КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приоритетные направления развития таможенного администрирования в современных условиях 1 страница
Раздел //. Управление таможенными органами Глава //. Управление развитием таможенных органов России
ленческих решений (рациональных, интуитивных, основанных на суждениях); • совершенствование на научной основе организации процесса • управления (операций цслеполагания, информационной и ана ' * создание и развитие единой системы таможенной информации (разработка информационно-функциональной модели таможенной службы и системы управления таможенными органами, создание ведомственной системы классификаторов, разработка : унифицированной системы документов); • разработка методов решения задач информатизации (опреде • развитие технологической платформы единой автоматизиро • разработка методов и средств разграничения доступа, обеспече Цель развития в области таможенных технологий заключается в создании эффективной системы управления качеством технологий таможенных процедур. Задачи развития: • повышение стандартов контроля; • активизация работы в области анализа таможенных рисков; • усиление мер борьбы с контрафактной и пиратской продукцией; • ужесточение контроля нарушений в области страны происхо • повышение эффективности электронной системы транзита • разработка новой информационно-технологической стратегии
• активизация взаимодействия между таможенными органами • развитие «объединенных аудит модулей», в которых будет пред • разработка положений о таможенных режимах, научно-методи • разработка положений по определению таможенной стоимости • упрощение и унификация таможенных процедур, требований • совершенствование методов контроля и усиление текущего та • разработка единой технологии таможенного контроля, совер • совершенствование на постоянной основе технических средств • формирование информационно-технологической сети для кон- • повышение уровня компьютеризации и автоматизации тамо Цель развития в области таможенной инфраструктуры состоит в оптимизации размещения объектов таможенной инфраструктуры для обеспечения эффективного, бесперебойного и удобного для участников Раздел П. Управление таможенными органами Глава 11. Управление развитием таможенных органов России
ВЭД таможенного контроля и оформления товаров, связанных с минимальными трансакционными издержками. Задачи развития: • разработка схемы оптимального размещения объектов тамо • приведение существующей инфраструктуры таможенных ор- требованиями современных технологий таможенного контроля и таможенного оформления (в том числе оснащение пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами в объеме, необходимом и достаточном для осуществления таможенного оформления и контроля с максимальной эффективностью); • разработка региональных программ развития, в том числе и ин- • развертывание системы таможенного контроля за перемещени- • совершенствование технической базы таможенных органов, ор- • переход на новые технологии строительного производства из • осуществление мероприятий по совершенствованию управле- домственной проектной организации, автоматизированной системы проектирования, разработка типовых проектов; • обеспечение размещения таможенных органов в помещениях, Мировой опыт государственно-частного партнерства подтверждает реальность перспектив и экономическую эффективность осуществления проектов на основе ГЧП (в том числе концессий) в транспортно-логистической сфере. В России эта форма сотрудничества одобрена на уровне Президента и Правительства как основа развития и модернизации транегюртно-логистической инфраструктуры. Целями участия таможенной службы от имени государства в государственно-частном партнерстве являются: • реализация социально значимых проектов в сфере таможенного • привлечение частных инвестиций в экономику России; • обеспечение эффективности использования имущества, нахо- • повышение качества таможенных услуг. В целях развития института государственно-частного партнерства в сфере ВЭД в первую очередь посредством развития таможенно-логистической и транспортной инфраструктур необходимо реализовать следующие мероприятия: • разработать концепцию и стратегии государственно-частного • разработать программу инвестиций втаможенно-логистическую
• разработать нормативно-правовую базу для применения механиз • создать систему управления и организационно-экономический • определить сегменты таможенной инфраструктуры, для разви- • обеспечить права и ответственность участников процесса госу • создать систему информирования общества и обеспечения об Раздел II. Управление таможенными органами Глава 11. Управление развитием таможенных органов России
• разработать механизм распределения ресурсов, прав, обязан • разработать общие требования к выбору частного партнера, а так- • разработать требования к участникам конкурса на право заклю • разработать требования к конкурсной документации и ключе • разработать и ввести в действие стандартную документацию по Цель развития правоохранительной деятельности — совершенствование регулирования внешнеэкономической и таможенной деятельности на основе гармонизации таможенного законодательства с международными нормами права, российским законодательством, а также нормами таможенного законодательства сопредельных государств. Задачи развития: • продолжение упрощения и совершенствования законодатель- • юридическое обеспечение использования электронных методов • вовлечение участников ВЭД в процесс подготовки законода- • публикация комментариев к законодательству, призванных Правоохранительная деятельность таможенных органов должна развиваться по следующим направлениям: • совершенствование законодательной и нормативно-правовой • правовое сопровождение развития системы государственных та- • правовое сопровождение развития технологии таможенной дея- • правовое сопровождение развития информационно-техниче Цель развития в области международного сотрудничества состоит в повышении эффективности взаимодействия таможенной службы России с таможенными администрациями и другими государственными институтами мирового сообщества, с одной стороны, и представителями бизнеса, участниками ВЭД — с другой, направленного на снижение трансакционных издержек торговли в мировом масштабе. Данное направление развития таможенных органов России, являющееся базой обеспечения национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере на международной арене, становится важнейшим в условиях развития международной торговли. Ключевые задачи развития: • активное участие в деятельности международных организаций • координация процедур взаимодействия с международными ор- • максимальное использование возможностей, полученных в ре- • расширение сети представительств Федеральной таможенной • укрепление инициативной роли таможенной службы России Цель развития в области кадрового обеспечения и социальной политики: создание эффективного механизма формирования профессионального кадрового потенциала таможенной службы, способного успешно выполнять должностные обязанности, а также обеспечение реализации комплексной стратегии социально-экономического обеспечения сотрудников таможенных органов. Задачи развития: • оптимизация структуры и штатной численности таможенных • совершенствование системы комплектования кадров, соответ-
Раздел //. Управление таможенными органами • разработка и внедрение новых эффективных технологий про- . • создание современной правовой основы и мотивационных механизмов прохождения службы в таможенных органах; • создание эффективной системы воспитательной работы с лич- • обеспечение социальной защищенности и социальных гаран- • решение жилищных вопросов должностных лиц таможенных Важнейшим направлением развития таможенной службы в новых институциональных условиях является совершенствование сервисной функции таможенных органов. Выделение в качестве приоритетной именно сервисной функции в деятельности государственных институтов диктуется объективной логикой мирового развития: постепенным переходом от индустриального общества к обществу услуг. Развитие сервисной функции таможенной службы, позиционирование ее места на рынке государственных услуг делает институт таможенной службы практически полезным для каждого гражданина, институтом «прозрачным», легитимным, востребованным. В начале XXI в. поставлена общегосударственная задача организации таможенного регулирования и контроля в виде сервиса — то есть задача обеспечения высокого качества и эффективности таможенных услуг при внешней их простоте, оперативности и надежности. Реализацию Концепции развития таможенной службы Российской Федерации целесообразно осуществлять в два этапа в соответствии с этапностью социально-экономического развития страны и необходимостью последовательного осуществления мер государственного регулирования, направленных на решение накопившихся проблем, сдерживающих развитие таможенной службы России в новых институциональных условиях. На первом этапе (до 2010 г.) необходимо осуществление мероприятий по строительству и развитию системы объектов таможенной инфраструктуры и транспортно-логистических терминалов, в том числе на основе использования возможностей института государственно- Глава 11. Управление развитием таможенных органов России 257 частного партнерства. Завершение мероприятий по организации работы таможенных органов на основе принципов «одно окно» и «одна остановка». Задействование механизма развития таможенной службы, учебное, научно-методическое и консультационно-внедренческое сопровождение, втом числе и на базе Российской таможенной академии. Сбор итоговой информации, предложений по совершенствованию и обновлению таможенных процессов, их обобщение и систематизация. Создание информационно-аналитической системы и банка таможенных технологий. Формирование программ развития таможенной службы на уровне ФТС России. На втором этапе (2011-2020 гг.) — на основе разработки и реализации межведомственных планов реализации Концепции развития таможенных органов и других действующих и разрабатываемых в России Концепций (стратегий, планов) — целесообразно осуществить оптимизацию системы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Большое внимание при этом необходимо уделять перманентному проведению антикоррупционной работы в таможенных органах. Оперативное управление процессом развития таможенной службы России предполагается осуществлять в рамках регламентированного организационно-правового механизма. Реализация Концепции предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, планируемое и осуществляемое в рамках федеральных целевых программ и ведомственных программ мероприятий, направленных на создание благоприятных услови й для юридических и физических лиц при выполнении ими таможенных формальностей и позволяющих сократить трансакционные издержки за счет внедрения в деятельность таможенных органов универсальных международных принципов, закрепленных в Киотской конвенции и Рамочных стандартах ВТО. Вопросы финансового обеспечения реализации всех этапов развития, а также задействование форм материального стимулирования и мотивации участников развитии решаются в рамках экономического механизма управления развитием. Таким образом, обозначенный подход к развитию таможенной службы и управлению таким процессом позволит реализовать принцип решения задач, при котором каждое приоритетное направление рассматривается как составной элемент системного проекта, интегрируемого в целевую стратегию развития таможенной службы России. Реализация Концепции и решение основных задач развития таможенной службы обеспечит: Разды II. Управление таможенными органами Глина //. Управление развитием таможенных органов России
• развитие внешнеэкономических связей России при упрощении • повышение качества и сокращение времени обслуживания участ • сокращение трансакционных издержек участников ВЭД, госу • повышение конкурентоспособности национальной экономики, • увеличение поступлений платежей в бюджет за счет более пол • внедрение информационных технологий, обеспечивающих для таможенных органов возможность интерактивного информаци-. онного обслуживания; • формирование основных государственных информационных : ственном уровне; • защиту граждан Российской Федерации от импорта недоброкаче • пресечение деятельности организаций, занимающихся отмыва • укрепление сотрудничества таможенных органов с другими го 11.3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В основе процесса управления институционализацией в сфере таможенного дела лежит механизм1 стратегического управления развитием ' Под механизмом стратегического управления в данном случае понимается совокупность средств и методов управления, обеспечивающих и определяющих целенаправленное движение системы и ее развитие в долгосрочном периоде. таможенных органов, основанный на общем алгоритме стратегического управления,1 объединяющем аналитическую и прогностическую деятельность, а также выбор соответствующей стратегии и разработку программ, планов развития. Анализ среды является исходным элементом процесса стратегического управления: он обеспечивает базу для определения видения, миссии и целей организации, а также для выработки стратегии поведения, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь поставленных целей. Четкое формулирование стратегического видения2 — необходимая предпосылка устойчивого развития и обеспечения стратегического пидерства в будущем. Видение необходимо для эффективного руко-иодства и принятия решений; оно ориентирует таможенную службу на будущее, определяет приоритетные потребности потребителей таможенных услуг, перспективные направления развития таможенных органов, а также их долгосрочную конкурентную позицию. Предлагаем следующую формулировку видения для таможенной 1'пужбы России: создание в XXI в. конкурентоспособной таможенной снужбы, осуществляющей эффективное таможенное администрирование, обеспечивающее цивилизованные условия для развития международной торговли в сочетании с эффективной защитой национальной безопасности и экономических интересов страны. Миссия таможенной службы представляет собой качественно выраженную цель, которая преобразуется затем в систему долгосрочных и краткосрочных целей, отраженных в программах и планах. Миссия пможенной службы, сформулированная на основе институциональною подхода, представлена на рис. 11.7. На следующем этапе процесса управления развитием руководите-им высшего звена таможенной службы на основе анализа результатов мониторинга внешней институциональной среды и динамики вну-||к-нних процессов таможенных органов должны принимать решение ч целесообразности и перспективных направлениях институционали-мции, инициировать решения по разработке и внедрению новшеств, ' Алгоритм стратегического управления, как правило, включает следующие этапы: фор-мм|м>11лнис видения и миссии организации; постановка целей и задач; оценка и анализ мнгшней среды; управленческое обследование внутренней среды, направленное на вы-имнение сильных и слабых сторон организации; анализ стратегических альтернатив; вы-г><>|1 стратегии; реализация стратегии; оценка стратегии. ' Пиление (от англ. га;ол) — четкое представление менеджеров высшего звена конкретной организации относительно того, какой вид данная организация должна иметь в будущем и к какой позиции она должна стремиться. Раздел П. Управление таможенными органами 1)ипш 11. Управление развитием таможенных органов России
упрощению и унификации различных процедур. При этом назначаются отдельные лица или группы работников, ответственных за определенные аспекты изменений. В качестве инструментов анализа институциональной среды и проектирования концепции (стратегии) развития таможенных органов рассматривается соответствующая метотехнология, основные параметры которой представлены в следующей теме. При осуществлении управления развитием во внимание должны приниматься различные уровни вмешательства в старую организационно-функциональную среду (индивидуум, группа, подразделение, таможенная служба в целом и протекающие в ней процессы), а также многочисленные организационные параметры, такие как структура, процессы, используемые таможенные технологии и информационные технологии, организационная культура, рассматриваемая как модель основополагающих ценностей и принципов, разделяемых сотрудниками таможенных органов,' а также кадровый потенциал таможенной службы2. Рассмотрим основные элементы механизма стратегического управления развитием таможенных органов. Таможенная служба как социально-экономический институт и как система представляет собой совокупность управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления, располагающего соот- ' Как показывает практика, коренное изменение именно данного элемента на практике оказывается чрезвычайно трудным. 2 Развитие кадрового потенциала возможно путем совершенствования систем отбора и обучения персонала, а также систем стимулирования и мотивационного управления персоналом, основанного на пересмотре и изменении норм поведения и взглядов сотрудников. ветствующим механизмом управления). Под управлением развитием целесообразно понимать совокупность процессов, обеспечивающих перевод таможенной службы в новое состояние путем организации и реализации целенаправленных управляющих воздействий. Перевод системы в новое состояние необходимо осуществлять каждый раз, как тлько изменяются внешние или внутренние условия ее функционирования и перед системой возникают новые цели, в частности изменяются требования к таможенным администрациям, предъявляемые международными организациями и институтами. Цели таможенной службы динамичны и обусловлены изменением внешних и внутренних институциональных условий, поэтому управление развитием таможенных органов будет иметь непрерывный, циклический характер.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |