Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правило №21.Знание и использование стандартных правил свидетель­ствуют не об отсутствии творческой инициативы, а о высокой квалификации инженерно-управленческого персо­нала




ПРОИЗВОДСТВОМ

ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ТЕМА 6.

§ 14. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

П

роцесс принятия решения - это выбор варианта решения из нескольких возможных. Он складывается из характерных эта­пов (рис. 26) и носит, как отмечалось ранее, итеративный ха­рактер. При принятии решений используются определенные методы. Методы принятия решений классифицируются в зависимости от способа принятия решения, имеющейся информации, применяемого аппарата (рис. 27).

1. В зависимости от способа принятия решений они подразделя­ются на стандартные и нестандартные.

Стандартные решения применяются в часто повторяющихся производственных ситуациях. Они содержатся в законах, стандартах, правилах, нормативах и другой действующей документации, опыте других специалистов и организаций. Например, при тормозном пути больше допустимого (правила дорожного движения) автомобиль не допускается к эксплуатации; после определенного пробега автомо­биль направляется на соответствующий вид ТО (Положение о ТО и Р) и др.

В инженерно-технической службе 80-85% всех решений (у инже­нера АТП - 80-83%, у главного инженера - 45-55%) приходится на по­добные повторяющиеся производственные ситуации. Решения при этом принимаются по следующей схеме: анализ рыночной или произ­водственной ситуации -> ее идентификация с одной из стандартных -> принятие решения по правилам или аналогии со стандартным.

Это во-первых, сокращает время на принятие решения, разра­ботку и реализацию соответствующих мероприятий; во-вторых, уменьшает вероятность принятия ошибочных решений; в-третьих, у специалиста высвобождается время для принятия решений в нестан­дартных, новых или сложных производственных и рыночных си­туациях, требующих сбора информации, ее анализа, расчетов, объе­диняемых понятием «исследование операций».

Рис. 27. Классификация методов принятия решений

К операциям относятся как отдельные мероприятия, проводи­мые для повышения эффективности системы, так и сложные про­граммы, касающиеся достижения цели, стоящей перед системой в це­лом. Каждая операция (мероприятие, программа) оценивается ее эф­фективностью, т.е. вкладом, который обеспечивается при ее выполнении. В общем случае показатель эффективности или целевая функ­ция может зависеть от трех групп факторов (или подсистем): (12)

Первая группа факторов (a1...aN) характеризует условия выполне­ния операции, которые заданы и не могут быть изменены в ходе ее выполнения. Для конкретного АТП это: климатические условия рай­она расположения предприятия, влияющие на надежность парка; до­рожные условия обслуживаемого региона, влияющие на надежность и производительность автомобилей и др.

Вторая группа (x1...xm), которая иногда называется элементами решения, может меняться при управлении, влияя на целевую функ­цию. Эти факторы выбираются из дерева систем ТЭА (рис. 16). При­меры второй группы факторов: качество ТО и ТР, квалификация персонала, уровни механизации и др.

Третья группа - заранее неизвестные условия (Z1...Zk), влияние ко­торых на эффективность системы неизвестно или изучено недостаточ­но. Например, конкретные погодные условия "на завтра"; число тре­бований на ТР в течение следующей смеYы, определяющее простой автомобилей в ремонте, загрузку постов и персонала; психофизио­логическое состояние водителя, влияющее на безопасность движения и эксплуатационную надежность автомобиля и др.

При рациональном управлении значение целевой функции улучшается, а при оптимальном — становится наилучшим (мини­мальным или максимальным).

Первая и третья группы факторов иногда условно объединяются общим понятием "природа", которое характеризует все внешние для системы условия, влияющие на исход операции, мероприятия, про­граммы.

2. В зависимости от объема и характера имеющейся информации решения подразделяются на: принимаемые в условиях определенно­сти; при наличии риска; в условиях неопределенности.

В условиях определенности состояние природы известно, т.е. третья группа факторов (формула 12) отсутствует или может прини­маться постоянной, превращаясь в первую группу.

Когда действуют все три группы факторов, задача выбора ре­шения формулируется следующим образом: при заданных условиях с учетом действия неизвестных факторов требуется найти элементы решения, которые по возможности обеспечивали бы получение экстре­мального значения целевой функции.

Если может быть определена или оценена вероятность появле­ния тех или иных состояний "природы" (факторов третьей группы), то решение принимается в условиях риска.

Если вероятность состояния "природы" неизвестна, то задача решается в условиях неопределенности.

3. В зависимости от аппарата принятия решений используют­ся:

1)алгоритмический подход (законы, правила, нормативы, фор­мулы);

2)коллективное мнение специалистов (экспертиза);

3)расчетно-аналитические методы для процессов, описываемых аналитически (исследование функций на минимум и максимум, про­граммирование, теория массового обслуживания и др.);

4)моделирование процессов;

5)натурный эксперимент или наблюдение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.