Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритетные направления развития таможенного администрирования в современных условиях 1 страница




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п Направление Содержание направления
  Нормативно-правовое правовое обеспечение предоставления государственных услуг при таможенном оформлении» соответствии со стандартами Всемирной таможенной организации (ВТмО), нормами и правилами международных таможенных конвенций и согла­шений, стандартом качества ИСО 9000
правовое обеспечение создания и функционирования меха­низма сотрудничества таможенных органов и участников ВЭД для реагирования на изменения рынка таможенных услуг
2. Техноло-гическо-логистическое внедрение упрошенных таможенных процедур, основанных на оценке репутации участников ВЭД и на предварительном информировании
реализация в торговых отношениях технологий «От двери до двери» (Ооог-То-Ооог), «Точно в срок» (.1и;;1-!п-Т1тс) и «Под ключ» (Кеу-Тигп)
применение технологий управления рисками при принятии решений о выпуске товаров и при принятии управленческих решений по различным аспектам таможенной деятельности
  Организация и управление сокращение числа государственных контролирующих органов (в том числе в пунктах пропуска через государственную грани­цу Российской Федерации), причастных к непосредственному контролю товаропотоков, за счет взаимного делегирования функций
определение конкретных таможенных органов для деклариро­вания товаров в электронной форме с обеспечением участни­кам ВЭД свободного доступа к данной процедуре
разделение в структуре таможенных органов подразделений, осуществляющих функции регистрации фактов перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и подразделений, осуществляющих контроль информации о таком перемещении
4. Информа­ционно-техническое систематизация и расширение информационной базы для принятия решений о выпуске товаров, в том числе за счет использования информационных ресурсов других ведомств, применение новейших технических средств таможенного контроля
создание сети обмена данными в режиме реального времени между таможенными органами, в том числе расположенными в пунктах пропуска через гос. границу РФ, с использованием, при необходимости, группировки космических спутников связи
регламентирование процессов консультирования участников ВЭД и доступа их к таможенной информации


Раздел //. Управление таможенными органами


Глава //. Управление развитием таможенных органов России



 


ленческих решений (рациональных, интуитивных, основанных на суждениях); • совершенствование на научной основе организации процесса

• управления (операций цслеполагания, информационной и ана­
литической работы, проектирования вариантов решения, выбо­
ра варианта действия, организационно-практической работы);

' * создание и развитие единой системы таможенной информации (разработка информационно-функциональной модели тамо­женной службы и системы управления таможенными органами, создание ведомственной системы классификаторов, разработка : унифицированной системы документов);

• разработка методов решения задач информатизации (опреде­
ление системы показателей эффективности деятельности тамо­
женных органов и критериев ее оценки, создание автоматизи­
рованных методик анализа, планирования, прогнозирования,
моделирования, оптимизации и принятия управленческих ре­
шений);

• развитие технологической платформы единой автоматизиро­
ванной информационной системы (ЕАИС) ГТК РФ (совершен­
ствование технологий и технических средств решения инфор­
мационно-справочных задач и задач автоматизации таможенных
процедур);

• разработка методов и средств разграничения доступа, обеспече­
ния защиты информации (разработка организационных, про­
граммных и технических средств защиты информации).

Цель развития в области таможенных технологий заключается в соз­дании эффективной системы управления качеством технологий тамо­женных процедур.

Задачи развития:

• повышение стандартов контроля;

• активизация работы в области анализа таможенных рисков;

• усиление мер борьбы с контрафактной и пиратской продукцией;

• ужесточение контроля нарушений в области страны происхо­
ждения товаров;

• повышение эффективности электронной системы транзита
(ТМСТ5);

• разработка новой информационно-технологической стратегии
безбумажного документооборота и надежной системы обмена и
защиты информации;


 

• активизация взаимодействия между таможенными органами
и другими органами исполнительной власти (налоговая служба,
МВД, Пограничная служба ФСБ и т. д.);

• развитие «объединенных аудит модулей», в которых будет пред­
ставлена как Еврокомиссия, так и страны — члены ЕС;

• разработка положений о таможенных режимах, научно-методи­
ческой базы определения их оптимального состава, предостав­
ления льготных режимов и оценки бюджетной и экономической
эффективности их применения, а также оценки соответствия
применяемых режимов законодательным нормам;

• разработка положений по определению таможенной стоимости
в зависимости от применяемых таможенных режимов, разра­
ботка и постоянная актуализация комментариев к Таможенному
кодексу;

• упрощение и унификация таможенных процедур, требований
к таможенным документам и документам для целей таможенно­
го оформления и контроля;

• совершенствование методов контроля и усиление текущего та­
моженного контроля за выпущенными товарами;

• разработка единой технологии таможенного контроля, совер­
шенствование технологии таможенного оформления с учетом
повышения эффективности института таможенных брокеров,
создание института таможенных исполнителей;

• совершенствование на постоянной основе технических средств
таможенного контроля, применяемых таможенными органами
в современных условиях;

• формирование информационно-технологической сети для кон-
троля обоснованности принимаемых решений и согласование
ее функций с ЕАИС ГТК РФ, формирование новых и развитие
существующих баз данных в объеме, необходимом и достаточ-
ном для повышения эффективности выполнения таможенными
органами правоохранительной функции;

• повышение уровня компьютеризации и автоматизации тамо­
женных процедур, упрощение процедур статистической отчет­
ности; сокращение личных контактов персонала таможенных
органов с представителями участников ВЭД.

Цель развития в области таможенной инфраструктуры состоит в опти­мизации размещения объектов таможенной инфраструктуры для обе­спечения эффективного, бесперебойного и удобного для участников



Раздел П. Управление таможенными органами


Глава 11. Управление развитием таможенных органов России



 


ВЭД таможенного контроля и оформления товаров, связанных с ми­нимальными трансакционными издержками.

Задачи развития:

• разработка схемы оптимального размещения объектов тамо­
женной инфраструктуры с учетом перспективы расширения
Таможенного союза и положений Концепции государствен­
ной политики в сфере обустройства государственной границы
Российской Федерации, Транспортной стратегии Российской
Федерации до 2030 г., Стратегии развития железнодорожного
транспорта в Российской Федерации до 2030 г. и др.

• приведение существующей инфраструктуры таможенных ор-
ганов в соответствие с международными стандартами, а также

требованиями современных технологий таможенного контроля и таможенного оформления (в том числе оснащение пунктов

пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами в объеме, необходимом и достаточном для осуществления таможенного оформления и контроля с максимальной эффективностью);

• разработка региональных программ развития, в том числе и ин­-
фраструктурного, в рамках государственно-частного партнерства
(ГЧП) коммерческих видов деятельности, включая: создание и
реконструкцию таможенно-логистических терминалов, складов
для хранения и обработки таможенных грузов, предприятий по
переработке товаров на таможенной территории, организацию
магазинов беспошлинной торговли и магазинов по продаже та­
моженных конфискатов, платных стоянок для автотранспорта и
бензозаправок, гостиниц и других предприятий сервиса;

• развертывание системы таможенного контроля за перемещени­-
ем объектов интеллектуальной собственности, радиоактивны­-
ми, делящимися материалами и опасными отходами, ведение
централизованного планомерного компьютерного учета оружия
и боеприпасов;

• совершенствование технической базы таможенных органов, ор­-
ганизация разработки, создания и эксплуатации необходимых
технических средств таможенного контроля, в том числе раз­-
вертывание системы инспекционно-досмотровых комплексов;

• переход на новые технологии строительного производства из
быстровозводимых конструкций с применением современного
энергосберегающего инженерного оборудования;

• осуществление мероприятий по совершенствованию управле­-
ния капитальным строительством в ФТС России, создание вне-


домственной проектной организации, автоматизированной си­стемы проектирования, разработка типовых проектов;

• обеспечение размещения таможенных органов в помещениях,
являющихся федеральной собственностью.

Мировой опыт государственно-частного партнерства подтверждает реальность перспектив и экономическую эффективность осуществле­ния проектов на основе ГЧП (в том числе концессий) в транспортно-логистической сфере. В России эта форма сотрудничества одобрена на уровне Президента и Правительства как основа развития и модерниза­ции транегюртно-логистической инфраструктуры.

Целями участия таможенной службы от имени государства в госу­дарственно-частном партнерстве являются:

• реализация социально значимых проектов в сфере таможенного
дела и таможенной политики;

• привлечение частных инвестиций в экономику России;

• обеспечение эффективности использования имущества, нахо-­
дящегося в собственности государства (таможенной службы);

• повышение качества таможенных услуг.

В целях развития института государственно-частного партнерства в сфере ВЭД в первую очередь посредством развития таможенно-логистической и транспортной инфраструктур необходимо реализо­вать следующие мероприятия:

• разработать концепцию и стратегии государственно-частного
партнерства в сфере ВЭД;

• разработать программу инвестиций втаможенно-логистическую
инфраструктуру на среднесрочную перспективу;

 

• разработать нормативно-правовую базу для применения механиз­
мов государственно-частного партнерства в таможенной сфере;

• создать систему управления и организационно-экономический
механизм государственно-частного партнерства в транспортном
и таможенном секторах;

• определить сегменты таможенной инфраструктуры, для разви­-
тия которых целесообразно применение механизмов государст­-
венно-частного партнерства;

• обеспечить права и ответственность участников процесса госу­
дарственно-частного партнерства в природоохранных и экологи­
ческих аспектах реализации крупных проектов;

• создать систему информирования общества и обеспечения об­
суждения проектов, реализация которых осуществляется с при­
менением форм государственно-частного партнерства;



Раздел II. Управление таможенными органами


Глава 11. Управление развитием таможенных органов России



 


• разработать механизм распределения ресурсов, прав, обязан­
ностей, рисков и доходов при реализации проектов на основе
государственно-частного партнерства;

• разработать общие требования к выбору частного партнера, а так-
же условий государственно-частного партнерства;

• разработать требования к участникам конкурса на право заклю­
чения соглашения (в том числе концессионного);

• разработать требования к конкурсной документации и ключе­
вые критерии конкурса;

• разработать и ввести в действие стандартную документацию по
процедуре выбора частного партнера, распространить практи­
ку и рекомендации в области осуществления государственно-
частного партнерства в таможенной сфере.

Цель развития правоохранительной деятельности — совершенство­вание регулирования внешнеэкономической и таможенной деятель­ности на основе гармонизации таможенного законодательства с меж­дународными нормами права, российским законодательством, а также нормами таможенного законодательства сопредельных государств.

Задачи развития:

• продолжение упрощения и совершенствования законодатель­-
ства в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельно­
сти;

• юридическое обеспечение использования электронных методов
подачи информации;

• вовлечение участников ВЭД в процесс подготовки законода-­
тельства;

• публикация комментариев к законодательству, призванных
оказать помощь участникам ВЭД в правильной интерпретации
юридических актов.

Правоохранительная деятельность таможенных органов должна развиваться по следующим направлениям:

• совершенствование законодательной и нормативно-правовой
базы реализации государственной таможенной политики;

• правовое сопровождение развития системы государственных та­-
моженных услуг, ориентированных на повышение качества об­
служивания участников ВЭД;

• правовое сопровождение развития технологии таможенной дея­-
тельности, создания и внедрения системы управления качеством
таможенного оформления и контроля;


• правовое сопровождение развития информационно-техниче­
ского обеспечения деятельности таможенных органов и систе­
мы управления рисками в сфере таможенной деятельности.

Цель развития в области международного сотрудничества состоит в повышении эффективности взаимодействия таможенной службы России с таможенными администрациями и другими государствен­ными институтами мирового сообщества, с одной стороны, и пред­ставителями бизнеса, участниками ВЭД — с другой, направленного на снижение трансакционных издержек торговли в мировом масштабе. Данное направление развития таможенных органов России, являю­щееся базой обеспечения национальных интересов Российской Фе­дерации в экономической сфере на международной арене, становится важнейшим в условиях развития международной торговли.

Ключевые задачи развития:

• активное участие в деятельности международных организаций
(ВТО, ГАТТ ВТО, Большой восьмерки, ЕврАзЭС и т. д.);

• координация процедур взаимодействия с международными ор­-
ганизациями и институтами;

• максимальное использование возможностей, полученных в ре­-
зультате подписания соглашений о таможенном сотрудничестве
с различными странами мира;

• расширение сети представительств Федеральной таможенной
службы за границей;

• укрепление инициативной роли таможенной службы России
в формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и соз­-
дании его институциональной базы.

Цель развития в области кадрового обеспечения и социальной поли­тики: создание эффективного механизма формирования профессио­нального кадрового потенциала таможенной службы, способного успешно выполнять должностные обязанности, а также обеспечение реализации комплексной стратегии социально-экономического обе­спечения сотрудников таможенных органов.

Задачи развития:

• оптимизация структуры и штатной численности таможенных
органов;

• совершенствование системы комплектования кадров, соответ­-
ствующей современному статусу таможенных органов и их роли
во внешнеэкономической деятельности;


 

 

Раздел //. Управление таможенными органами

• разработка и внедрение новых эффективных технологий про­-
фессионального образования таможенных кадров (мультиме-­
дийные технологии, модульные системы обучения, активные и
дистанционные методы обучения и т. п.);

. • создание современной правовой основы и мотивационных ме­ханизмов прохождения службы в таможенных органах;

• создание эффективной системы воспитательной работы с лич­-
ным составом, обеспечение благоприятных условий ее органи­-
зации и ресурсного обеспечения;

• обеспечение социальной защищенности и социальных гаран-­
тий сотрудникам таможенных органов и членам их семей;

• решение жилищных вопросов должностных лиц таможенных
органов посредством создания фонда служебного жилья и со­-
вершенствования механизма улучшения жилищных условий со­-
трудников.

Важнейшим направлением развития таможенной службы в новых институциональных условиях является совершенствование сервисной функции таможенных органов. Выделение в качестве приоритетной именно сервисной функции в деятельности государственных институ­тов диктуется объективной логикой мирового развития: постепенным переходом от индустриального общества к обществу услуг. Развитие сервисной функции таможенной службы, позиционирование ее места на рынке государственных услуг делает институт таможенной службы практически полезным для каждого гражданина, институтом «про­зрачным», легитимным, востребованным. В начале XXI в. поставлена общегосударственная задача организации таможенного регулирования и контроля в виде сервиса — то есть задача обеспечения высокого ка­чества и эффективности таможенных услуг при внешней их простоте, оперативности и надежности.

Реализацию Концепции развития таможенной службы Российской Федерации целесообразно осуществлять в два этапа в соответствии с этапностью социально-экономического развития страны и необхо­димостью последовательного осуществления мер государственного регулирования, направленных на решение накопившихся проблем, сдерживающих развитие таможенной службы России в новых инсти­туциональных условиях.

На первом этапе (до 2010 г.) необходимо осуществление мероприя­тий по строительству и развитию системы объектов таможенной ин­фраструктуры и транспортно-логистических терминалов, в том числе на основе использования возможностей института государственно-


Глава 11. Управление развитием таможенных органов России 257

частного партнерства. Завершение мероприятий по организации ра­боты таможенных органов на основе принципов «одно окно» и «одна остановка». Задействование механизма развития таможенной службы, учебное, научно-методическое и консультационно-внедренческое со­провождение, втом числе и на базе Российской таможенной академии. Сбор итоговой информации, предложений по совершенствованию и обновлению таможенных процессов, их обобщение и систематизация. Создание информационно-аналитической системы и банка тамо­женных технологий. Формирование программ развития таможенной службы на уровне ФТС России.

На втором этапе (2011-2020 гг.) — на основе разработки и реализа­ции межведомственных планов реализации Концепции развития та­моженных органов и других действующих и разрабатываемых в России Концепций (стратегий, планов) — целесообразно осуществить опти­мизацию системы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Большое внимание при этом необхо­димо уделять перманентному проведению антикоррупционной рабо­ты в таможенных органах.

Оперативное управление процессом развития таможенной службы России предполагается осуществлять в рамках регламентированного организационно-правового механизма.

Реализация Концепции предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, планируемое и осуществляемое в рамках федеральных це­левых программ и ведомственных программ мероприятий, направлен­ных на создание благоприятных услови й для юридических и физических лиц при выполнении ими таможенных формальностей и позволяющих сократить трансакционные издержки за счет внедрения в деятельность таможенных органов универсальных международных принципов, за­крепленных в Киотской конвенции и Рамочных стандартах ВТО.

Вопросы финансового обеспечения реализации всех этапов разви­тия, а также задействование форм материального стимулирования и мотивации участников развитии решаются в рамках экономического механизма управления развитием.

Таким образом, обозначенный подход к развитию таможенной служ­бы и управлению таким процессом позволит реализовать принцип ре­шения задач, при котором каждое приоритетное направление рассма­тривается как составной элемент системного проекта, интегрируемого в целевую стратегию развития таможенной службы России.

Реализация Концепции и решение основных задач развития тамо­женной службы обеспечит:



Разды II. Управление таможенными органами


Глина //. Управление развитием таможенных органов России



 


развитие внешнеэкономических связей России при упрощении
и ускорении таможенных процедур;

• повышение качества и сокращение времени обслуживания участ­
ников ВЭД, обеспечение точности расчетов с ними;

• сокращение трансакционных издержек участников ВЭД, госу­
дарства и таможенных органов;

• повышение конкурентоспособности национальной экономики,
оказание защиты и покровительства отечественным производи­
телям и экспортерам продукции;

• увеличение поступлений платежей в бюджет за счет более пол­
ного сбора налогов и пошлин, усиления борьбы с беспошлин­
ным ввозом товаров;

• внедрение информационных технологий, обеспечивающих для таможенных органов возможность интерактивного информаци-. онного обслуживания;

• формирование основных государственных информационных
ресурсов, характеризующих ключевые объекты государственно­
го управления, а также обеспечение доступа к ним на межведом-

: ственном уровне;

• защиту граждан Российской Федерации от импорта недоброкаче­
ственных и вредных товаров, экологически опасной продукции;

• пресечение деятельности организаций, занимающихся отмыва­
нием грязных денег, взыскание с виновников ущерба от неза­
конных операций в сфере ВЭД;

• укрепление сотрудничества таможенных органов с другими го­
сударственными службами, регулирующими ВЭД, с правоохра­
нительными органами, а также с таможенными органами других
стран, интенсификацию обмена информацией с ними.

11.3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В основе процесса управления институционализацией в сфере тамо­женного дела лежит механизм1 стратегического управления развитием

' Под механизмом стратегического управления в данном случае понимается совокуп­ность средств и методов управления, обеспечивающих и определяющих целенаправлен­ное движение системы и ее развитие в долгосрочном периоде.


таможенных органов, основанный на общем алгоритме стратегиче­ского управления,1 объединяющем аналитическую и прогностическую деятельность, а также выбор соответствующей стратегии и разработку программ, планов развития.

Анализ среды является исходным элементом процесса стратеги­ческого управления: он обеспечивает базу для определения видения, миссии и целей организации, а также для выработки стратегии поведе­ния, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь поставленных целей.

Четкое формулирование стратегического видения2 — необходимая предпосылка устойчивого развития и обеспечения стратегического пидерства в будущем. Видение необходимо для эффективного руко-иодства и принятия решений; оно ориентирует таможенную службу на будущее, определяет приоритетные потребности потребителей та­моженных услуг, перспективные направления развития таможенных органов, а также их долгосрочную конкурентную позицию.

Предлагаем следующую формулировку видения для таможенной 1'пужбы России: создание в XXI в. конкурентоспособной таможенной снужбы, осуществляющей эффективное таможенное администриро­вание, обеспечивающее цивилизованные условия для развития между­народной торговли в сочетании с эффективной защитой националь­ной безопасности и экономических интересов страны.

Миссия таможенной службы представляет собой качественно вы­раженную цель, которая преобразуется затем в систему долгосрочных и краткосрочных целей, отраженных в программах и планах. Миссия пможенной службы, сформулированная на основе институциональ­ною подхода, представлена на рис. 11.7.

На следующем этапе процесса управления развитием руководите-им высшего звена таможенной службы на основе анализа результатов мониторинга внешней институциональной среды и динамики вну-||к-нних процессов таможенных органов должны принимать решение ч целесообразности и перспективных направлениях институционали-мции, инициировать решения по разработке и внедрению новшеств,

' Алгоритм стратегического управления, как правило, включает следующие этапы: фор-мм|м>11лнис видения и миссии организации; постановка целей и задач; оценка и анализ мнгшней среды; управленческое обследование внутренней среды, направленное на вы-имнение сильных и слабых сторон организации; анализ стратегических альтернатив; вы-г><>|1 стратегии; реализация стратегии; оценка стратегии.

' Пиление (от англ. га;ол) — четкое представление менеджеров высшего звена конкрет­ной организации относительно того, какой вид данная организация должна иметь в бу­дущем и к какой позиции она должна стремиться.



Раздел П. Управление таможенными органами


1)ипш 11. Управление развитием таможенных органов России



 




 

 


 

упрощению и унификации различных процедур. При этом назначают­ся отдельные лица или группы работников, ответственных за опреде­ленные аспекты изменений.

В качестве инструментов анализа институциональной среды и про­ектирования концепции (стратегии) развития таможенных органов рассматривается соответствующая метотехнология, основные параме­тры которой представлены в следующей теме.

При осуществлении управления развитием во внимание должны приниматься различные уровни вмешательства в старую организа­ционно-функциональную среду (индивидуум, группа, подразделение, таможенная служба в целом и протекающие в ней процессы), а также многочисленные организационные параметры, такие как структура, процессы, используемые таможенные технологии и информационные технологии, организационная культура, рассматриваемая как модель основополагающих ценностей и принципов, разделяемых сотрудни­ками таможенных органов,' а также кадровый потенциал таможенной службы2.

Рассмотрим основные элементы механизма стратегического управ­ления развитием таможенных органов. Таможенная служба как со­циально-экономический институт и как система представляет собой совокупность управляемой подсистемы (объекта управления) и управ­ляющей подсистемы (субъекта управления, располагающего соот-

' Как показывает практика, коренное изменение именно данного элемента на практике оказывается чрезвычайно трудным.

2 Развитие кадрового потенциала возможно путем совершенствования систем отбора и обучения персонала, а также систем стимулирования и мотивационного управления персоналом, основанного на пересмотре и изменении норм поведения и взглядов со­трудников.


ветствующим механизмом управления). Под управлением развитием целесообразно понимать совокупность процессов, обеспечивающих перевод таможенной службы в новое состояние путем организации и реализации целенаправленных управляющих воздействий. Перевод системы в новое состояние необходимо осуществлять каждый раз, как тлько изменяются внешние или внутренние условия ее функциони­рования и перед системой возникают новые цели, в частности изме­няются требования к таможенным администрациям, предъявляемые международными организациями и институтами. Цели таможенной службы динамичны и обусловлены изменением внешних и внутрен­них институциональных условий, поэтому управление развитием та­моженных органов будет иметь непрерывный, циклический характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.