздействий);

§ административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Среди названных функций значительно актуализируется функция коррекции, включающая не только изменения в личности воспитанника, но и коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как в школе, так и со стороны семьи, социальной среды. Определяя верный способ педагогической корректировки воспитательных влияний, педагог либо фокусирует, усиливает это влияние, либо, напротив, нейтрализует отрицательные воздействия. Способы корректировки могут быть самыми разнообразными: включение учащихся в социально значимую, коллективную, творческую деятельность, соответствующую возрасту, способностям и интересам детей; организация воспитывающего влияния ученического коллектива на личность или группу школьников; налаживание правильных отношений воспитанников и учителей, работающих в классе; активное преобразование личной позиции школьника; установление взаимоотношений с семьей, оказание ей педагогической помощи; отказ от авторитарного стиля педагогического руководства детским коллективом; профессиональное использование педагогической техники (речь, мимика, жесты и т. д.).

Начало формы

из 134

Что необходимо сделать начинающему классному руководителю на первоначальном этапе?

Знакомясь в первый день работы с классом, отметить в своем дневнике, кто, где и с кем сидит, попросить ребят написать на листочках некоторые сведения о себе (домашний адрес, телефон, имена и род занятий родителей, увлечения и т. д.). Далее необходимо определить и предъявить классу минимум обязательных требований, добиваясь их исполнения; ввести первые элементы самоуправления, ставящего ученика в отношение "взаимной ответственности" и "ответственной зависимости";

выдвинуть перспективу "завтрашней радости", начав подготовку интересного творческого дела; начать знакомство с семьей учащихся, семейными обстоятельствами, индивидуальными особенностями.

В течение первой недели необходимо ввести ежедневное утреннее приветствие и контроль за своевременностью прихода учащихся на занятия; организовать коллективный смотр готовности к учебному году: (наличие и порядок хранения учебников, тетрадей, дневников; определить меры помощи, если они необходимы; провести в конце недели анкетирование "Мои впечатления от первых дней в школе" и организовать выпуск стенгазеты (или классного листка) по этой теме; определиться с выбором первого коллективного творческого дела (однодневный туристический поход с привлечением родителей) и т. д. (СНОСКА: Блохина Л. А. Методика воспитательной работы в современной школе. - М.: Роспедагентство; Брянск: "Курсив", 1997. - С. 18-19)

Начало формы

из 134

Содержание воспитательной работы классного руководителя составляют воспитательные целевые программы: "Учение", "Труд", "Общение", "Творчество", "Досуг", "Здоровье", "Образ жизни" и др. Совместно с другими учителями и родителями классный руководитель организует работу по этим направлениям.

Выше уже шла речь о том, что еще А. С. Макаренко выдвинул идею программирования воспитательного процесса на двух уровнях - общем и индивидуальном. Не подлежит сомнению, что проведение воспитательной работы классным руководителем немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.

Одна из сложностей труда педагога-воспитателя, классного руководителя состоит в том, чтобы, не упуская из виду главных целей воспитания, на основе изучения личности учащегося, ставить конкретные цели воспитания. Однако изучение личности ни в ком случае не предшествует обучению и воспитанию. Об этом достаточно резко сказал Макаренко: "Надо не изучать, а воспитывать детей". Сказано это было в полемике с педологами, которые отрывали процесс изучения ребенка от его воспитания. Но по существу здесь содержится глубокая мысль: методы изучения и методы воспитания едины. В практике опытного педагога любое применение метода воспитания есть одновременно прием изучения личности воспитанника. Особенно хорошо это видно на примере использования поискового метода. Вовлекая своих учеников в поисковую деятельность и наблюдая за ее ходом, опытный педагог в ошибках и неверных действиях детей видит свои просчеты, по ходу корректирует их, оказывает помощь детям.

А изучая результаты работы детей, опять-таки видит возможности каждого, его реальные успехи и перспективы. Это, конечно, не значит, что не должно быть специальных обследований детей, наблюдения за ними опытных специалистов - психологов и социологов, физиологов и психиатров. Эти ученые-исследователи помогают педагогической практике своими рекомендациями. Но для практического педагога, каким и является классный руководитель, изучение и воспитание ребенка сливаются в методически грамотном использовании методов воспитания. Не следует злоупотреблять социологическими опросами и измерениями, чем особенно увлекаются в последнее время молодые учителя и воспитатели. Часто наиболее эффективными в работе с конкретным ребенком оказываются непосредственно общение и простое наблюдение за его поведением. Особенно хорошо, если результаты таких наблюдений фиксируются в педагогическом дневнике.

из 134

Кропотливая, каждодневная работа по изучению воспитанников отличала все годы педагогический коллектив Павлышской школы, возглавлявшейся В. А. Сухомлинским. Этой цели служил и педагогический дневник, который вел Сухомлинский с того момента, когда переступил порог школы. Толчком же к этому послужило подвижничество сельского фельдшера. На протяжении 27 лет этот чудак, коим его считали в селе, фиксировал некоторые данные, касающиеся детей, поступивших в первый класс. Листая записи фельдшера, педагог, в частности, заметил, что за 27 лет рост ребят увеличился на 4,5 см. Василий Александрович продолжил дело, начатое фельдшером, значительно расширив его рамки. К концу своей жизни он располагал сведениями о развитии детей в одном и том же поселке за 59 лет. В записных книжках педагога каждому ученику отводилась отдельная страница. А всего таких страниц было 3700. И столько же детских судеб прошло через жизнь Сухомлинского. (СНОСКА: Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М., 1994. - С. 104-141)

Один из настоящих педагогов-новаторов московский учитель литературы С. А. Гуревич, работая и классным руководителем, десятилетиями изучал своих воспитанников. И не только в период их обучения в школе, но и долгие годы потом, когда они становились взрослыми людьми. Главным методом изучения у Гуревича было общение в процессе совместной работы. Он жадно всматривался в пытливые или равнодушные глаза детей; беседовал с ними и их родителями и не просто проверял, а глубоко изучал детские сочинения и другие работы учеников. Как у учителя и классного руководителя у него было сверхзадача - помочь своим питомцам в выборе жизненного пути. И поэтому он не был бесстрастным регистратором своих наблюдений, а всегда стремился придти на помощь; где-то давал неназойливый совет, а чаще просто приносил и давал книгу из своей библиотеки. Несколько десятков лет С. А. Гуревич составлял круги чтения по основным профессиям, собирал художественную, научную литературу, причем не списки, а библиотечки. Это были книги о врачах, ученых, путешественниках, спортсменах.

Начало формы

из 134

Семен Абрамович вспоминает:

"Спрашиваю десятиклассников:

- О каких профессиях принести вам книги?

- Что-нибудь о медицине... - попросили многие.

Приношу "Спутников" В. Пановой, "Хирурга" Е. Емельяновой, "Дело, которому ты служишь" Ю. Германа, "Мысли в пути" С. Долецкого, "Мысли и сердце", "Воспоминания военного врача" Н. Амосова, "Сердце хирурга" Ф. Углова...

Начали читать. И постепенно группа "будущих врачей", как они себя величали, стала таять. Одним труд медика показался непосильным; другие не обнаружили в себе тех качеств, которых потребует практика; третьи испугались ответственности. Приступили к чтению двенадцать интересующихся, кончили трое убежденных". (СНОСКА: Гуревич С. А Организация чтения учащихся старших классов: (Из опыта работы): Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - С. 155)

Настоящее открытие сделал другой педагог-новатор из подмосковного Реутова И. П. Волков. По его инициативе в школе для каждого ученика была заведена разработанная им "Творческая книжка школьника"- небольшая, отпечатанная типографическим способом тетрадочка, где отмечается и оценивается любая творческая работа ученика, выполненная по его инициативе - будь то изготовление какой-либо вещи (модели, инструмента и т. п.), участие в предметных олимпиадах, проведение занятий с младшими школьниками, спортивные достижения и т. д. Все это потом учитывается в характеристике учащихся. Но самое главное - на основе поставленного таким образом точного учета творческих работ стало легче определять склонности и развитие способностей каждого.

Игорь Павлович так поясняет необходимость введения нового школьного документа: "Обидно за детей!" За время обучения в школе сколько они успевают сделать: и в кружках, и на соревнованиях, олимпиадах. И все это никак не учитывается. А в дневнике - одни абстрактные оценки по предметам. Я хочу, чтобы все, что ученик выполняет сверх программ, учитывалось". (СНОСКА: Волков И. П. Цель одна-дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - С. 32)

Начало формы

из 134

Данные о развитии детей позволяют педагогу успешно решать задачу, выдвинутую А. С. Макаренко - осуществлять программирование этого развития, компетентно, со знанием дела ставить перспективы перед детьми, направлять процесс их воспитания, развития наклонностей и способностей. Важную роль в изучении личности ребенка - и об этом убедительно свидетельствует опыт И. П. Волкова - играет ознакомление с результатами работы детей. Как выполняет то или иное дело школьник - едва ли не самый важный показатель его мастерства и нравственных качеств. Опытному педагогу-воспитателю знакомство с тетрадью ученика скажет больше, чем часы наблюдений за ним. И сделать ее просто: для этого можно использовать обычную школьную тетрадь, разграфить ее соответствующим образом и учитель получит в руки динамический портрет развития личности каждого ученика.

Классному руководителю следует знать тех учащихся, кто плохо видит или слышит, у кого понижен темпоритм работы, тех учащихся, кто смущается, теряется в трудной обстановке. Дифференцированный подход, знание межиндивидуальных и типологических различий позволяют строить взаимоотношения с воспитанниками на основе полученных диагностических данных. Так, в работе со слабоуспевающими детьми учитель стремится стимулировать переживание радости успеха как необходимого условия нормальной, продуктивной учебной деятельности детей со сниженными способностями (В. А. Сухомлинский).

Существует ряд педагогических литературных источников, в которых рассматривается проблема составления характеристики на всех учащихся класса и на каждого ученика в отдельности. Ознакомление с предложенной ниже литературой позволит выбрать учителю и классному руководителю оптимальный вариант применительно к конкретным условиях школы и класса. Однако отвечая на вопрос: "Нужно ли составлять педагогические характеристики на всех учащихся класса?", авторы высказывают разные точки зрения. Еще в 80-е тт. обязательность составления характеристики на каждого ученика классным руководителем в конце каждого года не подлежала обсуждению, хотя единый образец так и не был предложен воспитателям. Отвергая такой подход, авторы книги "Искусство преподавания" П. И. Пидкасистый и М. А. Портнов замечают: "Составление таких характеристик потребовало много времени и сил. Но в чем мы убедились? Во-первых, сведения оказывались не всегда точными и достоверными; во-вторых, динамика развития требовала частых дополнений и исправлений; перечисленные качества еще ни о чем не говорили: поведение у "хороших" было далеко не всегда идеальным, а поступки "трудных" ребят поражали своим благородством и человечностью. Мы отказались от специального и подробного составления характеристик на всех, ограничиваясь записями в дневнике классного руководителя особо важных данных о тех или иных учениках. Главное внимание нужно уделить живой работе с детьми, а не бесконечным записям и документации, которые мало что дают". (СНОСКА: Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. - М.: Изд-во "Роспедагенство", 1998. - С. 157)

Начало формы

из 134

В целом можно выделить следующие направления в системе работы классного руководителя:

1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т. д.).

2. Постановка воспитательных задач ("перспектив"), общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т. д.

5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

6. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи.

Начало формы

из 134

(СНОСКА: Содержание данного вопроса раскрывается на основе книги: Степаненков Н. К. Планирование работы классного руководителя, - Минск: Ред. жури. "Адукацыя i выхаванне", 1996. - 104с)

Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:

Таблица 10

Календарный план классного руководителя

Время проведения Название мероприятия Кто проводит Отметка о выполнении
       

Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.

Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.

Таблица 11

Оперативный план классного руководителя

Учебные недели Коллективные дела учащихся Оперативная работа классного руководителя Оценка результатов проделанной работы
1-7 сентября 1 сентября. День знаний Пригласить на встречу научных работников, специалистов различных отраслей  
  3 сентября. Собрание учащихся на тему "Вопросы, которые тебя волнуют" Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на перспективу. Помочь редколлегии выпустить стенгазету о летних каникулах  
  6 сентября. Родительское собрание на тему "Как помочь детям организованно начать учебный год?" Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намеченных полезных и интересных коллективных дел  

В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.

из 134

Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений.

Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:

Таблица 12

Линейно-хронологический план классного руководителя

Профиль дня недели Апрель
30-я неделя 31-я неделя 32-я неделя 33-я неделя
Понедельник. Деньпросвещения учащихся 1/4. Собрание класса "Старт последней четверти" 8/4. Информация "Мир за неделю" 15/4. Заочное путешествие "По Республике Беларусь" 22/4. Беседа "Новости культуры"
Вторник. День родителей. День стенной печати 2/4. Родительское собрание 9/4. Выпуск стенной печати 16/4. Консультация родителей 23/4. Оформление стенда "Учись учиться"
Среда. Трудовые дела учащихся 3/4. Очистка школьного двора от снега 10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений 17/4. Подготовка гнездовий для птиц 24/4. Встреча с производственниками
Четверг. Работа с активом класса и школы 4/4. Встреча с организатора ми спортивных секций 11/4. Консультация организаторов КТД к очередным мероприятиям 18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров, скаутов) 25/4. Индивидуальные поручения учащимся
Пятница. Учебные дела учащихся 5/4. Беседа "Учиться на совесть -долг или одолжение" 12/4. День космонавтики (КВН, викторины, беседы, смотры и др.) 19/4. Конференция по результатам кружковой и внеклассной работы 26/4. День олимпиад по предметам

Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.

Начало формы

из 134

Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы. В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе:

§ Организационно-педагогические мероприятия.

§ Воспитание положительного отношения школьников к учению.

§ Политический кругозор учащихся.

§ Воспитание нравственных ценностей у школьников.

§ Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. - Дисциплина и культура поведения учащихся.

§ Физическая культура и здоровье учащихся. - Экологическое воспитание.

§ Свободное время учащихся.

§ Работа с родителями и общественностью.

По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.

Начало формы

из 134

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ КУРСА "ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА"

§ Предмет и характер педагогики;

§ система современного педагогического знания;

§ межпредметные связи педагогики;

§ задачи педагогической науки;

§ научно-педагогическое исследование, его группы и этапы;

§ принципы и методы педагогических исследований;

§ важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики;

§ ведущая гуманистическая идея в педагогике;

§ сущность принципа природосообразности;

§ образовательные парадигмы: школа учебы; трудовая школа; свободное воспитание;

§ педагогический опыт;

§ педагогическое новаторство;

§ личность;

§ общая и возрастная теория развития личности;

§ законы развития личности;

§ развитие личности как составная, органическая часть объективно-закономерного процесса воспитания;

§ ведущая деятельность;

§ целостный педагогический процесс; его закономерности;

§ дидактика как теория обучения и образования;

§ обучение как общественное явление;

§ обучение как целенаправленный процесс;

§ образование как процесс и результат обучения;

§ предмет дидактики, ее задачи и категории;

§ содержание образования;

§ теории формального и материального образования;

§ социальный опыт как источник формирования содержания образования;

§ знаниево-ориентированная и личностно-ценностная концепции содержания образования;

§ базовый учебный план общеобразовательной школы;

§ учебная программа;

§ учебник и учебное пособие;

из 134

§ процесс обучения, его структура и характер;

§ преподавание как педагогический процесс;

§ технология преподавания;

§ учение как познавательная деятельность учащегося;

§ учебная деятельность как тип ведущей деятельности школьника;

§ структура учебной деятельности;

§ предметные и общеучебные умения и навыки школьников;

§ педагогическое общение;

§ метод обучения;

§ методика обучения как система методов и приемов обучения;

§ классификация методов обучения;

§ технологическая логика применения методов обучения;

§ взаимосвязь методов обучения и методов воспитания в целостном педагогическом процессе;

§ организационные формы обучения (формы организации обучения);

§ урок; типология и структура уроков;

§ дополнительные внеурочные формы организации обучения;

§ теория воспитания как составная часть педагогической науки;

§ воспитание как объективно-закономерное явление;

§ двуединая (социальная и природная) сущность воспитания;

§ воспитание как педагогически целесообразная организация жизни детей;

§ закон параллельного педагогического действия;

§ закон единства воспитания и жизни детей;

§ закон исторической обусловленности воспитания уровнем развития человеческой культуры;

§ принципы воспитания;

§ метод воспитания;

§ методика воспитательной работы;

§ системообразующие, общие и частные методы воспитания;

§ системы методов воспитания;

§ обусловленность выбора метода воспитания педагогической ситуацией;

§ технология перехода от методов деятельности педагога к методам деятельности коллектива воспитанников и методам самовоспитания;

Начало формы

из 134

§ детский воспитательный коллектив;

§ признаки воспитательного коллектива;

§ общешкольный и первичный (контактный) коллективы;

§ этапы (стадии) движения коллектива;

§ педагогический коллектив, его признаки и особенности;

§ педагогическое руководство детским воспитательным коллективом;

§ развитие самодеятельности личности как цель, средство и результат работы педагогического коллектива;

§ современные проблемы педагогической теории и практики.

1. Предмет, характер, задачи и основные категории педагогики.

2. Педагогика в системе современного научного знания. Связь педагогики с другими науками.

3. Структура современного педагогического знания. Общая, возрастная, профессиональная педагогика, вспомогательные педагогические дисциплины.

4. Общая характеристика и организация научно-педагогических исследований.

5. Принципы педагогических исследований.

6. Методы педагогических исследований.

7. Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики.

8. Формирование теории обучения и воспитания в XVII-XIX вв. (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

9. Основные черты и характерные особенности общественно-педагогического движения XX столетия.

10. К. Д. Ушинский как основоположник теории развития личности. Предисловие к "Педагогической антропологии".

из 134

11. Теория развития личности как внутреннее содержание современной педагогической науки. Современные проблемы исследования процесса развития личности..

12. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности. Проблема возрастной периодизации личности в педагогике (Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, А. Дистервег, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и современная научная периодизация).

13. Особенности развития и воспитания учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

14. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли и на современном этапе.

15. Общая характеристика, закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

16. Дидактика как теория обучения и образования. Общая характеристика, предмет и основные категории дидактики.

17. Становление и развитие дидактики в истории образования и педагогической мысли. Я. А. Коменский, "Великая дидактика".

18. Основные проблемы современной дидактики. Анализ одной из современных дидактических систем (по выбору).

19. Исторические условия формирования теории содержания образования. Сравнительная характеристика теорий формального и материального образования.

20. Понятие, сущность и структура содержания образования в современной школе.

21. Документы, определяющие содержание общего образования: учебный план средней общеобразовательной школы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Актуальные проблемы современного исторического образования в средней школе.

22. Общая характеристика процесса обучения: сущность, структура и функции. Двусторонний характер процесса обучения.

23. Преподавание как педагогический процесс, его сущность и технология.

Начало формы

из 134

24. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Проблема учебной деятельности в современной психолого-педагогической науке (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

25. Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения (А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев и др.).

26. Понятие и сущность метода обучения в современной дидактике. Исторический характер развития методов обучения.

27. Классификация методов обучения. Анализ книги И. Я. Лернера "Дидактические основы методов обучения".

28. Общая характеристика и технология применения методов обучения в системе организации учебно-познавательной деятельности учащихся (на примере педагогического опыта одного из новаторов).

29. Исторически сложившиеся формы организации учебного процесса. Альтернативные формы организации учебного процесса в современных образовательных учреждениях Беларуси.

30. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Достоинства, недостатки и пути совершенствования классно-урочной системы.

31. Общая характеристика дополнительных форм организации обучения.

32. Теория воспитания как составная часть педагогической науки. Развитие теории воспитания в педагогическом наследии И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

33. Воспитание как общественное явление. Социальная и природная сущность воспитания.

34. Основные проблемы современной теории воспитания, ее интегративный и межпредметный характер.

35. Анализ "Концепции образования и воспитания в Беларуси".

36. Технологическая логика процесса воспитания. А. С. Макаренко о технологической логике. Индивидуальные технологии педагогов-новаторов.

Начало формы

из 134

37. Проблема познания и описания в педагогике закономерностей воспитания. Общая характеристика основных закономерностей воспитания.

38. Роль принципов и правил воспитания в практической педагогической деятельности.

39. Исторические условия развития педагогических взглядов на методику воспитательной работы.

40. Современные системы методов воспитания. Сравнительный анализ двух систем методов воспитания (на выбор).

41. Технологическая логика применения методов воспитания в целостном педагогическом процессе (на примере опыта одного из педагогов-новаторов).

42. Проблема теории коллективного воспитания в педагогической науке. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский о воспитании личности в коллективе.

43. Общая характеристика детского воспитательного коллектива, его признаки, структура и организационные основы деятельности.

44. Этапы развития детского воспитательного коллектива (А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский).

45. Педагогическое руководство воспитательным коллективом А. С. Макаренко о личности педагога-воспитателя.

46. Анализ работы А. С. Макаренко "Проблемы школьного советского воспитания".

47. Современная система образования в Республике Беларусь, принципы ее построения. Роль и место учебных заведений нового типа в современных образовательных процессах.

48. Сущность и общая характеристика профессиональной деятельности педагога. Требования к учителю в современной школе. Профессионально-педагогические качества личности учителя.

49. Педагогическое мастерство и творчество учителя. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский о педагогическом мастерстве.

50. Передовой педагогический опыт, его изучение, обобщение и распространение. Анализ педагогического опыта одного из новаторов (на выбор).

Начало формы

из 134

1. Коменский Я. А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов /Сост. и авт. ввод-ст. А. И. Пискунов. -М.: Просвещение, 1981. -С. 80-161.

2. Песталоцци И. Г. Лебединая песня //Там же. - С. 304-322.

3. Ушинский К. Д. Предисловие к "Педагогической антропологии" //Педагогические сочинения: В 6 т. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1990. -С. 7-38.

4. Ушинский К. Д. Родное слово //Там же. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1988. -С. 108-121.

5. Толстой Л. Н. О народном образовании //Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 54-70.

6. Толстой Л. Н. Воспитание и образование //Там же. - С. 205-232.

7. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс //Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. -С. 163-231.

8. Макаренко А. С. Педагогическая поэма //Педагогические сочинения: В 8 т. -Т. З. -М.: Педагогика, 1984. -512 с.

9. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) //Там же. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 128-203.

10. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями //Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. -М.: Наука, 1988. - С. 322-361.

11. Козлов И. Ф. Воспитание как общественное явление //Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - С. 37-56.

из 134

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

1. Воспитание ученика: Сб. программно-методических материалов /Авт. -сост.: В. М. Коротов и др. - М., 1990. - 112 с.

2. Гордин Л. Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания //Сов. педагогика. - 1991. - № 8. - С. 45-51.

3. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1971. -200 с.

4. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике (Сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): Монография. - Волгоград: Перемена, 1997. -265 с.

5. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. совр. дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов /Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. - 303 с.

6. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренкол: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.

7. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. -Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. -416.

8. Кон И. С. Ребенок и общество: (Ист. - этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988. - 270 с.

9. Конисевич Л. В. Нас воспитал Макаренко: Записки коммунара /Под ред. В. М. Опалихина. - Челябинск, 1993. - 331 с.

10. Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М., 1993. - 135 с.

11. Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции. -М., 1991. 135с.

12. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

из 134

13. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. -186 с.

14. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. - Самара: Изд-во СИУ, 1998. - 200 с.

15. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. учебн. завед. и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992. -528 с.

16. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. пед-уч-щ /Под ред. В. М. Коротова. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с.

17. Мудрость воспитания: Кн. для родителей /Сост. Б. М. Бим-Бад и др. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.

18. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М., 1994. -184 с.

19. Общие основы педагогики /Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана. - М.: Просвещение, 1967. - 392 с.

20. Педагогическая антропология: Учеб. пособие /Авт. -сост. Б. М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

21. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Советы воспитателям). - Минск: Нар. асвета, 1978. - 288 с.

22. Фролов А. А. А. С. Макаренко: московский период творчества (1937-1939 гг.). Хроника дел и мыслей. - Н. Новгород, 1997. - 125 с.

23. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 1997. - 512 с.

24. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов /Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 528 с.

Начало формы

из 134

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

 

 

Конец формы

Конец формы

Конец формы

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.349 сек.