Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В современных хозяйственных системах




Понятие товара

 

В основу совершенствования механизма хозяйствования в науке положено признание товарного характера научного и технического труда, а вся научно-техническая продукция научных организаций рассматривается как интеллектуальный продукт. Любая продукция, в том числе научно-техническая, становится товаром только, если она обладает способностью удовлетворять какие-либо потребности.

Товар – все, что может удовлетворять потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Товарная политика это разработка частных стратегий для оценки исследуемых, разрабатываемых и изготавливаемых видов НТПр и их движения к потребителю на соответствующих рынках. Она включает:

– анализ действующих рынков по объектам исследования;

– определение жизненного цикла НТПр и условий перехода на разработку новой;

– формирование спроса и предложения;

– оценку конкурентоспособности НТПр и ее производство.

Любой товар, в том числе и научно-исследовательская продукция, включает в себя затраты на выполнение НИОКР, то есть имеет стоимость и потребительную стоимость. С одной стороны, это определённый труд, который можно характеризовать предметами и средствами, приемами, целью и результатами. Так, например, цель поисковых научно-исследовательских работ заключается в поиске принципиально новых направлений в конструировании и создании технологии изготовления различных продуктов; исследовании возможности создания новых изделий и новых технологических процессов на базе вновь открытых физических принципов и явлений, а цель научно-технических разработок заключается в разработке новых и совершенствовании существующих технологических процессов, специального контрольно-измерительного и испытательного оборудования, создании новых видов материалов. Каждая НИР и ОКР различны между собой предметами (объектами) исследований, иначе их просто нельзя было бы назвать научно-исследовательскими или техническими разработками. Такой разнокачественный, конкретный труд создает потребительную стоимость научно-технического продукта.

С другой стороны, это процесс установления определенных затрат труда, времени, финансов на производство такой специфической продукции как научно-техническая и должен основываться степенью использования достижений науки и техники.

В системе рыночных отношений стоимость, в конечном счете, выступает основой ценообразования, в большей степени учитывающей потребительские свойства продукции. Цена производства, в том числе и такой продукции, как научно-техническая, определяется совокупностью издержек производства (затрат на проведение исследований, создание проекта на новую технику или технологию, затрат, связанных с изготовлением опытного образца) и выпуском первой партии (серии) новой продукции. На данном этапе улучшаются эксплуатационные характеристики изделия, выявляется коммерческая ценность и его потребительские свойства.

Исходя из этого, цена на научно-техническую продукцию может рассчитываться на базе нормативной себестоимости, нормативной дополнительной прибыли с учётом эффективности научно-технической продукции:

Ц = С + Пн, (9)

где Ц – договорная цена НТПр; С – себестоимость НТПр; Пн – нормативная прибыль, рассчитываемая по нормативу рентабельности, корректировочному коэффициенту и размеру оплаты труда данной научной организации.

Такой порядок формирования цены представляет собой реализацию затратного подхода, так как в данном случае в цене отражается величина расхода ресурсов, а не эффективность их использования, что приводит к таким негативным последствиям, как необоснованное завышение сметной стоимости, цены разработок, резкое снижение показателя «экономический эффект» при оценке результатов деятельности коллективов НТОр, отделов, лабораторий, разработчиков. Величина экономического эффекта или коэффициента эффективности должна непосредственно влиять на цену разработки, однако такого влияния практически нет, либо оно слишком мало. Так, величина экономического эффекта влияет на величину прибыли, удельный вес в цене которой в свою очередь составляет примерно от 7–12%.

Предлагаемый подход формирования цены на научно-техническую продукцию заключается в признании необходимости учёта как затрат на её создание, т. е. её стоимости, так и качественных характеристик, определяющих её потребительную стоимость.

Формирование стоимости осуществляется с учётом общественно-необходимых (среднеотраслевых) затрат, а потребительной стоимости – с помощью таких показателей, как научно-технический уровень разработок, новизна, емкость рынка, вероятность коммерческого успеха, величина полученной прибыли:

Ц = С + Пн + Пдоп, (10)

где Пдоп – дополнительная прибыль, выплачиваемая заказчиком за высокий научно-технический уровень (НТУ), превышение отдельных технико-экономических параметров НТПр, новизну.

Стороны согласуют вознаграждение (Пдоп), составляющее процент или долю от суммы договорной цены (С + Пн), по договору.

Договорную цену на научно-техническую продукцию, по которой рассчитывается экономический эффект, определяем по формуле:

Ц = С + kр Эг, при kр Эгн + Пдоп, (11)

где kр – коэффициент, характеризующий вклад разработчика в достижение конечных результатов при создании и использовании продукции (kр = 0,1–0,3 в зависимости от вида НИОКР); Эг – гарантированный экономический эффект от производства и использования НТПр.

Рыночная экономика предполагает решение проблем повышения качества продукции на принципиально новых основах, исходя из конкуренции товаропроизводителей научно-технической продукции и формирования цен в зависимости от качества товара, спроса и предложения на него. Формирование цены на научно-техническую продукцию необходимо производить с учетом как затрат на ее создание, то есть стоимости, так и качественных характеристик, определяющих ее потребительскую стоимость, а также конкурентоспособность продукции.

Результаты труда в НИОКР могут самостоятельно выступать в качестве товара, который можно определить как результат научной и технической деятельности, предназначенный для удовлетворения потребностей его потребителей (в товарной или нетоварной форме). К интеллектуальному продукту относятся: научно-техническая продукция, т. е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели (продукт фундаментальных исследований), изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, технологии, материалы, новые изделия, программные продукты и др.

К изобретению относится продукт научно-исследовательской, творческой деятельности, в котором воплощаются новые принципы, действия или конструирования технических систем. К объектам изобретения относятся устройства (машины, оборудование, приборы и т.д.), способы (методы, приемы, процессы и т.д.), вещества (материалы, сплавы и т.д.), применение известных устройств, способов и веществ по новому назначению.

К новой технике относятся материализованные научные знания, способствующие повышению эффективности трудовой деятельности в той или иной ее сфере, новые, более эффективные средства труда, а также новые материалы, источники энергии, технологические процессы, медицинская, бытовая, экологическая и другая техника. Следует различать также улучшенную новую технику на базе улучшающих нововведений и принципиально новую технику, реализующую крупные изобретения, базисные нововведения и обеспечивающие повышение уровня новизны и эффективности техники.

«Ноу-хау» – это объекты промышленной собственности, которые собственник держит в секрете и передаёт другим пользователям с целью получения прибыли на условиях сохранения конфиденциальности.

В переводе с английского ноу-хау означает «знать как», т. е. «знать, как это сделать». Содержание ноу-хау чрезвычайно широко, оно может охватывать всевозможную информацию, необходимую для эффективной организации производства и сбыта определённой продукции, оказания услуг. К «ноу-хау» могут относиться и технические решения, выполняемые на уровне изобретений, которые в силу различных причин не были запатентованы. Таким образом, характерным для данного понятия является новизна технических знаний и опыта, их полезность для решения конкретных производственных и коммерческих задач. Одним из основных признаков ноу-хау следует считать элемент конфиденциальности, т.е. секретности информации, документации, чертежей и пр. Охрана ноу-хау до настоящего времени не регламентируется отечественными законодательными актами в отличие от развитых зарубежных стран и осуществляется, как правило, в договорном порядке в соответствии с условиями лицензионных соглашений. «Ноу-хау» может охватывать следующие виды:

– конструкторские, знания и опыт, базирующийся, как правило, на многолетней предыдущей практике с учётом знаний, полученных в результате проведения НИР и выполнения проектно-конструкторских работ;

– технологические и производственные, совокупность опыта изготовления определённого изделия, оригинальных приёмов выполнения операции, которые могут быть переданы посредством обучения;

– коммерческие, данные о конъюнктуре рынка, знания и опыт в области реализации продукции, владение наиболее целесообразными способами её реализации и рекламы и др.

Новое изделие – это продукция с улучшенными или принципиально новыми потребительскими свойствами, созданная на основе научных исследований, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ. Можно выделить два основных уровня новизны: совершенно новый вид товара, который на рынок ранее не выпускался; введение новых компонентов в уже известные на рынке товары.

Право автора на изобретение, научную идею, разработки, новое изделие или новую технологию является интеллектуальной собственностью. В современном мире применяются три основных типа защиты интеллектуальной собственности: патенты, авторское право, товарный знак. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ за гражданином и юридическим лицом признается исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Патент – документ, удостоверяющий признание предложения изо­бретением, приоритет изобретения, авторство на изобретение. Владелец патента сам решает вопрос о том, как поступить с изобретением, продать его, выдать лицензию (разрешение) на его использование или не совершать ни того, ни другого.

Патент на изобретение удостоверяет авторское право на изобретение, приоритет изобретения и исключительное право на использование изобретения. Патентная система создает организованно-правовую основу для разрушения монополизма в сфере производства, науки и техники, но на первый взгляд патентная форма охраны научно-технических достижений противоречит антимонопольным тенденциям, так как патент наделяет его обладателя исключительным монопольным правом на пользование изобретением. Никто не имеет права использовать изобретение без разрешения (лицензии) патентообладателя. Однако появление патента является сигналом для всех заинтересованных лиц (производителей и потребителей) о том, что создана новая технология или подготовлен выпуск новой продукции. На практике патент мобилизует экономические ресурсы и стимулирует развитие научно-технических нововведений, повышение эффективности производства.

Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (объекты промышленной собственности). В соответствии с законом единую политику в области охраны объектов промышленной собственности в Российской Федерации осуществляет Государственное патентное ведомство Российской Федерации, в частности, принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, проводит по ним экспертизу, осуществляет государственную регистрацию, выдает патенты, публикует официальные сведения и издает патентные правила.

Патентный закон, в первую очередь, определяет объекты интеллектуальной собственности, подлежащие патентованию. Так, объектами изобретения могут являться: устройство, способ, вещество, приборы, инструменты, агрегаты, а также применение ранее известного устройства, способа, вещества по новому назначению. Патент на изобретение действует в течение двадцати лет с момента поступления заявки в Государственное патентное ведомство Российской Федерации.

К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна на данном уровне развития техники. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. Свидетельство на полезную модель действует в течение пяти лет, считая с даты поступления заявки в Государственное патентное ведомство, оно может быть продлено, но не более чем на три года.

К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия не известна из сведений, ставших общедоступными в мире с даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия. Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Государственное патентное ведомство Российской Федерации, действие патента может быть продлено, но не более чем на пять лет.

Патент выдается:

– автору (авторам) изобретения, полезной модели, промышленного образца;

– физическим и (или) юридическим лицам, которые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявке на выдачу патента.

Для получения патента автору, работодателю или их правопреемнику необходимо подать в Государственное патентное ведомство заявку на получение патента.

Заявка на выдачу патента на изобретение должна относиться к одному изобретению или группе изобретений, связанных между собой настолько, что они образуют единый изобретательский замысел, и должна содержать:

– заявление о выдаче патента с указанием автора (авторов) изобретения и лица (лиц), на имя которого (которых) испрашивается патент, а также их местожительства или местонахождения;

– описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления;

– формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании;

– чертежи или иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;

– реферат.

Статья 10 Патентного закона Российской Федерации определяет исключительное право патентообладателя на использование охраняемых патентом изобретений, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению, если такое использование не нарушает прав других патентообладателей, включая право запретить использование указанных объектов другим лицам, кроме случаев, когда такое использование не является нарушением права патентообладателя.

Любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором. Лицензионный договор подлежит регистрации в Государственном патентном ведомстве РФ и без таковой регистрации считается недействительным.

 

Глава 10. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.