Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 9 страница





Показатель Сумма, руб.
Выручка от реализации продукции 2 550 ООО
Себестоимость реализованной продукции 963 900
Валовая прибыль 1 586 100
Коммерческие и административные затраты 466 000
Прибыль до выплаты процентов по кредиту и налога на прибыль 1 120 100
Процент за кредит -
Прибыль до налогообложения 1 120 100
Налог на прибыль (24%) 268 824
Чистая прибыль 851 276

 

Себестоимость реализованной продукции получена умножени­ем общего объема продаж (85 ООО шт.) на удельную себестоимость

(11,34 руб.).

Поскольку предприятие в своей производственной деятельности не использовало кредитов, величина процентов равна нулю. Потреб­ность в дополнительном финансировании должна обнаружиться при составлении отчета о денежных средствах. Поэтому отчет о прибы­лях и убытках является предварительным, так как в процессе состав­ления бюджета денежных средств может обнаружиться потребность в дополнительном финансировании, тогда с учетом выплаты процен­тов по кредиту величина чистой прибыли уменьшится.

Бюджет денежных средств

Бюджет денежных средств приведен в табл. 34.36. В нашем при­мере схема уплаты налога на прибыль упрощена: величина нало­га на прибыль разделена на четыре части и учитывается по квар­талам. Инвестиционный бюджет представлен данными о затратах на покупку оборудования.

Бюджет получился бездефицитным, поэтому нет необходимо­сти предусматривать дополнительные источники финансирования.

Завершает систему бюджетов прогнозный баланс предприятия, т.е. состояние активов и пассивов предприятия на конец прогноз­ного периода (табл. 34.37).

Проведем расчет показателей финансового состояния предпри­ятия при выполнении разработанной программы развития.

В качестве основных финансовых показателей используются:

• среднемесячная выручка, рассчитываемая как отношение вы­ручки, полученной организацией за отчетный период, к количе­ству месяцев в отчетном периоде;

Бюджет денежных средств (без дополнительного финансирования)

Показатель, руб. I квартал IIквартал III квартал IV квартал Год
Денежные средства на начало периода 45 ООО 51 244 238 438 655 682 45 000
Поступление денежных средств всего, в том числе: 320 ООО 660 000 990 000 570 000 2 540 000
• от потребителей (из графика поступления денежных средств) 320 ООО 660 000 990 000 570 000 2 540 000
Денежные средства, всего 365 ООО 711 244 1 228 438 1 225 682 2 585 000
Расходование денежных средств всего, в том числе: 313 756 472 806 572 756 369 756 1 729 074
• основные материалы (бюджет затрат на основные материалы) 36 050 80 100 94 050 48 050 258 250
• оплата труда основного персонала (бюджет по труду) 44 100 109 200 138 600 69 300 361 200
• общепроизводствен­ные расходы (бюджет общепроизводствен­ных расходов) 58 900 86 800 99 400 69 700 314 800
• коммерческие и административные расходы (бюджет коммерческих и адми­нистративных затрат) 80 000 112 000 166 000 108 000 466 000
• налог на прибыль 67 206 67 206 67 206 67 206 268 824
• инвестиции 20 000 10 000 - - 30 000
• дивиденды         30 000
Остаток (+) или дефицит (-) 51 244 238 438 655 682 855 926 855 926

 

• степень платежеспособности по текущим обязательствам, оп­ределяемая как отношение текущих обязательств (краткосрочных обязательств, за исключением доходов будущих периодов и резер­вов предстоящих расходов) к среднемесячной выручке;

* коэффициент текущей ликвидности, рассчитываемый как от­ношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений (без собственных акций, выкупленных у акционеров), краткосрочной дебиторской задолженности, прочих оборотных ак­тивов к текущим обязательствам предприятия (табл. 34.38).

Статьи баланса, руб. 1 января 31 декабря
Основные средства, в том числе: 447 ООО 437 000
• земельные участки и объекты природопользования 70 ООО 70 000
• здания, машины и оборудование 650 ООО 680 000
• накопленная амортизация -273 ООО -313 000
• здания, машины и оборудование с учетом амортизации 377 ООО 367 000
Оборотные активы, в том числе: 153 200 9 833 446
• запасы сырья и материалов    
• запасы готовой продукции 25 000 34 020
• дебиторская задолженность 80 000 90 000
• денежные средства 45 000 855 926
Итого активов 601 250 1 420 696
Капитал и резервы, в том числе:    
• уставный капитал 181 250 181 250
• нераспределенная прибыль 398 950 1 220 226
Краткосрочные обязательства, в том числе: 20 000 19 220
• кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам 20 000 19 220
Итого пассивы 600 200 1 420 696

 

Таблица 34.38

Показатель Рекомендуемое значение Расчетный показатель
Среднемесячная выручка 212 500
Степень платежеспособности общая   Менее 1 месяца
Степень платежеспособности по текущим обязательствам 1,5  

 

Величина рассчитанных показателей значительно превышает ре­комендуемые значения, что свидетельствует о высокой финансовой устойчивости предприятия в течение всего бюджетного периода.

34.6. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ ПЛАНИРУЕМОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Одним из важнейших вопросов финансового планирования яв­ляется вопрос о реализуемости разработанной производственной программы в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Оперативное планирование и управление платежами должно обеспечивать ликвидность платежного баланса предприятия, т.е.


способности предприятия в любой конкретный момент времени производить текущие платежи.

Ответ на этот вопрос может быть получен путем прогнозиро­вания основных финансовых показателей деятельности предпри­ятия, в качестве которых используются прогнозные значения ста­тей баланса, отчета о движении денежных средств и отчета о при­былях и убытках.

Как было отмечено в параграфе 34.5, бюджет денежных средств, являясь общим планом поступлений и выплат предпри­ятия, позволяет прогнозировать остатки денежных средств (чис­тый денежный поток) на каждом временном отрезке прогнозно­го периода. Поэтому именно бюджет денежных средств является основой для оценки финансовой реализуемости производственной программы предприятия.

Критерием финансовой реализуемости планируемой производ­ственной программы является отсутствие отрицательного значе­ния чистого денежного потока на всем протяжении реализации программы.

Отрицательное значение чистого денежного потока (или паде­ние его ниже нормативного минимума) на конкретную дату яв­ляется признаком невозможности выполнения производственной программы предприятия и при прогнозировании производствен­ной программы подлежит устранению. Например, при осуществ­лении платежей в начале периода, а денежных поступлений в кон­це чистый денежный поток может иметь отрицательное значение,

и, следовательно, производственная программа предприятия ока­зывается невыполнимой.

Технологически соответствие сумм платежей суммам поступ­лений (с учетом остатков денежных средств на начало планового периода) достигается путем корректировки бюджета денежных средств и формирования на этой основе нового варианта финан­сового плана.

Наличие отрицательной разницы между оттоком и притоком денежных средств предприятия составляет потребность в допол­нительном финансировании, т.е. дополнительных финансовых источниках для реализации производственной программы, либо сокращении расходов предприятия.

При корректировке бюджета денежных средств руководствуют­ся следующими правилами:

• в первую очередь сокращению подлежат непроизводственные расходы, не имеющие фиксированной величины (например, об­щехозяйственные расходы, канцелярские расходы и пр.);

• сокращение платежей по договорам с малым риском начис­ления штрафных санкций, исполнение которых не зависит от со­кращения платежей (например, с оплатой по отгрузке);

• необходимость ужесточения условий оплаты (предоплата, авансовые платежи по вновь заключаемым договорам).

Процесс принятия решения о дополнительном финансирова­нии состоит из следующих этапов:

1) определение интервалов планирования с дефицитом денеж­ных средств;

2) оценка необходимого объема дополнительного финансиро­вания как разницы между прогнозным объемом оттоков и прито­ков денежных средств;

3) принятие решения об источниках дополнительного финан­сирования;

4) составление прогнозного бюджета денежных средств на пла­нируемый период с учетом корректировки;

5) анализ выполнения производственной программы предпри­ятия.

Рассмотрим решение проблемы преодоления дефицита денеж­ных средств на следующем примере.

Пример 34.8. ОАО «Скат» сформировало бюджет денежных средств на текущий год. Поступление денежных средств от реализации продук­ции поквартально составляет 200 тыс., 600 тыс., 800 тыс. и 400 тыс. руб. соответственно. Бюджет продаж был составлен с учетом того, что 70% выручки поступает в текущем периоде, а оставшаяся часть поступает в следующем периоде. Кроме того, в I квартале предприятие планирует получение средств за счет возврата дебиторской задолженности в раз­мере 95 тыс. руб. Денежные средства на начало планируемого периода составили 425 тыс. руб. Бюджет денежных средств предприятия пред­ставлен в табл. 34.39.

Анализ исходных данных (табл. 34.39 и рис. 34.4) показывает, что бюджет является дефицитным в I, II и III кварталах, что свидетель­ствует о невыполнимости производственной программы предприя­тия. Для того чтобы производственная программа была реализуемой, необходимо устранить в указанных периодах дефицит денежных средств, предусмотрев дополнительные источники финансирования.

Первоначально следует рассмотреть возможность устранения ло­кальных дефицитов за счет собственных источников финансирова­ния. В нашем примере для увеличения оборота предприятия будем рассматривать вариант перехода на 100%-ю предоплату покупателя­ми продукции предприятия. С учетом новых данных получаем сле­дующие результаты (табл. 34.40).

Анализ полученных после корректировки результатов (табл. 34.40 и рис. 34.5) показывает, что при переходе предприятия на 100%-ю предоплату поставщиками производимой продукции с точки зрения финансовой реализуемости новый вариант плана лучше. Однако все


Показатель, руб. 1 квартал II квартал III квартал IV квартал Год
Денежные средства на начало периода   -69 -123 -9  
Поступление денежных средств, всего, в том числе:          
• от потребителей (из графика поступления денежных средств)          
Денежные средства, всего          
Расходование денежных средств, всего, в том числе:          
• основные материалы (бюджет затрат на основные материалы)          
• оплата труда основного персонала (бюджет по труду)          
• общепроизводственные расходы (бюджет общепроизводственных расходов)          
* коммерческие и адми­нистративные расходы (бюджет коммерческих и административных затрат)          
• налог на прибыль          
* инвестиции     - -  
* дивиденды          
Денежные средства на конец периода -69 -123 -9    

 

Рис. 34.4. Наличие денежных средств на всех этапах производственной программы

 

Показатель, руб. 1 квартал II квартал III квартал IV квартал Год
Денежные средства на начало периода   -9      
Поступление денежных средств          
Денежные средства, всего          
Расход денежных средств          
Денежные средства на конец периода -9        

 

Рис. 34.5. Наличие денежных средств на всех этапах производственной программы после корректировки

 

еще сохраняется дефицит денежных средств в I квартале прогнозно­го периода (собственных средств не хватает) и производственная про­грамма предприятия остается нереализуемой. Поэтому для устране­ния локального дефицита в I квартале необходимо опять пересмот­реть производственную программу, отказавшись от выплаты дивидендов в размере 10 тыс. руб., перенеся их выплату на более поздний период (например, на IV квартал), или предусмотреть вне­шние источники финансирования в виде банковского кредитования. При переносе выплаты дивидендов I квартала на IV квартал произ­водственная программа будет реализуема (табл. 34.41).

Таблица 34.41

Показатель, руб. I квартал II квартал III квартал IV квартал Год
Денежные средства на начало периода          
Поступление денежных средств          
Денежные средства, всего          
Расход денежных средств          
Денежные средства на конец периода          

Рис. 34.6. Наличие денежных средств на всех этапах производственной программы {итоговый вариант)

 

Основными способами устранения локального дефицита де­нежных средств являются:

1. Увеличение поступлений денежных средств в текущем и предыдущих периодах.

2. Снижение платежей в текущем и предшествующих периодах.

3. Перенос части поступлений с более поздних на более ран­ние сроки.

4. Перенос части платежей с более ранних на более поздние сроки.

5. Увеличение собственных денежных средств на начало периода

6. Внешнее финансирование.

Увеличение поступлений может быть достигнуто за счет роста объема продаж, увеличения цены продукции (повышения потре­бительских свойств продукции) и комбинированным способом (увеличение объема продаж при уменьшении цены).

Уменьшение платежей может быть достигнуто, например, за счет снижения себестоимости продукции, снижения величины постоянных издержек, снижения затрат на развитие и т.д.

Перенос поступлений с более поздних на более ранние сроки может быть осуществлен за счет перехода на другую форму оплаты производимой продукции (от оплаты в рассрочку к оплате по фак­ту, от оплаты по факту к предоплате), сокращения оборачиваемости товарно-материальных ресурсов и денежных средств и др.

Перенос части платежей с более ранних на более поздние сро­ки может быть осуществлен за счет перехода на другую форму оплаты поставщикам (от предоплаты к оплате по факту, от опла­ты по факту к оплате в рассрочку), замедления или изменения сроков реализации проектов развития.

Увеличение поступлений собственных денежных средств на на­чало периода может быть осуществлено путем увеличения устав­ного капитала, реализации высоколиквидных активов или прода­жи акций.


Результат формирования бездефицитного варианта прогнозного бюджета денежных средств с использованием различных вариан­тов корректировки можно представить в виде схемы, представлен­ной на рис. 34.7.

Рис. 34.7. Схема анализа и управления финансовыми потоками предприятия

 

Раздел IV

ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ


Глава 35

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

35.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

35.1.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная цель создания системы государственного регулиро­вания оценочной деятельности — формирование условий функци­онирования данного сегмента рынка услуг:

• юридическое закрепление факта появления независимой оценки имущества как самостоятельного вида деятельности;

• установление прав и обязанностей участников оценки;

• обеспечение процедур включения этого вида деятельности в общую систему законодательной, исполнительной и судебной вла­сти;

• гарантия выполнения общеобязательных требований, зало­женных в стандарты оценки.

Основные инструменты государственного регулирования оце­ночной деятельности:

• разработка и принятие законодательных актов, регулирую­щих оценочную деятельность (формирование методологической базы оценки);

• взаимодействие с органами государственной власти по воп­росам оценочной деятельности и координация их деятельности;

• стандартизация оценочной деятельности (разработка стан­дартов и методических рекомендаций);

• согласование перечня требований, предъявляемых к образо­вательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков;

• лицензирование оценочной деятельности;

• контроль за осуществлением оценочной деятельности.


Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, состоит из Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», норма­тивных правовых актов РФ, законов и нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров РФ.

В соответствии со ст. 3 указанного закона «оценочная деятель­ность — это деятельность субъектов оценочной деятельности, на­правленная на установление в отношении объектов оценки рыноч­ной или иной стоимости для целей совершенствования сделки с объектом оценки или для иных целей»1.

Необходимыми условиями для создания эффективно функцио­нирующего рынка оценочных услуг являются разграничение соот­ветствующих функций между ведомствами всех уровней государ­ственного управления и четкая организация их исполнения. В соот­ветствии с постановлением Правительства РФ от 20 августа 1999 г. № 932 уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в РФ является Министерство имуществен­ных отношений РФ. Был также создан межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в РФ.

35.1.2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и субъекта оценки.

Объектом стоимостной оценки является любой объект соб­ственности. При этом в расчет принимаются не только различные характеристики объекта, но и права, которым наделен его владе­лец. Объекты оценки являются объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Согласно закону об оценочной деятельности к объектам оцен­ки относятся:

• отдельные материальные объекты (вещи);

• совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

• право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

' ФЗ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в РФ» (по состоя нию на 25.03.2003).


• права требования, обязательства (долги);

• работы, услуги, информация;

• иные объекты гражданских прав, в отношении которых за­конодательством РФ установлена возможность их участия в фажданском обороте.

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной сто­роны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется указанным законом (оценщики), а с другой — потребители их услуг (заказ­чики).

35.1.3. ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметом договора об оценке является оказание услуг по оцен­ке объекта оценки. Договор призван урегулировать отношения оценщика и заказчика.

В отношении оценки объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совер­шение сделки с объектами оценки.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в пись­менной форме и не требует нотариального удостоверения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» договор об оценке дол­жен содержать:

• основание заключения договора;

• вид объекта оценки;

• вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

• денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

• сведения о страховании гражданской ответственности оцен­щика.

Кроме того, указанной статьей установлено, что в договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядко­вого номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

В договоре должно содержаться точное указание объекта оцен­ки и его описание.

Статьи 14 и 15 закона определяют права и обязанности оцен­щика и регулируют отношения между оценщиком и заказчиком.

Стандартами оценки установлено, что при заключении дого­вора об оценке оценщик обязан предоставлять информацию о тре­бованиях законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязан­ностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

35.1.4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОТЧЕТУ ОБ ОЦЕНКЕ. ПОНЯТИЕ «НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА»

В соответствии со ст.11 упомянутого закона надлежащим испол­нением договора об оценке объекта оценки является своевременное составление и передача оценщиком заказчику составленного в пись­менной форме с соблюдением требований законодательства об оце­ночной деятельности отчета об оценке объекта оценки.

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указы­ваются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, которые необходимы для полно­го и недвусмысленного толкования результатов проведения оцен­ки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае если при проведении оценки объекта оценки опреде­ляется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения ры­ночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

• дата составления и порядковый номер отчета;

• основание для проведения оценщиком оценки объекта оцен­ки;

• юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

• точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юри­дического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

• стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использо­ванных при проведении оценки объекта оценки данных с указа­нием источников их получения, а также принятые при проведе­нии оценки объекта оценки допущения;

• последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы приме­нения полученного результата;

• дата проведения стоимости объекта оценки;

• перечень документов, используемых оценщиком и устанав­ливающих количественные и качественные характеристики объек­та оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отраже­ния применяемого им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки за­конодательством РФ могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, а также подписан оценщиком — индивидуаль­ным предпринимателем или работником юридического лица, ко­торый соответствует требованиям ст. 24 указанного закона и осу­ществил оценку, и его руководителем.

Итоговая величина рыночной стоимости или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основани­ям и в порядке, которые предусмотрены законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой для це­лей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, уста­новленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.

В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, ар­битражным судом в соответствии с установленной подведомствен­ностью, третейским судом по соглашению сторон спора или до­говора или в порядке, установленном законодательством РФ, ре­гулирующим оценочную деятельность.

Одно из весьма важных требований закона — требование пол­ной независимости оценщика от заказчика и от каких-либо обсто­ятельств, связанных с объектом оценки.

Оценка конкретного объекта не может проводиться оценщи­ком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объек­




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.