КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 9 страница
Себестоимость реализованной продукции получена умножением общего объема продаж (85 ООО шт.) на удельную себестоимость (11,34 руб.). Поскольку предприятие в своей производственной деятельности не использовало кредитов, величина процентов равна нулю. Потребность в дополнительном финансировании должна обнаружиться при составлении отчета о денежных средствах. Поэтому отчет о прибылях и убытках является предварительным, так как в процессе составления бюджета денежных средств может обнаружиться потребность в дополнительном финансировании, тогда с учетом выплаты процентов по кредиту величина чистой прибыли уменьшится. Бюджет денежных средств Бюджет денежных средств приведен в табл. 34.36. В нашем примере схема уплаты налога на прибыль упрощена: величина налога на прибыль разделена на четыре части и учитывается по кварталам. Инвестиционный бюджет представлен данными о затратах на покупку оборудования. Бюджет получился бездефицитным, поэтому нет необходимости предусматривать дополнительные источники финансирования. Завершает систему бюджетов прогнозный баланс предприятия, т.е. состояние активов и пассивов предприятия на конец прогнозного периода (табл. 34.37). Проведем расчет показателей финансового состояния предприятия при выполнении разработанной программы развития.
В качестве основных финансовых показателей используются: • среднемесячная выручка, рассчитываемая как отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде; Бюджет денежных средств (без дополнительного финансирования)
• степень платежеспособности по текущим обязательствам, определяемая как отношение текущих обязательств (краткосрочных обязательств, за исключением доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов) к среднемесячной выручке; * коэффициент текущей ликвидности, рассчитываемый как отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений (без собственных акций, выкупленных у акционеров), краткосрочной дебиторской задолженности, прочих оборотных активов к текущим обязательствам предприятия (табл. 34.38).
Величина рассчитанных показателей значительно превышает рекомендуемые значения, что свидетельствует о высокой финансовой устойчивости предприятия в течение всего бюджетного периода. 34.6. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ ПЛАНИРУЕМОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Одним из важнейших вопросов финансового планирования является вопрос о реализуемости разработанной производственной программы в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Оперативное планирование и управление платежами должно обеспечивать ликвидность платежного баланса предприятия, т.е. способности предприятия в любой конкретный момент времени производить текущие платежи. Ответ на этот вопрос может быть получен путем прогнозирования основных финансовых показателей деятельности предприятия, в качестве которых используются прогнозные значения статей баланса, отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Как было отмечено в параграфе 34.5, бюджет денежных средств, являясь общим планом поступлений и выплат предприятия, позволяет прогнозировать остатки денежных средств (чистый денежный поток) на каждом временном отрезке прогнозного периода. Поэтому именно бюджет денежных средств является основой для оценки финансовой реализуемости производственной программы предприятия.
Критерием финансовой реализуемости планируемой производственной программы является отсутствие отрицательного значения чистого денежного потока на всем протяжении реализации программы. Отрицательное значение чистого денежного потока (или падение его ниже нормативного минимума) на конкретную дату является признаком невозможности выполнения производственной программы предприятия и при прогнозировании производственной программы подлежит устранению. Например, при осуществлении платежей в начале периода, а денежных поступлений в конце чистый денежный поток может иметь отрицательное значение, и, следовательно, производственная программа предприятия оказывается невыполнимой. Технологически соответствие сумм платежей суммам поступлений (с учетом остатков денежных средств на начало планового периода) достигается путем корректировки бюджета денежных средств и формирования на этой основе нового варианта финансового плана. Наличие отрицательной разницы между оттоком и притоком денежных средств предприятия составляет потребность в дополнительном финансировании, т.е. дополнительных финансовых источниках для реализации производственной программы, либо сокращении расходов предприятия. При корректировке бюджета денежных средств руководствуются следующими правилами: • в первую очередь сокращению подлежат непроизводственные расходы, не имеющие фиксированной величины (например, общехозяйственные расходы, канцелярские расходы и пр.); • сокращение платежей по договорам с малым риском начисления штрафных санкций, исполнение которых не зависит от сокращения платежей (например, с оплатой по отгрузке); • необходимость ужесточения условий оплаты (предоплата, авансовые платежи по вновь заключаемым договорам). Процесс принятия решения о дополнительном финансировании состоит из следующих этапов: 1) определение интервалов планирования с дефицитом денежных средств;
2) оценка необходимого объема дополнительного финансирования как разницы между прогнозным объемом оттоков и притоков денежных средств; 3) принятие решения об источниках дополнительного финансирования; 4) составление прогнозного бюджета денежных средств на планируемый период с учетом корректировки; 5) анализ выполнения производственной программы предприятия. Рассмотрим решение проблемы преодоления дефицита денежных средств на следующем примере. Пример 34.8. ОАО «Скат» сформировало бюджет денежных средств на текущий год. Поступление денежных средств от реализации продукции поквартально составляет 200 тыс., 600 тыс., 800 тыс. и 400 тыс. руб. соответственно. Бюджет продаж был составлен с учетом того, что 70% выручки поступает в текущем периоде, а оставшаяся часть поступает в следующем периоде. Кроме того, в I квартале предприятие планирует получение средств за счет возврата дебиторской задолженности в размере 95 тыс. руб. Денежные средства на начало планируемого периода составили 425 тыс. руб. Бюджет денежных средств предприятия представлен в табл. 34.39. Анализ исходных данных (табл. 34.39 и рис. 34.4) показывает, что бюджет является дефицитным в I, II и III кварталах, что свидетельствует о невыполнимости производственной программы предприятия. Для того чтобы производственная программа была реализуемой, необходимо устранить в указанных периодах дефицит денежных средств, предусмотрев дополнительные источники финансирования. Первоначально следует рассмотреть возможность устранения локальных дефицитов за счет собственных источников финансирования. В нашем примере для увеличения оборота предприятия будем рассматривать вариант перехода на 100%-ю предоплату покупателями продукции предприятия. С учетом новых данных получаем следующие результаты (табл. 34.40). Анализ полученных после корректировки результатов (табл. 34.40 и рис. 34.5) показывает, что при переходе предприятия на 100%-ю предоплату поставщиками производимой продукции с точки зрения финансовой реализуемости новый вариант плана лучше. Однако все
еще сохраняется дефицит денежных средств в I квартале прогнозного периода (собственных средств не хватает) и производственная программа предприятия остается нереализуемой. Поэтому для устранения локального дефицита в I квартале необходимо опять пересмотреть производственную программу, отказавшись от выплаты дивидендов в размере 10 тыс. руб., перенеся их выплату на более поздний период (например, на IV квартал), или предусмотреть внешние источники финансирования в виде банковского кредитования. При переносе выплаты дивидендов I квартала на IV квартал производственная программа будет реализуема (табл. 34.41). Таблица 34.41
Основными способами устранения локального дефицита денежных средств являются: 1. Увеличение поступлений денежных средств в текущем и предыдущих периодах. 2. Снижение платежей в текущем и предшествующих периодах. 3. Перенос части поступлений с более поздних на более ранние сроки. 4. Перенос части платежей с более ранних на более поздние сроки. 5. Увеличение собственных денежных средств на начало периода 6. Внешнее финансирование. Увеличение поступлений может быть достигнуто за счет роста объема продаж, увеличения цены продукции (повышения потребительских свойств продукции) и комбинированным способом (увеличение объема продаж при уменьшении цены). Уменьшение платежей может быть достигнуто, например, за счет снижения себестоимости продукции, снижения величины постоянных издержек, снижения затрат на развитие и т.д. Перенос поступлений с более поздних на более ранние сроки может быть осуществлен за счет перехода на другую форму оплаты производимой продукции (от оплаты в рассрочку к оплате по факту, от оплаты по факту к предоплате), сокращения оборачиваемости товарно-материальных ресурсов и денежных средств и др. Перенос части платежей с более ранних на более поздние сроки может быть осуществлен за счет перехода на другую форму оплаты поставщикам (от предоплаты к оплате по факту, от оплаты по факту к оплате в рассрочку), замедления или изменения сроков реализации проектов развития. Увеличение поступлений собственных денежных средств на начало периода может быть осуществлено путем увеличения уставного капитала, реализации высоколиквидных активов или продажи акций. Результат формирования бездефицитного варианта прогнозного бюджета денежных средств с использованием различных вариантов корректировки можно представить в виде схемы, представленной на рис. 34.7.
Раздел IV ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ Глава 35 ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35.1.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основная цель создания системы государственного регулирования оценочной деятельности — формирование условий функционирования данного сегмента рынка услуг: • юридическое закрепление факта появления независимой оценки имущества как самостоятельного вида деятельности; • установление прав и обязанностей участников оценки; • обеспечение процедур включения этого вида деятельности в общую систему законодательной, исполнительной и судебной власти; • гарантия выполнения общеобязательных требований, заложенных в стандарты оценки. Основные инструменты государственного регулирования оценочной деятельности: • разработка и принятие законодательных актов, регулирующих оценочную деятельность (формирование методологической базы оценки); • взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности; • стандартизация оценочной деятельности (разработка стандартов и методических рекомендаций); • согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков; • лицензирование оценочной деятельности; • контроль за осуществлением оценочной деятельности. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, состоит из Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», нормативных правовых актов РФ, законов и нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров РФ. В соответствии со ст. 3 указанного закона «оценочная деятельность — это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости для целей совершенствования сделки с объектом оценки или для иных целей»1. Необходимыми условиями для создания эффективно функционирующего рынка оценочных услуг являются разграничение соответствующих функций между ведомствами всех уровней государственного управления и четкая организация их исполнения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 августа 1999 г. № 932 уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в РФ является Министерство имущественных отношений РФ. Был также создан межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в РФ. 35.1.2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и субъекта оценки. Объектом стоимостной оценки является любой объект собственности. При этом в расчет принимаются не только различные характеристики объекта, но и права, которым наделен его владелец. Объекты оценки являются объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. Согласно закону об оценочной деятельности к объектам оценки относятся: • отдельные материальные объекты (вещи); • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; ' ФЗ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в РФ» (по состоя нию на 25.03.2003). • права требования, обязательства (долги); • работы, услуги, информация; • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в фажданском обороте. Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется указанным законом (оценщики), а с другой — потребители их услуг (заказчики). 35.1.3. ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предметом договора об оценке является оказание услуг по оценке объекта оценки. Договор призван урегулировать отношения оценщика и заказчика. В отношении оценки объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки. Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» договор об оценке должен содержать: • основание заключения договора; • вид объекта оценки; • вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки; • денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки; • сведения о страховании гражданской ответственности оценщика. Кроме того, указанной статьей установлено, что в договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана. В договоре должно содержаться точное указание объекта оценки и его описание. Статьи 14 и 15 закона определяют права и обязанности оценщика и регулируют отношения между оценщиком и заказчиком. Стандартами оценки установлено, что при заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять информацию о требованиях законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке. 35.1.4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОТЧЕТУ ОБ ОЦЕНКЕ. ПОНЯТИЕ «НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА» В соответствии со ст.11 упомянутого закона надлежащим исполнением договора об оценке объекта оценки является своевременное составление и передача оценщиком заказчику составленного в письменной форме с соблюдением требований законодательства об оценочной деятельности отчета об оценке объекта оценки. Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В случае если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки. В отчете должны быть указаны: • дата составления и порядковый номер отчета; • основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; • юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества; • точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; • стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; • последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; • дата проведения стоимости объекта оценки; • перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения применяемого им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки. Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством РФ могут быть предусмотрены специальные формы отчетов. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, а также подписан оценщиком — индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица, который соответствует требованиям ст. 24 указанного закона и осуществил оценку, и его руководителем. Итоговая величина рыночной стоимости или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное. В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность. Одно из весьма важных требований закона — требование полной независимости оценщика от заказчика и от каких-либо обстоятельств, связанных с объектом оценки. Оценка конкретного объекта не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объек
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |