Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система налогов и Распределение средств между бюджетами разного уровня. Учет расчетов по федеральным налогам, налогам субъектов РФ и местным налогам




Налоговая система РФ включает совокупность налогов и сбо­ров, взимаемых в установленном порядке. Под налогом понима­ется обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взима­емый с организаций и физических лиц в форме отчуждения при­надлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финан­сового обеспечения деятельности государства и/или муниципаль­ных образований.

Данное определение позволяет отличить налог от сбора.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орга­низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами, органами местного самоуправления, ины­ми уполномоченными органами и должностными лицами юриди­чески значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, сбор, согласно Налоговому кодексу РФ, пред­ставляет собой условие осуществления государством тех или иных юридически значимых действий в интересах его плательщика, где существует некая возмездность. При уплате сборов всегда присут­ствует специальная цель и интересы сторон, следовательно, сбор не может быть произвольным, размер сбора должен быть обосно­ван и сопоставим с целями, на которые он взимается.

Налоги увязаны между собой и представляют в совокупности целостную систему. Основными принципами построения налого­вой системы являются:

1. Законодательная основа построения налоговой системы. Фе­деральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или от­меняются согласно Налоговому кодексу РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изме­няются или отменяются в соответствии с законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправле­ния.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ или установленные с нарушением предусмотренного порядка.

2. Единство налоговой системы. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свобод­ное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, ус­луг или финансовых средств, а также создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

3. Стабильность налоговой системы. Международными норма­ми предусмотрено внесение существенных изменений в налоговую систему 1 раз в 5 лет при стабильной системе, 1 раз в 3—4 года — при нестабильной системе. Гибкость налоговой системы заключа­ется в возможности регулировать налогообложение хозяйствующих субъектов на основе множественности применяемых налогов.

Процесс формирования конкретных налогов регламентируется серией специальных законов. Законодательной основой построе­ния налоговой системы РФ является Налоговый кодекс РФ и при­нятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сбо­рах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сбо­рах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодек­сом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуп­равления о местных налогах и сборах принимаются представитель­ными органами местного самоуправления в соответствии с Нало­говым кодексом.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового пе­риода по соответствующему налогу (сбору), за исключением слу­чаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

С 1 января 2000 г. федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и/или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъек­тов Российской Федерации и акты представительных органов мес­тного самоуправления, вводящие налоги и/или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и/или сборы, повышающие налоговые ставки, раз­меры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязан­ности или иным образом ухудшающие положение налогоплатель­щиков или плательщиков сборов, а также иных участников отно­шений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, об­ратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гаран­тии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и/или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), уст­раняющие обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов или иным образом улучшающие их положе­ние, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Стержнем налоговой системы РФ является Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1 и 2), принятый Федеральными за­конами РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ (с изменениями и дополнениями, утвержденными Фе­деральными законами № 154-ФЗ, № 155-ФЗ от 9 июля 1999 г., № 166-ФЗ от 29 декабря 2000 г., № 71-ФЗ от 30 мая 2001 г., № 110-ФЗ от 06 августа 2001 г., № 198-ФЗ от 31 декабря 2001 г., № 57-ФЗ от 29 мая 2002 г., № 110-ФЗ от 24 июля 2002 г.). Он ус­танавливает систему и общие принципы налогообложения в Рос­сийской Федерации, в том числе:

• определяет виды налогов и сборов;

• устанавливает основания возникновения (изменения, пре­кращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате нало­гов и/или сборов;

• определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

• устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, на­логовых органов и иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

• определяет формы и методы налогового контроля;

• устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

• устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

В целях определения прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов Налоговый кодекс РФ определяет элементы налогообложения:

• категории налогоплательщиков (субъекты налога), т.е. орга­низации и физические лица, на которых возложена обязанность выплачивать налоги. В соответствии с Налоговым кодексом (часть 1) филиалы и другие обособленные подразделения российских орга­низаций исполняют обязанность этих организаций по уплате на­логов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособлен­ных подразделений. Согласно определению, приведенному в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ, обособленным подразделением является любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

• объект налогообложения — имущество; прибыль; доход; сто­имость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сбо­рах связывает возникновение обязанности по уплате налога. На­логовый кодекс РФ устанавливает понятие отдельных видов объектов налогообложения: имущество, товар, работа, услуга, и принципы определения их цены для целей налогообложения, а также дает понятие реализации товаров, работ, услуг;

• налоговая база — стоимостная, физическая или иная харак­теристика объекта налогообложения, которая исчисляется нало­гоплательщиками по итогам каждого налогового периода на ос­нове данных регистров бухгалтерского учета и/или иных докумен­тально подтвержденных данных. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к про­шлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств произво­дится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обя­зательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (ис­кажения);

• налоговый период - календарный год или иной период вре­мени применительно к отдельным налогам, по окончании кото­рого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачи­ваются авансовые взносы. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом является период времени со дня ее создания до конца календарного года, следующего за годом создания;

• налоговая ставка (норма налогового обложения) — величи­на налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

• порядок исчисления налога (устанавливается по каждому виду налогов);

• порядок и сроки уплаты налогаt форма отчетности, которые устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Кон­кретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом РФ применительно к каждому налогу.

В случаях когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;

• бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый платеж;

• источник налога (доход, из которого выплачивается налог);

• налоговые льготы — предоставляемые отдельным категори­ям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем разме­ре. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие ос­нования, порядок и условия применения льгот по налогам и сбо­рам, не могут иметь индивидуального характера. По налогам и сборам могут устанавливаться в порядке и на условиях, опреде­ляемых законодательными актами, следующие льготы:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта на­лога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или кате­горий плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчет­ный период);

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (от­срочку взимания налогов).

При установлении налогов должны быть определены все эле­менты налогообложения.

В зависимости от уровня налогообложения выделяются следу­ющие группы налогов и сборов:

• федеральные налоги и сборы;

• региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ);

• местные налоги и сборы.

Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (предста­вительной) власти в применении налогового законодательства.

На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) со­ответствующие органы власти могут лишь в пределах своей ком­петенции. Следовательно, уровни налоговой системы не совпада­ют с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступа­ют как налоги субъектов Российской Федерации, так и федераль­ные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формиро­вании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов, они включают соответствующую часть федераль­ных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уров­ня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на ус­ловиях, определяемых законодательством Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.

В частности, налог на прибыль предприятий и подоходный налог с физических лиц являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непо­средственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, опре­деляются при утверждении соответствующих бюджетов.

Суммы платежей по региональным налогам распределяются между бюджетом республики в составе Российской Федерации, краевыми, областными бюджетами краев и областей, областным бюджетом автономной области, окружным бюджетом автономных округов, районными бюджетами районов и городским бюджетом городов по месту нахождения плательщика.

Суммы платежей по местным налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной вла­сти — в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посел­ков и сельских населенных пунктов.

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и в зависимости от других при­знаков. В зависимости от экономического содержания и особен­ностей взимания налоги можно разделить на:

• прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имуще­ства налогоплательщика;

• косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги. Ре­альным плательщиком косвенных налогов выступает покупатель- потребитель, а налогоплательщик является, по существу, сборщи­ком налогов.

Среди прямых налогов выделяются:

• реальные, связанные с владением, распоряжением, пользо­ванием имущественными объектами;

• личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами.

К косвенным налогам относятся:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы на отдельные группы и виды товаров;

• экспортная таможенная пошлина;

• налог с продаж.

При формировании финансовых результатов деятельности организации в качестве источника уплаты налогов могут высту­пать выручка от реализации продукции, себестоимость продукции, операционные расходы или прибыль до налогообложения (при­быль, остающаяся в распоряжении организации до уплаты нало­га на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей) (табл. 21.1). При этом все налоги, источником уплаты которых являет­ся себестоимость или операционные расходы, при расчете налога на прибыль включаются в состав расходов.


Структура выручки от реализации продукции предприятия и место, которое занимают в ней основные налоги, представлены на рис. 21.1.

Рис. 21.1. Распределение выручки от реализации продукции

 

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам относят­ся:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы на отдельные виды товаров и подакцизного мине­рального сырья;

• налог на прибыль организаций;

• налог на доходы от капитала;

• налог на доходы физических лиц;

 

Источники основных налогов с юридических лиц

 

* Данный налог действует до введения в действие ч. 2 Налогового кодекса РФ.

 

• единый социальный налог;

• государственная пошлина;

• таможенная пошлина и таможенные сборы;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и вод­ными биологическими ресурсами;

• лесной налог;

• водный налог;

• экологический налог;

• федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, установленные На­логовым кодексом РФ, которые вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и являются обязательными к уплате на территории данных субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, законодательные (представи­тельные) органы власти субъектов Российской Федерации опре­деляют следующие элементы налогообложения:

• налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Налоговым кодексом РФ);

• порядок и сроки уплаты;

• формы отчетности;

• налоговые льготы и основания для их использования.

Такие элементы налогообложения, как объект налогообложе­ния, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления, ус­танавливаются только в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

К региональным налогам и сборам относятся:

• налог на имущество организаций;

• налог на недвижимость;

• дорожный налог;

• транспортный налог;

• налог с продаж;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекраща­ется действие на территории субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, которые вводятся в дей­ствие в соответствие с Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуп­равления и являются обязательными к уплате на территории со­ответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петер­бурге устанавливаются и вводятся в действие законами данных субъектов РФ.

Устанавливая местный налог, представительные органы мест­ного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения:

• налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом);

• порядок и сроки уплаты;

• формы отчетности;

• налоговые льготы и основания для их использования.

К местным налогам и сборам относятся:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на наследование и дарение;

• местные лицензионные сборы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.