Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов и служб стандартизации




в Российской Федерации

 

Систему органов и служб стандартизации в Российской Феде­рации образуют следующие структуры:

· Государственный комитет РФ по стандартизации, метро­логии и сертификации (Госстандарт России), подчинен­ный Правительству РФ;

· Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации в центральном аппарате Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России), подчиненного Правительству РФ;

· группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах государственных органов управления (в феде­ральных министерствах и ведомствах Российской Федера­ции), подчиненных Правительству РФ;

· технические комитеты (ТК) по стандартизации, создавае­мые заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями) на добровольной основе;

· подразделения (службы) стандартизации, создаваемые са­мими субъектами хозяйственной деятельности (предпри­ятиями и организациями).

Госстандарт России в соответствии с Законом РФ «О стан­дартизации» 1993 г. и Положением о Госстандарте России, ут­верждаемым Правительством, осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления РФ, взаимодействие с органами власти республик в составе Фе­дерации, краев, областей, автономной области, автономных ок­ругов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хо­зяйственной деятельности.

Госстандарт России формирует и организует государствен­ную политику в области стандартизации, осуществляет государ­ственный контроль и надзор за соблюдением обязательных тре­бований государственных стандартов, участвует в работах по международной, региональной стандартизации, организует про­фессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения ме­ждународных и региональных стандартов, правил, норм и реко­мендаций по стандартизации на территории Российской Феде­рации, если иное не установлено международными договорами (или соглашениями) Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Госстандарта яв­ляются:

· организация и государственное управление стандартизаци­ей в стране;

· организация и государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в стране;

· формирование и реализация государственной политики в области оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) установленным техническим требованиям (аккредитация, сер­тификация, системы качества, системы охраны окружаю­щей природной среды, лицензирование);

· государственный контроль и надзор за соблюдением обя­зательных требований технических регламентов, государ­ственных и межгосударственных стандартов, за соблюде­нием правил обязательной аккредитации, сертификации, лицензирования, государственный метрологический кон­троль и надзор;

· участие и защита интересов России в деятельности между­ народных и региональных организаций по стандартиза­ции, метрологии, аккредитации и сертификации;

· обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии, аккре­дитации и сертификации в рамках СНГ;

· профессиональная подготовка и систематическое повы­шение квалификации кадров (в том числе кадров выс­шей научной квалификации) в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и обеспечения качества продукции, услуг и производственных процес­сов.

В систему Госстандарта России входят (по состоянию на 1 января 1998 г.) 150 организаций и предприятий, в том числе: 19 научных организаций, включая два государственных научных центра в области метрологии; 13 промышленных предприятий по производству средств измерений высших классов точности; 101 территориальный орган (ЦСМ) во всех промышленных цен­трах России; Академия стандартизации, метрологии и сертифи­кации (учебная) и два средних учебных заведения по метроло­гии; издательско-производственный комплекс (ИПК) «Изда­тельство стандартов».

Госстрой России в соответствии с Законом РФ «О стандарти­зации» 1993 г. и Положением о Госстрое России, утвержденном Правительством РФ, организует и осуществляет работы по стандартизации в области строительства (строительное сырье, строи­тельные материалы и изделия), в том числе принимает государ­ственные стандарты Российской Федерации в области строительства, а также строительные нормы и правила.

Другие государственные органы управления (группы специали­стов по стандартизации в центральных аппаратах федеральных министерств и ведомств Российской Федерации) участвуют в работах по стандартизации в пределах компетенции, определяемой положениями об этих группах специалистов и их должно­стными инструкциями, утверждаемыми самими министерствами (ведомствами).

Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации опреде­ленных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по междуна­родной и (международной) региональной стандартизации.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе пол­номочные представители всех заинтересованных сторон: пред­приятий и организаций, заказчиков (потребителей), исследова­телей и разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и лицензирования, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах привлекаются ведущие ученые и специалисты.

ТК по стандартизации создаются на базе предприятий (орга­низаций), специализирующихся по определенным видам про­дукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потен­циалом, в том числе на базе организаций Госстандарта России и Госстроя России.

ТК по стандартизации организуются решениями Госстандар­та России или Госстроя России, по предложениям заинтересо­ванных сторон (предприятий, организаций и государственных органов управления) и регистрируются во ВНИИ стандартизации Госстандарта России. По своему статусу они являются общест­венными организациями и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о конкретных ТК, разработанными на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации.

ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру: председатель по стандартизации, заместитель председателя; от­ветственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), обра­зуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандартизации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК; временные и постоянные рабочие группы (РГ) в составе отдель­ных ПК, а также рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоян­ные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смеж­ных ТК по стандартизации.

Основными функциями российских ТК по стандартизации яв­ляются:

· разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к ут­верждению проектов государственных стандартов Россий­ской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;

· содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государ­ственных стандартов Российской Федерации с междуна­родными стандартами, а также с прогрессивными нацио­нальными стандартами зарубежных стран;

· сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других госу­дарств — участников Соглашения о проведении согласо­ванной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию;

· сотрудничество с предприятиями (организациями) — поль­зователями стандартов, в том числе с обществами потре­бителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;

· разработка программ (планов) проведения работ по стан­дартизации;

· участие в работе технических комитетов международных, региональных организаций по стандартизации, что спо­собствует принятию государственных стандартов Россий­ской Федерации в качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секрета­риатов в соответствии с действующими соглашениями ме­жду Госстандартом России и международными организа­циями;

· разработка проектов (участие в разработке) международ­ных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в про­граммы (планы) работ технических органов международ­ных организаций по стандартизации;

· подготовка предложений по позиции Российской Федера­ции для голосования по проектам международных, а также межгосударственных стандартов;

· подготовка предложений по участию в заседаниях техни­ческих органов международных организаций по стандарти­зации, в том числе по составу делегаций;

· участие в проведении в России заседаний технических органов международных организаций по стандартизации.

По состоянию на 1 января 1998 г. на территории России функционировали 322 ТК по стандартизации, при этом многие из них одновременно обладали статусом межгосударственных технических комитетов (МТК) по стандартизации за счет вклю­чения в их состав уполномоченных ответственных представите­лей от соответствующих национальных органов по стандартиза­ции стран — членов СНГ.

Подразделения (службы) стандартизации субъектов хозяйст­венной деятельности (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро, группа, спе­циалист), создаваемые на предприятиях и в организациях, вы­полняют самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, испытатель­ные и другие работы по стандартизации, участвуют в качестве соисполнителей по стандартизации, проводимых другими под­разделениями, а также осуществляют организационно-мето­дическое и научно-техническое руководство работами по стан­дартизации, ведут нормоконтроль разрабатываемой технической документации (конструкторской, технологической и проектной). Они осуществляют свою работу в соответствии с положениями о конкретных службах, разрабатываемых с учетом рекомендаций о службах стандартизации (ГОСТ Р 1.10—95).

Дополнительными функциями (обязанностями) подразделе­ний (служб) стандартизации субъектов хозяйственной деятель­ности, на которые одновременно возложено осуществление обя­занностей по ведению дел секретариата ТК (ПК) по стандарти­зации, являются:

· подготовка проектов программ (планов) работы ТК (ПК) и подготовка предложений по распределению работ между структурными подразделениями ТК;

· подготовка проектов стандартов и других нормативных документов по стандартизации для их рассмотрения, со­гласования и представления на принятие (утверждение) в соответствии с требованиями: стандартов Государственной системы стандартизации Российской Федерации — для государственных стандартов Российской Федерации и ГОСТ 1.0—92 — для межгосударственных стандартов;

· подготовка, организация и проведение заседаний ТК (ПК), включая составление повестки дня, рассылку пи­ сем-приглашений, проектов документов к проведению за­седаний, а также подготовка отзывов ТК по проектам до­кументов по стандартизации;

· ведение делопроизводства ТК (ПК), в том числе протоко­лов заседаний ТК (ПК) с решениями, и отчетности о его деятельности;

· выполнение и (или) организация выполнения технически аутентичных переводов международных, региональных стандартов и других материалов, необходимых для работы ТК (ПК), а также переводов (при необходимости) доку­ментов, подготовленных ТК (ПК), на официальные языки международных и региональных организаций по стандарти­зации, в том числе для решения задач гармонизации отечественных стандартов с международными стандартами;

· организация ведения фонда нормативных документов по стандартизации (отечественных и международных), закре­пленных за ТК (ПК) по стандартизации;

· обеспечение подготовки и внесения изменений в структу­ру и состав ТК (ПК), представление в месячный срок со­ответствующей информации во ВНИИ стандарт Госстан­дарта России;

· установление и поддержание необходимых информацион­ных и научно-технических связей с ТК (ПК), работающи­ми в смежных областях, направление (при необходимости)своих представителей в смежные ТК (ПК) для участия в
их деятельности;

· представление ежегодно (в январе) обобщенной информа­ции о результатах деятельности ТК за прошедший годпредприятиям — членам ТК и Госстандарту России по разработке государственных стандартов Российской Феде­
рации и межгосударственных стандартов;

· подготовка и отправка информации о начале разработки стандартов (изменений стандартов) с краткой аннотацией и реквизитами разработчика для опубликования в журнале «Стандарты и качество» или в бюллетене «Вестник Гос­стандарта России» в соответствии с правилами, установ­ленными Госстандартом России.

Подразделения (службы) стандартизации субъектов хозяйст­венной деятельности, на которые возложено осуществление обязанностей по ведению дел секретариатов ТК (ПК) по стандарти­зации, имеют следующие дополнительные права:

· представлять ТК (ПК) по поручению его председателя в других ТК (ПК), а также в государственных, акционерных предприятиях и общественных объединениях по вопросам, входящим в компетенцию данного ТК (ПК);

· осуществлять переписку со смежным ТК (ПК), а также с другими предприятиями по вопросам, входящим в компе­тенцию данного ТК (ПК);

· вести переписку с техническими органами международ­ных, (международных) региональных организаций по стандартизации через Госстандарт России или самостоя­тельно (по предоставлении ТК права такой переписки Госстандартом России);

· контролировать выполнение программ (планов) работ структурными подразделениями ТК (ПК);

· подготавливать предложения по созданию постоянных и временных рабочих групп для выполнения конкретных за­даний.

В иных случаях, когда на подразделение (службу) стандарти­зации предприятия не возложено осуществление обязанностей секретариатов ТК (ПК) по стандартизации, круг их функций, естественно, становится меньше.

Важную роль в системе органов и служб стандартизации Российской Федерации играют четыре всероссийских научно-исследовательских института по стандартизации (ВНИИ стандарт, ВНИИНМАШ, ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ) Госстандарта России, а также центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) Госстандарта России (их в стране 101).

ВНИИ стандарт Госстандарта России является головным на­учно-исследовательским институтом по широкой проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандар­тизации. Он осуществляет разработку общих организационно-правовых и научно-технических основ стандартизации для Рос­сии и СНГ, формирует и организовывает выполнение заданий постоянно Пролонгируемой федеральной инновационной про­граммы «Стандартизация и метрология», ведет дела националь­ных российских секретариатов ЙСО и МЭК, а также обеспечи­вает проведение экспертизы проектов государственных и межго­сударственных стандартов перед их принятием по закрепленной за ним предметным областям

ВНИИНМАШ Госстандарта России является ведущим науч­но-исследовательским институтом России по проблематике отече­ственной, межгосударственной и международной стандартизации в закрепленных за ним отраслях машино- и приборостроения.

ВНИИЦСМВ Госстандарта России является ведущим науч­но-исследовательским институтом России — центром по про­блематике отечественной, межгосударственной и международ­ной стандартизации материалов и веществ.

ВНИИКИ Госстандарта России является ведущим научно-исследовательским институтом России по проблематике клас­сификации и кодирования технико-экономической информа­ции, а также по проблематике информационного обеспечения деятельности по стандартизации, метрологии, оценки и под­тверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) обязательным требованиям техниче­ских регламентов, государственных и межгосударственных стандартов.

ЦСМ Госстандарта России являются территориальными орга­нами Госстандарта России и на закрепленных за ними террито­риях субъектов Российской Федерации реализуют все направле­ния общей технической политики Госстандарта России (по лини­ям стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации, лицензирования), а также государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований технических регламен­тов, государственных и межгосударственных стандартов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.