Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 10 страница





те оценки, или состоит с указанным лицом в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта не допускается, если в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательные права вне договора, либо если оценщик является учредителем, собствен­ником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица, либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценщика.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересо­ванных лиц в профессиональную деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результатов проведения оценки, в том числе путем ограничения круга вопросов, подлежа­щих выяснению или определению при проведении оценки объекта.

Денежное или иное вознаграждение профессионального оцен­щика за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

35.1.5. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из факторов регулирования оценочной деятельности является лицензирование оценочной деятельности.

После вступления в силу постановления Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 285 образовалось единое правовое поле лицен­зирования оценочной деятельности. Государство взяло этот вид де­ятельности под жесткий контроль, а это значит, что с рынка ухо­дят нелегальные оценщики, сокращается число недобросовестных сделок. С 16 июля 2001 г. оценочная деятельность без лицензии рассматривается как незаконное предпринимательство, договоры могут быть признаны недействительными и доходы, полученные оценщиком в результате выполнения работ, могут быть обращены налоговой инспекцией в доход государства.

Ранее в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании оце­ночной деятельности, утвержденного постановлением Правитель­ства РФ № 285, лицензия выдавалась на осуществление следую­щих работ (услуг) в области оценочной деятельности:

а) оценка стоимости недвижимого имущества;

б) оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств;

в) оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуаль­ной собственности;

г) оценка стоимости предприятия (бизнеса).

Новый Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опуб­ликования, т.е. 10 февраля 2002 г., упростил процедуру получения лицензий, а также сократил число видов предпринимательской де­ятельности, подлежащих лицензированию. Однако оценочная де­ятельность, наоборот, появилась в перечне услуг, подлежащих ли­цензированию в соответствии с названным законом.

Для того чтобы закон стал работающим, в целях реализации ст. 18 и 20 закона была установлена необходимость привести нор­мативные акты Правительства РФ и Президента РФ в соответ­ствие с нормами закона.

В связи с вступлением в силу названного закона, ст. 17 кото­рого рассматривает оценочную деятельность как вид лицензируе­мой деятельности, не разделяя ее на работы (услуги), было при­нято новое Положение о лицензировании оценочной деятельно­сти, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 395, соответствующее требованиям названного закона.

В настоящее время выдаются лицензии нового образца на осу­ществление оценочной деятельности без разделения на работы (ус­луги) со сроком действия 5 лет. Лицензии, выданные до 10 фев­раля 2002 г., будут сохранять юридическую силу до окончания срока своего действия.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

* для юридического лица — наименования, организационно­правовой формы и места его нахождения;

• для индивидуального предпринимателя — фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность;

• лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и документа, подтверж­дающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением ори­гиналов в случае, если копии не заверены нотариусом):

* копию свидетельства о государственной регистрации соис­кателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копии не заверены нотариусом);

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копии не заверены нотариусом);


г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставле­нии лицензии;

д) копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятель­ности, а также трудовые отношения (приказ (распоряжение) о на­значении на должность, трудовая книжка), заверенные в установлен­ном законодательством РФ порядке, - для юридического лица:

• копию документа об образовании, подтверждающего полу­чение профессиональных знаний в области оценочной деятельно­сти, — для индивидуального предпринимателя.

В случае если копии документов, указанных в п. «д», не заве­рены в порядке, установленном законодательством РФ, вместе с копиями представляются оригиналы.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представле­ния документов, не предусмотренных Положением.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышаю­щий 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении ли­цензии со всеми необходимыми документами.

Указанный закон о лицензировании установил лицензионные сборы за:

• рассмотрение лицензирующим органом заявления о предо­ставлении лицензии — 300 руб.;

• предоставление лицензии — 1000 руб.;

• переоформление документа, подтверждающего наличие лицен­зии — 100 руб., которые зачисляются в соответствующий бюджет;

• предоставление информации, содержащейся в реестре лицен­зий, в виде выписок о конкретных лицензиатах — 10 руб.

Поскольку оценочная деятельность включает в себя, соответ­ственно, оценку предприятия (бизнеса), одним из лицензионных требований является наличие у соискателя лицензии диплома, подтверждающего получение оценщиком образования по програм­ме «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» с количеством аудиторных часов более 800.

Положение о лицензировании оценочной деятельности, утвер­жденное постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 395 «О лицензировании оценочной деятельности», устанавли­вает следующие требования к лицензиатам:

а) соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ по вопросам оценочной деятельности;

б) наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является ос­новным местом работы, имеющего соответствующую квалифика­цию в области оценочной деятельности, полученную в соответ­ствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельнос­ти в РФ профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании;

в) наличие у индивидуального предпринимателя соответству­ющей квалификации в области оценочной деятельности, получен­ной в соответствии с согласованными с уполномоченным Прави­тельством РФ органом по контролю за осуществлением оценоч­ной деятельности в РФ профессиональными образовательными программами и подтвержденной документом об образовании;

г) повышение не реже одного раза в три года квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юриди­ческого лица и индивидуального предпринимателя (в настоящее время разрабатываются программы повышения квалификации);

д) страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценоч­ной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по кон­кретному договору об оценке объекта оценки;

е) предоставление по запросу лицензирующего органа докумен­тов и информации, необходимых для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.

На этапе выдачи лицензии лицензирующий орган не требует договор страхования ответственности, хотя это одно из лицензи­онных требований, однако после получения лицензии это требо­вание является обязательным.

Соискатели лицензии на осуществление оценочной деятельно­сти — это юридические лица и индивидуальные предпринимате­ли, которые являются хозяйствующими субъектами.

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической де­ятельности на товарных рынках» хозяйствующие субъекты — это российские и иностранные коммерческие организации и их объе­динения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятель­ностью, в том числе сельскохозяйственные потребительские коо­перативы, а также индивидуальные предприниматели.

В соответствии со ст. 7 названного закона запрещается совме­щение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительном власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами ука­занных органов, в том числе функциями и правами органов госу­дарственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ. Таким образом, не могут быть со­искателями лицензий органы государственной власти. Филиалы и представительства также не могут быть соискателями лицензий, так как не являются юридическими лицами.

Иностранные инвесторы могут быть соискателями лицензии при следующих условиях:

1) если они созданы на условиях и в порядке, которые преду­смотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и другими федеральными законами;

2) если они зарегистрированы в органах юстиции;

3) если они аккредитованы в порядке, определяемом Прави­тельством РФ;

4) наличие филиала иностранного инвестора на территории РФ.

Чтобы защитить потребителя услуг оценочной деятельности, лицензии содержат наряду с иными данными данные о сотрудни­ке, который имеет соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности. Это может быть и один специ­алист, а могут быть и 10 специалистов. Это требование выражено в п. 5 (г) и 24 (г) Положения о лицензировании оценочной дея­тельности, в которых обращается внимание на то, что в штате работников юридического лица должен быть хотя бы один сотруд­ник, имеющий документ об образовании, подтверждающий полу­чение профессиональных знаний в области оценочной деятельно­сти. В настоящее время в среднем в лицензии включают двух со­трудников, имеющих соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности.

Документами, подтверждающими наличие в штате сотрудника, имеющего соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности, являются его трудовая книжка, а также приказ (распоряжение) о приеме его на работу. Если предпринима­тельскую деятельность осуществляет гражданин без образования юридического лица, трудовая книжка не требуется, так как он сам должен обладать профессиональными знаниями оценщика.

В случае если заявленный в лицензии сотрудник уволился с работы, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в порядке, установленном п. 18 Положения о лицензиро­вании оценочной деятельности. При этом сама лицензия не пе­реоформляется, а лишь вносятся изменения в приложение к ли­цензии и, соответственно, в реестр лицензий. Если же в штате не остается ни одного сотрудника, имеющего соответствующие про­фессиональные знания в области оценочной деятельности, то ли­цензия может быть приостановлена по причине несоблюдения лицензионных требований и условий.

Подготовка оценщиков — один из основных вопросов создания полноценной профессиональной среды. Развитие учебного про­цесса является приоритетным направлением в вопросах подготов­ки и переподготовки оценщиков.

В целях реализации положений Закона «Об оценочной деятель­ности в Российской Федерации» были разработаны Государствен­ные требования к программам профессиональной переподготов­ки оценщиков, утвержденные Министерством образования 12 мая 2000 г. Кроме того, распоряжением Министерства имущественных отношений (Минимущества России) от 03 ноября 2000 г. № 946-р была создана комиссия по рассмотрению образовательных про­грамм в области оценочной деятельности в целях повышения ка­чества осуществления оценочной деятельности в РФ, обеспечения лицензирования оценочной деятельности, а также контроля за соответствием образовательных программ образовательных учреж­дений, осуществляющих подготовку специалистов в области оце­ночной деятельности, государственным стандартам и требовани­ям, в целях обеспечения высокого уровня подготовки специалис­тов, осуществляющих работы (услуги) в области оценочной деятельности.

Программы, выносившиеся на согласование образовательны­ми учреждениями, также учитывали разделение оценочной дея­тельности на виды и были пересмотрены.

Соискатели лицензий с 10 февраля 2002 г. предоставляют в Минимущество России копии документов об образовании, под­тверждающих получение профессиональных знаний в области оце­ночной деятельности в соответствии с согласованными Миниму­ществом России программами профессиональной переподготов­ки, предусматривающими количество аудиторных часов более 800, программами основного высшего образования, например по спе­циальности «Финансы и кредит» со специализацией «Оценка соб­ственности».

Для поддержания лицензий на осуществление оценочной дея­тельности, полученных до 10 февраля 2002 г. и предусматриваю­щих разделение на работы (услуги), возможно предоставление до­


кументов об образовании по отдельным видам оценочной деятель­ности, например оценке стоимости недвижимости с количеством аудиторных часов более 500.

В соответствии с п. 2 упомянутого Положения о лицензирова­нии оценочной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ, на Минимущество России возложены функ­ции по лицензированию оценочной деятельности, в том числе по контролю за соблюдением лицензионных требований юриди­ческими лицами и индивидуальными предпринимателями, име­ющими лицензию на осуществление оценочной деятельности (лицензиатами). В целях обеспечения выполнения возложенных полномочий Минимуществом России принято Распоряжение от 2 сентября 2002 г. № 3061-р «О предоставлении информации юри­дическими лицами и индивидуальными предпринимателями, име­ющими лицензию на осуществление оценочной деятельности», в соответствии с которым информация должна быть предоставлена в адрес Минимущества России: за 2001 г. — до 1 ноября 2002 г., а за 2002 и последующие годы — до 1 мая года, следующего за го­дом, за который предоставляется информация.

Объектом осуществляемого Минимуществом России контро­ля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении ими оценочной деятельности.

Мероприятия по контролю включают в себя документальную проверку деятельности лицензиатов, проведение экспертиз отче­тов по оценке стоимости объектов оценки, составление актов и принятие решений.

Мероприятия по контролю осуществляются на основе:

а) сводного плана проверок, утвержденного Минимуществом России;

б) заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов Минимущества России и органов местного самоуправления, а также по предоставлению сведений структурных подразделений об отчетах по оценке стоимости объектов оценки, используемых в работе Минимущества России.

В случаях если заявление не позволит установить лицо, обра­тившееся в лицензирующий орган, или в заявлении юридическо­го или физического лица не указывается мотивированное наруше­ние лицензиатом лицензионных требований и условий, меропри­ятия по контролю не будут проводиться.

Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.

В отношении одного лицензиата плановое мероприятие по контролю проводится не чаще одного раза в два года.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе:

• проверять выполнение обязательных требований, не относя­щихся к компетенции лицензирующего органа;

• распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприя­тий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных за­конодательством РФ;

• превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

При проведении проверки должны запрашиваться исключи­тельно те документы, которые имеют отношение к проверке ли­цензиата:

• договор об оценке объекта оценки;

• приложения и изменения к данному договору;

• отчет об оценке объекта оценки;

• договор (страховой полис) страхования гражданской ответ­ственности оценщика;

• учредительные документы со всеми изменениями и допол­нениями к ним, документ, подтверждающий факт внесения в Еди­ный государственный реестр юридических лиц, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального пред­принимателя;

• копии документов об образовании работников (для юриди­ческих лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверж­дающих получение профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом, и др.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицен­зирующего органа, осуществляющим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых передается лицен­зиату. В случае если лицензиат не согласен с актом проверки, он имеет право в течение семи дней письменно представить свои за­мечания и приложить их к акту проверки.

Нарушениями могут считаться:

а) непредставление в срок документов, затребованных терри­ториальным органом Минимущества России;

б) установление факта представления в территориальный орган Минимущества России недостоверной информации;

в) несообщение в установленный срок в территориальный орган Минимущества России об изменениях и дополнениях, вне­сенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицен­зии (с представлением подтверждающих документов);

г) отсутствие у лицензиата договора (страхового полиса) стра­хования гражданской ответственности оценщика;

д) обнаружение факта отсутствия в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение професси­ональных знаний по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности;

е) иные нарушения действующего законодательства об оценоч­ной деятельности, в том числе стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержден­ных постановлением Правительства от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки».

В случае обнаружения нарушений может быть вынесено одно из следующих решений:

а) обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения с указанием срока их устранения. Срок устранения не может пре­вышать шести месяцев;

б) предупреждение лицензиата о приостановлении действия лицензии, при этом обязывающее его исправить нарушения, ко­торые могут повлечь приостановление действия лицензии;

в) решение об утрате юридической силы лицензии (в случае обнаружения в ходе проверки данных о ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганиза­ции, за исключением его преобразования, либо прекращения дей­ствия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);

г) решение о приостановлении лицензии (лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае вы­явления лицензирующими органами неоднократных нарушений (два раза и более) или однократного грубого нарушения лицен­зиатом лицензионных требований и условий);

д) решение об обращении в суд с исковым заявлением об ан­нулировании лицензии.

Основанием для приостановления действия лицензии являет­ся выявление лицензирующим органом неоднократных наруше­ний или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требова­ний и условий.

В случае приостановления действия лицензии срок, на кото­рый выдана лицензия, не продлевается, плата за возобновление действия лицензии не взимается.

Лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за со­бой приостановление действия лицензии, и направить в лицен­зирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок указанные обстоятельства не будут устранены, лицензия в установленном порядке аннулируется.


Лицензирующий орган в течение трех дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указан­ных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо о невозможности возобновления действия лицензии.

Лицензия считается возобновленной с даты принятия лицен­зирующим органом соответствующего решения. Об указанном решении лицензиат уведомляется в трехдневный срок со дня при­нятия решения.

Основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии указываются в реестре лицензий.

Документ, подтверждающий устранение указанных обстоя­тельств, определяется лицензирующим органом при принятии решения о приостановлении действия лицензии.

Для установления факта устранения лицензиатом обстоя­тельств, повлекших приостановление действия лицензии, лицен­зиат имеет право требовать проведения независимой экспертизы.

Приостановление действия лицензии означает запрещение ли­цензиату заключать договоры о проведении оценки объекта оцен­ки.

Представление лицензиатом в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших при­чиной для приостановления действия лицензии, является осно­ванием для возобновления действия лицензии. Действие приос­тановленной лицензии возобновляется с момента издания соот­ветствующего приказа Минимущества России.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на осно­вании заявления лицензирующего органа в случае, если наруше­ние лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоро­вью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на пе­риод до вступления в силу решения суда.

Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Аннулирование лицензии влечет за собой:

а) прекращение права лицензиата осуществлять оценочную деятельность;

б) исключение лицензиата из реестра лицензий.

35.2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

35.2.1. СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ

Одним из основных нормативных документов, которыми в сво­ей деятельности обязаны руководствоваться оценщики, являются стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оце­ночной деятельности, утвержденные постановлением Правитель­ства РФ от 6 июля 2001 г. № 519, изданным в соответствии с Фе­деральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно требованиям стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечива­ющую достоверность отчета об оценке как документа, содержаще­го сведения доказательного значения.

В стандартах даются определения рыночной стоимости и видов стоимости, отличных от рыночной, а также определение трех ос­новных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доход­ного. Согласно требованиям стандартов оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использова­ния) данные подходы к оценке. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов результатов определяет итоговую ве­личину стоимости объекта оценки. При этом согласно требовани­ям стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки дол­жна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в до­говоре об оценке не предусмотрено иное.

В стандартах предусмотрена экспертиза отчета об оценке, рас­сматриваются требования к проведению оценки.

В ст. 20 стандартов установлен шестимесячный срок действитель­ности итоговой величины стоимости объекта оценки для целей со­вершения сделок, что является дополнительным фактором защиты прав государства и гарантией соблюдения его интересов как хозяй­ственного субъекта при отчуждении им своего имущества.

35.2.2. ВИДЫ СТОИМОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ

Основной вид стоимости, определяемый в процессе оценки, — рыночная стоимость, что зафиксировано в федеральном законе об оценочной деятельности, российских и международных стандар­тах оценки.

Кроме рыночной стоимости допускается использование в оце­ночной деятельности следующих видов стоимости:

а) стоимость объекта с ограниченным рынком;

б) стоимость замещения объекта оценки;

в) стоимость воспроизводства объекта оценки;

г) стоимость объекта при существующем использовании;

д) инвестиционная стоимость объекта оценки;

е) стоимость объекта оценки для целей налогообложения;

ж) ликвидационная стоимость объекта оценки;

з) утилизационная стоимость объекта оценки;

и) специальная стоимость объекта оценки.

Рассчитываемые оценщиком виды стоимости можно классифи­цировать по различным критериям.

В зависимости от степени рыночности различают рыночную сто­имость и частично рыночную стоимость, которая, в свою очередь, может быть представлена стоимостью объекта оценки с ограни­ченным рынком, нормативно-рассчитанной стоимостью и др.

Под рыночной стоимостью в Международных стандартах оцен­ки понимается расчетная величина, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате ком­мерческой сделки между добровольным покупателем и доброволь­ным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предпо­лагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчет­ливо и без принуждения[14].

Таким образом, рыночная стоимость — это наиболее вероятная цена при осуществлении сделки между типичным покупателем и продавцом. Определение отражает тот факт, что рыночная сто­имость рассчитывается исходя из ситуации на рынке на конкрет­ную дату, поэтому при изменении рыночных условий рыночная стоимость будет меняться. В определении также отражено, что на покупателя и продавца не оказывается внешнего давления и обе стороны достаточно информированы о сущности и характеристи­ках продаваемого имущества.

В некоторых случаях рыночная стоимость может выражаться отрицательной величиной — например, в случае оценки устарев­ших объектов недвижимости, сумма затрат на снос которых пре­вышает стоимость земельного участка, или в случае оценки эко­логически неблагополучных объектов. В российском оценочном законодательстве рыночная стоимость определяется в ст. 3 зако­на об оценочной деятельности и в ст. 3 стандартов оценки, обя­зательных к применению субъектами оценочной деятельности. Согласно указанному закону под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в усло­виях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, рас­полагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

• одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

• стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

• объект оценки представлен на открытый рынок в форме пуб­личной оферты;

• цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отноше­нии сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

• платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В практике оценочной деятельности чаще всего стремятся оп­ределить именно рыночную стоимость. Однако некоторые объекты оценки не обладают достаточной рыночностью, в частности не обращаются на открытом, массовом и конкурентном рынке, на­ходятся под жестким контролем и регулируются государством, информация является закрытой и ограниченной. В этом случае рассчитывается частично рыночная стоимость — стоимость объек­та оценки с ограниченным рынком, под которым понимается сто­имость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров.

Вторым видом частично рыночной стоимости является норма­тивно-рассчитанная стоимость — стоимость объекта собственно­сти, рассчитываемая на основе методик и нормативов, утвержден­ных соответствующими органами. При этом применяются единые шкалы нормативов. Как правило, нормативно-рассчитанная сто­имость не совпадает с величиной рыночной стоимости, однако нормативы периодически обновляются и приводятся в соответ­ствие с существующими условиями рынка. Согласно российским стандартам оценки этот вид стоимости относится к специальной стоимости объекта.

В зависимости от методологии оценки, от учитываемых факто­ров стоимости различают стоимость замещения объекта и сто­имость воспроизводства объекта оценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.