Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательный ли вы человек.




Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворна наша работа и учеба. Когда читаем захватывающую книгу, ее содержание так увлекает нас, что мы не замечаем ничего вокруг и без особых усилий запоминаем все сюжетные ходы, имена и судьбы героев. Но если перед нами скучная инструкция или набитый формулами учебник, то мысли стремятся «увильнуть» в сторону. Надо мобилизовать силу вши, чтобы сосредоточиться и усвоить то, что читаем.

Вот вам короткий тест. Постарайтесь ответить на пятнадцать вопросов с максимальной откровенностью. Если отвечаете «да» — поставьте себе 2 балла, если «не знаю» («затрудняюсь», «иногда случается») — 1 балл, если «нет» — 0. Сумма полученных баллов поможет нарисовать в основных штрихах ваш портрет.

Итак, вопросы:

1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна, если время и обстоятельства позволяют отрываться и снова возвращаться к ней?

2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда

нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в праздничный день)?

3. Когда попадете в конфликтную ситуацию — на работе или в быту — в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было заплани-

ровано накануне, если делать это необязательно?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посеще-

ние зубоврачебного кабинета, сумеете ли преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное, с болезненными послед
ствиями лекарство?

10. Сдержите ли сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот, иными словами — являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборок и прочих дел?

13. Ошоситесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?


Психология управления

14. Не заставит ли самая интересная телепередача отложить выполнение срочной и важной работы?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Если в сумме вы набрали от 0 до 12 баллов, то с силой воли дела обстоят неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной самых разных неприятностей. Ваша жизненная позиция выражается известным изречением «Что, мне больше всех нужно?»

13—21 балл. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.

От 22 до 30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться. Вы не подведете. Вас не страшат ни новые поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим.

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» М. РОКИЧА

Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности — цели и ценности — средства.

Для самостоятельного анализа предлагается два списка ценностей: список А (первый класс: ценности — цели) и список Б (второй класс: ценности —средства). Работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Оба списка составлены в алфавитном порядке. Постарайтесь присвоить каждой ценности списка определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению с другими (в случае необходимости возможны исправления, понятные вам и отражающие ваше мнение). Ранжируя ценности по каждому из списков, вы можете задавать себе вопрос: «В какой степени для меня важна и значима эта ценность, в какой степени я хочу ее реализовать в своей жизни?»

Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получив-


ГЛАВА III. Лидерство и руководство

шие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как 01Ш реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Список А

— Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенному жизни);

— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемы© жизненным опытом);

— здоровье (физическое и психическое);

— интересная работа;

— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе Ш искусстве);

— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднз-ний);

— наличие хороших и верных друзей;

— общественное признание (уважение окружающих);

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

— развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование другщ людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельности);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних Щй» тиворечий, сомнений).

Список Б

— Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке веЩ8, порядок в делах;

— воспитанность (хорошие манеры);

 

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

— жизнерадостность (чувство юмора);

— исполнительность (дисциплинированность);

— независимость (способность действовать самостоятельно, решительнс);

— непримиримость к недостаткам в себе и других;

— образованность (широта знаний, высокая общая культура);

26S


Психология управления

— ответственность (чувство долга, умение держать слово);

— рачионализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуман-KUtd, рациональные решения);

— («.«(Контроль (сдержанность, самодисциплина);

— I №лость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

— у.грдая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

— ге^яимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их с шябки и заблуждения);

— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные
пасы, обычаи, привычки);

— ^е^гность (правдивость, искренность);

—; ффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

у у< кость (заботливость).

ОПHОСНИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СПОСОБНОСТИ К ЭМПАТИИ (А. МЕХРАБИЕН, Н. ЭПШТЕЙН)

I Дочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведет* себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или несогласие «— » с каждым из них.

1. Мечя огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя срч-з* других людей одиноко.

2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.

3. Мчл неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто прояв-ляк-г свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6. Я ••читаю, что плакать от счастья глупо.

7. Я ojiH3Ko к сердцу принимаю проблемы своих друзей.

8. Ин< гда песни о любви вызывают у меня много чувств.

9. Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.

 

10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуман но.

14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15. По- моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливей).


ГЛАВА III. Лидерство и руководство

18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.

20. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг вол-нуются.

21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои пробле мы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.

23. Чужой смех меня не заражает.

 

24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены,

26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.

27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

 

28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.

31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

33. Маленькие дети плачут без причины.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Сопоставьте свои ответы с ключом (табл. 3.1)

и подсчитайте количество совпадений.

Таблица 3.i

 

Ответ Номера утверждений-предложений
Согласен «+» 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Не согласен «—» 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 |

Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проана лизируите, сравнив свой результат с показателями, представленными в табл. 3.2.


Психология управления

Таблица 3.2

 

Пол Уровень эмпатических тенденций
  Высокий Средний Низкий Очень низкий
Юноши 33-26 25-17 16-8 7-0
Девушки 33-30 39-23 22-17 16-0

Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.

ОПРОСНИК УСК

Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся шсстернальности—интернальности в межличностных (производственных Я семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

Прочитав каждое утверждение, решите для себя, согласны вы с ним ВИИ нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак «+» (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак «—». Будьте внимательны при выполнении этой работы и в ТО же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3 Болезнь — дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют инте-

реса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию

других людей. '?. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на

семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.


ГЛАВА III. Лидерство и руководство

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда пол-

ностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на ИЗ. самостоятельность.

10. Мои отметки в школе зависели от случайных обстоятельств (напрк мер, настроения учителя) больше, чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деда является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью. чем врачи и лекарства.

 

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались нала дить семейную жизнь, они все равно не смогут это сделать.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено дру гими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое завист от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степень' подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельнс определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственнк
сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отно шениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполоз ными.

29. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.

30. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее все] не проявил достаточных усилий.

31. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, не иначе.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще вой виноваты другие люди, чем я сам.


Психология управления

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и
правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы
не решатся сами собой.

33. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая иди везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40.К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие случаи, когда невозможно разрешить проблемы даже при самом сильном желании.

42. Свободные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.

43.Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам.

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своим действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей. Для определения УСК по данной шкале необходимо помнить, что максимальное значение показателя по ней равно 44, а минимальное — 0.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченной цели в будущем. Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами — везением, счастливой судьбой или помощью других людей. Максимальное значение показателя по этой шкале равно 12, минимальное — 0.


ГЛАВА III. Лидерство и руководство

3. Шкала интерналыгости в области неудач (Ин). Высокий показатели по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель Ин свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям изш считать их результатами невезения. Максимальное значение Ин — 12, миш шальное — 0.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. Максимальное значение Ис — Ю, минимальное — 0.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ии)„ Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, коллегам по работе, везению—невезению. Максимум Ип — 8, минимум — 0.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель по Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Максимальное значение Им — 4, минимальное — 0.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель Из свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Максимальное значение Из — 4, минимальное — 0.

КЛЮЧИ ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСНИКА УСК

Ио: «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37> 39, 42, 44 «-» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38,40, 41, 43

 

Ид: «+» 12, 15, 27, 32, 36, 37
  «—» 1, 5, 6, 14, 26, 43
Ин: <<+» 2, 4, 20, 31, 42, 44
  «—» 7, 24, 33, 38, 40, 41
Ис: «+» 2, 16, 20, 32, 37
  «—» 7, 14, 26, 28, 41




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.