Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины и понятия. Государственная система стандартизации




Государственная система стандартизации

Российской Федерации

Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям: традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71, перечисление Р, Законом РФ «О стандартизации» 1993 г. и ГСС РФ); образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»); медицинская (организуется и осуществляется во исполнение Федерального закона «О государственной системе здравоохранения»); социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»). В данной главе излагаются основные термины и понятия стандартизации применительно к первому, т.е. традиционному направлению стандартизации продукции, услуг и работ (производительных процессов) в целом и их компонентов.

Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются следующие: стандартизация; объект стандартизации; нормативным документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент; Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ); стандарт отрасли (ОСТ); стандарт предприятия (СТП); стандарт научно-технического, инженерного общества (СТО); правила по стандартизации (ПР); рекомендации по стандартизации (Р); международный стандарт (МС); (международный) региональный стандарт; межгосударственный стандарт (ГОСТ); национальный стандарт; гармонизированный стандарт; комплекс стандартов; международная стандартизация; региональная стандартизация; национальная стандартизация; применение стандарта; применение международного стандарта; применение (международного) регионального стандарта; применение национального стандарта другой страны; дата введения стандарта в действие; дата введения технического регламента в действие; пользователь стандарта; пользователь технического регламента; структурные элементы стандарта; теория стандартизации; собственный предмет теории и практики стандартизации; собственный метод стандартизации; главный (регулятивный) методологический принцип стандартизации; основная технико-экономическая закономерность стандартизации; основополагающий объективный закон стандартизации.

Место и роль стандартизации в структуре общества показаны на рис. 2.1.

Стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач (по ISO/IEC GUID2:1996).




Стандартизация в России осуществляется в целях обеспечения:

· безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

· качества продукции, работ и услуг в соответствии суров нем развития науки, техники и технологии;

· единства измерений;

· экономии всех видов ресурсов;

· безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

· обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Рационально организуемая деятельность по стандартизации

осуществляется в составе НИР, ОКР, ОТР, ПР (обобщенно НИОКР), когда по итогам проведенных исследований и разработок, закончившихся положительным результатом, подготавливаются проекты нового стандарта или изменения к действующему стандарту либо предложение (с необходимым технико-экономическим обоснованием) о разработке нового стандарта или о разработке изменений к действующему стандарту (стандартам).

Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству.

Объект стандартизации — конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, труппы однородных конкретных производственных процессов (рис. 2.2).

Конкретная продукция (конкретные услуги) — это продукция (услуги) данной модели (марки, типа, артикула, фасона и т. п.), характеризующаяся определенными конструктивно-технологическими решениями, конкретными значениями показателей ее (их) целевого (или функционального) назначения и конкретными значениями показателей уровня качества (полезности) и уровня потребительной экономичности.

Группы однородной конкретной продукции (однородных конкретных услуг) — это совокупность конкретной продукции (услуг) определенного вида, характеризующаяся общим целевым (или функциональным) назначением и обладающая общими основными свойствами уровня их качества (полезности) и уровня их потребительной экономичности.

Составными частями группы однородной конкретной продукции (группы однородных конкретных услуг) могут быть подгруппы однородной конкретной продукции или услуг (представленные, например, семействами, гаммами, рядами однородной конкретной продукции или услуг), характеризующиеся общностью конструктивно-технологических решений, но с различными значениями их главных параметров, являющихся показателями целевого (или функционального) назначения продукции (или услуг).

Конкретный производственный процесс — это процесс, используемый для производства (изготовления, строительства, выращивания, хранения, транспортирования, а также восстановления, утилизации, захоронения или уничтожения) конкретной продукции или оказания конкретной услуги. При решении задач стандартизации они обычно рассматриваются как состоящие из двух частей: основной технологической и организационно-технической (управляющей).



 


Группы однородных конкретных производственных процессов — это совокупность конкретных производственных процессов, ис­пользуемых для производства группы однородной конкретной продукции или для оказания группы однородных конкретных услуг.

Аспект стандартизации — направление стандартизации вы­бранного объекта стандартизации, характеризующее определен­ное свойство (или группу свойств) данного объекта.

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции или группы однородной конкретной продукции являются:

· термины и определения;

· условные обозначения и сокращения;

· классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального на­значения);

· требования к основным показателям уровня качества (по­лезности);

· требования к основным показателям уровня экономично­сти;

· требования к комплектности продукции;

· требования к методам и средствам хранения и транспор­тировки;

· требования к методам и средствам восстановления (ре­монта);

· требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;

· требования охраны окружающей природной среды (требо­вания к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потребление);

· требования к правилам и средствам приемки продукции;

· требования к методам, методикам и средствам контроля (испытаний, измерений, анализа) показателей уровня ка­чества продукции;

· требования к маркировке продукции;

· требования к упаковке продукции, транспортной и потре­бительской таре;

· требования и условия технически эффективного и безо­пасного потребления (эксплуатации или использования) продукции по ее целевому (или функциональному) назна­чению;

· требования и условия технически эффективной и безопас­ной утилизации (или захоронения, или уничтожения).

Нормативный документ по стандартизации — это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики касаю­щиеся объектов стандартизации, определенных видов деятель­ности или их результатов, и доступный широкому кругу пользо­вателей. Иерархия документов по стандартизации, существую­щая в современном мире, представлена в табл. 2.1.

К нормативным документам по стандартизации в России от­носятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также правила по стандартизации.

Нормативные документы по стандартизации являются частью более общей совокупности — нормативно-технических докумен­тов (НТД), включающих в себя как нормативные документы по стандартизации, так и технические документы (конструкторские, технологические и проектные), разрабатываемые на их основе.

Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характери­зующегося отсутствием устойчивых возражений по существен­ным вопросам у большинства заинтересованных сторон, приня­тый (утвержденный) признанным органом (предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах достиже­ний науки, техники и практического опыта, цель их примене­ния — получение оптимальной пользы для общества. Они явля­ются наиболее массовым видом документов, используемых для оформления результатов деятельности по собственно стандарти­зации в число которых входят технические регламенты, ОКТЭИ, правила по стандартизации, а также натурально-вещественные образцы — эталоны изделий, материалов и веществ.

Государственный стандарт РФ — стандарт, принятый Госу­дарственным комитетом Российской Федерации по стандарти­зации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищ­ной и строительной политике (Госстрой России). Разрабатывает­ся на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или их группы), конкретные" производ­ственные процессы или их элементы (или группы процессов или их элементов), имеющие преимущественно общенародное хо­зяйственное значение (применение).

 

Таблица 2.1

 

Иерархия документов по стандартизации в современном мире

 

Уровни Документы Организации и органы, принимающие документы
Международный     Региональный     Национальный     Субъекты хозяйствования Международные стандарты ИСО (МС ИСО) Публикации МЭК Международные классификаторы ТЭИ     Стандарты СЕН и Стандарты СЕНЭЛЕК (Евростандарты) Международные стандарты (ГОСТ) и классификаторы   Национальные стандарты Германии (DIN) Японские национальные стандарты (JIS) и др. Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), ОКТЭИ Стандарты обществ (СТО)   Стандарты предприятий (СТП), фирм: объединений предприятий предприятий, не входящих в объединения или входящих в них.   Техническая Документация (ТД): Конструкторская Технологическая Проектно - строительная Международная организация по стандартизации (ИСО) Международная электротехническая комиссия (МЭК) и др.     Европейские организации по стандартизации (СЕН и СЕНЭЛЕК) и др. Международный Совет СНГ   Национальные органы по стандартизации (DIN, JIS, BSI AFNOR и др.) Госстандарт России Госстрой России Научные инженерные общества     Руководство предприятий (фирм) и объединений предприятий     Технические руководители предприятий (фирм) и объединений предприятий

 

Технический регламент — документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и ме­тоды производства. Он может также включать требования к тер­минологии, символам, упаковке, маркировке или этикетированию продукции, а может быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле, принятым в рамках Всемирной торговой организации — ВТО).

В качестве технических регламентов в России рассматрива­ются: техническое законодательство Российской Федерации; указы Президента РФ и постановления Правительства, содер­жащие требования технического характера; стандарты, содер­жащие обязательные требования, а также технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиН и др.).

Общероссийские классификаторы технико-экономической ин­фраструктуры — систематизированные своды классификацион­ных группировок определенных объектов классификации, со­держащие их условные цифровые коды и наименования. Разра­батываются на продукцию, услуги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение (применение).

В России по состоянию на 1 января 1998 г. действовало бо­лее 30 ОКТЭИ, в том числе:

· Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

· Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

· Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельно­сти (ТНВЭД);

· Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

ОКТЭИ используются в качестве единых машинно-ориенти­рованных языков общения субъектов хозяйственной деятельно­сти и органов управления, в том числе для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТНВЭД предназначены для государственного регулирования со­става видов и структуры производимой и потребляемой в Рос­сии конкретной продукции.

Стандарт отрасли — стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Разрабатыва­ется на конкретную продукцию (или группы конкретной про­дукции), конкретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (или группы конкретных производственных процессов или их эле­ментов), имеющих преимущественно внутриотраслевое значение (применение).

Под отраслью в современных условиях хозяйствования в России понимается совокупность субъектов хозяйственной дея­тельности, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) оп­ределенных видов, которые имеют сходное целевое (или функ­циональное) назначение.

Стандарт предприятия — стандарт, утвержденный самим предприятием. В России СТП утверждают по двум вариантам: на уровне предприятий, не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение (концерн, холдинг, научно-технический комплекс, НПО и др.); на уровне любых хозяйст­венных объединений (с любой системой собственности на сред­ства производства).

Разрабатывается на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или группы кон­кретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (в том числе на элементы организации и управления производством), имеющие применение в основном на самом предприятии.

Стандарт научно-технического, инженерного общества — стандарт, принятый научно-техническим, инженерным общест­вом или другим общественным объединением. Характерной особенностью этой категории стандартов является то, что для субъектов хозяйственной деятельности они являются полностью добровольными (не обязательными для применения), т.е. реко­мендуемыми.

Правила по стандартизации — нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом России и содержа­щий, во-первых, типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выпол­нении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а во-вторых, обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Правила по стандартизации никогда не разрабаты­ваются на собственно продукцию и услуги, а только в следую­щих случаях:

· при необходимости детализации обязательных требований соответствующих основополагающих организационно-тех­нических и (или) общетехнических стандартов (ГОСТ Р);

· при отсутствии таких стандартов (для более оперативного урегулирования определенных организационно-технических и (или) общетехнических отношений);

· при нецелесообразности разработки и принятия в обосно­ванных случаях соответствующих организационно-техни­ческих и (или) общетехнических стандартов.

Разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному кон­тролю и надзору за соблюдением обязательных требований тех­нических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Правила по стандартизации принимают Госстандарт России и Госстрой России. Если они прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.

Построение, изложение, оформление и содержание правил по стандартизации осуществляется по ГОСТ Р 1.5.

Рекомендации по стандартизации разрабатываются на кон­кретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации. Реко­мендации по стандартизации принимают Госстандарт России, Госстрой России, а также подчиненные им всероссийские науч­но-исследовательские институты в соответствии с их головной ролью и профилем деятельности. Положения, содержащиеся в рекомендациях, являются добровольными.

Международный стандарт — стандарт, принятый междуна­родной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО (ISO) и МЭК (IEC), поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах — членах ИСО и МЭК, добровольный.

Международный (региональный) стандарт — стандарт, приня­тый международной региональной организацией. Так, сущест­вуют европейские стандарты CEN, CENELEC и ETSI, которые принимаются межправительственными европейскими организа­циями: Европейским комитетом по стандартам (CEN), Европей­ским комитетом электротехнической стандартизации (CENELEC) и Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). В соответствии с директивами ЕС статус указанных стандартов для их применения в странах — членах ЕЭС обяза­тельный.

Разрабатываются (как и отечественные стандарты) на кон­кретную продукцию (или группы конкретной продукции), кон­кретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (или группы кон­кретных производственных процессов или их элементов), имеющих соответственно общемировое, региональное или преимущественно национальное значение (применение).

Межгосударственный стандарт — стандарт, принятый госу­дарствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.). Межгосударственные стандарты являются в настоящее время международными стандартами регио­нального типа.

Национальный стандарт — стандарт, принятый националь­ным органом по стандартизации. Таковыми являются, напри­мер, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ), Германии (DIN).

Гармонизированный стандарт — национальный стандарт, требования которого технически идентичны, т.е. тождественны или выше (жестче), но не противоречат требованиям к конкрет­ному объекту стандартизации, установленным в соответствую­щем международном стандарте (стандартах) или в (международ­ном) региональном стандарте (стандартах), или в прогрессивном национальном стандарте (стандартах) зарубежной страны, с ко­торым (которыми) гармонизируется данный национальный стандарт.

Гармонизация ГОСТ Р и ГОСТ, применяемых на территории Российской Федерации, с соответствующими международными стандартами (за принятие которых Россия проголосовала поло­жительно) является центральным условием выполнения Россией Соглашения по техническим барьерам в торговле и одним из наиболее важных общих условий для вступления России во Всемирную торговую организацию.

Комплекс стандартов — это совокупность взаимосвязанных государственных и (или) международных стандартов, объеди­ненных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организа­ционно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

В России и странах — членах СНГ применяются, например, следующие комплексы государственных и межгосударственных стандартов: 1. ГСС РФ; 2. ЕСКД; 3. ЕСТД; 7. ГСИ; 9. ЕСЗКС; 12. ССБТ; 13. Репрография; 15. СРПП; 17. ССОП; 19. ЕСПО; 21. СЦЦС; 24. ЕКСАС; 27. ССНТ; 29. ССЭТО, ЕСДП и ОНВ и др.

Комплексы государственных и межгосударственных стандар­тов организационно-технического и общетехнического характера (совместно с техническими регламентами, принимаемыми спе­циализированными государственными контрольно-надзорными органами страны) являются основополагающими, системообра­зующими для всего федерального фонда стандартов и ОКТЭИ.

Международная стандартизация — это международная дея­тельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества. Она осуществляется в рамках не только таких организаций, как ИСО и МЭК, но и многих других (неправительственных и межправи­тельственных), например: Всемирной организации здравоохране­ния (ВОЗ) при ООН; Продовольственной и сельскохозяйствен­ной Организации Объединенных наций (ФАО); Международной организации гражданской авиации (ИКАО); Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ); Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и др.

Региональная стандартизация — это международная деятель­ность по стандартизации, участие в которой открыто для соот­ветствующих органов стран преимущественно только одного географического или экономического региона мира. К ним от­носятся, например, страны — члены СНГ, ЕЭС, Арабской орга­низации по стандартизации и метрологии (АСМО), Панамериканского комитета стандартов (КОПАНТ) и т.д.

Национальная стандартизация — это деятельность по стандар­тизации, которая проводится на уровне одной страны мирового сообщества.

В одних странах мира национальная стандартизация осуще­ствляется государственными органами управления (например, в России, на Украине, в Белоруссии, в Японии, в Китае, в КНДР, в Республике Куба), в других — негосударственными организа­циями (ФРГ, Великобритании, Финляндии).

Применение стандарта — это использование стандарта пользо­вателем с выполнением установленных в нем требований и в со­ответствии с областью его распространения и сферой действия.

Пользователями являются: субъекты хозяйственной дея­тельности (исследователи, разработчики, испытатели, органы по сертификации, товаропроизводители, торговые организа­ции, товаропотребители, сервисные и ремонтные организации, организации по утилизации, захоронению или уничтожению использованной продукции или отходов производства); насе­ление, т.е. покупатели и потребители конечной продукции (то­варов народного потребления) и всевозможных бытовых услуг; государственные органы и институты всех ветвей и уровней

власти.

Область распространения стандарта — это конкретные объ­екты стандартизации, а также аспекты стандартизации, требова­ния к которым установлены в данном стандарте.

Сфера действия стандарта определяется статусом и компе­тенцией органа (или организации), принявшего (утвердившего) стандарт данной категории. Это может быть территория СНГ (ГОСТ), территория Российской Федерации (ГОСТ Р), отрасль науки и техники (ОСТ, СТО), предприятие (СТП).

Применение международного стандарта — это использование конкретного международного стандарта пользователями в дан­ной стране (странах) с полным или частичным выполнением ус­тановленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

Страны мирового сообщества используют следующие основ­ные варианты применения международных стандартов.

1-й вариант — путем непосредственного (в буквальном смысле слова) применения международного стандарта в практи­ке хозяйствования страны — пользователя стандарта (главным образом на уровне фирм), причем без какого-либо его пере­оформления и (или) дополнительного обозначения (переобозна­чения) и без официального аутентичного перевода на нацио­нальный официальный язык страны.

2-й вариант — путем официального аутентичного перевода международного стандарта на национальный официальный язык страны — пользователя этого стандарта и прямого включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации, причем без каких-либо дополнений и (или) ужесточений требований (или, напротив, с включением дополнений и (или) ужесточением требований). Это вариант прямого применения международного стандарта, но опосредованного с точки зрения его переоформления на национальный официальный язык страны-пользователя.

3-й вариант — путем частичного использования содержания требований международного стандарта пользователями в данной стране в качестве одного из многих источников научно-техни­ческой информации, учитываемой (или лишь принимаемой во внимание) при разработке аналогичного отечественного норма­тивного документа по стандартизации. Этот факт обычно не от­ражается в обозначении отечественного документа по стандар­тизации, но об этом в той или иной форме сообщается в предисловии, а также в справочно-информационных приложениях к нему (библиография или список источников, использованных при разработке отечественного документа).

Первые два варианта обычно отражаются в специальных правилах переобозначения стандарта (см. ГОСТ Р 1.5, п. 8.1). Кроме того, об этом сообщается в предисловии к отечественно­му стандарту.

В России и странах — членах СНГ используются в настоя­щее время все три указанных выше варианта.

Применение регионального стандарта — это использование конкретного (международного) регионального стандарта пользо­вателями в данной стране (странах) с полным или частичным выполнением установленных в нем требований и в соответствии с областью его распространения.

Межгосударственные стандарты категории ГОСТ, за которые Российская Федерация проголосовала положительно, использу­ются в России с полным выполнением установленных в них требований.

Применение национального стандарта другой страны — это ис­пользование национального стандарта другой страны пользова­телями в данной стране (на основании заключенного в установ­ленном порядке двустороннего соглашения между сторонами) с полным или частичным выполнением требований, установлен­ных в конкретном национальном стандарте другой страны, и в соответствии с областью его распространения.

Варианты и условия применения национальных стандартов других стран в России принципиально аналогичны трем изло­женным выше вариантам применения международных стандар­тов ИСО и МЭК.

Дата введения стандарта в действие — это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Устанавливаются для стандартов, содержащих обязательные требования (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, СТП). Для стандартов научно-технических, инженерных обществ (СТО), являющихся ДДЯ субъектов хозяйствен­ной деятельности полностью добровольными, даты введения их в действие не устанавливаются.

Дата введения технического регламента в действие — это дата, с которой технический регламент приобретает юридическую си­лу. Так как технические регламенты (по определению) всегда являются обязательными документами, установление дат введения их в действие также обязательно.

Пользователь стандарта — это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей научно-технической, опыт­но-конструкторской, технологической, проектной, производст­венной, стандартизаторской, управленческой, учебно-педагоги­ческой и других видах деятельности.

Пользователи должны соблюдать установленные в стандартах обязательные требования в соответствии с областью распростра­нения и сферой действия, причем с даты введения их действие. А до этой даты соблюдение установленных в них обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц яв­ляется добровольным.

Пользователь технического регламента — это юридическое или физическое лицо, применяющее технический регламент в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, стандартизаторской, управленче­ской, учебно-педагогической и других видах деятельности.

Пользователи обязаны соблюдать все установленные в рег­ламентах императивно-обязательные требования в полном объ­еме и в соответствии с областью распространения и сферой дей­ствия, причем с даты введения их в действие. До этой даты со­блюдение (полное или частичное) установленных в них империтивно-обязательных требований как для юридических, так и для физических лиц является добровольным.

Структурные элементы стандарта — это совокупность элемен­тов построения, изложения, оформления, содержания и обозна­чения стандартов. В общем случае стандарты содержат следую­щие структурные элементы:

1) титульный лист (обязательный элемент);

2) предисловие (обязательный элемент);

3) сведения о праве собственности на данный стандарт (обя­зательный элемент);

4) содержание (при необходимости);

5) введение (при необходимости);

6) наименование (обязательный элемент);

7) область применения (обязательный элемент);

8) нормативные ссылки (при наличии);

9) определения или термины и определения (при наличии);

10) обозначения и сокращения, используемые в тексте стан­дарта (при наличии);

11) требования (главный и обязательный элемент);

12) приложения обязательные и рекомендуемые (при нали­чии);

13) библиографические данные, т.е. информационные сведе­ния о документах, использованных при разработке данного стандарта (при наличии);

14) сведения об отнесении стандарта к определенной клас­сификационной группировке Универсальной десятичной клас­сификации (УДК) печатно-книжной продукции (обязательный элемент);

15) обозначение данного стандарта (обязательный элемент).

Общие требования к построению, изложению, оформлению,

содержанию и обозначению стандартов, принятых на террито­рии Российской Федерации, установлены в ГОСТ Р 1.5—92 и ГОСТ 1.5-93.

Теория стандартизации — фундаментальные и прикладные научные знания о социальной практике стандартизации.

Фундаментальная теория стандартизации изучает, излагает и развивает следующие теории:

· о собственном предмете стандартизации;

· о собственном научно-практическом методе социальной практики стандартизации;

· о главном (регулятивном) методологическом принципе социальной практики стандартизации;

· об основной технико-экономической закономерности со­циальной практики стандартизации;

· об объективном законе социальной практики стандартиза­ции.

Прикладная теория стандартизации изучает, излагает и раз­вивает:

· теорию объективного места, социальной роли и управ­ляющих функций стандартов как активных элементов со­ временных производительных сил и регуляторов исходной нормативно-технической стороны (грани) производствен­ но-экономических отношений между товароразработчиками и товаропроизводителями, с одной стороны, и товаропотребителями (или товаропокупателями) — с другой; теорию общественно необходимых объектов стандартиза­ции как результатов творческого интеллектуально-техни­ческого труда человека, подлежащих обобществлению в форме разработки новых или обновления действующих стандартов;

· теорию непосредственной, собственной цели стандартиза­ции как создание, систематическое обновление и нормо-применение оптимального по составу, структуре и уровню требований фонда стандартов;

· теорию прикладных методических принципов стандарти­зации в условиях социально ориентированного способа оптимального функционирования экономики (принципы системности, комплексности, планомерности, оптимальности, сочетания обязательных и добровольных требова­ний, гибкости и динамизма);

· теорию социально необходимого оптимального фонда стандартов как главного регулятора исходной нормативно-технической стороны (грани) производственно-экономи­ческих отношений в условиях социально ориентированного способа оптимального функционирования экономики.

Собственный предмет теории и практики стандартизации — это нормативно-техническая сторона (грань) системы производст­венно-экономических отношений товароразработчиков и това­ропроизводителей, с одной стороны, и товаропотребителей (или товаропокупателей), с другой стороны, а также с органа­ми хозяйственного управления по поводу интегрального качества объектов второй природы, создаваемых творческим интеллекту­ально-техническим трудом человека и многократно воспроиз­водимых и (или) используемых в любой сфере жизнедеятель­ности.

Собственный научно-практический метод стандартизации — это метод системно-комплексного упорядочения и одновремен­но оптимизации требований ко всем новым потенциальным и новым фактическим, социально необходимым объектам официальной (документируемой) стандартизации новых объектов вто­рой природы, постоянно воссоздаваемых творческим интеллек­туально-техническим трудом исследователей и разработчиков во всех их формах, видах и разновидностях.

Собственный научно-практический метод деятельности по стандартизации (рис. 2.3) включает в себя следующие более ча­стные методы, используемые на соответствующих стадиях и эта­пах общего алгоритма стандартизации:

· классифицирования и кодирования исходных множеств объ­ектов стандартизации по признаку их целевого (или функ­ционального) назначения;

· ранжирования (оценки) конкретных объектов стандартиза­ции определенного вида и назначения по критериям их социальной и экономической прогрессивности (или, на­против, не прогрессивности) для последующего воспроиз­водства и использования;

· «искусственного отбора», т.е. селекции прогрессивных и одновременно симплификации морально устаревших кон­кретных объектов стандартизации;

· унификации селекционированных конкретных объектов стандартизации по их главным параметрам (показателям назначения) и одновременно типизации, т.е. оптимизации требований к уровню их качества и уровню их экономич­ности; составления проектов стандартов и рассылки их на отзывы, заключение и согласование компетентным юридическим и физическим лицам;

· достижения консенсуса всех заинтересованных сторон по составу и уровню требований к конкретному объекту стан­дартизации, включенному в проект стандарта перед его официальным принятием (утверждением).

Исходное множество объектов стандартизации (ТЭИ)
1.Упорядочение, классификация и кодирование объектов стандартизации
2.Ранжирование объектов стандартизации по критерию их прогрессивности
3.Селекция (+) симплификация и (-) ранжированных объектов стандартизации
4.Унификация и типизация селекционированных объектов стандартизации
Оптимизация технических требований к унифицированным типовым объектам стандартизации
6.Разработка проекта стандарта и его рассылка на отзывы и согласование
7.Принятие стандарта, его регистрация и официальное издание. Доведение до пользователей и применение стандартов
Выходное множество объектов стандартизации более высокого уровня качества

 

 


Рис.2.3. Собственный метод деятельности в области стандартизации

 

Главный методологический принцип стандартизации — это принцип обязательной своевременности разработки новых и об­новления действующих стандартов, который следует неукосни­тельно реализовывать в отношении новых позитивных результатов творческого труда, как исследователей, так и разработчиков.

В случаях несоблюдения главного (регулятивного) методо­логического принципа стандартизации деятельность по стандар­тизации оказывается или преждевременной или послевременной (т.е. запаздывающей). Поэтому вопрос о правильном выборе времени начала разработки нового стандарта или обновления действующего стандарта имеет определяющее значение для эф­фективности всей этой упорядочивающей, технической нормотворческой и технической нормоприменительной деятельности.

Основная технико-экономическая закономерность стандартиза­ции — это диалектическое сочетание принципа преемственности относительно постоянных (стабильных) требований к главным параметрам сменяющих друг друга конкретных объектов стан­дартизации определенного вида и закона прогресса (роста, уже­сточения) переменных требований к уровню качества и уровню экономичности тех же объектов, что обеспечивает все более полное сближение дискретно повышающихся требований стан­дартов и практически непрерывно возрастающих научно обос­нованных требований потребителей к конкретным новым объ­ектам второй природы в фазе их эволюционного развития.

При завершении фазы эволюционного развития конкретных объектов стандартизации определенного вида, когда исчерпыва­ются возможности дальнейшего прогресса в рамках ранее откры­того (изобретенного) конструктивно-технологического принципа, старый стандарт необходимо отменить и разработать стандарт следующего поколения, в пределах которого будет опять прояв­ляться (на новом витке развития) изложенная выше основная технико-экономическая закономерность стандартизации. Дан­ная закономерность наблюдается в эволюционизирующих стан­дартах на машины и приборы, на все иные виды продукции, а также на услуги и производственные процессы (работы).

Объективный закон стандартизации — это социально-эконо­мическая необходимость своевременного обобществления но­вых позитивных результатов творческого интеллектуально-технического труда исследователей и разработчиков в форме нормативно-технической информации (т.е. в форме требова­ний, включенных в принятые новые или обновленные стандар­ты) об интегральном качестве новых объектов второй природы, которые имеют четкую перспективу последующего многократ­ного эффективного применения в любой сфере общественной практики.

Своевременное обобществление позитивных результатов НТР и НТП путем разработки новых и обновления действую­щих стандартов объективно необходимо для обеспечения оптимального функционирования экономики каждой страны и мирового сообщества в целом, так как только при неуклон­ном следовании этому объективному закону производственно-экономические отношения между производителями и потреби­телями товаров (на микроуровне способа производства), а так­же с органами хозяйственного управления (на макроуровне) могут поддерживаться в прогрессивном, а не в застойном или тормозящем социально-экономическое развитие общества со­стоянии.

Чем выше категория стандарта, тем соответственно выше уровень обобществления конкретных позитивных результатов НТР и НТП. Этот объективный закон стандартизации действу­ет, естественно, в отраслях машино- и приборостроения, а так­же без какого-либо изъятия во всех других отраслях и сферах экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.