Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс производства новой техники




в научно-техническом цикле

 

Одной из главных закономерностей научно-технического продукта является его цикличность – периодическая смена эволюционных периодов совершенствования параметров техники. В технике периодически происходит переход к новым поколениям машин, базирующимся на новых технических решениях, нововведениях, изобретениях, принципах, закладываемых в конструкцию и обеспечивающих предпосылки для сокращения затрат живого и овеществленного труда и массы привлекаемых ресурсов на единицу удовлетворяемой общественной потребности. Такая закономерность научно-технического продукта делает необходимым его рассмотрение как последовательности сменяющихся научно-технических циклов.

К настоящему времени в экономической литературе выработан единый подход к структуре научно-технического цикла. Под ней понимается рассмотрение стадий и этапов НИОКР, сменяющих друг друга – наука, техника, производство и потребление.

Результатом первой стадии цикла – «наука», включающей фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, являются конкретные исследования, направленные на создание научно-техни-ческого задела, на основе вновь открытых физических принципов, новых теоретических представлений, принципиально новых технических решений для получения конкретного результата, который непосредственно будет использован в разработках.

Целью второй стадии – «техника», включающей в себя этапы научно-технических и опытно-конструкторских разработок, служит создание конкретного образца новой техники или комплекса ее проектно-конструкторской документации.

Задача третьей стадией цикла – «производство» – это обеспечение выпуска новой техники в объеме, соответствующем потребностям.

Заключительная стадия – «потребление» – реализация конечного результата НИОКР и новый импульс для дальнейшего совершенствования продукции и выбора соответствующих направлений научных исследований и разработок.

Стадия «потребление» тесно связано со стадией «производство», особенно если речь идет о новой технике, т. е. о производственном потреблении. Производство новой техники непосредственно влияет на масштабы и географию ее потребления. В то же время необходимость производства и объем выпуска новой техники зависит от ее потребления. Вопросы расширения выпуска конкретной модели новой техники или ее замены более новой моделью определяются результатами эксплуатации.

Стадия «производство» научно-технического цикла играет особую роль в реализации научно-технических нововведений. Именно на этой стадии организации получают эффект от разработки новой техники. Стадия «производство» формирует требования к остальным стадиям научно-технического цикла, стимулирует и направляет их развитие:

– определение организационной структуры управления производством новой техники и системы сбыта новой техники (каналы сбыта и стратегии коммуникации с потребителями);

– определение кадрового обеспечения (подбор и организация оценки деятельности и способностей персонала);

– определение стратегии с учетом внешних условий (государственное регулирование и общественное мнение, экономическое положение страны, окружающая среда).

Процессу производства новой техники как одной из стадий научно-технического цикла присущи некоторые характерные черты, имеющие объективный характер:

– вероятностный характер этапа освоения новой техники, обусловливающий неопределенность результатов, сроков и затрат на достижение поставленных целей;

– неповторимость процесса разработки и освоения новой техники, его зависимость от специфических свойств и особенностей конкретного вида техники;

– недостаточная предсказуемость успеха и возможность отклонения от планируемого результата, требующая многовариантного подхода к управлению производством новой техники. Разработка альтернативных вариантов и их оценка делают необходимым использование различного рода информации о новой технике, тенденции развития отраслей народного хозяйства, общих направлениях НТП.

Эти особенности процесса производства новой техники вызывают необходимость стратегического подхода к управлению.

Анализ существующей системы управления производством новой техники показывает, что главным направлением ее совершенствования является согласование компонентов в процессе управления и ориентации на перспективные сроки. Основой решения вопросов управления производством новой техники является перспективный план, учитывающий экономический эффект от ее производства. В свою очередь, планы производства новой техники должны быть финансово обеспечены. При установлении цены на новую технику следует учитывать динамику ее производства и объем фондов финансирования. Решение вопросов стимулирования определяется масштабом производства новой техники и размером получаемой дополнительной прибыли, т.е. увязывается с планированием и ценообразованием. Выбор формы организации производства новой техники необходимо тесно увязать с экономическим механизмом системы управления.

Для определения объема рынка используются различные методы, позволяющие уменьшить неопределенность при оценке текущего и перспективного спроса на новую технику, степени насыщенности рынка предыдущими моделями новой техники, тенденций изменения экономических характеристик новой техники.

Главное при анализе рынка – оценить потребность и функции данного вида техники. Опыт фирм в планировании новой продукции свидетельствует о важности главных принципов анализа рынка:

– комплексный анализ для охвата проблемы в целом;

– учет возможного непринятия продукции потребителями;

– отказ от чрезмерной детализации анализа, которая может привести к излишнему усложнению функций изделия.

В первую очередь оценивается потенциальный объем рынка по однородным видам продукции. Как правило, эта оценка производится в натуральных показателях. Затем осуществляется анализ структуры рынка, цель которого заключается в разработке такой стратегии маркетинга, которая более всего подходит для данного конкретного рынка.

После выявления потребности рынка в новой технике изучается движение товара от производителя к потребителю и осуществляется выбор наиболее эффективных методов сбыта путем непосредственной связи с потребителем. Для решения подобной задачи привлекаются методы прогнозирования и экономико-математического моделирования. При этом производится тщательный анализ наименований выпускаемой техники, существующей системы потребления продукции фирмы, методов конкурентной борьбы.

На основе анализа наименований техники должны быть разработаны альтернативные варианты формирования номенклатуры в будущем, позволяющие ликвидировать разрыв между физическим объемом продаж и потенциальным уровнем рынка. Анализ сложившейся системы управления позволит выявить недостатки в области охвата возможных географических районов рынка и интенсивности поступления товаров на рынки сбыта.

Анализ деятельности фирмы и тактики конкурентной борьбы позволяет выявить дальнейшие пути отвоевания рыночных позиций у товаров, непосредственно конкурирующих с продукцией фирмы, и пути укрепления существующих позиций. Анализ объема и структуры рынка служит основой для определения динамики роста производства новой техники.

Своевременное определение потребителей новой техники ускоряет процесс поставки оборудования, оказывает услуги потребителю в процессе отладки оборудования и другие дополнительные услуги. Прямые связи позволяют потребителю влиять на технико-экономические параметры выпускаемой техники, что дает возможность максимально приблизить ее конструкцию к конкретным условиям эксплуатации. Это обеспечивает получение в полном объеме экономического эффекта от использования данного вида техники.

Таким образом, актуальность проблемы выявления потребности и определения потребителей новой техники делает возможным применение элементов маркетинга в управлении производством новой техники. Принцип разработки стратегии развития производства новой техники на основе определения потребности в ней является как раз производной от формулы маркетинга: новая техника (товар), место расположения, цена, предоставление услуги – это составляющие того пакета преимуществ, которые помогут в продвижении новой техники на рынок.

Стратегия развития производства новой техники, разрабатываемая на основе маркетинга, будет направлена на конечный результат и обеспечит получение максимальной величины прибыли. Другой принцип, отражающий содержание разработки стратегии, заключается в комплексной увязке всех компонентов системы управления производством новой техники на долгосрочный период.


Глава 12. ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.